Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 796

Дата публикации 01.01.2023

Воспитание культуры здоровья студентов

Меджидов Балагардаш Ислейман оглы
И.О. доцента кафедры массово-оздоровительных видов спорта, зам.декана факультета физического воспитания и допризывной подготовки, Азербайджанская государственная академия физического воспитания и спорта, Азербайджан, г. Баку, balagardash.mecidov@bk.ru

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме здорового образа жизни учащихся. Формированию установок на здоровый образ жизни среди молодежи способствуют развитие физической культуры и овладение оздоровительными методиками.
Ключевые слова: воспитание, культура здоровья, физическое воспитание, студенты, здоровый образ жизни.

Education of student health culture

Majidov Balagardash Isleyman oglu
Acting Associate Professorof the Department of Mass Health Sports Deputy Dean of the Faculty of Physical Education and Pre-conscription Training, Azerbaijan State Academy of Physical Education and Sports, Azerbaijan, Baku.

Abstract: This article is devoted to the problem of a healthy lifestyle students. Formation of attitudes towards a healthy lifestyle among young people contribute to the development of physical culture and mastery of health-improving methods.
Keywords: education, health culture, physical education, students, healthy lifestyle.

Правильная ссылка на статью
Меджидов Б.И. Воспитание культуры здоровья студентов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vospitanie-kultury-zdorovya-studentov.html (Дата обращения: 01.01.2023)

Грамотное физическое воспитание способствует развитию умственных, эстетических, трудовых аспектов воспитания личности. Способность студента выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности зависит от его работоспособности.

Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и роли физической культуры в профессиональной подготовке обучающихся занимают значимое место в исследованиях, посвященных содержанию профессионального воспитания в высшей школе (Е.С. Двойникова, Е.Г. Ермакова, И.Г. Иванникова, Е.В. Климова, В.О. Кулакова, В.Г.Левкевич, Т.И. Мельникова, Э.А. Моисейчик, О.В. Мухаметова, В.И. Резанов, С.О.Скворцова, К.С. Тристень, С.Л. Усольцева, Н.И. Филимонова, М.И. Шепелева, О.В.Шило, А.В. Шулаков и др.).

Научная новизна исследования:

определен основополагающий принцип культуры здоровья -принцип формирования здорового образа жизни, который даёт возможность студентам сохранить и укрепить здоровье, а также повысить

адаптационные резервы организма на соматическом, психологическом и социальном уровнях;

выделены особенности деятельности вуза по сохранению и развитию здоровья студентов и формированию у них здорового образа жизни:

• в воспитательно-образовательном процессе вуза студенты в процессе физического воспитания приобретают знания, которые реализуются в виде изменения поступков, привычек, навыков вести здоровый образ жизни, сохранять и развивать своё здоровье;

• на занятиях по физическому воспитанию у студентов формируется установка, что охрана собственного здоровья - это дело самого студента, а не родителей, преподавателей, государства; сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста, в связи с тем, что каждый выпускник вуза - это будущий руководитель, который несёт ответственность не только за своё здоровье, но и за здоровье подчинённых;

• на занятиях по физическому воспитанию в вузе обеспечивается высокий уровень интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов; подготовка специалистов ведется на высоком научно-теоретическом уровне, обеспечивается использование приобретенных студентами знаний, умений, навыков в практической деятельности или научных исследованиях и т. д.;

^ выделены две группы факторов, влияющих на здоровье студентов:

факторы, укрепляющие здоровье: отсутствие вредных привычек, рациональное питание, физическая культура и спорт, утренняя гимнастика, закаливание организма, прогулки на свежем воздухе, положительные эмоции, режим учёбы и отдыха, благоприятные климатические условия жизни, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь и т. д.;

факторы, ухудшающие здоровье: употребление алкогольных напитков, табакокурение, наркомания, токсикомания, несбалансированное питание, гиподинамия, несоблюдение режима дня, стрессовые ситуации, умственные нагрузки, интенсификация учебного процесса, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия аудиторий, слабая материальная база, отсутствие постоянного медицинского контроля и т. д.;

^ определено содержание процесса физического воспитания и его место в поэтапном формировании здорового образа жизни студентов вуза;

^ сконструирована и научно обоснована педагогическая модель, включающая цели, функции, формы, содержание деятельности по этапам формирования здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания, педагогические технологии, критерии и показа тели;

^ выявлены и экспериментально проверены педагогические условия: формирование здорового образа жизни студентов вуза в условиях аудиторной и внеаудиторной деятельности в процессе физического воспитания; использование педагогических технологий в формировании здорового образа жизни студентов.

Анализ научной литературы показывает, что полноценный процесс физического воспитания в вузе способствует совершенствованию физических и психических качеств занимающихся, становлению их личности, а также играет важнейшую роль в формировании профессиональных качеств будущего специалиста, повышает общую работоспособность и деловую активность.

Однако при всей значимости физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов в ее организации в вузах обнаруживается масса недостатков. С целью их выявления на базе АГПУ «Азербайджанский государственный педагогический университет» был проведен опрос «Проблемы физического воспитания в вузе глазами студентов», состоящий из двух блоков вопросов, направленных, во-первых, на определение отношения студентов к занятиям физической культурой и проводимым в вузе физкультурно-оздоровительным мероприятиям; во-вторых, на выявление типичных недостатков в организации физического воспитания студенческой молодежи в высшей школе.

В ходе опроса каждый второй студент (48 %) ответил, что он систематически осознанно посещает занятия по физкультуре и физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в вузе. Однако около 44 % из принявших участие в опросе студентов указали на то, что они вынуждены посещать занятия по физической культуре и физкультурно-оздоровительные мероприятия в вузе, если бы был выбор – не посещали бы. Одновременно опрос показал, что среди студенческой молодежи присутствует значительное количество (41 %) тех, кто выбрал ответ: «Систематически занимаюсь физкультурой (спортом, фитнесом и т.д.) за рамками вуза, но хожу на занятия по физкультуре только ради зачета/экзамена». Эти данные свидетельствует о том, что у данной категории студентов сформирована потребность в физической активности, понимание ее значимости, но существует ряд проблем, которые вызывают у обучающихся нежелание заниматься физкультурой в вузе. В этой связи студентам было предложено выбрать из перечисленных возможных проблем те, с которыми они сталкиваются. Результаты основной части опроса представлены на рисунке.

1 – при организации занятий физкультурой недостаточно учитывается специфика будущей профессиональной деятельности (51 %);

2 – отсутствует реальная практика построения индивидуализированных занятий, что не позволяет реализовывать свои индивидуальные потребности в сфере физической активности (51 %);

3 – имеющаяся материально-техническая база для занятий физической культурой не отвечает в должной мере требованиям времени и запросам современной молодежи (62 %);

4 – преподаватели физкультуры не умеют мотивировать к занятиям физической культурой (44 %);

5 – преподаватели физкультуры не используют на занятиях современные методики (51 %);

6 – отсутствует возможность выбрать виды активности на занятиях физкультурой в соответствии со своими предпочтениями (74 %);

7 – отсутствуют современные санитарно-гигиенические условия для занятий физкультурой (46 %);

8 – формы организации и содержание внеаудиторной физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе не отвечают актуальным потребностям студентов (59 %).

Рисунок 1. Результаты опроса «Проблемы физического воспитания в вузе глазами студентов»

Анализ полученных результатов показал, что в качестве основного недостатка организации физического воспитания в вузе большинство студентов (74 %) отмечают отсутствие возможности выбрать виды активности на занятиях физкультурой в соответствии со своими предпочтениями. Это позволяет сделать вывод о том, что отсутствие реальной практики построения индивидуализированных занятий с обучающимися, недостаточный учет их потребностей и интересов не дает студентам возможность реализовывать свои индивидуальные потребности в сфере физической активности, демотивирует обучающихся. Аналогичные причины лежат и в основе негативного отношения обучающихся к многочисленным мероприятиям, проводимым в рамках внеаудиторной физкультурно-оздоровительной деятельности. Так, 58 % студентов, принявших участие в опросе, указали на то, что формы организации и содержание внеаудиторной физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе не отвечают их актуальным потребностям.

На втором месте (62 %) в ряду недостатков организации физического воспитания в высшей школе студенты отметили, что имеющаяся материально-техническая база для занятий физической культурой не отвечает в должной мере требованиям времени и запросам современной молодежи. В условиях доступа к широкому спектру фитнес-услуг и возможности сравнивать оснащенность занятий необходимым спортивным оборудованием, современное поколение студенческой молодежи достаточно требовательно к материально-техническим условиям организации тренировочного процесса.

Каждый второй студент (51 %) отметил в ряду недостатков организации занятий физкультурой недостаточный учет специфики будущей профессиональной деятельности, что значительно снижает их мотивацию к физической активности в контексте профессиональной подготовки обучающихся в высшей школе.

Около 46 % студентов указали на такой недостаток организации физического воспитания в высшей школе, как отсутствие современных санитарно-гигиенических условий для занятий физкультурой. В частности, студенты конкретизировали данную проблему, отметив такие недостатки, как невозможность принять душ после интенсивной физической нагрузки; проведение занятий физкультурой в любое время года и в любую погоду на улице (дождь, снег, изнуряющая жара и др.). Особенно болезненно к отсутствию должных санитарно-гигиенических условий относятся девушки.

Целый ряд проблем в организации физического воспитания студентов связан с субъективным фактором – профессиональной компетентностью педагогов. Так, 44 % из принявших участие в опросе студентов считают, что преподаватели физкультуры не умеют мотивировать их к занятиям физической культурой. В свою очередь, 51 % студентов отметили тот факт, что преподаватели физкультуры не используют на занятиях современные методики. Это приводит к тому, что организация и содержание занятий физкультурой, как правило, не способствуют переходу процесса физического воспитания студента в процесс самовоспитания, а используемые технологии не стимулируют процессы самопознания и самореализации в области физической активности.

Вышеназванные недостатки в организации практики физического воспитания в высшей школе ведут к снижению его эффективности. Данные опроса, а также имеющаяся статистика указывают на то, что отношение к физической культуре у значительной части обучающихся вуза можно охарактеризовать как позитивно-пассивное. Они не отрицают важную роль систематических физических упражнений в укреплении здоровья, но занимаются физкультурой периодически, от случая к случаю, что сами студенты объясняют значительной загруженностью и нехваткой свободного времени. Это становится причиной снижения здоровья и интеллектуальной работоспособности, что приводит к снижению результативности профессиональной подготовки, осуществляемой в высшей школе.

В качестве возможных путей привлечения обучающихся высшей школы к занятиям физической культурой и спортом необходимо:

- изучение отношения современной молодежи к занятиям физической культурой, определение структуры мотивационного комплекса как важнейшей составляющей эффективной физкультурно-спортивной деятельности;

- построение системы физического воспитания обучающихся в высшей школе с учетом приоритетных мотивов современной студенческой молодежи;

- формирование физической культуры студентов с учетом требований их будущей профессиональной деятельности;

- построение индивидуализированных занятий с обучающимися, позволяющих студентам реализовывать свои индивидуальные потребности в области физической культуры и спорта;

- создание материально-технической базы и методического сопровождения процесса физической подготовки студентов в соответствии с требованиями времени и запросами современной молодежи;

- создание условий для соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации физической активности студентов;

- нацеленность организации и содержания занятий физкультурой на переход процесса физического воспитания студента в процесс самовоспитания, самопознания и самореализации в области физической культуры и спорта.

Заключение

В мире высоких технологий и информатизации общества резко возросли требования работодателей не только к уровню профессиональной компетентности работников, но и их личностным качествам, состоянию здоровья. В этой связи усиливается внимание вузов к содержанию и организации физического воспитания студенческой молодежи как важной составляющей их профессиональной подготовки в высшей школе. Выявление типичных недостатков в организации физического воспитания современного поколения студентов позволяет наметить пути их преодоления с целью реализации миссии физической культуры в формировании профессионально и личностно значимых качеств будущих специалистов, выступающих важной составляющей их конкурентоспособности на рынке труда. Основным ориентиром в совершенствовании системы физического воспитания студентов является создание в образовательной среде высшей школы научно обоснованных организационно-педагогических и материально-технических условий для формирования физической культуры личности обучающегося с учетом специфики ценностно-мотивационной сферы современной студенческой молодежи и актуализации возможностей индивидуализации занятий физкультурой и спортом.


Список литературы

1. Бородюк Т.М. О методологических подходах к изучению и формированию здорового образа жизни населения [Текст] / Т.М. Бородюк, Н.Д. Маленко [и др.] // Гигиена и санитария. – 1991.
2. Паначев, В.Д. Исследование факторов ЗОЖ студентов [Текст] / В.Д. Паначев // Социологические исследования, 2004, – №11.
3. Савко Э.И. воспитание культуры здоровья студентов и технология формирования здорового образа жизни в процессе физического воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esepp.ru/20-e-i-savko-vospitanie-kulturyzdorovya-studentov-i-tehnologiya-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-vprocesse-fizicheskogo-vospitaniya.html(Сохраненная копия)
4. Герасимова И.А. Формирование физической культуры и здорового образа жизни у студентов высших учебных заведений на основе их личностной самооценки [Текст] / И.А. Герасимов – М., 2000.
5. Красноперова, Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента [Текст] / Н.А. Красноперова // Теория и практика физической культуры. 2005. – №6.

Расскажите о нас своим друзьям: