Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 372.851

Дата публикации 18.01.2023

Организация тестового контроля знаний и умений обучающихся при изучении учебного предмета «Математика» (на примере темы «Обыкновенные дроби», 5 класс)

Смирнова Ирина Георгиевна
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой естественно-научного и математического образования, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования», РФ, г. Архангельск, iringeo@mail.ru
Климантова Светлана Сергеевна
учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 36 имени Героя Советского Союза П.В. Усова», РФ, г. Архангельск, koroleva_svet@mail.ru

Аннотация: Проблема объективности контроля полученных знаний и сформированных умений обучающихся одна из наиболее актуальных на современном этапе развития системы образования России. В статье рассматривается вопрос организации тестового контроля знаний и умений обучающихся при изучении учебного предмета «Математика». Основное внимание в работе уделено разработке авторских педагогических тестов по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс). Раскрывается возможность переноса педагогических тестов с бумажных носителей на цифровые устройства и использования специализированных программ для решения тестов.
Ключевые слова: контроль знания и умений, педагогический тест, математика, обыкновенные дроби

The Organization of the Test Control of Students' Knowledge and Skills in the Study of the Subject "MATHS" (on the example of the topic "Ordinary fractions" of the 5th grade)

Smirnova Irina Georgievna
Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Natural Science and Mathematics Education State Autonomous Educational Institution of Additional Vocational Education "Arkhangelsk Regional Institute of Open Education", Russia, Arkhangelsk
Klimantova Svetlana Sergeevna
Maths Teacher, Municipal Budget Educational Institution of the City District "City of Arkhangelsk" "Secondary School № 36 named after Hero of the Soviet Union P.V. Usov", Russia, Arkhangelsk

Abstract: The objectivity of control of students' acquired knowledge and formed skills is one of the most pressing issues at the present stage of development of education system in Russia. The article considers the question of the organization of the test control of students' knowledge and skills in the study of the subject "Maths". The main attention is paid to the development of author's pedagogical tests on the topic «Ordinary fractions» (of the 5th grade). The paper reveals the possibility of transfer of pedagogical tests from paper to digital devices and the use of specialized software to solve tests.
Keywords: control of knowledge and skills; pedagogical test; mathematics; ordinary fractions.

Правильная ссылка на статью
Смирнова И.Г., Климантова С.С. Организация тестового контроля знаний и умений обучающихся при изучении учебного предмета «Математика» (на примере темы «Обыкновенные дроби», 5 класс) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/smirnova-ig-klimantova-ss-organizatsiya-testovogo-kontrolya-znanij-i-umenij-obuchayushhikhsya-pri-izuchenii-uchebnogo-predmeta-matematika-na-primere-temy-obyknovennye-drobi-5-klass.html (Дата обращения: 18.01.2023)

Контроль знаний и умений обучающихся является основополагающим элементов мониторинга качества образования.  Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса [1, с. 156].

Проблема объективности контроля полученных знаний и сформированных умений обучающихся одна из наиболее актуальных на современном этапе развития системы образования России, которая предопределена, прежде всего, целями образования, значением контроля знаний и умений в процессе обучения, отличительными особенностями систем контроля знаний и умений обучающихся, существующих в настоящее время, а также активно изменяющимися условиями, в которых протекает современный образовательный процесс.

Контроль знаний и умений обучающихся – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Правильная организация  контроля позволит учителю дать оценку уровня усвоения обучающимися знаний и сформированности умений, а также скорректировать собственную деятельность [2, с. 56].

Среди основных целей контроля знаний и умений обучающихся выделяют:

  • диагностика и корректировка знаний и умений обучающихся;
  • оценка результативности конкретного этапа образовательного процесса;
  • оценка достижения планируемых результатов обучения на разных уровнях [3, с. 234-235].

С целями контроля тесно связаны его функции: образовательная, воспитательная, развивающая, диагностическая, прогностическая, мотивационная, а также принципы, на основе которых должен осуществляться контроль полученных знаний и сформированных умений обучающихся: систематичность, всесторонность, дифференциация и индивидуальность, объективность, разнообразие видов и форм контроля, единство требований к контролю со стороны педагогического коллектива.

Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, систематически осуществляемую в течение всего периода обучения с целью проведения анализа хода формирования знаний и умений, выявления пробелов в знаниях обучающихся, корректировки учебного процесса и совершенствования методики преподавания учебного предмета.

Эффективной формой текущего контроля знаний и умений обучающихся является тестирование. Педагогический тест – это система заданий определенной формы, позволяющая объективно и функционально, независимо от учителя, измерить уровень образовательных достижений обучающихся, совокупность их знаний и умений по конкретной теме, в частности, и учебному предмету, в целом [4, с. 177].

Главными достоинствами тестового контроля знаний и умений обучающихся являются простота, объективность, возможность автоматизации. Тестовый контроль позволяет не только дать  первоначальную оценку уровня обученности, но и оценку уровня подготовки обучающихся к итоговому контролю.

В процессе изучения учебного предмета «Математика» у обучающийся должны сформироваться центральные математические понятия, которые обеспечат преемственность и перспективность математического образования обучающихся [5]. Одним из основных математических понятий является понятие «обыкновенная дробь».

Начало изучения темы «Обыкновенные дроби» отнесено к 5 классу. Анализ учебно-методической литературы по учебному предмету «Математика» позволил сделать вывод о недостаточном количестве, а в ряде случаев отсутствии контрольно-измерительных материалов по теме «Обыкновенные дроби» несмотря на то, что в Примерной рабочей программе основного общего образования предмета «Математика» на изучение данной темы в пятом классе отводится 48 часов.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы организации тестового контроля знаний и умений обучающихся при изучении учебного предмета «Математика», в том числе, при изучении темы «Обыкновенные дроби».

Цель исследования – обоснование эффективности тестового контроля знаний и умений обучающихся при изучении учебного предмета «Математика», разработка системы педагогических тестов для текущего контроля по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс) с последующим переносом тестов с бумажных носителей на цифровые устройства и использованием специализированных программ для решения тестов.

В процессе исследования использовались различные методы научного исследования:

  • теоретические: анализ, систематизация, классификация, моделирование, обобщение;
  • эмпирические: тестирование, сравнение, описание.

Представленная ниже система педагогических тестов по теме «Обыкновенные дроби» для обучающихся 5-го класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО с опорой на Примерную рабочую программу основного общего образования предмета «Математика».

С учетом наличия минимального времени на решение тестов, частоты их проведения, а также возрастных особенностей обучающихся пятого класса, разработанные тесты содержат задания закрытого типа (с выбором одного правильного ответа). Ряд заданий предполагает наличие чертежей и рисунков. Перед проведением тестирования обучающимся дается инструкция к выполнению тестовых заданий. Время выполнения теста – 5 минут.

Ниже приведены примеры авторских педагогических тестов по теме «Обыкновенные дроби», 5 класс (табл. 1-10).

Таблица 1. Тест № 1: Части величин. Обыкновенные дроби

  1. Результат деления двух натуральных чисел может быть:
  1. только натуральным числом
  2. только дробным числом
  1. натуральным или дробным числом
  2. только единицей
  1. Какое арифметическое действие обозначает черта дроби?
  1. умножение
  2. сложение
  1. вычитание
  2. деление
  1. Обыкновенная дробь представляет собой...
  1. два положительных числа разделенных чертой
  2. два натуральных числа разделенных чертой
  1. два обычных числа разделенных чертой
  2. два одинаковых числа разделенных чертой
  1. Числитель дроби показывает...
  1. сколько частей от целого или единицы взято
  2. на сколько равных частей разделена единица или (целое)
  1. то же самое, что и знаменатель
  2. число, которое осталось после деления
  1. Что показывает знаменатель дроби?
  1. сколько взято частей от целого или единицы
  2. на сколько равных частей разделено целое или единица
  1. количество частей, оставшихся после деления
  2. то же, что и числитель

 

Таблица 2. Тест № 2: Правильные и неправильные дроби

Таблица 3. Тест №3: Смешанная дробь

Таблица 4. Тест №4: Изображение дробей точками на числовой прямой

Таблица 5. Тест №5: Основное свойство дроби

Таблица 7. Тест №7: Сложение и вычитание обыкновенных дробей​​​​​​​

Таблица 8. Тест №8: Умножение обыкновенных дробей

Таблица 9. Тест №9: Деление обыкновенных дробей; взаимно-обратные дроби​​​​​​​

Таблица 10. Тест №10: Нахождение части целого и целого по его части​​​​​​​

В таблице 11 приведены ответы на представленные выше педагогические тесты.

Таблица 11. Ответы к тестам для текущего контроля знаний и умений обучающихся по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс)

Номер теста

1

2

3

4

Номер вопроса

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Ответ

C

D

B

A

B

С

А

В

А

В

D

C

В

А

А

А

В

D

В

А

Номер теста

5

6

7

8

Номер вопроса

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Ответ

D

A

A

D

C

A

B

C

D

B

B

C

A

D

A

B

C

C

D

B

Номер теста

9

10

 

Номер вопроса

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

 

Ответ

D

B

A

A

B

C

A

C

D

B

 

Существует возможность переноса педагогических тестов с бумажных носителей на цифровые устройства с использованием специализированных программ для их решения, в частности, интерактивной платформы Plickers. Основными преимуществами компьютерных систем контроля качества знаний является их оперативность и технологичность обработки данных тестирования [6, с. 215].  Автоматизированный контроль знаний минимизирует субъективный фактор при оценивании результатов; охватывает все содержание темы [7, с. 372].

Фрагмент создания тестового задания для текущего контроля знаний и умений обучающихся по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс) в программе Plickers представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Фрагмент создания в программе Plickers тестового задания

Скриншот из программы Plickers c тестовыми заданиями для текущего контроля знаний и умений обучающихся по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс) представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Скриншот из программы Plickers c тестовыми заданиями

В заключении стоит отметить, что тестирование не является единственной формой контроля знаний и умений обучающихся и может использоваться только в совокупности с другими формами, такими, как опрос, самостоятельные, практические, контрольные работы и т.д. Контроль будет эффективен только в том случае, если он будет регулярным и объективным. Контроль полученных знаний и сформированных умений обучающихся – главный элемент процесса обучения. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.


Список литературы

1. Кишкурно Т.В., Брусенцова Т.П. Тестовый контроль знаний как средство совершенствования системы проверки и оценки результатов обучения // Труды БГТУ. 2011. №8(146). С.156-157.
2. Алисултанова Э. Д., Тасуева Х. Х. Особенности и формы проведения текущего контроля знаний // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. Том I. № 2(16). С. 55-60.
3. Чернова Т. П. Опыт организации контроля уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков по иностранному языку в общеобразовательном учреждении // Гуманитарный вестник. Вып. 17. 2021. С. 234-243.
4. Пасховер И. Л. Педагогический тест как инструмент системы оценки и контроля качества образования // Magister Dixit. 2011. №4. С. 175-185.
5. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» базовый уровень (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.)
6. Охотина Л.Н. Использование тестирования для текущего контроля знаний студентов // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2008. №10. С. 215-219.
7. Павлова Е.С., Палферова С.Ш. Организация тестового контроля знаний при изучении дисциплины «Математика» // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Том 6. № 4(21). С.370-373.


Расскажите о нас своим друзьям: