Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 371.134

Дата публикации 31.05.2021

Социальное партнёрство как педагогическое условие административно-методического сопровождения профессионального роста педагогов

Стерхов Алексей Алексеевич
кандидат педагогических наук, Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, методист ЧОУ гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца, РФ, г. Сургут, sterkhov1979@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена важнейшей на современном этапе развития общей педагогики проблеме выстраивания социального партнёрства в общеобразовательной организации как обязательного педагогического условия профессионального роста педагогов. В процессе исследования проводится анализ понятия «условие» с позиций различных наук, выводится авторское определение педагогических условий применительно к реализации системы административно-методического сопровождения профессионального роста педагогов. Рассматриваются различные потенциальные партнёры школы, предлагаются этапы конструирования работы с данными партнёрами.
Ключевые слова: административно-методическое сопровождение, педагог, педагогическое условие, профессиональный рост, социальное партнёрство.

Social partnership as a pedagogical condition for administrative and methodological support of professional growth of teachers

Sterkhov Alexey Alexeevich
Candidate of Pedagogical Sciences, Honorary Worker of Education of the Russian Federation, methodologist of Grammar school in the name of St. Nicholas the Wonderworker, Russia, Surgut

Abstract: The article is devoted to the most important problem at the present stage of the development of general pedagogy, the problem of building social partnership in a general education organization as a mandatory pedagogical condition for the professional growth of teachers. In the course of the research, the author analyzes the concept of "condition" from the positions of various sciences, and deduces the author's definition of pedagogical conditions in relation to the implementation of the system of administrative and methodological support for the professional growth of teachers. Various potential partners of the school are considered, and the stages of designing work with these partners are proposed.
Keywords: administrative and methodological support, teacher, pedagogical condition, professional growth, social partnership.

Правильная ссылка на статью
Стерхов А.А. Социальное партнёрство как педагогическое условие административно-методического сопровождения профессионального роста педагогов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sotsialnoe-partnyorstvo-kak-pedagogicheskoe-uslovie-administrativno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-rosta-pedagogov.html (Дата обращения: 31.05.2021)

Приступая к разработке системы административно-методического сопровождения профессионального роста педагогов общеобразовательной организации, следует определить педагогические условия, которые будут способствовать эффективному и бесперебойному функционированию данной системы, поскольку добиться высокого уровня результативности профессионального роста педагогов в процессе их саморазвития и самосовершенствования невозможно без выявления данных условий. Чтобы максимально точно детерминировать сущность понятия «условие», необходимо взглянуть на проблему под углом зрения различных наук.

В самом общем значении, с лексико-семантической точки зрения, условие рассматривается, прежде всего, как некое обстоятельство, от которого что-либо зависит, а кроме того, как определённое правило, установленное в какой-либо области жизни (деятельности) или как обстановка, в которой что-либо происходит [5].

Рассматривая проблему с позиций философии, условие следует трактовать как философскую категорию, которая выражает «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира» [8].

В психологии данный термин обычно используется, когда речь идёт о психическом развитии личности, и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [4, с. 270-271].

Наконец, в педагогике на современном этапе её развития наблюдается позиция по данному вопросу, схожая с мнением учёных-психологов, поскольку условие детерминируется как  совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [6, с. 36].

Изучив трактовки понятия в разных науках, а затем и применительно к педагогической системе в частности, перейдём к определению значения собственно «педагогических условий» как феномена в современной педагогике. По нашему мнению, существует устойчивый ряд общих признаков, позволяющих отнести то или иное явление к педагогическим условиям. Во-первых, это их неотъемлемость в качестве составного элемента любого педагогического процесса как единой целостной системы. Во-вторых, под воздействием педагогических условий активизируется совокупность потенциальных возможностей образовательной и материально-технической среды, позитивно или негативно влияющих на ее функционирование. И в-третьих, структурно педагогические условия состоят из равно значимых внутренних и внешних элементов.

Проблема изучения феномена педагогических условий системно отражается в трудах таких учёных, как В.И. Андреев, Н.В. Ипполитова, Б.В. Куприянов, А.Я. Найн, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева и др. Так, согласно научной концепции Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, педагогическое условие следует понимать в качестве совокупности мер педагогического процесса, направленной на повышение его эффективности [9, 10].

Проанализировав различные мнения учёных в названной сфере, дадим следующее определение педагогических условий эффективной реализации системы административно-методического сопровождения профессионального роста педагогов: это обязательный компонент педагогической системы, отражающий её содержательную характеристику (совокупность форм, методов и средств)  и способствующий реализации совокупности мероприятий, предусмотренных авторской программой административно-методического  сопровождения.

Следующим шагом в исследовании проблемы становится выявление конкретных педагогических условий, с помощью которых будет эффективно функционировать система административно-методического сопровождения. Для того чтобы определить педагогические условия, способствующие росту эффективности какого-либо процесса, следует учитывать два принципа: необходимости и достаточности. Педагогическое условие является необходимым в том случае, когда его отсутствие напрямую препятствует протеканию рассматриваемого процесса, а достаточным является, если только его существование гарантирует реализацию на практике данного события. Чтобы установить необходимость выявленных условий, проводится анализ психолого-педагогической литературы и источников, а также анализ  практического опыта на диахроническом срезе, особенностей построения разрабатываемой системы и полученных данных констатирующего этапа педагогического эксперимента. Достаточность условия аргументируется непосредственно результатами экспериментальной работы.

При определении педагогических условий реализации системы административно-методического сопровождения необходимо опираться на научные труды упомянутых выше учёных (В.И. Андреев, Н.В. Ипполитова, А.Я. Найн и др.), отталкиваться от теоретико-методологической базы исследования, специфики процесса профессионального роста педагогов, содержания и структуры конкретной разработанной системы административно-методического сопровождения в образовательной организации.

Одним из важнейших педагогических условий в данном случае является включение педагогов в результативное сотрудничество с социальными партнёрами образовательной организации.

Для поддержания на высоком уровне результативности и непрерывности профессионального роста педагогов, реализуемого в процессе их повседневной преподавательской деятельности, а кроме того, в целях признания обществом социальной значимости педагогического труда, образовательное пространство школы должно быть постоянно открытым к сотрудничеству с различными организациями в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. Педагоги в современных условиях не могут быть изолированы от общества, должны непрерывно взаимодействовать с ним и оперативно реагировать на важнейшие общественные процессы и явления, включая участие в социально значимых акциях. Основным способом взаимодействия педагогов общеобразовательной организации с социумом является именно налаживание и развитие социального партнёрства, при активном содействии администрации и методической службы общеобразовательной организации.

Наиболее оптимальный спектр социальных партнёров для общеобразовательной организации представлен нами ниже в таблице 1.

Таблица 1. Взаимодействие школы и социальных партнёров в рамках административно-методического сопровождения профессионального роста педагогов

Социальный партнёр

Содержание социального партнёрства

Семьи учащихся

Участие в классных и общешкольных мероприятиях, в планировании внеурочной деятельности, в работе летнего лагеря при общеобразовательной организации, выстраивание совместной эффективной воспитательной линии «педагог – родители – ребёнок», защита семейных проектов под руководством педагога.

Муниципальные органы исполнительной власти

Совместная разработка нормативно-правовой базы социального партнёрства, организации значимых мероприятий учебного и воспитательного характера на уровне муниципального образования, участие педагогов в грантах и профессиональных конкурсах.

Коммерческие организации в сфере промышленности и торговли

Организация акций, мероприятий, экскурсий, стажировки учащихся на базе экономической организации, консультации, бизнес-тренинги, поддержка одарённых детей, спонсорская помощь классу, школе (благоустройство территории, приобретение саженцев деревьев и кустарников, укладка дорожек, предоставление транспорта для выезда на экскурсии и т. д.).

Другие общеобразовательные организации города

Обмен педагогическим опытом, организация межшкольных мероприятий, семинаров, тематических педсоветов, мастер-классов, тренингов, стажировочных и инновационных площадок.

Учреждения дополнительного образования

Организация конкурсов и фестивалей, театральных постановок, кружков, секций, междпредметных связей, игровых шоу, художественных студий, концертов.

Учреждения высшего образования

Прохождение студентами педагогической практики  на базе общеобразовательной организации под руководством педагогов-наставников, рост наставнической компетентности школьных педагогов, сетевое взаимодействие через ЭИОС, курсы

повышения квалификации и профессиональная переподготовка педагогов, научное сопровождение экспериментальных площадок, рецензирование авторских программ педагогов,  участие педагогов в научно-практических конференциях.

Отдельно подчеркнем, что в современных условиях постиндустриального общества с развитой рыночной экономикой учёные начинают уделять значительное внимание бизнес-сообществу как социальному партнёру школы. Так, Е.Э. Ёлгина отмечает, что «только в постоянном контакте с бизнес-сообществом возможно готовить выпускников, которые будут отвечать требованиям быстро меняющегося рынка труда и будут востребованы работодателями» [2, c. 23]. В.Н. Дудин выделяет важную роль общероссийского профсоюза образования в системе социального партнёрства [1, с. 57]. Наконец, С.М. Челпакова предлагает расширить круг социальных партнёров за счёт телевидения, газет и журналов [7, c. 71]. Кроме того, институт социального партнёрства помогает значительно расширить возможности для самореализации в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, «волонтерская деятельность является важным звеном подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Участие в волонтерских акциях позволяет студентам глубже проникнуть в суть проблем людей с ОВЗ, формирует мотивацию к будущей профессиональной деятельности» [3, c. 109].

Развивая систему социального партнёрства в рамках административно-методического сопровождения, администрация общеобразовательной организации должна решить две задачи: стимулирование педагогических работников и управление механизмами данного партнёрства. При этом нужно помнить, что социальный диалог – это сближение позиций, достижение общих договоренностей и принятие согласованных решений обеими сторонами подобного диалога. Существенной составляющей социального партнёрства, как метода взаимодействия субъектов образования, является умение налаживать контакты, то есть коммуникативная компетентность сотрудников. В настоящее время в общеобразовательных организациях переговоры с социальными партнёрами проходят практически всегда по инициативе администрации, где педагоги участвуют лишь номинально, а решения принимаются (с позиции педагога) по принципу соглашательства и невмешательства.

Отсюда базовая цель команды управленцев – запустить механизм обучения педагогов социальной активности сначала на существующих контактах. Это позволит расширить круг применения их компетентности, превратить формальные контакты в полноценные и, самое главное, продуктивные партнёрские отношения. Предметное исследование механизмов эффективных и, напротив, «формально фиксированных» партнёрских взаимоотношений позволило нам ответить на следующий вопрос: «Как обеспечить планомерный переход эпизодических социальных контактов в постоянные партнёрские отношения школы и внешних организаций?»

Итак, чтобы внедрить эффективный процесс социального партнёрства в рамках реализуемой системы, необходимо выделить этапы и определить приоритетные направления управленческих действий на каждом из этих этапов. Исходя из материалов исследования проблемы, можно сделать вывод, что конструирование партнёрских отношений оптимально построить в три этапа.

Первый этап – знакомство:

- определение общих целей, задач и принципов совместной деятельности сторон;

- изучение ресурсного потенциала партнёров, выявление взаимной полезности сторон. В ресурсную базу могут входить не только материальные и технические ресурсы, но также мотивационные кадровые, социальные связи, потенциальная активность внешних партнёров;

- презентация потенциальным партнерам полезности сотрудничества с общеобразовательной организацией;

На первом этапе следует провести два измерительных мероприятия: мониторинг запросов и ресурсов потенциальных партнёров и диагностику собственных запросов и ожиданий педагогов от того или иного социального партнёра.

В современных условиях модернизации общего образования у каждой школы имеется определённое представление о педагогических приоритетах, о своей миссии, публичная демонстрация которых позволит привлечь именно тот партнёрский контингент, которому данные ценности покажутся достаточно близкими. Подобный подход позволит обеим сторонам избежать конфликтов в процессе дальнейшего сотрудничества.

Таким образом, главным итогом первого этапа является появление обоюдного интереса педагогов и потенциальных партнёров к реализации долгосрочной совместной деятельности.

Второй этап – начало совместной деятельности:

- разработка совместных проектов с указанием конкретного вклада каждого из партнёров, дифференциация зон ответственности;

- формирование доверия и репутации надёжности в глазах партнёров.

Доверие формируется при полном соблюдении обоими партнёрами заранее составленных договоренностей, включает точность исполнения обязательств на предварительной стадии отношений (своевременное обеспечение информацией, консультирование, совместные компромиссные решения проблем). Исследования утраченных партнёров и разрушенных социальных взаимодействий показывают, что наибольшее число отношений прекращают существование именно на данном этапе. Причиной становится, прежде всего, недостаточное или несвоевременное информирование партнёра общеобразовательной организации о реализации совместного проекта. По большей части это относится к проектам, осуществляемым совместно со сторонними организациями, не имеющими прямого отношения к образовательной деятельности.

Следовательно, основным итогом второго этапа становится умение социальных партнёров активно и заинтересованно участвовать в совместной деятельности, высокий уровень компетентности педагогов, умеющих сформировать у партнёров доверие к конкретной общеобразовательной организации.

Третий этап – постоянное партнерство:

- базируется на принципе добровольности (участники должны стремиться к желанию поддерживать свою совместную взаимовыгодную деятельность);

- носит длительный по времени характер (то есть позволяет реализовать совместные проекты не только на оперативном, но и на стратегическом уровне);

- гарантирует взаимную ответственность, основы которой строятся на успешной коммуникации и видимых, практически значимых, результатах деятельности.

Прохождение вышеперечисленных этапов, в ходе которых происходит профессиональный рост педагогов, проведение переговоров, направленных на выявление и согласования позиций сторон социального партнёрства, поиск новых социальных партнёров – вот задача администрации и методической службы в процессе административно-методического сопровождения сотрудников. При этом в последующем активное сопровождение педагогов снижается, по мере обретения ими компетенций по самостоятельному моделированию и конструированию внешних социальных связей. Руководству необходимо обучить педагогов искусству представления уникальности своей общеобразовательной организации, деловому этикету для общения с потенциальными партнёрами, умению заслужить доверие реальными делами и личными профессиональными качествами.

Для оптимального воздействия названного педагогического условия необходимо учитывать три составляющих элемента: информационный, программный и деятельностный. Эти элементы включаются в административно-методическое сопровождение последовательно, и проистекают один из другого. Информационная составляющая предполагает информирование педагогического коллектива о потенциальных социальных партнёрах и о формах взаимодействия с ними. Программная составляющая носит двойственный характер: во-первых, администрация составляет примерную программу работы с социальными партнерами, с указанием возможных форм, методов и средств деятельности, во-вторых, педагог составляет индивидуальную программу, исходя из специфики своей должности. Наконец, деятельностная составляющая предполагает: реализацию авторской программы педагога по работе с социальными партнерами образовательного учреждения; установление перекрестных связей с социальными партнерами, налаживание взаимодействия между ними посредством данного конкретного педагога; оценку продуктивности работы с социальными партнерами, планирование дальнейшей деятельности.

Таким образом, организация процесса административно-методического сопровождения профессионального роста педагогов с учетом реализации социального партнёрства способствует повышению профессиональной компетентности, расширению социальных связей, развитию умения налаживать и регулировать продуктивное взаимодействие с различными сферами жизни общества для успешной социализации учащихся, оценивать пути и возможности последующего конструктивного саморазвития, а значит, использование данного педагогического условия повышает эффективность системы административно-методического сопровождения в целом.


Список литературы

1. Дудин В.Н. Общероссийский профсоюз образования в системе социального партнёрства / В.Н. Дудин // Роль и место профсоюза в XXI веке: актуальные вопросы социального партнёрства : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: Изд-во КГУ, 2019. – С. 57-69.
2. Ёлгина Е.Э. Социальное партнёрство в системе профессионального образования как инновационный подход к повышению качества подготовки специалистов / Е.Э. Ёлгина // Образование. Карьера. Общество. – 2020. – № 4 (67). – С. 22-24.
3. Кабушко А.Ю. Социальное партнёрство как форма успешной подготовки педагогов к работе в системе инклюзивного образования [Электронный ресурс] / А.Ю. Кабушко, М.И. Кириллова // Наука и реальность. – 2020. – № S4.2. – С. 108-110. – URL: https://zhurnalnir.ru/doc/publ/Inklyziv.pdf (дата обращения: 31.05.2021).
4. Немов Р.С. Психология. В 2 ч. Ч. 2 : словарь-справочник / Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеолог. выражений / С.И. Ожегов. – Москва : Оникс, 2010. – 944 с.
6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – Москва : Высш. шк., 2004. – 512 с.
7. Челпакова С.М. Социальное партнёрство в системе внешкольного дополнительного образования / С.М. Челпакова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2019. – №5 (30). – С. 70-74.
8. Штофф В.А. Моделирование и философия [Электронный ресурс] / В.А. Штофф. – URL: http://www.klex.ru/igu (дата обращения: 19.05.2021).
9. Яковлев Е.В. Педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 1. – С. 52–63.
10. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность [Электронный ресурс] / Н.О. Яковлева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 4. – С. 46–49. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-kakpedagogicheskaya-deyatelnost (дата обращения: 19.05.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: