Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 159.9.07

Дата публикации 31.05.2021

Влияние различных музыкальных жанров на запоминание информации

Захарова Юлия Вячеславовна
студентка кафедры географии, Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, ZakharovaYV@studklg.ru
Дувалина Ольга Николаевна
канд. псих. наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, DuvalinaON@tksu.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности влияния различных музыкальных жанров на учебную деятельность обучающихся, в частности на запоминание информации, рассматриваются факторы, влияющие на степень повышения и понижения эффективности умственной деятельности в зависимости от музыкального жанра. Приводится анализ пилотажного исследования по выявлению влиянию музыки на эффективность запоминания информации. Выявляются музыкальные жанры, оказывающие наибольший положительный и отрицательный эффект на мыслительные процессы с учётом темперамента личности.
Ключевые слова: учебная деятельность, музыка, активизация мыслительных процессов, ухудшение мыслительных процессов, музыкальные жанры.

Influence of certain sound stimuli on the efficiency of mental processes

Zakharova Yuliya Vyacheslavovna
bachelor student of Geography department, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Duvalina Olga Nikolaevna
PhD in Psychology, associate Professor of Psychology of Development and Education department, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga

Abstract: The article describes psychological and pedagogical influence of music on the educational activity of students. Factors that affects on degree of improvement and deterioration of mental processes depending on the musical genre are considered. There is an analysis of a scientific study on the impact of music on the effectiveness of educational activities. The musical genres are revealed, which have the greatest positive and negative effect on the thought processes taking into account the temperament of the personality.
Keywords: educational activity, music, activation of mental processes, deterioration of metal processes, musical genres.

Правильная ссылка на статью
Захарова Ю.В., Дувалина О.Н. Влияние различных музыкальных жанров на запоминание информации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-razlichnykh-muzykalnykh-zhanrov-na-zapominanie-informatsii.html (Дата обращения: 31.05.2021)

Вопрос о том, можно ли усилить свою умственную деятельность с помощью внешних условий среды, всё ещё является достаточно актуальным. Влияние музыкальных произведений на отдельные участки мозга было научно подтверждено [6]. Данный вопрос активно изучался многими специалистами ещё с начала 90-х гг. В 1991 году французским исследователем Альфредом Томатисом было научно доказано влияние жанра классической музыки на активизацию умственной деятельности. А. Томатис написал книгу «Почему Моцарт?», в которой рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: что звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию. Данная гипотеза была доказана зарубежным исследованием доктора Фрэнсис Раушер в 1993 году. Позже подобное явление было названо «Эффект Моцарта» и было описано в других, более современных научных исследованиях [7]. Чаще всего вопросом о том, как улучшить работу мыслительных процессов с помощью воздействия внешних факторов задаются те люди, которые стремятся использовать всё своё время по максимуму – и если музыка сможет помочь повысить их продуктивность, будут только в выигрыше. Мы же задумались о влиянии музыки на работоспособность не только по этой причине – мы хотели выяснить, может ли музыка также снижать умственную активность, и если да, то какая и почему. Данный вопрос имеет даже большую актуальность, потому что большинство известных исследований изучает именно позитивное влияние музыкальных произведений на мыслительные процессы.

По собственным научным наблюдениям мы отметили, что не только классическая музыка может способствовать улучшению мозговой активности, так как на это влияют различные факторы. Мы выделили следующие: пол и возраст испытуемого, эмоционально-ценностное отношение к музыкальной композиции или жанру, ритм музыкальной композиции или жанра [4], наличие или отсутствие текста в музыкальной композиции, а также эмоциональное и психологическое отношение испытуемого к музыке в целом. Отдельным пунктом, влияющим на влияние музыки на умственную активность, является уровень абстрагирования человека. Так, если испытуемый обладает высоким уровнем абстрагирования, музыка никак не будет оказывать влияние на его мыслительные процессы.

Мы проводили собственное небольшое исследование, где пытались получить представление о влиянии конкретного жанра музыки на запоминание конкретного текста. В нашем мини-исследовании приняли участие 7 человек, каждый из которых изучил 8 аналогичных текстов (приложение 1). Суть эксперимента была в том, чтобы прочитать и проанализировать текст под выбранную нами мелодию, а потом пересказать ключевые мысли каждого из абзацев.

После пересказа мы оценивали, насколько сказанное испытуемым близко к ключевой мысли каждого абзаца, где минимальная оценка 1 балл, а максимальная – 6 баллов.

Кроме самого эксперимента каждый из испытуемых прошёл личностный опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента.

Результаты нашего мини-исследования мы представили в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1. Оценки испытуемых за определение ключевых мыслей текста по жанрам мелодий, включаемых во время работы с конкретным текстом

Жанр

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Дапстеп

5

1

5

4

4

6

5

Джаз

5

6

4

6

6

6

4

Панк

6

4

2

5

6

6

5

Классика

5

4

4

6

4

6

6

Поп

4

5

2

5

3

6

4

Рок

3

4

5

4

2

4

6

Рэп

4

4

6

5

6

6

5

Электроника

4

3

5

6

5

5

6

Для того, чтобы интерпретировать результаты эксперимента, мы подсчитали средние арифметические значения каждого из жанров и также представили их в виде таблицы (таблица 2).

*значения округлены до сотых

Таблица 2. Средние значения оценок всех испытуемых по жанрам

Жанр

Дапстеп

Джаз

Панк

Классика

Поп

Рок

Рэп

Электроника

Значение

4,28

5,28

4,86

5

4,14

4

4,86

4,86

Результаты показали, что группа испытуемых лучше усваивала информацию при прослушивании джаза. Данные нашего эксперимента разнились с общеизвестными исследованиями, поэтому мы решила тщательнее изучить все факторы, повлиявшие на исход эксперимента.
Далее мы рассмотрим результаты каждого из испытуемых в частности и выявим факторы, повлиявшие на каждого из них.

Испытуемый 1. Возраст: 21 год. Пол: женский. Любимые музыкальные жанры: «рок», «классическая музыка». Тип темперамента: меланхолик. Интроверт.

По жанрам «рок» и «классическая музыка» выставлены оценки 3 и 5 соответственно. Максимальная оценка выставлена по тексту жанра «панк». Из сказанного можно сделать вывод, что эмоционально-ценностное отношение к музыкальной композиции никак не повлияло на показатели умственной деятельности испытуемой. Нашими наблюдениями было отмечено, что особенно низкие показатели анализа текста были только при прослушивании музыкальных композиций с очень быстрым ритмом, что явно мешало испытуемой сконцентрироваться.

Испытуемый 2. Возраст: 22 года. Пол: женский. Любимые музыкальные жанры: «рок», «классическая музыка». Тип темперамента: меланхолик. Интроверт.

Результаты данной испытуемой только частично связаны с эмоционально-ценностным отношением: при прослушивании жанра «поп» была выставлена оценка 5, после окончания работы с данным текстом испытуемая отметила, что ей понравилась данная композиция. В остальном же музыка мало влияла на результаты испытуемой: девушка стала лучше анализировать последние тексты, так как на первых ей было сложно сконцентрироваться из-за личных эмоциональных переживаний (девушка выглядела грустной и подтвердила наличие эмоциональных переживаний).

Испытуемый 3. Возраст: 21 год. Пол: мужской. Любимые музыкальные жанры: «рок», «рэп». Тип темперамента: флегматик. Интроверт. Не нравятся музыкальные жанры: «панк», «поп». Эмоционально-ценностное отношение к музыкальным композициям в данном случае напрямую связано с качеством усвоения текста: при работе с текстами во время прослушивания мелодий жанров «рок» и «рэп» оценки за передачи ключевых мыслей составляют 5 и 6 соответственно, а при прослушивании жанров «панк» и «поп» оценки в обоих случаях равны 2 (самые низкие показатели у этого испытуемого). Стоит отметить, что данный феномен может быть связан с личным интересом испытуемого: мужчина много лет профессионально занимается музыкой.

Испытуемый 4. Возраст: 20 лет. Пол: женский. Любимые музыкальные жанры: «поп», «электроника». Тип темперамента: меланхолик. Интроверт. В данном случае единственной закономерностью являлось позитивное влияние музыкальных произведений со стабильностью музыкального ритма: без резких изменений темпа или аранжировок. Испытуемая отметила способствование некоторых мелодий её мыслительным процессам: при прослушивании жанров «электроника», «джаз», «поп» и «классическая музыка» оценки анализа текста были максимальными, а вот при прослушивании «тяжелых» мелодий жанров «рок» и «дапстеп» показатели были самыми низкими (для данной испытуемой).

Испытуемый 5. Возраст: 20 лет. Пол: женский. Любимые музыкальные жанры: «поп», «рок». Тип темперамента: сангвиник. Экстраверт. Во время эксперимента испытуемая отметила, что её сбивают мелодии с быстрым ритмом.  Поэтому её результаты связаны с двумя факторами: скоростью музыкального ритма и эмоционально-ценностного отношения. Любопытно, что у данной испытуемой показатели по текстам под любимые музыкальные жанры были самыми низкими – по нашим наблюдениям, причиной тому было отвлечение: испытуемая начинала закрывать глаза и пританцовывать, забывая о данном задании на некоторое время. Вкупе с этим любимые музыкальные жанры испытуемой обладали быстрым музыкальным ритмом, что создавало ещё больший отвлекающий фактор.

Испытуемый 6. Возраст: 20. Пол: женский. Любимые музыкальные жанры: «рок», «джаз». Тип темперамента: меланхолик. Интроверт. Во время эксперимента испытуемой было отмечено, что музыка оказывает минимальное влияние на её мыслительные процессы. И эта гипотеза подтвердилась после окончания эксперимента: практически по всем жанрам испытуемая достигла максимальных показателей. Из этого следует, что способность к абстрагированию от внешнего шума исказила результат эксперимента для данной испытуемой, только подчеркнув её исключительные способности к концентрации и абстрагированию.

Испытуемый 7. Возраст: 21. Пол: мужской. Любимые музыкальные жанры:  «рок», «джаз», «панк», «классическая музыка». Тип темперамента: меланхолик. Интроверт. В данном случае нельзя сказать, что главенствующее влияние на испытуемого оказывало эмоционально-ценностное отношение к музыкальному произведению. Испытуемый делал акцент на тексты, которые анализировал,  и его результаты изменяются только от конкретного (позитивного или негативного) отношения к содержанию текста. Так, самые низкие показатели были отмечены только тогда, когда испытуемый обозначил явно негативное отношение к прочитанному. Влияние музыки было отмечено только в нескольких случаях: в мелодиях жанров со «стабильным» музыкальным ритмом и темпом.

В зависимости от темперамента мы пришли к следующему выводу: мыслительные процессы у меланхоликов протекают быстрее под спокойные, размеренные мелодии – именно поэтому большее число наивысших показателей среди меланхоликов было именно в жанрах «джаз» и «классическая музыка». К сожалению, количества представителей других темпераментов оказалось слишком мало, чтобы сделать подобные выводы.

В целом, преобладание наивысших показателей в жанре «джаз» у группы испытуемых можно объяснить следующим образом: мелодии этого жанра отличаются от всех стабильностью темпа и ритма (нет резких изменений тональности или громкости), а также все мелодии исполняются на одном музыкальном инструменте и обладают яркой мелодичностью. [4]

А вот жанрами, который способствует понижению умственной активности по результатам нашего мини-исследования можно назвать «поп» и «рок». И объяснить данное явление можно так: во-первых, музыка данных жанров является быстрой по темпу и ритму. Также музыка данных жанров не отличается размеренностью мелодий – и «поп», и «рок» мелодии направлены на оживление аудитории, отчего создается очень динамичной. Во-вторых, подобная музыка (из-за упомянутой выше жанровой специфики) вызывает у её слушателей желание подпевать исполнителю или танцевать, что является главенствующим отвлекающим фактором для работы.    

Таким образом, мы предполагаем, что эффективность запоминания информации, вероятно, не зависит от пола и возраста человека, а также мало зависит от музыкального жанра. Наибольшее влияние оказывают эмоционально-личностное отношение человека к определенной композиции, быстрота темпа и ритма музыки, а также размеренность мелодии (отсутствие резких скачков темпа, громкости или ритма мелодии). В заключение можно добавить, что при выборке конкретных жанров, самыми оптимальными и универсальными для повышения эффективности умственной деятельности будут являться жанры «джаз» и «классическая музыка», а наихудшей для прослушивания во время выполнения важной работы будет являться музыка жанра «рок» и «поп». Стоит отметить, что данные выводы корректны для группы людей с меланхоличным темпераментом, так как большинство людей из нашей группы испытуемых являются меланхоликами. Однако стоит подчеркнуть, что данное исследование требует более детального рассмотрения и проработки этой проблемы для получения наиболее точных результатов.

 

Приложение 1. Пример текста для проведения эксперимента

 

 


Список литературы

1. Гиматдинова Э.Р., Каюмова Д.Ф. Х. Брадерс. Влияние музыки на человека. Осфорд вьюжн Пресс. 231с. H. Brothers. Influence of music on a human being. Oxford vewsion Press. P. 231. // Вестник КазГУКИ. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/h-braders-vliyanie-muzyki-na-cheloveka-osford-vyuzhn-press-231s-h-brothers-influence-of-music-on-a-human-being-oxford-vewsion-press-p-231 (дата обращения: 03.04.2021).
2. Зиннатова А. А. Влияние музыки на человеческий организм // Вестник КазГУКИ. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-na-chelovecheskiy-organizm (дата обращения: 10.04.2021).
3. Костюченко А.А., Николаев Е.А. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2018. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-na-dinamiku-umstvennoy-rabotosposobnosti-cheloveka (дата обращения: 16.04.2021).
4. Петриченко Е. С. Влияние ритма музыки на организм человека // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ritma-muzyki-na-organizm-cheloveka (дата обращения: 20.04.2021).
5. Плеханова Д.А. Влияние музыки на организм человека // БМИК. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka (дата обращения: 16.04.2021)
6. Прокопенко Е. В. Влияние музыки на когнитивные процессы человека // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образованиии: материалы 22-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18–20 апр. 2017 г. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. С. 416-419.
7. Jenkins J. S. Mozart Effect // J R Soc Med. 2001. Apr; 94(4): p. 170–172.

Расскажите о нас своим друзьям: