Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 378.147

Дата публикации 31.05.2021

Возможности дистанционных форм обучения в профессиональной подготовке будущих социальных работников

Завражнов Василий Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, сервиса и туризма Арзамасского филиала ННГУ, Россия, г. Арзамас, zavr1982@rambler.ru
Столярова Елена Валентиновна
ассистент кафедры социальной работы, сервиса и туризма Арзамасского филиала ННГУ, Россия, г. Арзамас, kot_ln@mail.ru
Шуматова Мария Александровна
студентка 4 курса, психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ, Россия, г. Арзамас, zavr1982@rambler.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на данный момент проблеме дистанционного обучения. Ее значимость определяется тем, что данная форма обучения в последнее время получила большое распространение и стала применяться при подготовке различных специалистов. При этом вопрос об ограничениях дистанционного обучения при профессиональной подготовке остается недостаточно изученным. В исследовании дается обзор работ, посвященных возможностям применения дистанционного обучения при подготовке будущих социальных работников. Особое внимание уделяется проблемам применения дистанционного обучения в ходе организации непосредственного взаимодействия студентов и педагогов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, социальная работа, взаимодействие, профессиональная подготовка, информационные технологии, коммуникация.

Opportunities for distance learning in the professional training of future social workers

Zavrazhnov Vasiliy Vladimirovich
cand of Sciences (Pedagogy), associate Professor of the Department of Social Work, service and tourism, Arzamas branch UNN, Russia, Arzamas
Stolyarova Yelena Valentinovna
assistant lecturer of social work, service and tourism, Arzamas branch UNN, Russia, Arzamas
Shumatova Mariya Aleksandrovna
4rd year student of psycho-pedagogical faculty, Arzamas branch UNN, Russia, Arzamas

Abstract: The article is devoted to the current problem of distance learning. Its significance is determined by the fact that this form of education has recently become widespread and has begun to be used in the preparation of various specialists. At the same time, the issue of the limitations of distance learning in professional training remains insufficiently studied. The study provides an overview of works devoted to the possibilities of using distance learning in the training of future social workers. Particular attention is paid to the problems of using distance learning in the organization of direct interaction between students and teachers.
Keywords: distance learning, social work, interaction, professional training, information technology, communication.

Правильная ссылка на статью
Завражнов В.В., Столярова Е.В., Шуматова М.А. Возможности дистанционных форм обучения в профессиональной подготовке будущих социальных работников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vozmozhnosti-distantsionnykh-form-obucheniya-v-professionalnoj-podgotovke-budushhikh-sotsialnykh-rabotnikov.html (Дата обращения: 31.05.2021)

Развитие дистанционного обучения на современном этапе неразрывно связано с совершенствованием компьютерных технологий передачи данных. Современное дистанционное обучение позволяет обеспечить высокий уровень качества получаемых знаний за счет организации полноценной обратной связи между педагогом и обучающимся, как в реальном времени, так и при выполнении заданий в течение определенного срока. И, если на первом этапе дистанционное обучение применялось в работе с обучающими, имеющими ограниченные возможности, то на данный момент высокая эффективность такого обучения приводит к его повсеместному распространению.

М.М. Магомедов понимает под дистанционным обучением «способ получения образования, при котором обмен информацией и обратная связь между обучающим и обучающимися осуществляются с использованием компьютерных сетей». Также, по мнению исследователя, дистанционное обучение предоставляет широкие возможности для повышения доступности образования и снижения его затрат на организацию образовательного процесса [1]. Среди основных достоинств дистанционного образования можно назвать:

- гибкость и индивидуальный характер процесса обучения;

- возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов;

- равные возможности для всех субъектов обучения;

- высокая эффективность использования образовательных ресурсов;

- роль преподавателя как наставника, тьютора, консультанта.

В то же время существует и ряд недостатков, среди которых выделяются следующие:

- невозможность продолжительного очного общения с каждым обучающимся;

- невозможность в ряде случаев отследить, кем именно выполнены задания в дистанционных курсах;

- недостаточный уровень самодисциплины отдельных учащихся;

- необходимость серьезных вложений на первых этапах формирования системы дистанционного обучения;

- трудоемкость разработки полного дистанционного образовательного курса [1].

Т.В. Крепс и Е.Ю. Гаджиева приводят в своем исследовании следующие формы дистанционного обучения:

- традиционная (заочная), которая заключается в самостоятельной работе обучающихся по выданным заданиям и комплексам методик;

- фрагментарная, при которой обучающийся самостоятельно работает с учебным материалом, представленным в электронном виде, и систематически взаимодействует с педагогом, получая необходимые консультации;

- электронная, при которой рассылка учебного материала и сбор ответов учащихся осуществляются по электронной почте;

- комбинированная, которая сочетает все перечисленные формы [2].

Т.В. Кудрявцев и П.Л. Полежаев указывают, что в процессе профессиональной подготовки у обучающихся происходит становление профессионального самосознания, формируется положительное представление о будущей профессии и происходит усвоение профессиональных ролей. При этом в процессе обучения студенты младших курсов, общаясь со студентами старших курсов осознают непродуктивность позиции школьника, следствием чего становится формирование позиции профессионала и специалиста. Этот процесс завершается к концу обучения в ходе прохождения производственной практики. Из этого следует, что разобщенность студентов разных курсов, возникающая как результат дистанционного обучения, отрицательно сказывается на формировании профессиональной идентичности. Исходя из этого можно утверждать, что одной из наиболее сложных проблем в дистанционном обучении является проблема активной межличностной коммуникации студентов [3].

Взаимодействие с педагогами, опосредованное информационно-коммуникативными технологиями, также негативно сказывается на обучении студентов, которые не имеют серьезной академической подготовки. На практике это означает, что студенты младших курсов больше заинтересованы в личном общении с преподавателем и однокурсниками, поэтому уровень их заинтересованности в занятиях онлайн заметно ниже, чем у старших курсов [4].

С.Р. Умархаджиева считает, что для удовлетворения кадровой потребности органов соцзащиты дистанционное обучение является одной из наиболее оптимальных форм профессиональной подготовки. Дистанционное обучение в социальной работе позволяет решать задачи обеспечения непрерывного самообразования, повышения квалификации соцработников, получения дополнительного образования и усвоения современного опыта социальной работы [5].

При этом существует ряд ограничений на использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке социальных работников, поскольку важное значение в этом плане имеет формирование компетенций, позволяющих выявлять социальные проблемы конкретных людей и планировать работу по их решению [6]. Формирование таких компетенций, по мнению С.Р. Умархаджиевой требует обеспечения возможностей свободного общения, что не всегда удается реализовать в условиях дистанционного обучения. В этом случае обучающиеся больше взаимодействуют с электронными ресурсами, что не позволяет им эффективно взаимодействовать и знакомиться с различными моделями ролевого поведения [5].

В системе дистанционного обучения педагогу необходимо обладать знаниями не только в избранной предметной области, но и компетенциями в сфере информационных технологий. Следовательно, дистанционное обучение предъявляет повышенные требования к роли преподавателя: с одной стороны, он должен быть автором учебного курса, отвечающим за его содержание; с другой – методистом, владеющим технологиями дистанционного образования [7].

Таким образом, анализ существующих работ по проблеме дистанционного обучения и профессиональной подготовки будущих социальных работников показывает, что дистанционное обучение позволяет обеспечить доступ к получению образования различных категорий обучающихся. При этом особенности данной формы обучения не позволяют в полной мере решить проблему полноценного взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем, что негативно сказывается на подготовке будущих социальных работников, где взаимодействие с клиентами является основой всей системы социальной работы.


Список литературы

1. Магомедов М.М. Дистанционное обучение в сфере образования // Наука: общество, экономика, право. 2020. №2. С.331-336
2. Крепс Т.В., Гаджиева Е.Ю. Значение дистанционного обучения в системе подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров // Тенденции развития науки и образования. 2019. №46-1. С.62-65
3. Полежаев П.Л. Формирование профессиональных компетенций социальных работников в условиях дистанционного обучения // Вестник Восточно-сибирской открытой академии. 2020. №39(39). С.10
4 Сорокопуд Ю.В., Борисевич М.М. Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. №5(78). С.225-226
5. Умархаджиева С.Р. Технологии дистанционного обучения в профессиональной подготовке социальных работников // Известия Чеченского государственного университета. 2019. №3(15). С.139-144
6. Сигитова Л.И. Организация дистанционного обучения студентов педагогического вуза // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. 2020. №2. С.166-168
7. Сеткова И.Н., Лукина А.К., Волкова М.А. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2021. №1(33). С.92-102

Расскажите о нас своим друзьям: