Социальная психология | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 159.9

Дата публикации 17.01.2023

Личностные особенности подростков с суицидальным поведением

Ишаева Руфина Расулевна
Студент 3 курса магистратуры факультета психологии ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», РФ, г. Уфа, rufinaish93@gmail.com

Аннотация: В работе представлены результаты исследования личностных особенностей подростков с суицидальным поведением. В исследование было включено 67 подростков, среди которых 29 мужского пола и 38 женского пола. Средний возраст составил 15,8 ±1,117. В исследуемой выборке у 28 подростков (43%) встречалось на момент обследования суицидальное поведение, у 14 человек в виде мыслей, у 14 человек в виде суицидальных намерений без четкого плана. Мы определили, что для лиц с суицидальным поведением характерно выраженность демонстративных, лабильных, тревожно-педантичных возбудимых и неустойчивых черт личности. Среди подростков с суицидальным поведением были выявлены следующие акцентуации: возбудимый тип, демонстративный тип, лабильный тип, неустойчивый тип, демонстративно-неустойчивый тип и гипертимно-демонстративный тип.
Ключевые слова: суицид, самоубийство, суицидальное поведение, подросток, личность, личностные особенности, акцентуации

Personality traits of adolescents with suicidal behavior

Ishaeva Rufina Rasulevna
3rd year master's student of the Faculty of Psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ufa University of Science and Technology», Russian Federation, Ufa

Abstract: The paper presents the results of a study of the personality characteristics of adolescents with suicidal behavior. The study included 67 adolescents, including 29 males and 38 females. The mean age was 15.8±1.117. In the study sample, 43% of adolescents experienced suicidal behavior at the time of the survey, 14 people in the form of thoughts, 14 people in the form of suicidal intentions without a clear plan. Thus, we determined that persons with suicidal behavior are characterized by the severity of demonstrative, labile, anxious-pedantic excitable and unstable personality traits. Among adolescents with suicidal behavior, the following accentuations were identified: excitable type, demonstrative type, labile type, unstable type, demonstrative-unstable type and hyperthymic-demonstrative type.
Keywords: suicide, suicide, suicidal behavior, adolescent, personality, personality traits, accentuations

Правильная ссылка на статью
Ишаева Р.Р. Личностные особенности подростков с суицидальным поведением // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/lichnostnye-osobennosti-podrostkov-s-suitsidalnym-povedeniem.html (Дата обращения: 17.01.2023)

Актуальность исследования. Суицидальное поведение подростков продолжает оставаться важной нерешенной проблемой современного общества [7][9][10]. В ежегодном докладе о деятельности уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2021 году указывается что в 2021 году 753 несовершеннолетних закончили жизнь самоубийством, что на 37,4% больше чем в 2020 году [1].  При этом, на каждый завершенный суицид среди подростков предпринимается от 50 до 100 суицидальных попыток [2]. В Республике Башкортостан также отмечается тенденция к росту числа законченных самоубийств среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет при снижении суицидов среди детей от 14 лет и младше [3]. Учитывая сложившуюся тенденцию, крайне актуальным является изучения психологических предикторов суицидального поведения у подростов.

Суицидальное поведение как динамический процесс имеет в своём развитии последовательно сменяющиеся этапы (Зотов П.Б., 2015): пресуицидальный этап, этап реализации и постсуицидальный этап [4]. С точки зрения профилактики и превенции самоубийства наиболее важным является первый этап, для которого наиболее актуальными становятся «внутренние формы» суицидального поведения: суицидальные мысли, идеи и намерения. На этом же этапе важную роль играют личностные характеристики подростков, которые могут способствовать как увеличению, так и снижению риска самоубийства. По мнению Положего Б.С. личностно психологические детерминанты суицидального поведения являются первичным и необходимым условием для возникновения суицидального поведения (относятся к детерминантам 1 ранга) [5].

Учитывая, что суицидальное поведение тесно связано с глобальными процессами и событиями, происходящими в обществе крайне актуальным, является периодическая актуализация сведений о личностных особенностях подростков с суицидальным риском в текущих социальных и экономических условиях. Суицидальное поведение мы рассматриваем с позиции континуума тяжести суицидального поведения, в котором суицидальные мысли являются наименее тяжелой формой суицидального поведения, могут рассматриваться как признаки более тяжелого суицидального поведения в будущем [11], а также связаны с риском суицидальных попыток [8]. Аутоагрессивное поведение с несуицидальными целями к суицидальному поведению не относилось.

Цель. Изучить особенности личности подростков с суицидальным поведением.

Задачи. Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи: 1) Определить структуру суицидального поведения у подростков в исследуемой выборке; 2) Выявить ассоциации выраженности личностных особенностей у подростков с суицидальным поведением и без такового; 3) Определить наличие акцентуаций у подростков с суицидальным поведением и без.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ (г. Уфа) в сентябре 2021 года – марте 2022 года. Для исследуемой и контрольной групп были выбраны следующие критерии включения: возраст испытуемого 14-17 лет, наличие добровольного информированного согласия официального представителя подростка (родителя или опекуна). Критериями невключения стали: невозможность проведения клинического интервьюирования по другим причинам; наличие тяжелой психической патологии, а также тяжелой соматической патологии в стадии обострения. Критериями исключения из исследования стали: отказ от участия в исследовании, выявление в процессе клиническое интервьюирование критериев невключения.

Было проведено кросс-секционное исследование подростков, проходивших стационарное лечение, а также обратившихся за амбулаторной помощью. В исследование было включено 67 подростков, среди которых 29 мужского пола и 38 женского пола. Средний возраст составил 15,8 ±1,117.

Респонденты, в зависимости от наличия или отсутствия суицидального поведения, были разделены на две группы: исследуемую и группу сравнения.  В группу лиц с наличием суицидальных идей – исследуемую попали 28 испытуемых, среди которых 61% (n=17) женского пола, 39% (n=11) мужского пола. В группу испытуемых без суицидальных идей, группу сравнения, попали 39 пациентов, среди которых 54% (n=21) женского пола, 46% (n=18) мужского пола. Выборки не отличались по полу (Хи квадрат=0,313; р=0,576) и возрасту (p=0,53).

Были использованы следующие психометрические методики. С целью выявления суицидального поведения была использована Колумбийская шкала серьёзности суицидальных намерений. Шкала позволяет оценить суицидальный риск, его интенсивность при наличии, а также выделить стадийность процесса (мысли, намерения, планы). Для выявления личностных особенностей подростков был использован «Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник» А. Е. Личко. Опросник позволяет делить выраженность черт характера, а также определить возможные акцентуации личности: гипертимных, циклоидных, лабильных, астено-невротических, сенситивных, тревожно-педантических, сенситивных, тревожно-педантических, интровертированных, возбудимых, демонстративных, неустойчивых.

С целью статистического анализа данных использовался пакет STATISTICA 10. Нормальность распределения оценивалась критерием Шапиро-Уилка. При проведении частотного анализа применялся критерий Хи-квадрат Пирсона. При сравнении количественных переменных использовался U-критерий Манна-Уитни. Для изучения ассоциаций между количественными переменными коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Выбор непараметрических методов обусловлен отличным от нормального распределением ряда переменных.  Различия признавали статистически достоверными при р<0,05.

Результаты и обсуждение. При анализе суицидального поведения в исследуемой группе были выделены несколько подгрупп: 21% (n=14) составили подростки, у которых отмечались суицидальные идеи без намерений; 21 % подростков, у которых определялись суицидальные намерения (n=14). В группе пациентов с суицидальным поведением на момент осмотра у 11 человек (39%) в анамнезе отмечались суицидальные попытки, среди них 3 подростка были мужского пола, еще 8 женского пола. В группе сравнения суицидальных попыток в анамнезе не было. Полученные данные соответствуют общемировой статистике, в которой лица женского пола чаще совершают попытки, при этом лица мужского пола чаще доводят суицидальную попытку до конца, что связано с выбором более летальных методов. Из 11 человек с попытками 7 предприняли 1 попытку, 3 подростка 2 попытки и 1 подросток 3 попытки самоубийства. Из способов преобладали отравление препаратами и нанесение порезов. Также ряд попыток носили характер остановленной или прерванной попытки самоубийства.  При сравнении половых отличий наличия суицидальных идей, попыток суицида в анамнезе, а также нелетального аутоагрессивного поведения с применением критерия Хи-квадрат Пирсона статистически значимой разницы обнаружено не было (p>0,05).

При анализе личностных особенностей у подростков было произведено сравнение выраженность черт личности в обеих группах. Нами были выявлены следующие статистически значимые закономерности. Для подростков с суицидальным поведением (независимо от выраженности) было характерно преобладание следующих черт: гипертимных, лабильных, тревожно-педантичных, возбудимых, демонстративных и неустойчивых. Можно сделать предварительный вывод, что чаще при суицидальном поведении наблюдалось повышенное значение указанных черт при преобладании одной из них, не всегда достигающей уровня акцентуации. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1. Выраженность личностных черт у пациентов с суицидальным поведением и без такового вне зависимости от его формы и выраженности

Личностная характеристика

Подростки с суицидальным поведением (n=28)

Подростки без суицидального поведения (n=39)

U

Z

p-value

Mean

Std.Dev.

Mean

Std.Dev.

1

Гипертимный

6.79

2.56

4.41

0.85

231.00

4.00

0.000*

2

Циклоидный

3.14

1.35

4.00

1.28

337.00

-2.65

0.01*

3

Лабильный

5.93

2.23

3.82

1.64

272.50

3.47

0.000*

4

Астено-невротический

4.57

0.96

4.03

1.58

456.50

1.13

0.26

5

Сенситивный

3.32

1.44

4.00

1.34

383.50

-2.06

0.04*

6

Тревожно-педантический

4.61

1.03

3.36

1.60

326.00

2.79

0.01*

7

Интровертированный

2.68

1.12

4.03

1.18

232.50

-3.98

0.000*

8

Возбудимый

5.21

1.79

3.77

1.44

310.00

2.99

0.000*

9

Демонстративный

7.86

2.94

4.38

1.90

188.50

4.54

0.000*

10

Неустойчивый

4.79

1.97

2.92

1.83

227.50

4.04

0.000*

11

Конформный

4.39

1.50

4.46

1.45

527.00

-0.24

0.81

Для подростков с гипертимными чертами также характеры высокая значимость социальных контактов, что при неразборчивости в отношениях может привести к социализированному суицидальному поведения (характерно для группы общения подростка); также чрезмерная самостоятельность препятствует обращению подростка к взрослым за помощью в трудной жизненной ситуации, что также может способствовать аутоагрессивному и суицидальному поведению. Лабильные черты характеризуют изменчивость настроения без видимых причин. При этом суицидальные мысли могут возникать в результате трудностей, связанных с установлением эмоционально значимых контактов. Тревожно-педантичные подростки склонны к тревожности и ипохондрочности, а также аффективными вспышками, сходными с таковыми же при лабильных чертах. Для подростков с возбудимыми чертами в целом характерно наличие дисфории и агрессивности в поведении, что также может проявляться в элементах аутоагрессии. Демонстративный компонент обуславливает повышенное ожидание по отношению к себе со стороны окружающих (завышение собственной значимости), что при наличии фрустрирующей ситуации может также приводить к суицидальному поведению, особенно при наличии эмоциональной неустойчивости. Неустойчивые черты характеризуются сниженным волевым компонентом, что приводит к суицидальному поведению при неспособности решить текущие вопросы. Указанные черты личности объединяет трудность эмоциональной регуляции, характеризующееся перепадами настроения на относительно коротком временном промежутке (поэтому сюда не попали циклоидные черты) и наличие импульсивности в поведении, которые затрудняют социальную адаптацию. Полученные данные в целом соответствуют данным, представленными А.Е. Личко [6].

При анализе взаимосвязи личностных характеристик и интенсивности суицидальных идей был применен метод ранговой корреляции Спирмена. Были обнаружены прямые корреляционные связи средней силы со шкалами: гипертимный, лабильный, тревожно-педантичный, возбудимый, демонстративный, неустойчивый. Обратные корреляционные связи обнаружены со шкалами: циклоидный, сенситивный, интровертированный. Числовые характеристики анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты применения корреляционного анализа между личностными характеристиками и интенсивностью суицидальных идей

Личностная характеристика

R Спирмена

t

p-value

 
 

1

Гипертимный

0.50

4.61

0.000*

 

2

Циклоидный

-0.35

-2.98

0.000*

 

3

Лабильный

0.41

3.55

0.000*

 

4

Астено-невротический

0.11

0.89

0.38

 

5

Сенситивный

-0.29

-2.44

0.02*

 

6

Тревожно-педантический

0.32

2.74

0.01*

 

7

Интровертированный

-0.51

-4.77

0.000*

 

8

Возбудимый

0.34

2.94

0.000*

 

9

Демонстративный

0.54

5.09

0.000*

 

10

Неустойчивый

0.46

4.18

0.000*

 

11

Конформный

-0.03

-0.27

0.79

 

При качественном анализе среди лиц с суицидальным поведением у 71% испытуемых определялась акцентуация личности. Среди них: 10% возбудимый тип; 40% демонстративный тип; 20% лабильный тип; 5% неустойчивый тип; 25% смешанный тип, среди которых 1 демонстративно-неустойчивый и 4 гипертимно-демонстративный. Группе контроля только у одного подростка была выявлена акцентуация неустойчивого типа. Отсутствие суицидального поведение может быть связано с благоприятным социальным окружением подростка, снижающим требования к его адаптации.  Среди 11 подростков имевших в анамнезе суицидальную попытку 8 имели акцентуации личности: 3 демонстративный тип, 2 лабильный тип, 1 неустойчивый тип, 2 гипертимно-демонстративный тип.

Выводы. В исследуемой выборке у 43% подростков встречалось на момент обследования суицидальное поведение, у 14 человек в виде мыслей, у 14 человек в виде суицидальных намерений без четкого плана. У 11 подростков с суицидальным поведением в прошлом отмечались суицидальные попытки. Таким образом мы определили, что для лиц с суицидальным поведением характерно выраженность демонстративных, лабильных, тревожно-педантичных возбудимых и неустойчивых черт личности. Среди подростков с суицидальным поведением были выявлены следующие акцентуации: возбудимый тип, демонстративный тип, лабильный тип, неустойчивый тип, демонстративно-неустойчивый тип и гипертимно-демонстративный тип.


Список литературы

1. Доклад о деятельности уполномоченного при президенте российской федерации по правам ребёнка в 2021 году [Электронный ресурс] // URL: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/August2022/OucV7OrXsDXYb6xBrHFF.pdf (Дата обращения - 20.12.2022 г.)
2. Пичиков А. А., Попов Ю. В. Суицидальный кризис у подростка: принципы проведения клинического интервью и оказания амбулаторной помощи //Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы. – 2022. – С. 343.
3. Тимербулатов И.Ф. Клинико-эпидемиологические и психопатологические данные по суицидальному поведению у детей и подростков с пограничными психическими расстройствами в Республике Башкортостан за 2012-2018 годы / И. Ф. Тимербулатов, Е. М. Евтушенко, О. Р. Мухамадеева [и др.] // Научный форум. Сибирь. – 2021. – Т. 7. – № 2. – С. 17-21. – EDN DSJHZT.
4. Зотов П. Б. Суицидальное поведение: роль «внешнего ключа», как элемента суицидальной динамики и объекта психотерапии //Российский медико-биологический вестник имени академика ИП Павлова. – 2015. – №. 4. – С. 133-137.
5. Положий, Б. С. Концептуальная модель суицидального поведения / Б. С. Положий // Суицидология. – 2015. – Т. 6. – № 1(18). – С. 3-7. – EDN TRRSQR.
6. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) / А. Е. Личко; А. Е. Личко. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – ISBN 978-5-9268-0828-6. – EDN QLXWXT.
7. Chang H. K. et al. Risk of attempted suicide among adolescents and young adults with traumatic brain injury: A nationwide longitudinal study //Journal of affective disorders. – 2019. – Т. 250. – С. 21-25.
8. Miranda R. et al. Characteristics of suicidal ideation that predict the transition to future suicide attempts in adolescents //Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2014. – Т. 55. – №. 11. – С. 1288-1296.
9. Miranda-Mendizabal A. et al. Gender differences in suicidal behavior in adolescents and young adults: systematic review and meta-analysis of longitudinal studies //International journal of public health. – 2019. – Т. 64. – №. 2. – С. 265-283.
10. Miron O. et al. Suicide rates among adolescents and young adults in the United States, 2000-2017 //Jama. – 2019. – Т. 321. – №. 23. – С. 2362-2364.
11. Nock, M. K., Borges, G., Bromet, E. J., Cha, C. B., Kessler, R. C., & Lee, S. (2008). Suicide and suicidal behavior. Epidemiological Review, 30, 133–154. https://doi.org/10.1093/epirev/mxn002CrossRefGoogle ScholarPubMed

Расскажите о нас своим друзьям: