Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 372.881.1

Дата публикации 13.01.2023

К вопросу о креативном педагогическом подходе для развития творческой самостоятельности обучающихся (на примере преподавания иностранного языка)

Васильева Анна Германовна
к.п.н., доцент кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва, vasilevaag@bmstu.ru
Нещадим Ирина Олеговна
к.п.н., доцент кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва, irinaneshchadim@bmstu.ru

Аннотация: Статья рассматривает проблему развития самостоятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку. В работе анализируются взгляды известных ученых на вопрос стимулирования инициативы и самостоятельности обучающихся. Особое внимание уделяется современным исследованиям в данной области. Предлагается креативный педагогический подход, основными компонентами которого являются создание атмосферы психологического комфорта, педагогическая импровизация и использование приемов проблемного обучения.
Ключевые слова: самостоятельность, инициатива, иностранный язык, обучающиеся, педагогический подход, проблемное обучение

Analyzing creative pedagogical approach for autonomous work in foreign language teaching

Vasilieva Anna Germanovna
PhD in Pedagogy, associate professor at the Linguistics department, Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow
Neshchadim Irina Olegovna
PhD in Pedagogy, associate professor at the Linguistics department, Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow

Abstract: The article deals with the ways of encouraging autonomous work in foreign language teaching. Different scientific views on the problem are discussed. The most recent approaches of modern researchers to the problem are analysed. The creative approach to autonomous work based on special psychological climate, pedagogical improvisation and the use of problem-solving technique is proposed.
Keywords: autonomous learning, foreign language teaching, students, creativity, pedagogical approach, problem-solving technique

Правильная ссылка на статью
Васильева А.Г., Нещадим И.О. К вопросу о креативном педагогическом подходе для развития творческой самостоятельности обучающихся (на примере преподавания иностранного языка) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-kreativnom-pedagogicheskom-podkhode-dlya-razvitiya-tvorcheskoj-samostoyatelnosti-obuchayushhikhsya-na-primere-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka.html (Дата обращения: 13.01.2023)

В настоящее время современная система образования вынуждена отвечать на сложные вызовы. Потребность общества в творчески мыслящих специалистах, способных не только овладеть званиями, но и готовых найти нестандартные решения различных задач вынуждает преподавателя искать разнообразные пути стимулирования самостоятельности и творческой инициативы обучающихся. Особую актуальность это приобретает в сфере преподавания иностранного языка, где формирование коммуникативной компетенции, подразумевающей способность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение, невозможно без готовности обучающихся к самостоятельному преодолению различных грамматических и лексических трудностей в процессе обучения. Поэтому возникает необходимость трансформации педагогического мышления от привычного консервативного стереотипа к творческому педагогическому подходу, который направлен на раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося и пробуждения его творческих качеств.

Целью исследования является поиск оптимального педагогического подхода для активизации самостоятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать основные взгляды отечественных и зарубежных ученых на пути активизации самостоятельности обучающихся.
  2. Предложить педагогический подход, активизирующий творческую самостоятельность обучающихся в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Оглядываясь на путь, пройденный педагогикой, следует отметить, что известные ученые давно размышляли о путях активизации творческой самостоятельности обучающихся. Например, известный чешский педагог и писатель XVII века Я. А. Коменский выделял тесную взаимосвязь закономерностей личности с глобальными законами природы. Ученый выдвигал на первый план идею самостоятельности, считая, что природное в человеке обладает самодеятельной, самодвижущей силой [6, с. 125].

Но особый интерес проблема активизации самостоятельности обучающихся вызвала у исследователей XX века. Подчеркивая эффективность проблемного обучения, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер отмечали, что оно пробуждает интерес, творческую инициативу, мотивационную деятельность обучающихся.

Полагая, что проблемное обучение основывается на использовании системы проблемных ситуаций, проблем и проблемных задач, И. Я. Лернер считает, что такая система должна включать основные и доступные для обучающихся типы проблемных ситуаций, предусматривать формирование основных черт творческой деятельности и учитывать возрастные особенности обучающихся [7].

М. И. Махмутов выделяет особые функции проблемного обучения, включающие воспитание навыков творческого усвоения знаний, навыков творческого применения знаний в новой ситуации и формирование навыков творческой деятельности [8].

Таким образом, проблемное обучение направляет обучающихся на овладение системой умственных действий, которые необходимы для решения любых учебных задач. Используя имеющиеся знания и опыт, обучающиеся могут сопоставить материал, способствуя расширению и углублению своих знаний и формированию умения использовать эти знания в новых ситуациях.

Среди психологических исследований творческого развития и креативности особенный интерес представляет концепция известного ученого Н. Ф. Вишняковой, которая подвергает феномен креативности подробному анализу, рассматривая его как комплекс «… личностно-созидательных особенностей человека, позволяющих создавать социально и личностно значимый новый продукт материальной или духовной деятельности» [2]. В ее трудах подчеркивается взаимосвязь креативности, творческого потенциала и индивидуальности личности.

Основными показателями проявления креативности, с точки зрения Н. Ф. Вишняковой, являются прежде всего неординарность и оригинальность творческого мышления, а также эмоциональность, воображение, эмпатия и интуиция. Большое значение в работах ученого придается подсознательному компоненту креативности, который выражается не только в способности видеть, ставить и продуктивно решать проблему, но и в оригинальности мышления, в созидательных действиях на основе продуктивного сознательного и подсознательного опыта [2, с. 127].

 Следует отметить, что многих ученых волнует не только проблема соотношения креативности и интеллекта, но и воздействие различных факторов на развитие творческого потенциала человека. Акцент на сложном взаимодействии социальных и психологических факторов в реализации творческого потенциала личности ставят П. Торренс, К. Роджерс и др. В их исследованиях особенно подчеркивается влияние окружения на индивида (семьи, учебного заведения и т. п.) [12, с. 127].

Безусловно, нельзя не согласиться, что для оптимального развития креативных качеств необходима специальная среда, позволяющая активизировать творческий потенциал личности. Но в данном исследовании мы будем рассматривать понятие «среда» как комплекс педагогических условий для стимулирования творческой самостоятельности обучающихся.

Необходимо отметить, что современных исследователей также волнует проблема стимулирования самостоятельности.  Например, Н. О. Телибаева анализирует понятие «самостоятельность» в современной психолого-педагогической науке, акцентируя внимание на подростковой самостоятельности как одном из самых важных этапов подготовки подростков к взрослой жизни [10].

К. С. Ярцев обращается к вопросу развития самостоятельности обучающихся при помощи облачных технологий в школе. Автор описывает модель образовательного пространства, основанную на принципах системности (регулярное использование облачных технологий в педагогическом процессе), совместной деятельности учителя и обучающегося, индивидуализации обучения и самостоятельности обучения, когда ведущей деятельностью обучающихся становится самостоятельная деятельность под руководством учителя, и принципе учета возрастных особенностей обучающихся [11].

А. Н. Колодезникова описывает педагогические условия, которые способствуют формированию самостоятельности студентов старших курсов при изучении специальных дисциплин профиля «Теплоснабжение и вентиляция». Среди условий автор называет организацию внеаудиторной самостоятельной работы, погружение в профессиональную среду и формирование личностного отношения к процессу обучения при помощи инновационных образовательных ресурсов [5].

Г. М. Парникова рассматривает условия развития учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте на примере Республики Саха.  Исследователь отмечает необходимость следовать гуманистической и личностной ориентации образования, а также опираться на принцип сознательности в обучении, предполагающий сознательное отношение обучающихся к процессу обучения, и принцип активности, подразумевающий речевую активность обучающихся в ходе занятий [9].

 Таким образом, следует отметить, что проблема развития самостоятельности обучающихся продолжает волновать исследователей. Большинство из них подчеркивают необходимость внимания и гуманистического отношения к каждому обучающемуся. 

Поэтому одним из важнейших педагогических условий можно назвать создание комфортной психологической атмосферы на занятиях. Уважительное отношение к обучающимся, умение их слушать и слышать играет огромную роль в вопросе стимулирования творческой самостоятельности обучающихся.

Еще педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили и И. П. Волков придавали особое значение педагогическому терпению. «Педагогическое терпение – это … оптимистический подход к силам, возможностям ученика, опора на его индивидуальные психологические возможности» [1, с. 41].

Выделяя доверие обучающегося к педагогу в качестве залога успешного развития творческих качеств ученика, И. П. Волков считает необходимым развивать такие черты личности у обучающихся как изобретательность, стремление добывать знания, самостоятельность в решении задач [3, с. 110].

Таким образом, педагоги-новаторы выдвигают на передний план принцип гуманно-личностного подхода, призывая ценить и уважать своих воспитанников.

Особую роль комфортная психологическая атмосфера играет на занятиях по иностранному языку, когда уверенность в собственных силах и грамотная поддержка преподавателя помогает обучающимся преодолеть психологический барьер при выполнении различных заданий, направленных на развитие навыков говорения.  Преподавателю необходимо помнить, что эмоциональный фон неразрывно связан с личностными ощущениями обучающихся, поэтому атмосфера на занятиях иностранного языка может как положительно, так и отрицательно повлиять на проявление инициативы студентов.

Следующим педагогическим условием можно назвать использование приемов педагогической импровизации на занятиях.

 Описывая педагогическую импровизацию как один из основных креативных элементов педагогической деятельности, В. А. Кан-Калик понимает ее как «… способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решение сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска…, продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах деятельности, чутко реагируя на изменения, корректируя собственную деятельность» [4, с. 242].

Каждому преподавателю приходится сталкиваться с непредвиденными ситуациями во время занятия, поэтому креативное педагогическое воздействие должно основываться на умении грамотно скорректировать ход учебной работы. Способность преподавателя своевременно сориентироваться в сложившейся ситуации на уроке и найти выход из конкретной проблемной ситуации можно назвать искусством профессиональной педагогической импровизации, функциональные возможности которой зависят от содержания использованных в течение практической деятельности педагогических и психологических знаний, умений и навыков, а также от личностного и профессионального опыта педагога.

И, наконец, еще одним необходимым педагогическим условием, стимулирующим творческую самостоятельность обучающихся, можно назвать использование приемов проблемного обучения.

 Первоначально обучающийся должен обсуждать поставленную проблему под грамотным руководством преподавателя, а в дальнейшем пытаться самостоятельно найти пути решения различных лексических и грамматических трудностей. Таким образом, занятия должны основываться на постоянном вовлечении обучающихся в творческую деятельность. Следует отметить, что процесс обучения можно разделить примерно на два этапа. На первом этапе обучающемуся предлагается проблема, проводится ее тщательный анализ вместе с педагогом, далее происходит совместный поиск вариантов ее решения.

 На втором этапе преподаватель консультирует обучающегося, но на первый план выходит самостоятельное осознание обучающимся проблемы и творческий поиск вариантов ее решения.

Таким образом, необходимо отметить, что проблема развития самостоятельности обучающихся не теряет своей актуальности и в настоящее время. Но так как рекомендации в исследованиях различных деятелей педагогической и психологической науки носят в основном разрозненный характер, особую роль приобретает предложенный креативный педагогический подход, обобщающий наиболее ценные рекомендации для развития творческой самостоятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку. Данный педагогический подход подразумевает создание особых педагогических условий, включающих комфортную психологическую атмосферу на занятиях, использование приемов педагогической импровизации и приемов проблемного обучения.  Эти факторы являются ключевыми при пробуждении творческой инициативы обучающихся, стимулируют их интерес к занятиям и позволяют преодолеть психологические барьеры при овладении речевыми навыками и умениями в процессе обучения иностранному языку.


Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во НПО Модэк, 1998. С. 120-300
2. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика: Психология творческого обучения. Минск: Изд.НИОРБ Поли Биг, 1995. 239 с.
3. Волков И. П. Учим творчеству // Педагогический поиск/ Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. С. 101-140.
4. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чечено-Ингушский ун-т, 1979. 138 с.
5. Колодезникова А. Н. Педагогические условия формирования самостоятельности студентов технических специальностей//Мир педагогики и психологии. 2020. №9 (50). С. 41-46.
6. Коменский Я. А. Всеобщего совета об исправлении дел человеческих // Коменский Я. А., Дж. Руссо, Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. С. 125-127.
7. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
8. Махмутов М. И., Матюшкин М. А. Проблемное обучение - понятие и содержание: Психолого-педагогические основы и пути развития // Вестник высшей школы. 1977. № 2. С. 15-24.
9. Парникова Г. М. Концептуальные основы развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019.
99 с.
10. Телибаева Н. О. Понятие самостоятельности в психолого-педагогической науке// Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. 2096-2100.
11. Ярцев К. С. Модель развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий// Педагогика и психология: вопросы теории и практики. 2021. №5. С. 27-36.
12. Torrance E. P. and Myers R. E. Education and the creative potential. Minneapolis: Univ. of Minnesota press, 1967. 167 p.

Расскажите о нас своим друзьям: