Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 373.3

Дата публикации 30.11.2022

Воспитательные технологии и методы оценки личностных результатов учащихся в реализации модуля по профилактике безопасности жизнедеятельности детей и подростков

Казакова Ирина Валерьевна
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, Россия, kochkareva_i@list.ru

Аннотация: В статье рассматриваются технологии воспитания, описываются линии оценки результативности осуществляемой воспитательной работы и предлагается инструментарий для диагностики изменений в личности учащегося в реализации такого модуля воспитательной работы, как профилактика и безопасность жизнедеятельности детей, подростков. Предложенные материалы могут быть задействованы при организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова: воспитательные технологии, методы оценки личностных результатов, профилактика безопасности жизнедеятельности.

Educational technologies and methods for assessing personal results of students in the implementation of the module on prevention of life safety of children and adolescents

Kazakova I.V.
PhD. Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

Abstract: The article discusses the technologies of education, describes the main lines of evaluation of the effectiveness of the educational work carried out and offers tools for diagnosing changes in the personality of a student in the implementation of such a module of educational work as prevention and safety of children and adolescents. The proposed materials can be used in the organization of educational work in educational institutions.
Keywords: educational technologies, methods of assessing personal results, prevention of life safety.

Правильная ссылка на статью
Казакова И.В. Воспитательные технологии и методы оценки личностных результатов учащихся в реализации модуля по профилактике безопасности жизнедеятельности детей и подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vospitatelnye-tekhnologii-i-metody-otsenki-lichnostnykh-rezultatov-uchashhikhsya-v-realizatsii-modulya-po-profilaktike-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-detej-i-podrostkov.html (Дата обращения: 30.11.2022)

В современном тревожном, непредсказуемом мире все чаще актуализируется противоречие между ценностью жизни человека, особенно ребенка, и необеспеченной её безопасностью. Поэтому в настоящее время ощущается необходимость в личности, «которая осознает приоритетность обеспечения безопасности во всех сферах деятельности, проявляет постоянную активность в поддержании безопасного общественного и личностного бытия, устойчива к идеям чужеродного, опасного свойства, стремится к сохранению физического и духовного здоровья» [1, с.75].

Понимание особенностей возрастного развития и осознание того, что дети обладают повышенной виктимностью, ставит перед системой образования задачу, как проводника в мир культуры, формирования жизненных ориентиров, связанных с ценностным отношением к себе, другим людям, окружающей среде, умением распознавать опасные ситуации и преодолевать их [2]. Так, на начальном этапе обучения к наиболее распространенным факторам виктимности можно отнести такие, как доверчивость и некритичность к словам взрослого, отсутствие жизненного опыта, преобладающая социальная установка на подчинение ребенка по отношению к взрослому [3]. В подростковом возрасте в качестве таковых факторов можно назвать личностную незрелость, стремление к самоутверждению, приоритет мнения сверстников над мнением взрослых. Являющийся обязательным факт наличия воспитательного процесса в современной школе и ориентация на личностное развитие ребенка, ставит перед учителями проблему отбора воспитательных технологий по направлению профилактика безопасности жизнедеятельности детей, подростков, разработки критериев и привлечения методов (методик), позволяющих эффективно оценивать проведенную воспитательную работу [4].

Изучение научно-методической литературы по тематике статьи позволило выявить работы отечественных ученых, в которых рассматривается психологическая безопасность личности [5], качества, этапы и компоненты формирования личности безопасного типа [6, 7 и др.], комфортная безопасная образовательная среда [8]. Профилактика угрозы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных школах решается преимущественно за счет возможностей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» [6, 9, 10 и др.] и интеграции содержания различных учебных дисциплин («География», «Физика», «Химия», «Обществознание», «Физическое воспитание») [11], где внимание уделяется преимущественно углубленному изучению отдельных разделов предмета. Также следует отметить наличие работ, в которых описывается инструментарий для диагностики результатов воспитательной деятельности [4, 12, 13 и др.].

Однако вопросы, касающиеся выбора технологий воспитания, основных линии в оценке результативности осуществляемой воспитательной работы и диагностики результатов по такому направлению, как профилактика безопасности жизнедеятельности детей и подростков, во многом остаются не раскрытыми. Таким образом, осознание проблемы подчеркивает необходимость обоснования применения, как приемов, средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели, так и диагностического инструментария, дающего возможность оценить эффективность воспитательного процесса.

Организация воспитательной деятельности в школе  по профилактике безопасности жизнедеятельности детей  и подростков предполагает не столько разработку новых технологий, сколько использование технологий воспитания, имеющих воспитывающий потенциал в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. К числу таких технологий можно отнести решение кейсов, прослушивание и анализ сюжета рассказа (сказки), метод проектов, тренинг, консультирование и др.

Кейс-стади, представляет собой подробное описание жизненной ситуации, создает практическую модель возможных жизненных обстоятельств. Применение данного метода в течение учебного цикла способствует выработке навыка решения практических задач за счет того, что метод кейсов развивает умение анализировать ситуацию, сравнивать и оценивать варианты возможного её решения, выбирая оптимальный способ поведения и простраивая этапы его осуществления, привлекая для решения практической задачи теоритические знания и из других дисциплин. Главное назначение кейсов состоит в познании жизни и обретении способности к оптимальной деятельности [14].

Прослушивание и обсуждение сюжетов сказок, рассказов. Рассказы и сказки, являются эффективным средством общения с детьми, поскольку они являются источником познания мира. В их прослушивании дети находят отголоски своей жизни за счет переноса сказочных смыслов в реальность, выстраивания связей между сказочными событиями и собственным поведением в реальной жизни. Следующие после прочтения сказки вопросы, выводы являются ценными для ребенка в связи с тем, что, во-первых, он себя чувствует не одиноким в своих переживаниях, появляется понимание того, что есть такие же дети, сказочные герои, испытывающие схожие с ним чувства. Во-вторых, сказки оказывают мягкое воздействие на поведение ребенка благодаря тому, что они несут в себе решение определенной задачи, которое помогает ребенку осмыслить возникшие трудности и найти пути их разрешения. Результатом использования данного метода может являться корректировка ранее неэффективных форм поведения в трудных жизненных ситуациях и замена их на более продуктивные способы действий [15].

Использование метода проектов в рамках данного направления воспитательной работы оправдано тем, что движение к достижению обучающей цели осуществляется через тщательную проработку проблемы и создание некоего реального продукта в соответствии с заданными параметрами [16]. Решение личностно значимых задач стимулирует у учащихся интерес к определенным проблемам, самостоятельное приобретение и затем практическое применение полученных знаний. Проблема безопасности, взятая из реальной жизни, актуальна и понятна ребенку, и ему необходимо для её решения применить имеющиеся знания и, возможно, опыт, который еще необходимо приобрести. При этом учитель помогает учащимся сориентироваться в потоке информации и направляет их исследовательскую работу в нужное русло. Использование метода проектов в целях профилактики безопасности жизнедеятельности учащихся способствует развитию умения самостоятельно, критически и творчески мыслить, приобретать социальную практику за пределами школы и адаптироваться к современным условиям.

Тренинг. В психологическом словаре тренинг определяется как образовательная программа, освоение которой способствует формированию у учащихся определенных способов поведения в конкретных жизненных обстоятельствах [17]. То есть в тренинге за счет использования разнообразных приемов работы можно у человека развить соответствующие умения и отработать навыки. Поэтому в тренинговой работе с учащимися можно прорабатывать проблемные ситуации, с которыми они сталкиваются в ежедневной жизни, формировать умения самопознания, общения и взаимодействия с другими людьми [18].

Реализация работы по направлению профилактика безопасности жизнедеятельности детей и подростков может осуществляться с использованием различных технологий в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, социокультурных различий и пр. При этом важно отталкиваться от имеющегося жизненного опыта детей, понимания того, что учащиеся знают, умеют, это позволит избежать, как передачи уже известной им информации, так и той, которую они не смогут понять и применить в силу собственного возраста. В тоже время, учителя, опираясь на имеющиеся знания и умения детей, смогут выявить проблемные темы, нуждающиеся во внимании и дополнительной проработки. Если для сбора информации можно воспользоваться такими  методами, как наблюдение, тест, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, то на этапе разработки программы воспитания необходимо выбрать педагогическую технологию (-и), которая позволила бы приобрести учащемуся некоторый опыт поведения и стимулировала бы его дальнейшее развитие самостоятельности и ответственности [2].

Консультирование как форма оказания помощи «представляет собой взаимосвязанную деятельность консультанта и клиента, направленную на диагностику и решение проблемной ситуации, с которой столкнулся объект консультирования, включая оценку и определение проблем, формулировку рекомендаций и помощь в их реализации» [19, с.82]. В контексте рассматриваемого направления воспитательной работы консультирование позволит учащимся лучше понимать происходящие рядом с ними события, целенаправленно и осмысленно поступать при разрешении различного рода проблем социального, эмоционального, межличностного характера.

При реализации воспитательной работы закономерно встает вопрос о её эффективности. При рассмотрении контрольно-оценивающих материалов в воспитательном процессе важно придерживаться тех теоретико-методологических оснований, которые зададут логику и качество проводимых измерений. Идея Н.М. Борытко о том, что в отношении воспитательной деятельности категория результата связана с категорией качества, позволяет говорить об ориентации процесса воспитания на качественное преобразование, как воспитанника, так и самого воспитателя. В итоге, результативность воспитательного процесса касается оценки «как результата (изменение взаимодействующих субъектов), так и самого процесса воспитания (характер и условия взаимодействия)» [20, с.63].

Таким образом, при оценивании воспитательной работы можно выделить следующие аспекты:

-изучение личности учащегося с целью выявления ценностного отношения как к собственному здоровью и безопасности, так и других людей;

-изучение процесса воспитания по формированию ценностей здоровья и безопасности жизнедеятельности;

-изучение компетентности учителей оказывающих воспитывающее воздействие на учащихся с целью формирования у них ценностного отношения как к собственному здоровью и безопасности, так и других людей.

Для изучения личности учащегося с целью выявления ценностного отношения как к собственному здоровью и безопасности, так и других людей можно использовать такие методы, как наблюдение, анализ результатов продуктов деятельности, тестирование, индивидуальное диагностическое собеседование (мониторинг). В качестве диагностического инструментария можно задействовать методики, представленные в таблице 1. Это возможный перечень методик, их использование определяется целями исследования и возрастными особенностями учащихся.

Таблица 1. Методики для изучения личностных результатов учащихся

Название методики, автор

Предмет изучения (шкалы)

  1. «Методика экспертной оценки сформированности ценностных отношений у обучающихся в 5-9-х классах» (Н.А. Алексеева, Е.И. Баранова, Е.Н. Степанов) [13].
  1. Отношение к познавательной деятельности,
  2. Отношение к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества,
  3. Отношение к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали),
  4. Отношение к Отечеству,
  5. Отношение к прекрасному,
  6. Отношение к себе, образу своей жизни, собственному развитию.

2.«Методика экспертной оценки развития ценностных отношений у младших школьников» (С.В. Александрова, Н.А. Алексеева, Е.И. Баранова, Н.Ю. Булыненкова, Л.В. Зинчук, Т.А. Клюкина, В.Н. Михайлова, О.М. Никифорова, Н.Н. Сидорова, Е.Н. Степанова) [13].

  1. Отношение к познавательной деятельности,
  2. Отношение к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества,
  3. Отношение к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали),
  4. Отношение к Отечеству,
  5. Отношение к прекрасному,
  6. Отношение к себе, образу своей жизни, собственному развитию.

3. «Методика изучения развития ценностных отношений школьников 5-9-х классов»  (Н.А. Алексеева, Е.И. Баранова, Е.Н. Степанов) [13].

 

  1. Отношение к познавательной деятельности,
  2. Отношение к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества,
  3. Отношение к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали),
  4. Отношение к Отечеству,
  5. Отношение к прекрасному,
  6. Отношение к себе, образу своей жизни, собственному развитию.

4. «Методика изучения ценностных отношений учащихся на материале русских пословиц для 9-11-х классов» (С.М. Петрова, М.В. Васильева, Н.И. Зарембо, С.И. Емельянова, Н.А. Маныгина, М.Ф. Матвеева, О.С. Скачкова) [13].

  1. Отношение к познавательной деятельности,
  2. Отношение к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества,
  3. Отношение к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали),
  4. Отношение к Отечеству,
  5. Отношение к прекрасному,
  6. Отношение к себе, образу своей жизни, собственному развитию.

5. «Методика диагностики личностного роста школьников» (Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов) [21].

1. Отношение подростка к семье,

2. Отношение подростка к Отечеству,

3. Отношение подростка к Земле (природе),

4. Отношение подростка к миру,

5. Отношение подростка к труду,

6. Отношение подростка к культуре,

7. Отношение подростка к знаниям,

8. Отношение подростка к человеку как таковому,

9. Отношение подростка к человеку как Другому,

10. Отношение подростка к человеку как Иному,

11. Отношение подростка к своему телесному Я,

12. Отношение подростка к своему душевному Я,

13. Отношение подростка к своему духовному Я.

6. «Самоанализ личности» (О.И. Моткова, модифицирована Т.А. Мироновой) [13].

1. Активность нравственной позиции,

2. Коллективизм,

3. Гражданственность в труде,

4. Трудолюбие,

5. Волевые качества.

7. «Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова) [13].

Коммуникативные склонности учащихся

8. «Коммуникативная компетентность» [13].

Коммуникативные навыки у старшеклассников

9. «Шкала самоуважения М. Розенберга»

Самоуважение учащегося

10. Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).

Самооценка  учащегося

11. «Методика изучения уровня воспитанности учащихся» (Н. П. Капустин)

Воспитанность учащихся

Для изучения процесса воспитания искомая информация не может быть получена с помощью инструментальных методов измерения, поэтому в данном направлении работы возможно использование метода экспертного опроса.

Педагогическая экспертиза состоит из таких этапов, как определение цели, предмета и объекта педагогической экспертизы; на данном этапе оценивается существующий в образовательном учреждении воспитательный процесс, в соответствии с разработанными критериями, и соотносится степень его представленности с главной целью воспитания. На следующих этапах осуществляется отбор экспертов, которые проводят экспертную оценку педагогического объекта. И в заключении, на основании качественной и количественной оценки индивидуальных мнений, полученная информация обрабатываются с применением методов математической статистики, формулируются рекомендации [12].

Исследование профессиональной компетентности, как еще одного направления в воспитательной  профилактике безопасности жизнедеятельности детей и подростков, может осуществляться по таким критериям, как «когнитивный», «деятельностный», и «профессионально-личностный» [22]. При этом для каждого критерия определяется свой набор показателей, в соответствии с которыми подбираются исследовательские методики.

Подводя итог, следует отметить актуальность осуществления воспитательной работы в образовательных учреждениях по профилактике безопасности жизнедеятельности детей. В воспитательном процессе следует использовать не столько новые технологии воспитания, сколько технологии, имеющие воспитывающий потенциал в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Результативность процесса воспитания можно оценивать посредством изучения личности учащегося с целью выявления у него ценностного отношения как к собственному здоровью и безопасности, так и других людей; процесса воспитания по формированию ценностного отношения как к собственному здоровью и безопасности, так и других людей; компетентности учителей оказывающих воспитывающее воздействие на учащихся с целью формирования у них ценностного отношения как к собственному здоровью и безопасности, так и других людей. Предложенные исследовательские методы и методики  позволят, исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, осуществлять мониторинг воспитательного процесса. Учитывая сложность рассматриваемой проблемы, в рамках данной публикации намечаются лишь некоторые её решения.


Список литературы

1. Гордиенко, М.В. Воспитание личности безопасного типа как проблема современной педагогической науки / М.В. Гординко // Омский научный вестник. - 2008. - №1 (63). - С.75-79.
2. Гордиенко М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника: диссертация…канд. пед. наук: 13.00.01: защищена: 19.03.2009/ Гордиенко Мария Владимировна. - Омск, 2009. - 302 с.
3. Кий, Н.М. Навыки персональной безопасности для детей до 11 лет / Н.М. Кий // Психологическая газета, 16 сентября 2021. - URL: https://psy.su/feed/9318/ (дата обращения 20. 07.22).
4. Воспитание в современной школе: от программы к действиям: методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов [и др.]; под редакцией П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с.
5. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития : сборник научных статей 17–18 марта 2020 года. – Москва: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. – С. 280-284.
6. Мухина, С. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании личности безопасного типа / С. А. Мухина, Т. Н. Петрова // Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей - организаторов основ безопасности жизнедеятельности и учителей физической культуры : сб. ст., отв. редактор С.А. Мухина. – Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2021. – С. 97-101.

7. Рячкина, А. И. Изучение уровня сформированности опыта безопасного поведения у детей младшего школьного возраста / А. И. Рячкина, М. В. Мякишева // Детство, открытое миру : сб. ст. по матер. XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, 22 марта 2022 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2022. – С. 120-122.
8. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова, М. А. Ерофеева, Л. В. Полякова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1(37). – С. 223-235.
9. Власова, Г. И. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся средствами учебного предмета ОБЖ в современной школе / Г. И. Власова, Н. Г. Романов // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2020. – № 2(40). – С. 12-21.
10. Мальгин, Е. Л. Культура безопасности жизнедеятельности: содержательные аспекты формирования / Е. Л. Мальгин, Е. Г. Шеметова // Технологии в образовании - 2020 : сборник материалов Международной научно-методической конференции, 21–30 апреля 2020 года. – Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2020. – С. 176-184.
11. Головина, Т. В. Формирование личности безопасного типа как направление образовательной деятельности // Формирование личности безопасного типа: опыт, проблемы и пути их решения: материалы VII заочных педагогических Маргеловских чтений 24 января – 18 февраля, Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации. – Омск: Интеграл Трейдинг, 2022. – 260 с. – С. 4-7.
12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. П Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
13. Методические советы по изучению личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС / под ред. Е.Н. Степанова // сайт centr-tambov, 2022. - URL: https://centr-tambov.68edu.ru/metodrek16.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
14. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инновации и развития, 2022. - 286 с.
15. Панфилова, М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2002.- 94 с.
16. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат, Е.С. - М.: «Академия», 2010. – 368 с.
17. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера // сайт Национальной энциклопедической службы России, 2002. — URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/trening (дата обращения: 20. 07. 2022).
18. Реньш, М. А. Психологический тренинг / М.А. Реньш. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. - 235 с.
19. Паулина, А.А. Педагогическое консультирование как форма профессионального взаимодействия / А.А. Паулина. // Крымский научный вестник. – 2015. - №3. - С.79-88.
20. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
21. Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 83 с.
22. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с. — Текст : непосредственный.

Расскажите о нас своим друзьям: