Социальная психология | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 159.9.07

Дата публикации 26.01.2022

Восприятие COVID-19 в контексте толерантности к неопределенности

Першина Кристина Вячеславовна
Магистрант кафедру общая психология Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза, kosmos.Crist@yandex.ru

Аннотация: В данной статье представлен теоретический анализ и эмпирическое исследование такого феномена как толерантность к неопределённости. Проведено эмпирическое исследование, доказывающее связь переживания пандемии COVID-19 и таких психологических свойств как тревожность и толерантность к неопределенности. Доказано, что чем меньше уровень толерантности к неопределенности, тем большую значимость для людей имеет пандемия и все её проявления. Негативно относящиеся к пандемии в большей степени склонны к высокой тревожности, чем нейтрально переживающие пандемию.
Ключевые слова: толерантность к неопределенности, пандемии COVID-19, уровень тревожности, психологические характеристики, стресс, раздражение, страх.

Perceptions of COVID-19 in the context of tolerance for uncertainty

Pershina Kristina Vyacheslavovna
Master student of the Department of General Psychology, Penza State University, Russia, Penza

Abstract: This article presents a theoretical analysis of such a phenomenon as uncertainty tolerance. An empirical study was conducted that proves the connection between the COVID-19 pandemic and such psychological properties as anxiety and tolerance for uncertainty. It has been proven that the lower the level of tolerance for uncertainty, the greater the susceptibility for people to a pandemic and all its manifestations. A negatively spread pandemic is more prone to high anxiety than a severe infectious pandemic.
Keywords: uncertainty tolerance, COVID-19 pandemics, anxiety level, psychological characteristics, stress, irritation, fear.

Правильная ссылка на статью
Першина К.В. Восприятие COVID-19 в контексте толерантности к неопределенности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vospriyatie-covid-19-v-kontekste-tolerantnosti-k-neopredelennosti.html (Дата обращения: 26.01.2022)

Пандемия обрушилась на человечество незаметно и без предупреждения. Всё население земного шара оказалось в сложной ситуации неопределенности. Люди в самом начале еще не подозревали о стремительности распространения инфекции и о том, какой удар по здоровью населения будет нанесен. При всем этом, не известно будущее развитие данной ситуации и каков исход. Одно было ясно точно, что ситуация в мировой экономике точно не даст положительных результатов. Практически все люди были погружены в состояние тревоги и затяжного продолжительного стресса.

Человек находится в постоянном стрессе и раздражении. Важнейшим качеством для современного человека будет являться стрессоустойчивость. Очевидно, что толерантность к неопределенности и стресс-преодолевающее поведение являются одним из важнейших психологических факторов, который обеспечивает надежность, эффективность и успех не только трудовой деятельности, но и повседневной жизни каждого без исключения.

Понятие «неопределенность» в социальной психологии связано с высоким темпом изменений, которые происходят в современных социальных процессах; трансформацией коммуникации, когда человек становится вовлеченным во множество ситуаций общения; с появлением новых социальных условий и ситуаций, которые ранее отсутствовали в опыте субъекта. Иными словами неопределенность - это отсутствие прежнего опыта при решении новых ситуаций, с которыми человек раньше не сталкивался. 

В последнее время можно наблюдать нарастающий интерес исследователей к проблеме выбора и принятия решений в управлении сложными системами. В когнитивных моделях принятия решений неопределенность может пониматься: 1) как неопределенность вероятного исхода; 2) неопределенность уверенности в приближении события, когда вероятности исходов вообще неизвестны. 

В отечественной психологии понятие «толерантность к неопределенности» стало рассматриваться сравнительно недавно. Смысловое понятие «толерантность» обросло различными пояснениями, и в результате этого были расширены его границы. Отечественные психологи изучали толерантность к неопределенности в трудах зарубежных психологов. Опыт исследований за рубежом стал толчком для развития в отечественной психологии.

Значительный вклад в рассмотрение проблемы толерантности к неопределенности в отечественной психологии внесли А.Г. Матушанская и Б.С. Алишев. В статье «Толерантность к неопределенности и смежные психологические конструкты когнитивной психологии» авторы рассматривали толерантность к неопределенности в конкретно трех аспектах, это толерантность к двусмысленности, толерантность к неизвестности и толерантность к неопределенности.

Для изучения восприятия короновирусной инфекции COVID-19 и его связи с толерантностью к неопределенности нами был проведен опрос, охвативший 50человек (38 женщин и 12 мужчин). Они отвечали на ряд вопросов, касающихся того, как они переживают ситуацию, связанную с COVID-19. Кроме того был проведен Тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина. Шкала толерантности к неопределённости Баднера (в адаптации Т. В. Корниловой).

С помощью авторской анкеты испытуемые были разделены на 3 группы: первая группа - те, кто негативно относятся к пандемии (29 человек), вторая группа - те, кто нейтрально относится к пандемии (19 человек), третья группа - те, кто положительно относится к пандемии (2 человека).

В первой группе наблюдается следующее, большинство испытуемых 23 человека (79%) - имеют низкий уровень по шкале толерантность к неопределенности. Средний уровень наблюдается у 6 человек (21%).

Во второй группе доминирует средний уровень к толерантности к неопределенности - 17 человек (89%). Низкий уровень составили 2 человека (11%).

Проведем сравнительный анализ различий уровня толерантности к неопределённости к восприятию пандемии COVID-19 с помощью критерия χ2 Пирсона. Это непараметрический метод, который позволяет оценить значимость различий между фактическим (выявленным в результате исследования) количеством исходов или качественных характеристик выборки, попадающих в каждую категорию, и теоретическим количеством, которое можно ожидать в изучаемых группах при справедливости нулевой гипотезы.

N=(k-1)×(c-1)

N=(2-1)×(4-1)

N=3 (поправка не требуется)

χ2 эмп = 3, 51

χкритич (N=3)= 6,9 для P ≤ 0,05; 11,3 для P ≤ 0,01.

Н0 – отклоняется;

Н1 – принимается.

Можно сделать вывод, что существует связь между уровнем толерантности к неопределенности и отношением к пандемии COVID-19. Чем меньше уровень толерантности к неопределенности, тем большую значимость для людей имеет пандемия и все её проявления.   

Далее мы исследовали связь переживания пандемии и уровня тревожности в соответствии со значением показателей по шкалам низкой тревожности, умеренной тревожности, высокой тревожности (Шкала тревоги Спилбергера-Ханина) у испытуемых:

  1. 25 человек из группы первой группы обладают высоким уровнем тревожности (86%) и 4 человек обладают низким уровнями тревожности (14%);
  2. Во второй группе у 7 человек доминирует показатель высокой тревожности (36%). У 10 человек (52%) преобладают показатели умеренной тревожности. Низкий уровень тревожности наблюдается у 2 человек (12%);

Проведем сравнительный анализ различий уровня тревожности к феномену переживания пандемии с помощью критерия χ2 Пирсона.

N=(k-1)×(c-1)

N=(2-1)×(4-1)

N=5 (поправка не требуется)

χ2 эмп = 4, 21

χкритич (N=3)= 7,2 для P ≤ 0,05; 11 для P ≤ 0,01.

Н0 – отклоняется;

Н1 – принимается.

Вывод: негативно относящиеся к пандемии в большей степени склонны к высокой тревожности, чем нейтрально переживающие пандемию.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы был выполнен теоретический анализ специальной психологической литературы, посвященной исследованиям тревожности и депрессивным состояниям.

По результатам эмпирического исследования можно заявить, что то существует связь между уровнем толерантности к неопределенности и отношением к пандемии COVID-19. Чем меньше уровень толерантности к неопределенности, тем большую значимость для людей имеет пандемия и все ее проявления. Негативно относящиеся к пандемии в большей степени склонны к высокой тревожности, чем нейтрально переживающие пандемию.


Список литературы

1. Бильданова В.Р., Шагивалеева Г.Р. Исследование тревожности, агрессии и агрессивности у "одиноких"и "не одиноких"студентов //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. -
№ 8. С. 20-25.
2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: психологическая антропология стрес- са. М: Академический проект, 2009.
3. Немов Р. С. Психология Учебник для студентов. Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 2005. - 671 с.
4. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 2005. - 585 с.
5. Федосенко Е. В. Жизнь после карантина, психология смыслов и коронавирус COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни 2020. C. 75-79.

Расскажите о нас своим друзьям: