Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (56) Март 2021

УДК 372.83

Дата публикации 31.03.2021

Вопросы освоения политологии студентами гуманитарного профиля

Пенионжек Евгения Владимировна
канд. филос. наук, доцент, преподаватель кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин, Уральский юридический институт МВД России, РФ, г. Екатеринбург, penionzhec@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты изучения студентами гуманитарного профиля политологии как учебной дисциплины и научной отрасли социально-гуманитарного знания. Указывается роль политологии в системе наук. Раскрывается потенциал политического просвещения современной молодежи. Таким образом показано, что изучение основ современной политической науки студентами гуманитарного профиля призвано рассмотреть потенциал основных гуманистических ценностей, что будет способствовать грамотному оказанию помощи специалистом в ситуации осмысления политической действительности и осознания существующего общественного порядка и политического устройства государства, а значит, поможет осознать собственное место и роль в государственном управлении, свои права и обязанности.
Ключевые слова: политика, политология, политическая социология, политическое просвещение, политический дискурс.

Questions of mastering political science by students of the humanities

Penionzhek Evgeniya Vladimirovna
Candidate of Philosophy, associate Professor, teacher of the Department of General Psychology and Humanities, Ural law Institute of the Russian interior Ministry, Russia, Ekaterinburg

Abstract: The article deals with the aspects of studying political science as an academic discipline and a scientific branch of social and humanitarian knowledge by students of the humanitarian profile. The role of political science in the system of sciences is indicated. The potential of political education of modern youth is revealed. Thus, it is shown that the study of the basics of modern political science by students of the humanities is designed to develop the potential of the basic humanistic values, which will contribute to the competent assistance of a specialist in the situation of understanding political reality and awareness of the existing social order and the political structure of the state, and therefore will help to realize their own place and role in public administration, their rights and obligations.
Keywords: politics, political science, political sociology, political education, political discourse.

Правильная ссылка на статью
Пенионжек Е.В. Вопросы освоения политологии студентами гуманитарного профиля // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 03 (56). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/voprosy-osvoeniya-politologii-studentami-gumanitarnogo-profilya.html (Дата обращения: 31.03.2021)

При обучении студентов гуманитарного профиля основам политического знания, следует выделять значимость политологии как социально-гуманитарной отрасли. Политология анализирует политическую жизнь во взаимодействии с иными научными отраслями и рассматривает особенности осуществления политики в сфере общественных отношений на разных уровнях: так, выделяют теории наиболее общего уровня, теории среднего уровня и конкретные эмпирические исследования политики, политического процесса, политической власти и иных сторон политической действительности на основании поиска фактов, наблюдения и анализа. Тесная связь социальной сферы жизни общества и политической обусловливает выделение понимания политического как явления социального. Политическое понимается как индикатор свойств политической жизни, показывая принадлежность процесса к сфере политики, конкретизируется в понятиях: политическая система, политические отношения, политические интересы, политические действия и многое иное. Теоретические конструкты категориально-понятийного аппарата политологии не всегда облекаются в оболочку реализации профессиональных компетенций студентов гуманитарного профиля, поэтому целесообразно изложить вопросы некоторых аспектов освоения терминов и понятий этой научной отрасли.

При изложении учебного материала дисциплины «Политология» необходимо заявлять, что методологическим концептуальным фундаментом политологии являются теории наиболее общего уровня, выраженные в философии политики, в рамках чего разрабатываются общезначимые для человечества, общецивилизованные нормы политического поведения на основании раскрытия наиболее общих закономерностей политической жизни. Теории среднего уровня конкретизируются в связях политологии и социологии, которая выступает значимым базисом прикладного характера, т.к. предоставляет для политологического анализа факты о реальном политическом поведении представителей различных социальных групп, тем самым, позволяя прогнозировать обстановку в настоящем и в будущем. Конкретные исследования в области политики направлены на рассмотрение аспектов политической жизни в рамках разнообразных отраслей: политической социологии, политической философии, политической антропологии, политической психологии, политической этике и ряда иных, рассматривающих проблемы преобразования политической действительности, вскрывая составляющие путей и средств воздействия на процессы политического.

Например, можно рассмотреть в рамках занятия семинарского типа поставленную политической социологией проблему о соотношении конструктов гражданского общества (семьи, социальной группы, страты) и компонентов политической жизни (парламент, правительство, государственно-административный аппарат и т.д.), которые одновременно выступают и предметом социологического изучения, и политологического анализа. Для этого целесообразно использовать метод мозговой атаки. Так, следует раскрыть механизм того, что политические партии выступают от имени социальных слоев, формируются на их базе, образуют сферу гражданского общества [2, с. 14]. Но при этом политические партии заявляют о властных интересах, группируя противопоставленные и часто вообще разнородные интересы в гражданском обществе. Так политические партии трансформируют социальные интересы в конкретику политического курса в системе законодательной и исполнительной власти.

В российской действительности XX столетия молодая к началу века наука политического знания долгое время не занимала значимого места вследствие общей парадигмы «отрицания» общемировых научных достижений. Гуманитарные и социально-экономические науки призваны были только комментировать и объяснять общепонятным языком социалистической идеологии принимаемые лидером страны и его номенклатурным блоком политические решения. Общенародно-демократический фасад политического знания, включенного в философские изыскания, формировал конструкции авторитарно-бюрократической системы. Политическое просвещение сводилось к тотальной идеологической обработке, формирующей особое политическое сознание пассивных в массе своей граждан. Разрушение систем тоталитарного и авторитарного режима повлекло за собой образование политического сознания граждан, наполняющегося неупорядоченными подлинным политическим знанием тенденциями примитивного, эгоцентрического характера, формирующего националистические, сепаратистские, анархические устремления. Политика стала рассматриваться как обман и манипуляции населением. А политическое просвещение, идущее от материала политологии, только встало на достаточно не быстрый путь становления.

Политическое просвещение – это сфера распространения политических знаний и область формирования политической культуры, мобилизующая человека к осознанному и активному выступлению в защиту своих ценностей и интересов на основании понимания природы человека, связанной с политическим, человека как существа, живущего в коллективе, являющегося частью общества и социальных отношений [6, с. 95]. Именно политология и политическое образование способствуют выстраиванию коллективных отношений на принципах рациональности и гуманизма. В образовательных организациях высшего образования России политология преподается с конца 1980-х гг., в составе Высшей аттестационной комиссии России с этого же времени действует экспертный совет по присуждению ученой степени по политическим наукам.

Политология как наука помогает верно осмыслить и освоить студентам гуманитарного профиля ценности и нормы демократической политической культуры в реализации конкретных действий, настраивает на продуктивные взаимоотношения в осуществлении политической толерантности, готовности к компромиссу и партнерству, стремления к политическому консенсусу, умения на основании законности выражать и защищать свои интересы, стремиться к укреплению российской государственности [3, с. 7]. Выделившись из философского знания, политология в течение многих столетий набирала базу опытных научных фактов, эмпирических данных, как впрочем, и многие иные научные отрасли вплоть до XVII столетия и позднее вследствие доминанты религиозного мировидения. Рефлексия политической науки стала временем своеобразной ревизии эмпирического состояния, ученые начали активно осмыслять выработанные практикой идеи, заявлять о закономерностях в осуществлении политических действий. В начале XX века политология показала себя как самостоятельная научная дисциплина и была признана в качестве значимого звена в области гуманитарного образования [5, с. 56].

Сегодня политология изучает самые разнообразные процессуальные аспекты политической жизни общества, направлена на сравнительный анализ политических (государственных) систем, исследует политические события и занимается прогнозированием политических процессов, составляющих осевой стержень политического бытия. Предмет политологии составляет осмысление разнообразных проявлений политических действий и взаимоотношений людей в этой области поступков в единовременном срезе общественных отношений в определенном контексте исторического развития и реальной социальной действительности. При этом следует отметить, что политология как интегративная наука является фундаментом для осмысления различных сторон действительности с позиций родственных ей научных отраслей: политическая социология, политическая антропология, политическая философия, политическая психология и иных. Самостоятельно политология оценивает объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и отношений, законы становления, функционирования и изменений политической власти, политических отношений, закономерности политики и политической деятельности, политического развития, политического процесса использования политических технологий, способствующих преломлению законов в конкретике реальных политических действий.

Политология (от греческих слов: «politika» (государственные и общественные дела, искусство управлять государством) и «logos» (слово, учение)) – это наука об управлении государством как целостная, интегративная отрасль, рассматривающая политическую жизнь общества, ее важнейшие элементы и взаимосвязи, законы развития и функционирования в целях формирования знания об управлении политическими процессами и явлениями, о политических технологиях. Тенденции совершенствования политической власти рассматриваются политологией как законы, подразделяющиеся на политико-экономические (связанные с пониманием соотношения политики и сфер производства, взаимовлияния государственной власти и экономических процессов, которые, чаще всего, истолковываются как доминантные), политико-социальные (характеризующие государственную власть как особую социальную систему, позволяющую укрепить стабильность развития общества), политико-социологические (демонстрирующие взаимоотношения между личностью и властью как, например, потенциал властных полномочий политического лидера или формирование массовых политических настроений, общественного мнения). Так, нужно показать обучающимся, что политология изучает различного рода закономерности, вскрывая реальную практику политических действий и рассматривая возникновение, функционирование и развитие политических интересов, взглядов, концепций и теорий; становление, функционирование и трансформации политической власти; функционирование и развитие политического процесса (политических отношений, политической деятельности). Политологический дискурс позволяет объяснить значимость для поля политических действий приоритета прав личности над правами государства, верховенства закона в политической жизни, приоритета общечеловеческого над классовым в политике, института разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной) [4, с. 26]. Все это выявляет вектор политического плюрализма как равноправного функционирования и развития политических партий и общественных движений в рамках парламентской демократии, что обеспечивает политическую стабильность и надежную безопасность общества, государства, граждан.

Социальная значимость политической науки характеризуется следующей ее ролью в обновлении и совершенствовании общественных отношений [1, с. 20]. Теоретико-познавательная функция политологии определяет установки взаимодействия общественно-политических систем в социально-исторической действительности, вскрывая объективные тенденции социально-политического развития, предоставляет массив знаний о политике, о механизме и противоречиях политического процесса, потенциале общественно-политических сил в деле преобразования действительности, роли политического в обществе – для того, чтобы учитывать социальные последствия решений, принимаемых политическими институтами власти в процессе руководства политической, социальной и другими сферами жизни общества, и вносить соответствующие динамике общественных отношений изменения. Эта функция политологии позволяет обобщить наиболее важные стороны осуществления политической власти, определить отношение граждан к нормативно-правовым предписаниям, установленным государственной властью, выявить отношение людей к конкретным мероприятиям и акциям, а также к действиям различных общественно-политических сил – все это обуславливает значимый потенциал политологии в прогнозировании политических конфликтов или повышения политической активности различных социальных групп.

Методологическая функция политологии позволяет, выступая способом познания политической действительности, раскрыть закономерности возникновения политики, политических систем, становления и развития различных форм самоуправления народа, а также сформировать установки для управления социально-политическими процессами, критически осмыслить прошлое и найти оптимальные пути решения задач внутренней и внешней политики государства.

Управленческая функция политической науки заключается в том, что она дает возможность разработать конкретику практических действий, позволяющих управлять событиями политического и повысить эффективность самого руководства политическими процессами на основании рассмотрения тенденций политического развития, анализа проблемной ситуации, оценки соотношения сил, уровня силы влияния участников политических событий друг на друга, степени реализации политических решений, характера противодействия оппозиционным силам.

Прогностическая функция политического знания дает предварительные объяснения тому, что может произойти при раскрытии тенденций развития политических процессов, политической власти, общественно-политических движений, при выявлении условий и факторов, ослабляющих или усиливающих политическую активность, что опосредует верное определение перспектив развития сфер жизни общества, общественно-политических движений и политических партий.

Функция политической социализации, выработанная практикой политической науки, способствует формированию мировоззрения, включающего рассмотрение политической действительности, что обуславливает процессы складывания гражданственности, политической культуры. Аксиологическая (ценностная) функция политологии позволяет дать оценку, т. е. объяснить социальную значимость, деятельности политических институтов, оценить потенциал политических процессов и событий, объяснить политическое поведение.

Сегодня российское общество нуждается в формировании политической грамотности граждан, т.к. это выступает основанием превенций в политической сфере, указывая на неэффективность антигуманных форм организации государства и общества. Политические знания и культура востребованы в настоящее время в любой сфере деятельности по причине того, что каждый человек взаимодействует с иными людьми и с государственной властью. Изучение основ современной политической науки студентами гуманитарного профиля призвано рассмотреть потенциал основных гуманистических ценностей, что будет способствовать грамотному оказанию помощи гражданину в ситуации осмысления политической действительности и осознания существующего общественного порядка и политического устройства государства, а значит, поможет осознать собственное место и роль в государственном управлении, свои права и обязанности. Развитие демократического политического сознания граждан способствует укреплению у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, ограничению влияния политического радикализма и экстремизма.


Список литературы

1. Penionzhek E.V., Inkizhekova M.S., Mikheyeva S.N., Rasulova N.S., Ivanova E.V. Socio-philosophical aspects of the formation of conceptual thinking in foreign students as interrogating officers // Espacios. – 2017. – Т. 38. – № 25. –С. 20.
2. Антонова Е.С., Костикова О.В., Гусачек Н.С. Формирование социокультурной компетенции студентов гуманитарного направления подготовки на примере проектного метода // Мир педагогики и психологии. –2020. – № 5 (46). – С. 12-21.
3. Исаев А.А. Роль гуманитарных дисциплин в духовно-нравственном воспитании сотрудников полиции //Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. – 2018. – Т. 10. – № 4. – С. 6-9.
4. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М., 2003. – 559 с. 5. Тарасова Е.Н. Развитие нравственных ценностей у студентов технического вуза в системе преподавания гуманитарных дисциплин // Мир педагогики и психологии. – 2017. – № 8 (13). – С. 54-60. 6. Чернобродов Е.Р. Гуманитарное образование как условие общественного и личностного развития // Проблемы высшего образования. – 2017. – № 1. – С. 94-96.

Расскажите о нас своим друзьям: