Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 37

Дата публикации 31.05.2023

Вопросы эстетического воспитания ребенка путем творческой деятельности

Восканян Тереза Арамаисовна
студентка кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин, ф-т гуманитарно-технический, филиал Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ессентуки, e-mail: voskanyan_tereza@mail.ru

Аннотация: Эстетическое воспитание детей в современном мире предполагает приобщение к культуре, художественному творчеству наравне с общим образованием. У разных детей в наше время уровень эстетической воспитанности, в зависимости от условий жизни и воспитания, часто неодинаково и педагоги, в общем процессе воспитания, стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. В данной работе были определены уровни эстетического воспитания младших школьников и творческая деятельность во время занятий на уроках. Именно в творческой деятельности, применяя эмоционально чувственную сферу, развивается духовно-эстетическая активность личности ребенка – преобразователя и устроителя собственной жизни и окружающей его среды по законам красоты. Частью общей цели эстетического воспитания выступает развитие способностей детей к творчеству в искусстве и быту, в поведении и отношениях. В этих способностях объединяются: способность к любованию, переживанию и суждению окружающего мира, современный эстетический идеал и художественный вкус. И они уже существуют, их надо только увидеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней культурной зрелости детей.
Ключевые слова: творчество, эстетическое воспитание, младший школьник, структура, возрастные особенности, эстетический идеал, структура воспитания, сущность, особенность, художественная деятельность, эстетика, искусство, развитие личности, воспитание, образование.

Issues of aesthetic education of a child through creative activity

Voskanyan T.A.
student of the Department of Theory and Methods of teaching philological disciplines, faculty of humanitarian and technical, filial of Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Essentuki

Abstract: Aesthetic education of children in the modern world involves familiarization with culture, artistic creativity on a par with general education. Different children nowadays have a different level of aesthetic education, depending on the living conditions and upbringing, and teachers, in the general process of education, strive for an optimal level of aesthetic education. In this paper, the levels of aesthetic education of younger schoolchildren and creative activity during classes in the classroom were determined. It is in creative activity, using the emotionally sensual sphere, that the spiritual and aesthetic activity of the child's personality develops - the converter and organizer of his own life and the environment around him according to the laws of beauty. Part of the overall goal of aesthetic education is the development of children's creative abilities in art and everyday life, in behavior and relationships. These abilities combine: the ability to admire, experience and judge the surrounding world, the modern aesthetic ideal and artistic taste. And they already exist, they only need to be seen and developed. They form the real basis of the later cultural maturity of children.
Keywords: creativity, aesthetic education, junior high school student, structure, age characteristics, aesthetic ideal, structure of education, essence, peculiarity, artistic activity, aesthetics, art, personality development, upbringing, education.

Правильная ссылка на статью
Восканян Т.А. Вопросы эстетического воспитания ребенка путем творческой деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/voprosy-esteticheskogo-vospitaniya-rebenka-putem-tvorcheskoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 31.05.2023)

Творчество и эстетическое воспитание являются фундаментальными чертами человеческой жизни. Когда человек поглощен такого рода активностью, его мозг действует гораздо более интенсивно, чем во время обычной деятельности. Его мировосприятие меняется и наполняется большим количеством красок. Творческая деятельность направлена на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. [2, с.6].

Творческая деятельность представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития [1. с. 20].

Выдающиеся люди, рассматривающие различные стороны эстетической деятельности, живописцы и артисты, педагоги и специалисты по психологии, философы, систематически акцентируют свое внимание на значимости эстетического воспитания, воспитания эмоций и чувств.

Темы эстетического воспитания изучались выдающимися русскими педагогами, такими как К.Д.  Ушинский, П.П.  Блонский, П.Ф.  Лесгафт и др. видя в эстетическом воспитании ключ к формированию эстетических качеств, эстетического вкуса, педагоги-классики считали важным изучение литературы, музыки, изобразительного искусства, природы, а также художественного творчества в этой области.

Слово «эстетика» в переводе с греческого (aisthetikos) означает «чувственно воспринимаемый, имеющий отношение к чувственному восприятию». Это слово было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его работа «Эстетика» была опубликована в 1750 году. С этого времени эстетика стала отраслью научных знаний. Но сама эстетика зародилась намного раньше: ее истоки уходят в далекое прошлое. Уже на пике развития цивилизации у человека появилась способность видеть и испытывать красоту вокруг себя. Данную способность называют эстетическим ощущением или чувством восприятия. В процессе социального становления общества эстетическое восприятие развивалось и обогащалось в процессе труда, когда человек, изменяя природу, изменял себя, социальные взаимоотношения и общество [5, с. 45].

В этимологии слово «эстетика» открывает важные обстоятельства эстетического воспитания, где основной стороной является воздействие на эмоции и чувства людей. Полагается, что эстетическое воспитание не менее актуально, чем развитие мыслительной деятельности школьников, так как «человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления, а и через посредство всех чувств» (К. Маркс).

Б.Т. Лихачев в своей работе «Теория эстетического воспитания школьников» берет за основу определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание –– целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».  Автор акцентирует внимание на роль педагогического влияния на эстетическое становление личности. К примеру, становление у ребенка эстетического отношения к реальности и искусству, как и становление его разума, вполне вероятно, становится неуправляемым, стихийным и самопроизвольным процессом. Уделяя большое внимание вопросам эстетического воспитания жизнью и искусством, ребенок, произвольно эстетически самосовершенствуется. При этом он неосознанно воспринимает сущность предметов, а развитие ребенка предусматривает стремление к развлечению. Тем более без вмешательства взрослых у ребенка могут сложиться ошибочные представления о жизненных ценностях и идеалах [6, с. 20].

При эстетическом воспитании необходимо принимать во внимание возрастные особенности понимания прекрасного, которые закладывают основу общего понятия природосообразности. Формируя, становление эстетической культуры младших школьников, необходимо, в первую очередь, брать во внимание психологические закономерности эстетического восприятия, которые зависят от уровня развития, эстетического опыта, степени сформированности представлений. Основная задача в данном процессе, где учитываются возрастные особенности школьников, заключается в достижении понимания все более сложных явлений и форм прекрасного, эстетических проблем [3, с. 22].

Одна из важнейших задач воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями [3, с. 9]. Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда. Однако все эти качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетических принципов, претворяемых в образы. Мировоззрение художника зависит не только от количества изученных им философских истин. Оно рождается в самой жизни — из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества [1, с. 4]. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний — эстетическое наслаждение.

Итак, структура воспитания эстетической культуры младших школьников включает:

  • воспитание как явление, процесс и деятельность;
  • эстетическое воспитание как целенаправленное формирование эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений;
  • эстетику, раскрывающую сущность прекрасного и его роль в жизни человека;
  • эстетическую культуру как свойство высокоразвитой личности, позволяющее человеку активно участвовать в созидании прекрасного;
  • культурообразующее воспитание.

На основе научных разработок С.Н. Жданова и Д.В. Колесова нами уточнены уровни эстетической воспитанности младших школьников, которые показаны на таблице 1.

Таблица 1. Уровни эстетической воспитанности младших школьников

Аспект

уровень

Информационно–познавательный

Ценностно–избирательный

Деятельностно–творческий

1. Инертный

Определенные знания об эсте­тике, националь­ном искусстве; об­разная широта не­ве­лика (2–3 вида об­разов); взаимо­связь характери­стик художе­ствен­ных образов и вы­разительных средств искусства не устанавлива­ется

Низкий интерес к искусству, в т.ч. нацио­нальному, художе­ственной образности и дру­гим средствам об­разного выра­жения действительности (не вы­ражен явно); эстетиче­ские качества действитель­ности не вызы­вают инте­реса и актив­ности в общении по по­воду антиэстетических объек­тов и явле­ний

Способы эстетической деятельности немногочисленны, не осознаны, самостоятельное творче­ство проявляется сла­бо либо отсутствует

2. Целост­ный

Изобразительно–выразительная целостность образного представления, познания в области эс­тетики и национального искусства ши­ро­кие, стойкие, но в познании действительности преобладает созерцатель­ность

Возрастание инте­реса к художе­ственным антиэстетическим явле­ниям не только в процессе обуче­ния, но и в повсе­дневной жизни, однако поступки определяются эстетическими ценностями лишь в от­дельных слу­чаях

В учебно–творче­ской деятельности школьник приме­няет из­вестные ему способы воссозда­ния художе­ствен­ных образов; твор­ческая активность иногда проявля­ется, но носит не­система­тический характер; самостоятельность не ста­бильна

3. Продуктивный

глубокие позна­ния в области эс­тетики, искус­ства, этнокультуры, причем имеет ме­сто стремление к самообра­зованию, самораз­витию; при нали­чии изобразительно–выразительной целост­но­сти образного представления подросток свободно ас­соци­и­рует, его сужде­ния многообразны, образно насыщены; про­яв­ляется устойчивая познаватель­ная мотивация

потребность в восприятии и создании художественно–эстети­че­ских объектов, стремление к ком­муникации, эстетическая мотивация поступ­ков и дея­тельно­сти (в том чис­ле и в повседневной жизни); имеет ме­сто сознанный вы­бор художе­ствен­ных и эсте­тиче­ских объектов; созерцатель­ность сочетается с действенно­стью

школьник не только полно­ценно владеет из­вест­ными ему спосо­бами творче­ской деятельности, но и самостоя­тельно комбинирует их; творче­ские проявления выступают как стремле­ние при­внести соб­ственное отношение в выполняе­мое дело, создать соб­ственный об­раз; активность и са­мо­стоятельность про­являются все­гда

 

Главной особенностью решения и организации творчества подразумевает тщательное рассмотрение и изучение проявлений, интеллектуальной, эмоционально–волевых сфер человека. Необходимо, в первую очередь, уделять особое значение эмоциональной сфере в организации урока, тем более эмоциональность дает окраску творческим занятиям.

Организовывая различные творческие уроки с целью эстетического воспитания детей необходимо брать во внимания временные, энергетические и другие лимиты, придумывая ряд интересных и увлекательных мероприятий от одного занятия к другому. Несоблюдение мер в любом виде деятельности (лепка, рисование, аппликации и т.д.) превращает ее в скучную, а значит и неполезную для творческой активности [4, с. 55].

Творческая задача – это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы – информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства. Отличительными признаками тех предметов, процессов, решений задач, идей или произведений искусства, которые принято называть творческими, являются, как правило, новизна или уникальность, полезность у технических решений или эстетическая ценность у произведений искусства, изящество (т. е. внесение простоты туда, где раньше была сложность). Для творческих решений характерно также создание новых соотношений, так как прежде не связанные элементы при объединении часто дают новый единственный в своем роде эффект [2, с.3]. По этим признакам к творческим относят огромное количество решений, которые, тем не менее, внутри этой группы существенно отличаются степенью новизны и оригинальности, общественной значимости и полезности.

В области педагогики творческая деятельность дает разнообразие форм и методов каждому индивиду для организации той или иной работы, которые близки по душе каждому школьнику, и которым он отдает предпочтение во время урока, где требуется проявить свою творческую способность. В данном случае идет глубокое развитие всех сторон личности: интеллекта, нравственности, эстетических чувств. Вся творческая деятельность должна ориентироваться на определенные системы, а именно на такую систему занятий, которая бы удовлетворяла не только потребности на уроках или в новой информации, но и развила бы всесторонние способности личности. Поэтому, творчество –– фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей. Все это определяет набор характеристик определенного творческого пространства. [7, с. 92].

В творческой среде человек может вести себя по–особому: близко к сердцу принимает и оценивает окружающую действительность, развивает к нему эстетическое отношение, хранит в памяти его образы, передает его различными ассоциациями и символами. Человек рассматривает и анализирует окружение, в котором находится в тесной связи и старается не разорвать целостность творческой системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то он сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в творческой среде.

Именно, творческая деятельность как эстетическое явление является связующим звеном между предметным окружением и процессом деятельности, где необходимо активное участие в нем человека, который несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так же нужно отметить то, что данная деятельность активно воздействует на становление личности человека. [2. с. 36].

Таким образом, эстетическое воспитание — это целостный процесс формирования творчески развитой личности в творческой деятельности, способной чувствовать, применять, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, уродливое в жизни и искусстве.

Благодаря этому умелые педагоги могут не только сформировать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и сформировать подлинное мировоззрение человека посредством эстетического воспитания, ведь в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру, и развиваются основные эстетические качества будущей личности.

Творчество и творческая активность определяют ценность человека сегодня. Задача формирования творческой личности приобретает сегодня практический смысл, поскольку познавательная и преобразующая деятельность человека достигла такого уровня, при котором качества личности начинают напрямую влиять на эффективность работы и ее результат. Развитие творческой личности школьника – одна из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация познавательной творческой деятельности учащихся во многом зависит от методов обучения, которые использует учитель.


Список литературы

1. Аванесова Г.А. Творческая деятельность. – М.: Аспект Пресс, – 2013. – 120 с.
2. Аванесова Г.А. Творческая деятельность: теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 36 с.
3. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2015. – №5 – С. 22
4. Асанова ИМ., С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. Организация творческой деятельности. – М.: Просвещение, 2013. – 55 с.
5. Баумгартен А.Г. Эстетика. Издательство Русский фонд содействия образованию и науке (Университет Дмитрия Пожарского), 2021. - 760 с.
6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 55 с.
7. Лукьянов Б. Г. В мире эстетики. – М.: Просвещение, 1983. - 92 с.

Расскажите о нас своим друзьям: