Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 37.013.42

Дата публикации 31.05.2021

Роль учреждений дополнительного образования в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Артемьева Дарья Владимировна
студентка факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, artem4ka4398@mail.ru
Попова Галина Александровна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, popovagalyna@rambler.ru

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, в том числе с недостаточным уровнем патриотического воспитания. Проанализированы нормативно-правовые документы, которые подчеркивают важность повышения уровня патриотизма у подрастающего поколения в системе образования. Показана роль учреждений дополнительного образования, участвующих в системе патриотического воспитания. Приведены примеры мероприятий патриотической направленности в системе дополнительного образования, повышающих уровень патриотизма.
Ключевые слова: подростки, гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, дополнительное образование, патриотические мероприятия.

The role of additional education institutions in the patriotic education of the younger generation

Artemieva Darya Vladimirovna
student of the faculty of physical culture and sports, Vyatka State University, Russia, Kirov
Popova Galina Aleksandrovna
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russia, Kirov

Abstract: The article deals with current problems related to the upbringing of the younger generation, including the insufficient level of patriotic education. Legal documents that emphasize the importance of increasing the level of patriotism among the younger generation in the education system are analyzed. The role of additional education institutions participating in the system of patriotic education is shown. Examples of patriotic events in the system of additional education that increase the level of patriotism are given.
Keywords: adolescents, citizenship, patriotism, patriotic education, additional education, patriotic events.

Правильная ссылка на статью
Артемьева Д.В., Попова Г.А. Роль учреждений дополнительного образования в патриотическом воспитании подрастающего поколения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-uchrezhdenij-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-patrioticheskom-vospitanii-podrastayushhego-pokoleniya.html (Дата обращения: 31.05.2021)

Введение. Проблема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения является сегодня одной из актуальных и важных. Будущее государства зависит от его граждан, их ценностей, отношения к жизни и стране, их активной позиции и вовлеченности в деятельность в интересах общества.  Важным субъектом социальных перемен, имеющим большую инновационную силу среди народа, является молодежь, которая оказывает значительное влияние на все процессы, происходящие в обществе, является основой его развития [1, с. 165; 2, с. 49-50].

В то же время в последние годы в сложившихся социально-экономических условиях можно наблюдать разобщенность в молодежной среде, антигосударственное и асоциальное поведение подростков, возникновение националистических молодежных объединений. Наблюдаются у подрастающего поколения антипатриотические настроения, которые вызваны системой ложных ценностей: потребительством, свободой без ответственности, культом агрессии и силы, проявлением неуважительного отношения к взрослым и к истории страны, духовной опустошенностью, отсутствием любви к Отечеству [3, с.20; 4, с. 432-434]. Изучая причины неэффективности воспитательного процесса, И.В. Тихоновский [4. с 431-432] указывает на потерю традиционных форм воспитания, отсутствие нравственных идеалов, утраты семьи как примера воспитания.  

Вышеперечисленные проблемы указывают на кризис духовных ценностей молодежи [4, с 431-432]. Исследования многих авторов [4; 5, с.199; 6, с. 8-9], подтверждают необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения, развития качеств высоконравственной личности на основе гражданственности, активной жизненной позиции, верности своему Отечеству, любви к Родине. Для становления патриота, формирования гражданского и патриотического мироощущения, как отмечает И. В. Тихоновский [4, с. 435-436], необходимо возвращение российскому обществу нравственных идеалов, четко определять цель и задачи, направления в области патриотического воспитания.

По мнению Быкова [7, с. 50], «патриотическое сознание, патриотически ориентированное мировоззрение, патриотические убеждения» характеризуют патриотизм как комплексное личностное качество. Рассматривая понятие «патриотизм», можно определить его как уважение традиций своего народа, уважение к своему государству, нации, армии, желание к укреплению могущества своей Родины и преданность ей, гордость за ее достижения, сопричастность с историей своей страны [7, с. 49-50 ; 8, с. 100].

Необходимость формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности отмечается во многих нормативно-правовых документах, стратегиях развития, проектах.

В 2001-2015 годах реализованы три государственные программы патриотического воспитания. После мониторинга была принята 4 программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [8], где указана цель государственной политики в области патриотического воспитания – создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, для решения задач национальной безопасности Российской Федерации, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [9],

Одна из главных задач в области патриотического воспитания указывается в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года – совершенствование военно-патриотического воспитания граждан и повышение мотивации к военной службе [10].

Важным является то, что о воспитании патриотизма и гражданственности указывается в ФЗ «Об образовании» (Ст.2), в котором отмечается важный принцип деятельности образовательных учреждений – воспитание и формирование у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма, уважения к традициям народа, к памяти Героев Отечества, правам и свободам человека, любви к окружающей природе и Родине [11].

Система образования оказывает существенное влияние на воспитательный процесс, в том числе и на формирование патриотизма. Образовательные учреждения являются одними из важных социальных институтов развития и воспитания молодого поколения [12, с. 32-33]. Подчеркивая важность патриотического воспитания М. М. Симонова и Д. Э. Удалов [12, с. 34-35] отмечают, что при организации патриотической работы необходимо развивать правовую культуру детей и подростков; без осуществления патриотического воспитания нельзя сохранить мир и стабильность развития общества.

Для эффективности в области патриотического воспитания необходима отлаженная работа всей системы образования в различных направлениях: военно-патриотическом, историко-патриотическом, героико-патриотическом, гражданско-патриотическом, национально-патриотическом, которая должна быть систематической, целенаправленной деятельностью [13, с.40-41].

В соответствии с принятыми нормативными документами, решениями федеральных и региональных органов власти в Российской Федерации получили развитие патриотические организации разного уровня и вида деятельности.

Особое место в системе образования, воспитания и развития молодого поколения занимают учреждения дополнительного образования (ДОУ), где имеются условия для формирования и воспитания патриотических чувств и сознания у молодежи, для творческого совершенствования и самореализации, гражданской активности [14, с. 39; 15, с.260]. Как отмечают В. В. Хамидулина и Е. А.  Казанцева, эффективность патриотической работы ДОУ определена «высоким идейно-политическим смыслом и общественно полезной направленностью мероприятий» [15, с.260], возможностью использования разнообразных форм по патриотическому воспитанию.

Среди ДОУ необходимо отметить патриотические клубы, роль которых заключается в формировании у подростков таких важных качеств как любовь к Отечеству, малой родине, гражданская ответственность, верность традициям, воспитание чувства долга, преодоление трудностей [15, с.  262.]

Значительное место в патриотическом воспитании занимают оборонно-спортивные и спортивно-патриотические лагеря, где сочетаются подготовка к службе в армии и спортивная подготовка. У молодого поколения воспитывается активная гражданская позиция, происходит формирование гражданина и патриота своего Отечества, развитие личностных качеств, физическое совершенствование, воспитывается правильное отношение к воинскому долгу [16, с. 122-123].

Широкую работу по воспитанию и формированию гражданственности и патриотизма проводят центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, главная задача которых выполнение обозначенных нормативными документами целей в области патриотического воспитания среди молодежи, вернуть престиж российской армии, привитие нравственных ценностей, традиций российского общества путем вовлечения детей и подростков в различные мероприятия патриотической направленности. Деятельность центров многообразна: проведение акции «Георгиевская ленточка», военно-патриотических месячников, вахт памяти, дней призывника, уроков мужества, тематических классных часов, конференций, фотоконкурсов, выставок рисунков и поделок, конкурсов военной песни и стихов, игр «Зарница» и «Победа», соревнований «Школа безопасности», спартакиад школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта, военно-патриотического квеста «Один день в армии», организация встреч с участниками исторических событий, походов по местам боевой славы и др. [17, с. 166-167; 18; 19].

Таким образом, учреждения дополнительного образования в патриотическом воспитании подрастающего поколения занимают важное место. Разработка и применение разнообразных форм и методов в работе, направлений патриотического воспитания, способствующих развитию патриотизма «через активную практическую разнонаправленную деятельность», позволяют сформировать у молодого поколения патриотические мировоззрение, поведение, ориентации, убеждения. Патриотическое воспитание – это непрерывный воспитательный процесс, способствующий формированию гражданина и патриота своей страны, развитию у детей и подростков любви к Родине, чувства верности Отечеству.

Цель работы – изучить организацию патриотического воспитания Кировского областного государственного образовательного автономного образования «Региональный центр военно-патриотического воспитания «Патриот» (КОГОАУ ДО РЦ ВПВ); оценить эффективность проведения патриотических мероприятий среди воспитанников центра.

Объем и методы исследования. В работе применялись теоретические методы: анализ литературных источников и нормативных документов; экспериментально-теоретические методы: анализ деятельности КОГОАУ ДО РЦ ВПВ; эмпирические методы: анкетирование.

 Исследование проводилось на базе Регионального центра военно-патриотического воспитания «Патриот». В эксперименте участвовали воспитанники кружка «Юный снайпер» в количестве 30 человек. В рамках исследования были сформированы экспериментальная группа – воспитанники группы «Юный снайпер» (ЮС-4) в количестве 15 человек (12 мальчиков и 3 девочки). и  контрольная группа – воспитанники группы «Юный снайпер» (ЮС-6) в количестве 15 человек (13 мальчиков и 2 девочки), Возраст учащихся, участвующих в эксперименте 13-15 лет.

Для выявления уровня патриотического воспитания и оценки эффективности проводимых мероприятий использовалось анкетирование в контрольной и экспериментальной группах. Анкета была взята из методического сборника «Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации» [20, с. 30] и адаптирована под условия эксперимента, состояла из 26 вопросов, которые позволяли оценить уровень патриотического воспитания респондентов: отношение подростков к патриотизму, к срочной и военной службе, а также к здоровому образу жизни, выявить уровень заинтересованности к истории страны, к экономическим, политическим и спортивным событиям страны.

В зависимости от ответа на вопрос опрашиваемые получали баллы от 0 до 3, которые суммировались. По сумме баллов на все вопросы анкеты (индивидуальный балл) все участники анкетирования делились по уровню патриотизма на четыре категории: от 0 до 19 баллов – очень низкий уровень; от 20 до 39 баллов – низкий уровень; от 40 до 59 баллов – средний уровень; от 60 до 78 баллов – высокий уровень.

Анкетирование позволило определить уровень патриотического воспитания в исследуемых группах и разработать мероприятия военно-патриотической направленности, которые были проведены в экспериментальной группе:

1. Спортивно-патриотическое соревнование «Битва за Сталинград», посвященное дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. При проведении данного мероприятия воспитанники были поделены на 2 команды, одновременно проходившие этапы, связанные с историей Сталинградской битвы. Цель мероприятия расширить и проверить знания по исторической битве, а также развитие физических качеств подростков.

2. «Успешная формула выбора профессии» – форма профориентации на мотивирование военной службы: объяснялись правила и ошибки при выборе профессий. Подробно воспитанники познакомились с профессией «военный».

3. Квест-игра с применением практического и эвристического методов «Мы патриоты», цель которой – расширить и оценить знания о военно-исторических событиях нашей страны, развитие межличностных отношений. Особенность данной формы игры в том, что она является маршрутной с практическими и интеллектуальными заданиями.

4. Виртуальная экскурсия «Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны» с применением наглядного (демонстрация) и игрового методов. Цель мероприятия: знакомство с бытовой жизнью солдат во время Великой Отечественной войны. Проводилась экскурсия с помощью средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), в частности с использованием мультимедийной презентации.

5. Спортивно-патриотическое соревнование «День защитника Отечества» в форме эстафет и беседы. Участники мероприятия представляли 2 команды. В ходе соревнований воспитанники выполняли практические задания (бег через препятствие, чистка картофеля) и задания интеллектуального характера (решение ребусов, кроссвордов, викторин на военно-патриотические темы).

После проведения мероприятий патриотической направленности для выявления изменений в уровне сформированности патриотизма учащихся было организованно повторное анкетирование в обеих группах.

Для объективности оценки степени достоверности полученных данных педагогического эксперимента был использован метод математической статистики U-критерия Манна-Уитни при уровне значимости p≤0,05.

Результаты исследования. Исследование проводилось в течение 4 недель в период преддипломной практики с 1 февраля по 1 марта 2021 года.

В начале педагогического эксперимента была изучена организация патриотического воспитания Регионального центра, который начал свою деятельность с 27 мая 2016 года. Работа Регионального центра организована согласно целям и задачам, принципам и направлениям деятельности, которые являются составляющими системы военно-патриотического воспитания молодежи.

Деятельность Регионального центра разнообразна и имеет следующие направления [21]:

1. Проведение учебных сборов допризывной подготовки. Учебные сборы являются обязательной составной частью образовательной программы в соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе». В настоящее время не каждое образовательное учреждение г. Кирова и Кировской области имеет возможность проводить данные сборы в связи с недостаточной учебно-материальной базой, отсутствием квалифицированных преподавателей. В этом случае на помощь приходит Региональный центр, материальное обеспечение которого для проведения учебных сборов в полной укомплектованности, оборудование пополняется и обновляется каждый год. Например, на данный момент имеется современный пневматический тир, оборудованная полоса препятствий, учебные аудитории (тактический зал, кабинет медицинской подготовки, кабинет радиационной, химической и биологической защиты, кабинет Уставов вооруженных сил РФ, спортивный зал, строевой плац. На занятиях используются макеты различных видов оружия, игровой лазертаг-комплект, оборудование для соревнований по лучному и мечевому бою, метанию ножей, туристические принадлежности, учебная литература, наглядные пособия. К проведению учебных сборов в КОГОАУ ДО РЦ ВПВ привлекаются высокопрофессиональные специалисты по всем направлениям подготовки.

2. В реализацию патриотического воспитания Регионального центра входит организация и проведение мероприятий разного уровня. Среди ярких и успешных военно-патриотических проектов Кировской области, реализованных Центром в 2020 году, можно выделить: областные соревнования Кировской области по «Туармингу» 13 февраля 2020 г. (115 участников); областной смотр-конкурс знаменных групп Кировской области 13 февраля 2020 г. (136 участников); две профильные смены военно-патриотической направленности; участие во Всероссийском проекте «Вахта памяти», в рамках которого в 2020 году было обустроено 108 мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ.

3. Информационно-методическая работа и мониторинг состояния военно-патриотического воспитания. На базе центра проводятся учебно-методические сборы с преподавателями, осуществляющими подготовку по основам военной службы. В 2020 году прошли обучение 15 человек.

4. Развитие системы патриотических движений. Региональный центр постоянно совершенствует организацию патриотического воспитания и поддерживает общественные движения, такие как «Поисковое движение России», «Юнармия», «Юные инспектора движения».

5. Реализация программ дополнительного образования. Региональный центр «Патриот» не только ведет работу воспитательного характера, но и образовательного. Учреждение реализует 5 дополнительных общеобразовательных программ в 17 объединениях по 2 направлениям (физкультурно-спортивное и социально-педагогическое). В объединениях (кружках и секциях) центра занимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет в кружках «Юный снайпер», «Боевое самбо», молодежной телестудии «Доминанта», «Современный мечевой бой», «Шахматы».

Таким образом, Региональный центр «Патриот» ведет многоплановую работу.

Педагогический эксперимент проводился среди воспитанников кружка «Юный снайпер». Целью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является формирование знаний, умений и навыков по стрелковому спорту у подрастающего поколения. В программе занятий данного кружка не предусмотрены специальные военно-патриотические и патриотические мероприятия. В то же время формирование патриотического сознания происходит через:

– активное изучение и расширение знаний по истории развития российского оружия, что способствует повышению уровня историко-патриотического воспитания подростков;

– овладение основами теоретических знаний, практических умений по обращению с оружием, что позволяет формировать важный навык по стрельбе у допризывной молодежи;

– воспитание дисциплины, чувства ответственности за порученное дело, добросовестное отношение к труду и общественной собственности;

развитие спортивно-технической подготовки и волевых качеств, что способствует повышению уровня здоровья воспитанников, а также подготовке молодежи к службе в армии.

Для анализа эффективности проводимых мероприятий с патриотической направленностью и оценки уровня патриотического воспитания среди групп кружка «Юный снайпер» было проведено входное анкетирование, по результатам которого были отобраны контрольная и экспериментальная группы, не имеющие различий по U-критерию Манна-Уитни.

При входном анкетировании получено, что низкий уровень патриотизма в экспериментальной группе выявлен у 4 респондентов (26%), в контрольной группе – у 3 респондента (20%). У данных воспитанников отсутствует желание становиться патриотами: они мало интересуются историческим прошлым страны, не готовы участвовать в волонтерской деятельности, приносить пользу окружающим и для страны в целом, не считают важным заботиться о нашей стране, возникает желание уехать за границу на постоянное место жительства. Не воспринимают серьёзно и ответственно воинский долг, и, соответственно, не вызывает интереса служба в армии.

Средний уровень патриотического воспитания выявлен у 8 респондентов (54%) экспериментальной группы и 9 респондентов (60%) контрольной группы, которые стремятся быть патриотами: с интересом изучают историческое прошлое страны, вызывают восхищение и гордость знаменательные события нашей страны, знают отличительные знаки нашего государства, в случае серьезной опасности, готовы защищать свою Родину. Однако, они не готовы проходить срочную службу и не считают, что армия способствует подготовке юношей к существующим опасностям.

Анализируя результаты анкет, определено, что воспитанников с высоким уровнем патриотического воспитания в экспериментальной и контрольной группах было по 3 респондента (20%), которые считают себя истинными патриотами, с желанием участвуют в мероприятиях и соревнованиях Регионального центра и города Кирова, заботятся об окружающей среде, оказывают помощь пожилым людям, уважительно относятся к представителям разных национальностей, чувство гордости вызывают успехи нашей страны. Кроме проявления ценностного отношения к народу, к природе, к своему здоровью, воспитанники готовы выполнить важную социальную и государственную функцию, а именно: готовы проходить срочную службу.

Респондентов с очень низким уровнем патриотического воспитания не выявлено. Преобладание в группах «Юный снайпер» (ЮС-4) и «Юный снайпер» (ЮС-6) воспитанников со средним уровнем патриотического воспитания (рисунок) объясняется тем, что активного развития патриотического воспитания учебным планом кружка не предусмотрено, и формирование патриотического сознания происходит косвенно через отдельные темы обучения.

Результаты входного анкетирования показали необходимость проведения военно-патриотических и патриотических мероприятий среди воспитанников данных групп.

Исходя из этого, был создан следующий дизайн эксперимента. В контрольной группе проводились занятия, запланированные программой кружка, а в экспериментальной группе – разработанные мероприятия военно-патриотической направленности. Каждое мероприятие проводилось в первой половине учебно-воспитательного занятия кружка и имело не только функцию воспитательную, но и образовательную.

На профориентационном мероприятии «Успешная формула выбора профессии» воспитанники подробно познакомились с профессией «военный», активно задавали вопросы, делились своими мыслями и отношением к военной службе.

Показателем активности воспитанников в квест-игре стало личностное переживание, осмысление и оценка своей деятельности.

Виртуальная экскурсия «Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны» позволила подросткам представить нелёгкую жизнь солдат в годы Великой Отечественной войны: как был одет, чем питался, в каких условиях воевал, чем занимался в свободное время от боевых действий. Благодаря ИКТ у воспитанников происходило развитие наглядно-образного мышления, ценностно-смыслового восприятия, воспитывалось уважительное отношение к защитникам Отечества. В процессе диалога воспитанники смогли поделиться своими знаниями, получить ответы на интересующие вопросы.

При проведении спортивно-патриотического соревнования «День защитника Отечества» каждый участник был заинтересован в победе своей команды, что характеризует эффективность мероприятия.

Проведенные мероприятия показывают заинтересованность участников по их активности, стремлении получить новые сведения, высказывании своего мнения и отношения к обсуждаемым вопросам.

Заключительным этапом эксперимента стало итоговое анкетирование после проведенных мероприятий для проверки их эффективности, анализ изменения в уровне сформированности патриотизма воспитанников и сравнение полученных результатов с исходными.  

Повторное анкетирование не выявило изменений уровня патриотического воспитания в контрольной группе. Получено: низкий уровень имели 3 респондента (20%), средний уровень – 9 респондентов (60%), высокий уровень – 3 респондента (20%).

В экспериментальной группе изменения в уровнях патриотического воспитания выявлено у 6 человек (40%). Низкий уровень имели 13% респондентов (2 человека), средний уровень – 40% респондентов (6 человек), высокий уровень – 47% респондентов (7 человек), что отображено на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровни патриотического воспитания в экспериментальной группе

* – различия статистически значимы с результатами входного анкетирования (p ≤ 0,05)          

 

Получено: эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни равно 55, критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 64. 55 ≤ 64, следовательно, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05).

Таким образом, после проведенных мероприятий уровень патриотизма достоверно повысился в экспериментальной группе (среди воспитанников группы «Юный снайпер» ЮС-4).

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Анализ литературных источников показал, что забота о подрастающем поколении страны является одной из первых задач государства, которое обеспокоено патриотическим воспитанием молодежи. Пропаганда по формированию уважительного отношения к стране, а также воспитание патриотических чувств и сознания должны быть важным аспектом в жизни подростков, что позволяет сформировать личность физически и морально сильной, толерантной и преданной своей стране, подготовить юношей к военной службе, защите Отечества.

2. В формировании патриотического воспитания молодежи значительная роль принадлежит учреждениям дополнительного образования, в том числе Региональным центрам военно-патриотического воспитания. В соответствии с нормативными документами (программой и концепцией по патриотическому воспитанию граждан РФ) в центрах проводится работа по основным направлениям деятельности в сфере патриотического воспитания.

3. В то же время воспитанники, получающие дополнительное образование в условиях центра, недостаточно охвачены мероприятиями патриотической направленности и имеют невысокий уровень патриотизма. Для реализации патриотического воспитания среди воспитанников данного направления необходимо более активно вовлекать их в мероприятия патриотической направленности. На анализе проведенного исследования можно рекомендовать квест-технологии, виртуальные экскурсии на военно-историческую тематику, формы профориентации на мотивирование военной службы, спортивно-патриотические соревновании.


Список литературы

1. Лунева Е. В., Веденева Е. А. Патриотическое воспитание молодежи как направление реализации государственной молодежной политики (федеральный и региональный аспект) //Молодежь в науке: новые аргументы. Сборник научных работ X Международного молодежного конкурса. – Липецк: Научное партнерство "Аргумент", 2019. – С. 165-168.
2. Номшиева М. А. Роль государства в формировании ценностных ориентаций молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – №7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstva-v-formirovanii-tsennostnyh-orientatsiy-molodezhi (дата обращения: 25.05.2021).
3. Блягоз Н. Ш., Кулаков А. А., Чуриков Ю. С. Аспекты патриотического воспитания современной молодежи: состояние проблемы // «Вестник АГУ». 2019. – 3 (243). – С. 19-24.
4. Тихоновский И. В. Патриотизм как цель воспитания старшеклассников // Гуманитарное пространство. – 2020. – №4. – С. 429-437.
5. Алиева С. А., Омаров О. Н. Теоретические проблемы патриотического воспитания // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №6 (67). – С. 199-201.
6. Нефедова А. С. Патриотическое воспитание как приоритетное направление образовательной политики // Учёные записки ЗабГУ. – 2017. – Том 12, № 5. – С. 6-12.
7. Быков А. К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. – 2018. – 4 (808). – С. 47-60.
8. Силакова О. В., Спицына Т. А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 5 (66). – С. 100-103.
9. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена ПП РФ от 30.12.2015 № 1493 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71296398/ (дата обращения 25.10.2020).
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения 25.10.2020).
11. «О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р (ред. от 19.02.2020 № 362-р) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902197351 (дата обращения 25.10.2020).
12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: Закон об образовании | ГАРАНТ (garant.ru).
13. Симонова М. М., Удалов Д. Э. Правовые основы патриотического воспитания в Российской Федерации // Наука и школа. – 2017. – №2. – С. 32-36.
14. Буйлова Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования // ВНЕШКОЛЬНИК. – 2013. – № 6 (156). – С. 39-47.
15. Хамидулина В. В., Казанцева Е. А. Роль учреждений дополнительного образования в патриотическом воспитании подростков // Стратегии подготовки бакалавров и магистров в научном и образовательном пространстве: сборник научных статей. – Курган: Курганский государственный университет, 2019. – С. 258-263.
16. Калабина А.А., Калабин А.В., Шумихин С.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в оборонно-спортивном оздоровительном лагере
// Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых. Актуальные проблемы летней оздоровительной кампании для детей и подростков.
Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Екатеринбург: [б. и.], 2017. – С. 121-124.
17. Лунева Е. В., Веденева Е. А. Патриотическое воспитание молодежи как направление реализации государственной молодежной политики (федеральный и региональный аспект) // Молодежь в науке: новые аргументы: сборник научных работ X Международного молодежного конкурса. – Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2019. – С. 165-168.
18. Отчет о проделанной работе ГАУ РТ «Республиканский центр спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи «Патриот» в 2019 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rt-patriot.ru/ru/deyatelnost/ (дата обращения 21.12.2020).
19. Отчеты о результатах самообследования 2019–2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.patriotikasar.ru/dokumenty (дата обращения 21.12.2020).
20. Федотова А. Б., Паринова Л. С., Плаксина Л .В., Алексашкина Л. В. Методический сборник «Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации» / А.Б. Паринова. – М.: Просвещение, 2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docplayer.ru/32423799-Metodicheskiy-sbornik-metodika-ocenki-kachestva-i-effektivnosti-patrioticheskogo-vospitaniya-v-obrazovatelnoy-organizacii.html (дата обращения 10.04.2021г.)
21. Отчет по результатам самообследования Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Региональный центр военно-патриотического воспитания «Патриот» за 2020 год [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://патриот43.рф/statics/content/documents/files/139/Otchet_o_samoobsledovanii_za_2020_god.pdf (дата обращения 28.01.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: