Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 37.035.6

Дата публикации 21.06.2021

Военно-патриотическое воспитание старших подростков во внеурочной деятельности

Сазанова Мария Леонидовна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», РФ, г. Киров, usr11839@vуatsu.ru
Русских Никита Владимирович
студент факультета физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», РФ, г. Киров, crusher1598@gmail.com

Аннотация: В условиях девальвации духовно-нравственных ценностей организация военно-патриотического воспитания подростков имеет статус масштабной государственной задачи, одним из механизмов решения которой является организация военно-патриотических кружков и клубов. В работе представлены результаты оценки уровня патриотизма и отношения кировских подростков к военной службе, которые показали необходимость коррекции работы по военно-патриотическому воспитанию. Предложенные теоретические мероприятия патриотической направленности способствовали повышению уровня патриотизма и формированию гражданской позиции подростков в отношении военной службы.
Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, военно-патриотический клуб, подростки.

Military-patriotic education of senior teenagers in extracurricular activities

Sazanova Maria Leonidovna
PhD of Biology, Associate Professor Department of Medical and Biological Disciplines, Vyatka State University, Russian Federation, Kirov
Russian Nikita Vladimirovich
Student of the Faculty of Physical Culture and Sports, Vyatka State University , Russian Federation, Kirov

Abstract: The organization of military-patriotic education of senior teenagers has the status of a large-scale state task in the context of spiritual and moral values devaluation. Military-patriotic circles and clubs can solve this problem in part. This paper presents the results of the assessing the level of patriotism and the attitude to military service of Kirov teenagers. We showed the need to correct the work on military-patriotic education. The proposed theoretical events of patriotic orientation helped increase the level of patriotism and the formation of a civil position in relation to military service.
Keywords: patriotism, military-patriotic education, military-patriotic club, senior teenagers.

Правильная ссылка на статью
Сазанова М.Л., Русских Н.В. Военно-патриотическое воспитание старших подростков во внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-starshikh-podrostkov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 21.06.2021)

В настоящее время все чаще можно услышать негативные оценки и умозрительные суждения представителей общества, которые всячески пытаются исказить историю славянских народов, принизить их заслуги в развитии мировой культуры, преуменьшить значение победы отцов и дедов, осмеять чувство национального достоинства, транслируя жизненные ценности в сферу потребления.

Чтобы идентифицировать себя как сплоченное общество, как нацию, нашему обществу важно формировать патриотическое мировоззрение молодого поколения, а для этого необходима четкая целенаправленная учебно-воспитательная работа. Одной из составляющих частей такой работы является военно-патриотическое воспитание, которое может осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время, в том числе на базе учреждений дополнительного образования.

Согласно определению [1], военно-патриотическое воспитание – это целенаправленная систематическая деятельность, прежде всего государства, его институтов и учреждений, общественных организаций, а также отдельных воспитателей, по формированию и развитию у военнослужащих патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания, высоких патриотических качеств гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении ими воинского долга

Целью военно-патриотического воспитания является формирование мировоззрения, которое обеспечит готовность защищать Родину, придаст ей силы, при необходимости, и жизни [2].

Военно-патриотическое воспитание находится в тесной взаимосвязи с воспитанием патриотизма и представляет собой образовательно-воспитательную технологию двойного назначения [3]. С одной стороны, в ходе военно-патриотического воспитания формируются морально-психологические качества защитника отечества, такие как твердость характера, смелость, физическая и психологическая выносливость и т.д. С другой стороны, военно-патриотическое воспитание выполняет профориентационную функцию: обучающиеся получают первичные знания о военных профессиях и технике, их предназначении.

По мнению В.Е. Мусиной [3], военно-патриотическое воспитание имеет особую значимость для юношей, поскольку направлено на формирование положительного отношения к военному делу, службе в армии, стремления и желания защищать свою Родину. Однако в последние годы интерес к военной службе и военным профессиям у девушек неуклонно растет.

Организуемое педагогами образовательных учреждений военно-патриотическое воспитание является проверенным временем способом формирования у учащихся чувств патриотизма и твердой гражданской позиции [4].

В условиях современного цифрового общества и девальвации духовно-нравственных ценностей проблема организации военно-патриотического воспитания имеет статус масштабной государственной задачи. Одним из действенных механизмов решения задач военно-патриотического воспитания молодёжи является организация военно-патриотических кружков и клубов (ВПК) на базе общественных и образовательных организаций.

Военно-патриотическим клубом считается некоммерческая общественная организация, занимающаяся патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой к службе в Вооружённых силах, пропагандой здорового образа жизни. Военно-патриотический клуб является уникальным общественным явлением: он появился как форма народной инициативы в ответ на рост негативных тенденций в Вооружённых силах и в среде молодёжи [5].

Деятельность ВПК законодательно регламентирована [6]. Зачастую ВПК работают по программам дополнительного образования при образовательных организациях, что предусматривает согласование плана и программы работы с программой общеобразовательной подготовки образовательной организации.

В целом, учебная методика военно-патриотических клубов включает в себя спортивную и военную подготовку и патриотическое воспитание. На сегодняшний день отсутствует единая методическая база для ВПК; при этом каждый ВПК использует собственные учебно-методические материалы, в основе которых лежат, в том числе и армейские, и спортивные учебные программы [7].

Основными целями и задачами ВПК являются:

  • формирование патриотической воспитанности молодежи;
  • подготовка молодежи к военной службе по защите Отечества в рядах Вооруженных Сил;
  • повышение престижа Вооруженных Сил среди учащейся и студенческой молодежи;
  • развитие интеллектуальной и физической активности ребят, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи;
  • формирование умений и навыков правильного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, в рамках программы «Школа выживания»;
  • формирование и развитие навыков обращения со стрелковым и огнестрельным оружием;
  • формирование уважительного и ответственного отношения к героическому прошлому своего народа;
  • поисковая деятельность (пополнение фондов музеев Боевой славы новыми экспонатами);
  • участие в Вахтах Памяти и реставрация памятников;
  • уход за братскими могилами;
  • поддержание связи и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны;
  • военная реконструкция;
  • ­участие в различных соревнованиях военно-патриотических клубов и туристических слетах и т.п.

При этом деятельность каждого клуба должна быть направлена на максимально эффективное решение задач военно-патриотического воспитания, построенного с учетом индивидуальных психологических и физических особенностей воспитанников, социально-психологических особенностей их проживания, материально-технического оснащения клуба, педагогических возможностей воспитательного персонала [8].

В Кировской области действует около сотни ВПК различной направленности, однако деятельность многих из них неизвестна широкой публике. В связи с этим, целью данной работы является анализ деятельности ВПК (на примере кружка военно-патриотического воспитания «Юный кадет-армеец») и разработка рекомендаций для коррекции военно-патриотического воспитания старших подростков г. Кирова.

Методы. С этой целью на этапе констатирующего эксперимента была проведена оценка патриотического сознания и отношения к службе в армии 35 старших подростков (возраст 16–17 лет). Для составления анкеты были взяты вопросы соответствующего содержания из анкет Н.И. Евсюковой [9] и В.И. Лутовинова [10]. Все респонденты являлись учениками МБОУ СОШ № 40 г. Кирова, 16 из них занимались в школьном кружке военно-патриотической направленности в течение года и более (группа 1), 19 – не занимались (группа 2). Также была проанализирована деятельность кружка военно-патриотической направленности вышеуказанного образовательного учреждения.

После анализа результатов анкетирования для каждой группы были разработаны и проведены мероприятия военно-патриотической направленности (в течение 3 месяцев), по окончании которых проведено повторное анкетирование.

Статистическую обработку результатов исследования проводили методом вариационной статистики, используя пакет программ Microsoft Excel с расчетом средней арифметической (М), среднего квадратичного отклонения (σ), ошибки процента (m) и критерия достоверности Стьюдента (t; для связанных и несвязанных совокупностей); результаты считались достоверными при р<0,05.

Результаты и обсуждение. Результаты анкетирования показали сформированность представлений о службе в армии у большинства респондентов из обеих групп, однако в большинстве ответов прослеживается неуверенность и неопределенность (особенно в группе 2). В рамках данной статьи остановимся анализе ответов респондентов на некоторые вопросы анкеты.

По результатам анкетирования большинство респондентов считают, что служба юношей в армии связана с защитой Отечества и исполнением гражданского долга. Чуть более одной пятой части обучающихся указывают, что всеобщая воинская обязанность не связана с защитой Отечества и исполнением гражданского долга. Около 15% респондентов в обеих группах полагают, что в нашей стране необходима профессиональная армия, а 5% опрошенных учеников отмечают, что в российской армии могут служить иностранные наемники за деньги.

Более половины школьников в группах 1 и 2 (56% и 53% соответственно) считают армию хорошей школой жизни для мужчины, помогающая окрепнуть физически и закалить характер. Однако 23% опрошенных из группы 2 считают неприемлемым для себя проходить эту «школу жизни». По мнению двоих старшеклассников из группы 2, воинская служба по призыву – впустую потраченное время.

Большинство респондентов (63% в группе 1 и 68% в группе 2) ответили, что станут крепче, выносливее и решительнее после прохождения службы в армии. В обеих группах опрошенных есть уверенные, что служба в армии им ничего не даст (10% респондентов в группе 1 и 6% – в группе 2).

Желание пройти службу в армии имеют 68% опрошенных из группы 1 и лишь 26% из группы 2. Отсутствие желания служить в армии выразили 14% респондентов из группы 1 и 32 % из группы 2. Негативное отношение опрошенных школьников к воинской службе кроется в страхе перед жесткой воинской дисциплиной, опасении попасть в зону военных действий или неуставных отношений.

Отличается отношение респондентов из разных групп к уклонистам от военной службы. Отрицательное отношение к ним имеет половина опрошенных из группы 1 и 27% – из группы 2. Настораживает тот факт, что многие нейтрально относятся к таким гражданам (50% из группы 1 и 58% из группы 2). Можно сделать вывод, что опрошенные школьники считают уклонение от армии нормальным явлением.

В отношении сформированности патриотического сознания результаты в обеих группах получились примерно одинаковые. Считают себя патриотами треть опрошенных, частично так считает почти половина респондентов. Не знают или не считают себя патриотами чуть более одной пятой части учеников.

В целом, можно сделать вывод, что обучающиеся из группы 1 показали хорошую прикладную подготовку: они настроены на службу в армии, знают и считают приемлемыми для себя правила армейской жизни, однако патриотическое сознание у них сформировано в недостаточной степени. Для группы 2 требуется как теоретическая, так и практическая подготовка.

Результаты проведенного нами анкетирования школьников с целью диагностики патриотического сознания и отношения к военной службе, в целом, согласуются с данными ранее проведенных в регионе исследований [11, 12], и показывают невысокий уровень патриотического сознания обучающихся, несформированность гражданской позиции.

Кружок военно-патриотического воспитания «Юный кадет-армеец», располагается на базе МБОУ СОШ № 40 г. Кирова. Занятия в кружке предполагают военно-спортивную подготовку (в школе имеются оборудованные спортивный и тренажерный залы, стрелковый тир, макеты АК-47), а также военно-патриотическое воспитание (в т.ч. теоретические занятия в школьном музее боевой славы).

В кружке занимаются учащиеся 5-11 классов. Младшие ребята являются кадетами, кроме учебы они занимаются основами военной службы, строевой подготовкой, а также спортивной подготовкой.

Старшеклассники же в основном являются юнармейцами и занимаются общей физической подготовкой, стрельбой в тире, военно-прикладными видами спорта, а также борьбой.

В кружке проводятся различные мероприятия военно-патриотического характера, воспитанники участвуют в соревнованиях, посещают экскурсии и принимают участие в параде ко дню Победы.

Основываясь на результатах анкетирования, а также анализа работы кружка, для каждой группы был предложен комплекс мероприятий с целью формирования правильных представлений относительно воинской службы и повышения патриотического сознания. В частности, для группы 1 был разработан только комплекс теоретических мероприятий с целью повышения уровня патриотического сознания, поскольку военно-спортивная подготовка у кружковцев осуществляется в достаточной мере и представления о воинской службе формируются верно. В частности, был проведен круглый стол «В патриотизме молодежи – будущее России» (обсуждение проблемы патриотического воспитания в современном обществе), диспут «Есть память, которой не будет конца» (формирование представлений о памятной дате «День неизвестного солдата», воспитание культуры общения, уважения к защитникам Родины, чувства гордости за свой народ), интеллектуальная игра «Патриот», «Урок мужества», посвященный чеченской войне (формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству).

Для группы 2 наряду с теоретическими необходимы практические занятия (военно-патриотические квесты, военно-спортивные эстафеты, экскурсии, в т.ч. виртуальные, в военно-исторический музей, занятия в электронном тире и т.п.). В силу возраста (старше 14 лет) данной группе было предложено принять участие в поисковой экспедиции.

Большинство старшеклассников при рефлексии проведенных мероприятий отметили, что проведенные нами мероприятия военно-патриотической направленности способствовало пробуждению у них патриотических чувств и изменило отношение к военной службе.

Результаты повторного анкетирования в группе 1 показали, что многие (81%) испытывают чувство патриотизма, однако затрудняются назвать себя патриотами. Три четверти школьников отметили, что занятия в военно-патриотическом кружке способствовали пробуждению у них патриотических чувств.

Повторное анкетирование в группе 2 показало уверенность трети учащихся в наличии у них патриотических чувств. Отсутствие патриотических чувств отмечают у себя примерно половина учеников. Остальные безразлично относятся к формированию патриотических чувств.

Считают, что служба в армии является гражданским долгом каждого юноши, 63% респондентов из группы 2. 13% опрошенных не считают воинскую обязанность гражданским долгом молодых людей. Около одной пятой части учеников не уверены в том, что служба в армии является гражданским долгом каждого юноши.

В целом, отмечается тенденция повышения уровня патриотического сознания школьников (табл. 1). В частности, отмечается увеличение количества школьников в группах с высоким и средним уровнем патриотического сознания и уменьшение – в группе с низким уровнем. Отсутствие статистически значимых различий (р>0,05) связано, на наш взгляд, с малой выборкой и кратковременностью эксперимента.

Таблица 1. Количество (%) учащихся с разным уровнем патриотического сознания

Уровень патриотического сознания

Первичное

анкетирование

Повторное

анкетирование

Группа 1

(n=16)

Группа 2

(n=19)

Группа 1

(n=16)

Группа 2

(n=19)

Низкий

60,0±10,44

70,0±6,48

36,0±10,23

58,0±6,98

Средний

32,0±9,95

26,0±6,2

52,0±10,65

34,0±6,7

Высокий

8,0±5,78

4,0±2,77

12,0±6,93

8,0±3,84

 

Также эффективность разработанных мероприятий подтверждает достоверное (р<0,05) изменение среднего балла (по анкете В.И. Лутовинова) в группе 1: на этапе констатирующего эксперимента он составил 5,75±0,67, а на этапе формирующего эксперимента – 7,29±0,68. В группе 2 эти показатели составили соответственно – 5,3±0,9 и 6,07±0,28; различия недостоверны (р>0,05).

Полученные результаты можно интерпретировать как нерациональность организации военно-патриотического воспитания в вышеуказанном ВПК: основной упор сделан на практическую подготовку к военной службе без теоретических занятий патриотической направленности. Согласно [13], рациональная организация военно-патриотического воспитания предполагает многоплановую, целенаправленную, систематичную психологическую и физическую подготовку обучающихся обоего пола к военной службе. Наше исследование подтверждает точку зрения ряда авторов [7, 14, 15] в отношении вопроса о введении патриотических занятий теоретического характера в программы военно-патриотических клубов и организаций.

Заключение. Таким образом, в центре внимания военно-патриотического воспитания формирование не только готовности патриота к защите Отечества, но воспитание любви и уважения к армии, без которой государство обречено [16]. Для развития и поддержания высокого уровня патриотического сознания требуется «воспитание в обществе уважительного отношения к армии, ее представителям; гордость военной историей государства, достижениями в области развития отечественной военной техники и оружия; желание молодых людей посвятить себя службе в армии, а лицам, имеющим гражданские профессии, в случае необходимости, быть готовым встать на защиту своего Отечества» [16, с. 168]. Вспомним, какой мощный толчок к развитию получила наша страна, когда в ней, с приходом нового министра обороны С.К. Шойгу, кардинально изменилось отношение к армии. Была увеличена интенсивность боевой подготовки (в т.ч. участились внеплановые проверки боеготовности), созданы Силы специальных операций, отменена демилитаризация военной медицины, отменены приказы о расформировании и/или слиянии военных учебных заведений различного уровня, в ряде вузов созданы научные роты и т.д. Ярким примером престижности военной профессии для молодежи в РФ в настоящее время является высокий конкурс в военные вузы.

Сохраняющаяся негативная тенденция снижения интереса у части школьников к службе в армии, боязнь перед необходимостью прохождения военной службы, активный поиск путей избегания исполнения воинского долга, на наш взгляд является следствием формализма в воспитательной работе. Для решения этой проблемы предлагается [17] придать патриотизму статус государственной идеологии, а также внедрить во всех учебных заведениях плановое изучение теоретических основ патриотизма.

Таким образом, формирование воина и патриота для подготовки к службе в Вооруженных силах РФ невозможно без грамотной организации военно-патриотического воспитания. Овладение теорией и практикой, всесторонняя подготовка их к военной службе и выполнению своего долга перед Отечеством – основные задачи гражданско-патриотической работы родителей, преподавателя-организатора ОБЖ и педагогов дополнительного образования [18].


Список литературы

1. Уткин В.Е. Военно-патриотическое воспитание: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 137-141.
2. Рахимов Ф.Б. Основное содержание военно-патриотического воспитания // Проблемы педагогики. 2020. № 6 (51). С. 30-31.
3. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.
4. Григорьева М.А. Формирование патриотизма в спортивном клубе «Эверест» // Молодежь и наука. 2019. № 4. С. 32–39.
5. Военно-патриотический клуб как общественное явление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stjag.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=29323 (дата обращения 21.01.2021).
6. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» (с изменениями и дополнениями) Режим доступа: http://base.garant.ru/182358/#ixzz6w3f9929K (дата обращения 21.01.2021).
7. Лазарев А.А. Формирование гражданственности и патриотизма у студентов СПО: на примере деятельности военно-спортивного клуба «Патриот» // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4 (35). С. 181–183.
8. Кульков М.В. Военно-патриотический клуб как социально-педагогический феномен // Актуальные направления повышения качества образования в учебных заведениях различного типа : материалы междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 55-летию пед. фак., Витебск, 3-4 октября 2012 г. Витебск, 2012. С. 67–70.
9. Евсюкова Н.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография. Владимир: ВГГУ, 2009. 192 с.
10. Лутовинов, В.И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития // Федеральный патриотический вестник. 2012. № 03. С. 27–29. URL:http://fpvestnik.ru/wp-content/uploads/FPVestnik-03-2012.pdf (дата обращения 14.03.2021).
11. Сазанова М.Л., Акатьева В.С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № V10. С. 14–22. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/171030.htm. (дата обращения 28.05.2021)
12. Корюкова А.А. Диагностика патриотического сознания и патриотического поведения старших подростков г. Кирова // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: материалы VIII Всероссийской научно-практич. конф. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. Вятский государственный университет. Киров. 23 апреля 2020 г. Киров: МЦИТО, 2020. С. 304–312.
13. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 155–175. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-155-175.
14. Кутенина Н.А., Забиров И.И. Деятельность военно-патриотических клубов учреждения дополнительного образования как фактор успешного развития юнармейского движения // Аспекты патриотического воспитания в свете развития общественного движения «ЮНАРМИЯ»: материалы I Межрегион. научно-практич. конф. Казань, 2 ноября 2019 г. / Под ред. И.И. Мидхатова. Казань: УВО «Университет управления «ТИСБИ», 2019. С. 16–21.
15. Пинегина А.А. Деятельность школьного патриотического клуба как средство развития патриотизма у подростков // Духовно-нравственное воспитание человека: традиции и современность: материалы международ. научно-практич. конф. Пюхтицкий Успенский монастырь. 11–12 декабря 2018 г. Куремяэ, Эстония, 2018. С. 535–541.
16. Шикун А.А. Феномен патриотизма как комплексное психическое явление и пути его формирования в условиях современного российского общества // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 4. С. 163-169.
17. Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы // Научный журнал КубГАУ. 2015. №110 (06). С. 1-11. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf (дата обращения 01.02. 2021)
18. Кочетков А.А. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания // Успехи современной науки. 2014. Т. 1, № 2. С. 58-63.

Расскажите о нас своим друзьям: