Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 376.37

Дата публикации 17.01.2023

Учёт особенностей анализирующего наблюдения при коррекции дисграфии, дислексии и дизорфографии у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Коваленко Оксана Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ г. Москва, disgraphia@yandex.ru

Аннотация: В статье описываются варианты предварительного зрительного анализа, который должен проводиться в рамках предварительного контроля при коррекции дисграфии, дислексии и дизорфографии у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), учащиеся младших классов, дисграфия, дислексия, дизорфография, анализирующее наблюдение, принцип наглядности, предварительный контроль, предварительный зрительный анализ.

Accounting for the features of analyzing observation in the correction of dysgraphia, dyslexia and dysorphography in elementary school students with general underdevelopment of speech

Kovalenko Oksana Mikhailovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Russian Federation Moscow

Abstract: The article describes the options for preliminary visual analysis, which should be carried out as part of the preliminary control in the correction of dysgraphia, dyslexia and dysorphography in primary school students with general speech underdevelopment.
Keywords: general speech underdevelopment (GSP), primary school students, dysgraphia, dyslexia, dysorphography, analyzing observation, visualization principle, preliminary control, preliminary visual analysis.

Правильная ссылка на статью
Коваленко О.М. Учёт особенностей анализирующего наблюдения при коррекции дисграфии, дислексии и дизорфографии у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/uchyot-osobennostej-analiziruyushhego-nablyudeniya-pri-korrektsii-disgrafii-disleksii-i-dizorfografii-u-uchashhikhsya-mladshikh-klassov-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi.html (Дата обращения: 17.01.2023)

При общее недоразвитие речи (III, IV уровни речевого развития) отмечаются стойкие трудности овладения письменной речью, обусловленные:

- дислексией и дисграфией - частичными специфическими нарушениями чтения и письма, проявляющимися в повторяющихся ошибках стойкого характера на уровне слогов, слов, предложений и связных текстов,

- а также дизорфографией - трудностями усвоения и применения правил родного языка [1].

Одним из общедидактических принципов, используемых в работе по коррекции этих нарушений у учащихся младших классов с ОНР,  является принцип наглядности. Однако у детей с ОНР отмечается снижение психического тонуса и, как следствие, трудности анализирующего наблюдения, что требует специфической организации учебной деятельности при использовании наглядности. Данные особенности выражаются в следующем. Ребёнок рассматривает предъявляемую ему наглядность недостаточно активно, скользит по ней взглядом и потому не в полной мере анализирует её структуру. При этом дети фиксируют не все составляющие этой наглядности, обращают внимание не на все качественные особенности её составных частей, не всегда и не в полном объёме пытаются установить внешне очевидные связи.

В норме это происходит сразу, быстро, автоматически.

Поэтому при ОНР в рамках предварительного контроля, представляющего собой разбор условий выполняемого задания (в учебниках, на карточках, в рабочих тетрадях и т.п.), необходимо проводить предварительный зрительный анализ. В ходе этого анализа уточняется общая структура наглядности и её качественные особенности [2]. Так, например, при объяснении темы «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда» часто используется наглядное пособие с медведями: рядом с большим медведем - гласные первого ряда, рядом с медвежонком (нарисованным под большим медведем) - гласные второго ряда.

Необходимый предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед: Кто здесь нарисован?

Дети: Медведи.

Учитель - логопед: Сколько их?

Дети: Два.

Учитель - логопед: Они одинаковые?

Дети: Нет.

Учитель - логопед: Этот медведь какой? (показ на большого медведя)

Дети: Большой.

Учитель - логопед: А этот медведь какой? (показ на маленького медведя)

Дети: Маленький.

Учитель - логопед: А маленького медведя мы как по-другому называем?

Дети: Медвежонок.

Учитель - логопед: Что написано рядом с нашими медведями?

Дети: Буквы.

Учитель - логопед: Какого они цвета?

Дети: Красного.

Учитель - логопед: Значит, это какие звуки?

Дети: Гласные.

Учитель - логопед: А гласные - это какие звуки? Что с ними можно делать?

Дети: Петь, тянуть.

Учитель - логопед: Назовём буквы, которые написаны рядом с большим медведем.

Дети: Называют буквы по цепочке.

Учитель - логопед: А теперь назовём буквы, которые написаны рядом с медвежонком.

Дети: Называют буквы по цепочке.

Учитель - логопед: Как написаны эти буквы? (показ поочерёдно на гласные первого и второго ряда в каждой паре). Если дети не отвечают, даёт ответ сам: парами.

Покажем некоторые варианты предварительного зрительного анализа. Данные варианты представлены на материале упражнений из учебника «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (1-е отделение), авторы Чиркина Г.В., Комкова Н.Ф., М.: Просвещение, 2000 [3].

· Направленность предварительного зрительного анализа: слова, записанные как обычно (в строчку, через запятую).

Тема: «Ударение».

Задание. Прочитай, отстучи ритм следующих слов.

Город, вода, дорога, ветер, каша, книга, сухари, полка, капуста, шары, кони, труба, берёза.

Спиши, поставь знак ударения.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед.: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Слова.

Учитель - логопед: Как они записаны: как обычно или по-другому?

Дети: Как обычно.

· Направленность предварительного зрительного анализа: слова в столбиках; два столбика; названия столбиков; уточнение принадлежности к словам «предметам», «действиям», «признакам».

Тема: «Слова, которые обозначают признаки предметов».

Задание. От данных слов образуй слова, которые обозначают признак предмета.

Что?                            Какой?

жадность -                  жадный

трусость -                   трусливый

голод -                         …

сила -                           …

верность -                    …

упрямство -                 …

хитрость -                    …

Напиши.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед.: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Слова.

Учитель - логопед: Как они записаны: как обычно или по-другому?

Дети: По-другому.

Учитель - логопед: А по-другому - это как?

Дети: В столбики.

Учитель - логопед: Сколько столбиков?

Дети: Два.

Учитель - логопед: Как называется первый столбик?

Дети: Что?

Учитель - логопед: Какие слова отвечают на этот вопрос: предметы, действия или признаки?

Дети: Предметы.

Учитель - логопед: Читаем первый столбик по цепочке.

Дети: Жадность, трусость, голод, сила, верность, упрямство, хитрость.

Учитель - логопед: Так какие это слова?

Дети: Предметы.

Учитель - логопед: Как называется второй столбик?

Дети: Какой?

Учитель - логопед: Какие слова отвечают на этот вопрос: предметы, действия или признаки?

Дети: Признаки.

Учитель - логопед: Читаем второй столбик по цепочке.

Дети: Жадный, трусливый.

Учитель - логопед: Так какие это слова?

Дети: Признаки.

· Направленность предварительного зрительного анализа: слова, записанные в две строчки; знакомство со словами второй строчки.

Тема: «Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов».

Задание. К словам первого ряда найди однокоренные слова из второго ряда.

1) Грибки, краски, дудки, узкий, мягкий, редкий.

2) Грибной, красит, узок, дудит, мягок, реденький, грибы, узенький, дудочка, редок, мягонький.

Напиши по образцу: грибки, грибной, грибы.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Слова.

Учитель - логопед: Как они записаны: как обычно или по-другому?

Дети: В строчки.

Учитель - логопед: Сколько строчек?

Дети: Две.

Учитель - логопед: Сначала прочитаем слова из второй строчки по цепочке.

Дети: Читают.

· Направленность предварительного зрительного анализа: слова, записанные по два; точки в словах, обозначающие пропуски букв.

Тема: «Ударение. Ударные и безударные гласные».

Задание. Прочитай.

Шкаф - шк.фы, стол - ст.лы, дождь - д.жди, таз - т.зы, столб - ст.лбы, слон - сл.ны, глаз - гл.за, нос - н.сы, мост - м.сты, холм - х.лмы, двор - дв.ры, крот - кр.ты.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Слова.

Учитель - логопед: Как они записаны: как обычно или по-другому?

Дети: По-другому.

Учитель - логопед: А по-другому - это как?

Дети: По два.

Учитель - логопед: Что ещё необычного в этих словах?

Дети: Там стоят точки.

Учитель - логопед: Значит там … ?

Дети: пропущены буквы.

· Направленность предварительного зрительного анализа: слова, записанные по два (образец); слова, к которым нужно найти пару; знакомство со словами для справок.

Тема: «Звуки и буквы. Мягкий знак в середине слова».

Задание. Подбери слова, противоположные по смыслу.

Сладкий - горький, слабый - … , здоровый - …, меньше - … , позже - … .

Спиши, проговаривая каждый звук. Придумай с двумя словами предложения. Напиши одно предложение.

Слова для справок: раньше, больной, дальше, сильный, больше.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Слова.

Учитель - логопед: Как они записаны: как обычно или по-другому?

Дети: По-другому.

Учитель - логопед: А по-другому - это как?

Дети: По два.

Учитель - логопед: А внизу у нас есть … ?

Дети: слова для справок.

Учитель - логопед: Давайте прочитаем сначала их по цепочке.

Дети: Читают (одно слово - один ребёнок).

· Направленность предварительного зрительного анализа: предложения; слова через запятую.

Тема: «Сочетания ЧК, ЧН».

Задание. Составь предложения из следующих слов.

1. Девочка, грибочки, нашла.

2. Зиночка, белочку, в, лесу, видела.

3. Ласточки, весной, гнёзда, вьют.

Предложения напиши.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Предложения.

Учитель - логопед: Что необычного в этих предложениях?

Дети: Там стоят запятые.

Учитель - логопед: Нам с вами нужно переставить эти слова местами так, чтобы получилось красивое предложение. Читаем предложение так, как оно написано.

Дети: Девочка грибочки нашла.

· Направленность предварительного зрительного анализа: предложения; слова в скобках.

Тема: «Приставка».

Задание. Прочитай. Вставляй подходящие по смыслу слова.

Мальчик (пошёл, дошёл, вышел) в школу.

Лодка (подплыла, доплыла, отплыла) от берега.

Лена (вложила, положила, отложила) книгу на полку.

Всадник (отвязал, связал, привязал) лошадь к дереву.

Дежурные (сметали, подметали) пол в классе.

Бабушка (наварила, сварила) обед и (накрыла, покрыла) на стол.

Спиши. Приставки в словах, обозначающих действия, выдели.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Предложения.

Учитель - логопед: Что необычного в этих предложениях?

Дети: Слова стоят в скобках.

· Направленность предварительного зрительного анализа: предложения; вопросы в скобках; знакомство со словами для справок.

Тема: «Предложение. Связь слов в предложении».

Задание. Допиши предложения по вопросам. Изменяй слова.

Катя написала (что?) (кому?) … … .

Вова принёс (что?) (кому?) … … .

Лена сшила (что?) (кому?) … … .

Слова для справок: письмо, бабушка, друг, книга, кукла, платье.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Предложения.

Учитель - логопед: Что необычного в этих предложениях?

Дети: Слова стоят в скобках.

Учитель - логопед: Это не просто слова, а … ?

Дети: вопросы.

Учитель - логопед: Какие два вопроса повторяются во всех предложениях?

Дети: Что? Кому?

Учитель - логопед: Когда мы ответим на эти вопросы, то запишем ответы вместо точек (показывает рукой) и получим красивое предложение. Чтобы было легче ответить на наши вопросы, у нас есть слова для справок. Читаем их по цепочке.

Дети: Читают.

· Направленность предварительного зрительного анализа: рассказ.

Тема: «Предлог».

Задание. Прочитай. Назови слова с предлогами.

Дима вошёл в класс. Мальчик сел за парту. Дима сидит с Галей. Он вынул из ранца тетрадь и книгу. Положил их на парту. Учитель вызвал Диму к доске. Ученик стоит у доски. Он отвечает хорошо.

Спиши. Предлоги подчеркни.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Предложения.

Учитель - логопед: Это не просто предложения, а маленький рассказ. Давайте его прочитаем по цепочке. Читаем и думаем, о ком там говорится, и что там происходит. Первое предложение читает Света.

Дети: …

· Направленность предварительного зрительного анализа: рассказ; точки в словах, обозначающие пропуски букв; слова с пропущенными буквами.

Тема: «Безударные гласные в корне слова».

Задание. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни безударные гласные.

Пришла холодная з.ма. Сн.га покрыли п.ля, л.са и луга. Охотник увидел на сн.гу сл.ды л.сы. Сл.ды привели его к н.ре. В этой н.ре жила л.са с л.сятами.

Озаглавь рассказ.

Предварительный зрительный анализ.

Учитель - логопед: Посмотрите на упражнение № … . Что там написано?

Дети: Предложения.

Учитель - логопед: Это не просто предложения, а маленький рассказ. Читаем и думаем, о ком там говорится, и что там происходит.

Дети: Чтение рассказа по цепочке.

Учитель - логопед: Так о ком говорится в этом рассказе?

Дети: … .

Общий разбор содержания.

Учитель - логопед: Что ещё необычного в этих предложениях?

Дети: Там в словах стоят точки.

Учитель - логопед: Значит там … ?

Дети: пропущены буквы.

Уточнение правила.

Учитель - логопед: Читаем первое предложение, Оля.

Дети: Пришла холодная зима.

Учитель - логопед: В каком слове пропущена буква?

Дети: Зима.

Таким образом, мы описали десять вариантов предварительного зрительного анализа:

- слова, записанные как обычно (в строчку, через запятую);

- слова в столбиках; два столбика; названия столбиков; уточнение принадлежности к словам «предметам», «действиям», «признакам»;

- слова, записанные в две строчки; знакомство со словами второй строчки;

- слова, записанные по два; точки в словах, обозначающие пропуски букв;

- слова, записанные по два (образец); слова, к которым нужно найти пару; знакомство со словами для справок;

- предложения; слова через запятую;

- предложения; слова в скобках;

- предложения; вопросы в скобках; знакомство со словами для справок:

- рассказ;

- рассказ; точки в словах, обозначающие пропуски букв; слова с пропущенными буквами.

Такой анализ должен проводиться в рамках предварительного контроля при коррекции дисграфии, дислексии и дизорфографии у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи.


Список литературы

1. Коваленко О.М. К вопросу об организации работы по коррекции дизорфографии у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи в условиях логопункта общеобразовательной школы // В книге: Сборник тезисов XIV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Сборник тезисов. Москва, 2016. С. 27-30.
2. Коваленко О.М. Общеметодические принципы логопедической работы по коррекции нарушений чтения и письма у учащихся младших классов (сообщение 1) // Школьный логопед. 2021. № 2 (78). С. 82-89.
3. Чиркина Г.В., Комкова Н.Ф. «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (1-е отделение). - 2-е издание, дополненное. - М.: Просвещение, 2000.

Расскажите о нас своим друзьям: