Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 159.9.072.43

Дата публикации 24.05.2019

Развитие готовности к профессиональному выбору средствами игрового моделирования в процессе профессиональной ориентации

Попова Анна Сергеевна
Студент - бакалавр кафедры педагогики и психологии детства, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, popovaannavyz@yandex.ru
Федина Людмила Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень lllca@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме использования игрового моделирования в профессиональной ориентации старшеклассников. Актуальность исследования обусловлена потребностями субъектов образовательных отношений в динамичной, интерактивной (межсубъектно диалоговой) и информационно насыщенной профориентации, которая отвечает утвержденными требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования. В статье рассмотрен потенциал игрового моделирования в образовательном контексте на основе анализа современных зарубежных и отечественных исследований, а также представлены результаты развивающей профориентационной программы «ИгроПроф» на основе игрового моделирования. В статье представлены результаты низкого и среднего уровня готовности к профессиональному выбору, дана качественная интерпретация результатов.
Ключевые слова: профориентация, профессиональная ориентация, старшеклассники, профессиональная готовность, готовность к профессиональному выбору, игровое моделирование, игромоделирование

The development of readiness for professional choice by means of game modeling in the process of professional orientation

Popova Anna Sergeevna
student – bachelor of psychology and pedagogics of the childhood department, Tyumen State University, Tyumen, Russia
Fedina Ludmila Viktorovna
Cand. Sci. (Pedagogics), assistant professor of psychology and pedagogics of the childhood department, Tyumen State University, Tyumen, Russia

Abstract: The article is devoted to the problem of using game simulation in the professional orientation of high school students. The relevance of the study is determined by the needs of subjects of educational relations in a dynamic, interactive (intersubjective dialogue) and information rich career guidance that meets the approved requirements of the GEF of secondary (full) general education. The article discusses the potential of gaming modeling in the educational context based on the analysis of modern foreign and domestic research, and also presents the results of the developing career guidance program “IgroProf” based on gaming modeling. The article presents the results of low and medium level of readiness for professional choice, provides a qualitative interpretation of the results.
Keywords: careerguidance, professional orientation, high school students, professional of readiness, readiness for professional choice, game modeling, game simulation

Общеобразовательные учреждения реализуют федеральные государственные стандарты (ФГОС).  Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года (ред. От 29.06.2017) утвердил профориентацию в виде обязательного составляющего среднего (полного) общего образования. Не смотря на обязательность, профориентация проводится на качественно низком уровне и не соответствует ни задачам, ни ожидаемым результатам, прописанным в ФГОСе среднего (полного) общего образования. Например, в ожидаемом портрете выпускника школы стандарт определяет следующие личностные характеристики личности учащегося, которыми он должен обладать – «подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества». Также в личностных результатах освоения программы среднего (полного) общего образования школьниками являются – «осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем».

Профессиональная ориентация является неотъемлемым направлением в психолого-педагогической работе. Педагог-психолог испытывает трудности прежде всего с сопровождением процесса профориентации, а именно: диагностическая работа является ведущей и не восполняет уже обозначенные потребности школьников; невозможно проведение профориентация только через тренинги и консультирование т.к. это требует большого временного вложения, психологи школ не способы физически охватить большую аудиторию детей; процесс профориентации возложен на плечи психолога и старшеклассникам не отводиться самостоятельная работа; методически устаревшее сопровождение не может быть эффективно использовано для детей современности. Не смотря на потенциал игрового моделирования, общеобразовательные школы, в лице психологических служб, склонны использовать традиционные подходы профориентации, где ведущим методом является диагностический, что обращает наше внимание на организацию школьной профориентационной работы со старшеклассниками.

На основании вышеизложенного, наше исследование, направленное на «развитие готовности к профессиональному выбору средствами игрового моделирования в процессе профессиональной ориентации» (на примере Тюменской общеобразовательной школы) является актуальным и значимым для субъектов образовательных отношений.

Мы можем наблюдать противотечение между использованием средств игрового моделирования в профориентации старшеклассников и недостаточностью статистически достоверных сведений об эффективности данного метода.

Проблема исследования: проблема использования средств игрового моделирования в профориентации старшеклассников.

Объект исследования: процесс профессиональной ориентации старшеклассников.

Предмет исследования: профессиональная ориентация старшеклассников средствами игрового моделирования.

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка результативности программы развития «ИгроПроф» старшеклассников в процессе выбора профессии средствами игрового моделирования.

Гипотеза исследования: если в профессиональной ориентации старшеклассников основным методом использовать игровое моделирование, то повыситься уровень готовности к профессиональному выбору.

Результаты пилотажного исследования показывают реальную потребность школьников в качественной, отличной от традиционного похода, профориентации, которая бы была динамичной, интерактивной (межсубъектно диалоговой) и информационно насыщенной т.е. сохраняла информационный компонент для расширения представления о мире профессий, о показаниях и противопоказаний для них и др.

Исследование уровня готовности к профессиональному выбору у 57-ми учащихся 9-ых классов, проведенное при помощи опросника «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской, показало, что большая часть испытуемых имеют средний (40%) и низкий (38%) уровень готовности к выбору профессии, что может объясняться рядом факторов, например, зависимостью от мнения других людей, малой профессиональной информированностью и низкой степенью осознанности профессионального самоопределения.  Также мы склонны полагать, что данные результаты обусловлены тем, что учащиеся представляют собой «объект» профориентации т.е. испытывают профориентационное воздействия без собственной включенности в данный процесс, без активного преобразования и воплощения профессионального потенциала.

Несмотря на достаточную разработанность в психолого-педагогической литературе содержания, форм и средств осуществления традиционной профориентационной деятельности, профориентация не отвечает обозначенным потребностям и утвержденному государственному заказу.  К нетрадиционному походу профориентации следует отнести использование: психологических (трансформационных) коуч игр, вебинаров, метафорических ассоциативных карт (МАК), приемов арт-терапии, коуч-сессий и др.

Игровое моделирование является эффективным методом по результатам современных зарубежных исследований. Оно имеет ряд преимуществ в образовательной сфере: достоверная эффективность использования игрового моделирования в образовании [4]; разговоры, связывающие игровой процесс с учебным материалом (что в данном случае и есть содержание игрового моделирования) статистически достоверно приводят к положительным эффектам обучения [3]; основанный на игре подход к обучению может быть эффективным в содействии развитию навыков студентов 21-го века [2]; оно обеспечивают широту ресурсов для сопоставления моделей и игрового обучения. Через игровой процесс (gameplay), учащиеся закрепляют концептуальные значения к материальным объектам т.е. происходит привязка «смысла» к материальном объектам [1].

Анализируя отечественные исследования, мы пришли к выводу, что игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя [7]. Также игровая технология рассматривается как педагогический феномен и универсальная методическая оболочка, которая повышает эффективность преподавания всех дисциплин независимо от особенностей учебных дисциплин [11]. Использование игрового моделирования способствует формированию у учащихся творческой активности, способностей применять нововведения в учебный процесс [5].

Игровое моделирование обладает значительным потенциалом в профессиональной ориентации. Предложенная программа (ее элементы) для взрослых показала свою эффективность на различных международных фестивалях (фестиваль «ФИШКА» г. Тюмень в 2018-2019 гг., г. «Пространство Души» г. Петропавловск 2018-2019 гг. и др), также на других мероприятиях («Второй открытый Конгресс наставников России» г. Тюмень 16.11.2018, открытие площадки «Точка кипения» г. Тюмень 22.03.2019 и др.).

Таким образом, мы можем утверждать, что игровое моделирование, успешно интегрирует нетрадиционные и традиционные методы профориентации, способствует повышению активности участников, способствует развитию субъектной позиции человека в отношении собственной деятельности. Игровое моделирование интегрирует вышесказанное в уникальную игру, которая может быть использована в профориентации старшеклассников.

Практическая часть исследования была организована на базе Тюменской общеобразовательной школы. В эксперименте приняли участие 36 учащихся девятых классов.

На первом этапе нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня готовности к профессиональному выбору на основе опросника «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской. В исследовании приняли участие учащиеся 9 «К» и 9 «З» класса.

Рисунок 1. Процентное значение уровня готовности к профессиональному выбору, n=36, январь 2019, в %.

Так, используя процентное соотношение, мы выявили, что большинство испытуемых 50% 9 «К» и 67% 9 «З» классов (рис. 1), имеют средний уровень готовности к профессиональному выбору, что характеризует их как в меру активных, способных проявлять самостоятельность в процессе деятельности. Учащиеся потенциально способны принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения. Как правило, они имеют размытое представление о своей будущей профессиональной деятельности, о будущей профессии (специальности) из-за недостатка информации о своих качествах и мире профессий. Учащиеся не всегда объективно оценивают и определяют свои профессионально значимые качества и склонности, а также нерегулярно восполняют информацию о профессиях, о тенденциях рынка труда и стратегических особенностях изменения профессий. Нечеткие представления о характере различных сфер профессиональной деятельности позволяют им иметь обоснованный профессиональный план, они не задумываются о запасных вариантах выбора профессии и не всегда могут правильно оценивать свои качества и требования профессии, а также соотнести их друг с другом. Для них менее характерно детально прогнозировать свой профессиональный план, чем представлять свою профессиональную сферу или область.

Низкий уровень готовности представляют 50% 9 «К» и 28% 9 «З» классов (рис. 1). учащиеся, которые слабо ориентируются в своих индивидуальных особенностях, чертах характера. Они нецеленаправленны, инертны и редко проявляют самостоятельность в процессе деятельности. У старшеклассников нет положительного активного отношения к ситуации выбора, вследствие чего отсутствует план профессионального развития. Также они не определяют свою как ближайшую профессиональную перспективу, так и дальнейшую. Они не заинтересованы в актуализации и развитии своих потенциальных профессиональных возможностей.

Лишь 5% 9 «З» класса (рис. 1) имеют высокий уровень готовности к профессиональному выбору. Такие учащиеся осознают себя субъектом своей дальнейшей профессиональной жизни, относятся избирательно к профессиональной деятельности. Для них характерно умение прогнозировать свой профессиональный рост и профессиональное развитие. Учащиеся обладают необходимым уровнем знаний о существующих профессиях. Им характерно принимать решения, брать на себя ответственность, а также самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу. Учащиеся с таким уровнем готовности целенаправленны, видят ближние и дальние перспективы своей профессиональной судьбы, могут осуществлять контроль и самоконтроль в ходе выбора профессии.

На втором этапе, проведя статистическую обработку полученных данных, используя непараметрический U-критерий Манна — Уитни, мы можем утверждать, что нет достоверных различий между обеими выборками. На основании чего нами были выделены контрольная (n=24) и экспериментальная (n=12) группы для дальнейшего этапа исследования.

На третьем этапе нашего исследования была реализована развивающая профориентационная программа «ИгроПроф» на основе игрового моделирования на экспериментальной группе. Программа «ИгроПроф» реализовывалась с февраля по апрель 2019 года. В результате мы можем наблюдать следующие изменения (рис.2) в показателе уровня готовности к профессиональному выбору у контрольной и экспериментальной группы.

Рисунок 2. Сравнительный анализ уровня готовности к профессиональному выбору экспериментальной (n=12) и контрольной групп (n=24)
 (Опросник А.П. Чернявской, май 2019г., ср.знач.)

В результате формирующего эксперимента, в экспериментальной группе наблюдается прирост (12,5%) среднего показателя готовности к профессиональному выбору. При помощи статистической обработки полученных данных, используя непараметрический G-критерий знаков, мы можем утверждать наличие достоверных изменений в экспериментальной группе (* Gэмр  < Gкр (при р = 0,05). В контрольной же группе прирост (4%) среднего показателя готовности к профессиональному выбору не является статистически достоверным.

На этапе контрольного эксперимента, сравнивая показатели экспериментальной и контрольной групп на достоверность различий при помощи непараметрическго U-критерия Манна — Уитни мы можем утверждать, что существует достоверное различие между группами.

Развивающая программа показала свою эффективность за счет возможностей игрового моделирования. В итоге была апробирована развивающая профориентационная программа «ИгроПроф» на экспериментальной группе учащихся. В результате, наша гипотеза подтвердилась т.е. выявлена реальная эффективность игрового моделирования в профориентации старшеклассников.


Список литературы

1. Banks J., Wasserman J.A. Details and Dynamics: Mental Models of Complex Systems in Game-Based Learning // Sage Journals. — 2017. — №48(5). — pp. 603-624.
2. Clark K.R., Qian M.H. Game-based Learning and 21st century skills: A review of recent research // Computers in Human Behavior. – 2016. — №63. — pp. 50-58.
3. Corredor, J. Fostering situated conversation through game play. Simulation & Gaming. — 2018. — 49(6). — pp 718-734.
4. Kriz, W.C. Research of the Active Substance of Gaming Simulation // Sage Journals. — 2018. — №6. — pp. 595-601.
5. Винник В.К., Гонова Н.В. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20407 (дата обращения: 2.05.2019).
6. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 1.05.2019).
7. Сайгушев Н.Я., Сайгушева Л.И., Валеев А.С. Игровое моделирование в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-modelirovanie-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-buduschego-spetsialista (дата обращения: 1.05.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: