Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 37.035.6

Дата публикации 22.06.2021

Гражданское воспитание обучающихся основной школы в условиях дополнительного образования

Кошкина Наталья Александровна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, natalya-koshkina03@mail.ru
Корепанова Ксения Александровна
студентка факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, korepanova04041998@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме гражданского воспитания подрастающего поколения в условиях современной системы образования. Показана роль учреждений дополнительного образования в формировании гражданского воспитания у подростков. Представлена методика определения уровня гражданского воспитания среди обучающихся основной школы, реализованная на базе Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Кировской области». В статье приведены результаты анкетирования обучающихся и дана оценка эффективности проведенных мероприятий, направленных на повышение уровня гражданского воспитания у подростков. Результаты эксперимента показывают важность и необходимость ведения систематической и целенаправленной работы в учреждениях дополнительного образования по формированию активной гражданской позиции у обучающихся с применением различных современных форм гражданского воспитания.
Ключевые слова: гражданское воспитание, подростки, обучающиеся, формы гражданского воспитания, учреждения дополнительного образования.

Civic education of basic school students in conditions of additional education

Koshkina Natalya Aleksandrovna
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russian, Kirov
Korepanova Ksenia Aleksandrovna
student of the Faculty of Physical Culture and Sports, Vyatka State University, Russian, Kirov

Abstract: The article is devoted to the current problem of civic education of the younger generation in the conditions of a modern education system. The role of institutions of additional education in the formation of civic education among adolescents is shown. The article presents methodology for determining the level of civic education among students of basic school, implemented on the basis of Kirov regional state educational autonomous institution of additional education «Regional center for training citizens of the Russian Federation for military service and military-patriotic education of Kirov Region». The article presents the results of a questionnaire survey of students and the assessment of the effectiveness of the events taken to increase the level of civic education among adolescents. The results of the experiment show the importance and necessity of conducting systematic and purposeful work in institutions of additional education to form an active civic position among students, using various modern forms of civic education.
Keywords: civic education, adolescents, students, forms of civic education, institutions of additional education.

Правильная ссылка на статью
Кошкина Н.А., Корепанова К.А. Гражданское воспитание обучающихся основной школы в условиях дополнительного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/grazhdanskoe-vospitanie-obuchayushhikhsya-osnovnoj-shkoly-v-usloviyakh-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 22.06.2021)

Введение. Проблема гражданского воспитания молодежи становится особенно значимой в настоящее время в связи с утратой современным обществом традиционного российского патриотического сознания, широким распространением равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы.

Гражданское воспитание представляет собой целенаправленный процесс развития у личности характерных позиций и норм поведения, формирующих отношение личности к явлениям общественной жизни, а также определенную модель гражданской культуры [1, с. 182; 2, с. 82-86].

Воспитание гражданственности играет важную роль в жизни каждого человека. Начинать развивать гражданско-патриотические чувства у индивида следует с самого раннего возраста. Именно в семье закладываются начальные основы модели гражданского поведения ребёнка, что является одним из главных факторов успешности воспитания подрастающего поколения [3, с. 11; 4, с. 79-80].

Ведущей целью современного школьного образования является воспитание ответственного гражданина. Особая роль в формировании правильной гражданской позиции принадлежит учреждениям дополнительного образования. Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, постоянно повышая педагогическую культуру как совокупность личностных и профессиональных качеств [5, с. 39-42]. Учреждения дополнительного образования способны быстро реагировать на запросы практики и оперативно решать задачи, направленные на воспитание гражданской активности школьников, в отличие от общеобразовательных учреждений, в которых регламентирован учебный процесс.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы. Именно данная система образования представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. Реализация программ дополнительного образования гражданско-патриотической направленности базируется на принципах, в основе которых лежит приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских; гуманизм; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная связь с другими видами обучения и воспитания [6, с. 29; 7, с. 138; 8, с. 40-42]. Гражданское воспитание в системе дополнительного образования становится определяющим и направлено на формирование у подрастающего поколения качеств, необходимых для социальной адаптации в обществе [9]. Следует отметить, что учреждения дополнительного образования создают больше возможностей для осуществления гражданского воспитания школьников через внедрение различных как традиционных, так и современных форм работы с детьми.

Рассмотрим понятие традиционных и современных форм гражданского воспитания. Под традиционными формами гражданского воспитания понимаются способы организации воспитательного процесса с использованием традиционных направлений воспитательного воздействия. Для данного процесса характерно наличие четкой структуры проведения мероприятия и сочетание, как правило, преобладающих методов словесно-логического характера, в котором педагог в большей степени односторонне доносит информацию до воспитанников. Воспитание носит монологичный характер, возможность суждения и оценивания принадлежит в основном педагогу. При использовании традиционных форм гражданского воспитания инициатива исходит в большей степени от воспитателя, который руководит, контролирует и тщательно продумывает структуру предстоящего мероприятия. Основная часть присутствующих выполняют функцию пассивных слушателей и лишь незначительная часть, как правило, активно принимает участие в обсуждении. К традиционным формам и методам гражданского воспитания относятся: лекции, беседы с элементами рассказа, убеждение, обсуждения прочитанных текстов, проведение диспутов, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры с проигрыванием различных ситуаций, встречи с представителями различных профессий и специалистами-практиками, просмотр фильмов. Использование только традиционного подхода при организации воспитательного процесса делает его менее интересным и малоэффективным для обучающихся.

В связи с цифровизацией образования в воспитательный процесс стали активнее внедрятся современные формы гражданского воспитания с применением ИКТ-технологий. Воспитательный процесс стал более насыщенным, современным и разнообразным, это дает больше возможностей для реализации творческой деятельности обучающихся в информационной среде, создает положительный эмоциональный настрой, позволяет оптимизировать воспитательный процесс. Использование интерактивных технологий подразумевает изменение роли педагога (воспитателя) – он перестает быть тем, кто односторонне доносит информацию до воспитанников. Интерактивные технологии позволяют реализовать «субъект-субъектное» построение взаимоотношений воспитателя и воспитанника, педагог является напарником в действиях обучающегося, т.е. обучающийся становится активным участником процесса; все участники обязательно взаимодействуют друг с другом; педагог перестает быть «информатором» и становиться организатором и помощником; диалог и обсуждение являются приоритетными формами взаимодействия, способствуя повышению коммуникативности обучающихся, а также развитию творческих способностей [10, с. 207-209]. Наиболее распространенными современными формами гражданского воспитания являются (квест-игры, виртуальные экскурсии, создание видеороликов, проведение дебатов с последующим написание эссе, путешествия, организация праздников, участие в различных конкурсах по написанию работ на тему гражданских отношений и проблем, существующих в этой области. и т.д.).

Также не менее эффективной формой, с точки зрения молодежи, является просмотр документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне [11]. Проведение беседы на тему межличностных отношений способствует формированию у обучающихся старшего школьного возраста объективных представлений и понимания своих гражданских прав и обязанностей, воспитание любви к Родине и уважение к национальным традициям, символам, а также толерантное отношение к другим национальностям, проживающим в нашей стране. Одним из необходимых условий воспитания гражданственности и патриотизма является привлечение детей и молодежи к участию в разных видах общественной деятельности, что открывает широкие перспективы в формировании социально активной личности [12, с. 66]. Исходя из вышеизложенного, цель нашей работы состояла в изучении особенностей гражданского воспитания обучающихся основной школы в учреждениях дополнительного образования, выявлении наиболее эффективных форм гражданского воспитания.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1) проанализировать научную и педагогическую литературу по теме исследования;

2) на основе анкетирования изучить уровень гражданского воспитания и оценить эффективность проведенных мероприятий, направленных на повышение уровня гражданского воспитания обучающихся основной школы в учреждениях дополнительного образования.

Методика исследования. В ходе проведения эксперимента применялись теоретические (анализ научной и педагогической литературы) и эмпирические методы исследования (анкетирование и сравнение).

Педагогическое исследование проходило на базе КОГОАУ ДО «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Кировской области» (КОГОАУ ДО РЦ ВПВ) в период с 1 февраля по 1 марта 2021 года. В эксперименте принимали участие 30 обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет, проходившие в рамках курса «Юный снайпер» разные виды тактической, технической и психологической подготовки стрельбы. В целях определения исходного уровня гражданского воспитания нами было проведено входное анкетирование обучающихся с применением анкеты «Гражданское воспитание школьников», адаптированной авторами работы. По результатам входного анкетирования были сформированы две группы «Юный снайпер-1» (ЮС-1) и «Юный снайпер-2» (ЮС-2) как независимые выборки, эквивалентные по исходному уровню гражданского воспитания. На основании результатов входного анкетирования для каждой группы (ЮС-1 и ЮС-2) были разработаны мероприятия: для обучающихся группы ЮС-1 были подобраны и составлены мероприятия с преобладанием традиционных форм гражданского воспитания, для обучающихся группы ЮС-2 – с преобладанием современных форм гражданского воспитания. Таблица предполагает сопоставление традиционных и современных форм гражданского воспитания в ходе проведения педагогического исследования (табл.1).

Таблица 1. Мероприятия, проводимые в период эксперимента

Группа ЮС-1

Группа ЮС-2

Лекционное занятие «Я – гражданин России»

Квест-игра «День российского флага»

Спортивно-патриотическое мероприятие «Один день из жизни в армии»

Создание информационного стенда (конкурс рисунков) «Я – гражданин РФ»

Классный час «Блокадный Ленинград»

Виртуальная экскурсия по г. Кирову «По тылам фронтов»

Просмотр и обсуждение видеороликов на тему «Гражданское воспитание»

Спортивно-патриотическое мероприятие «Один день из жизни в армии»

Всего за данный период было проведено 8 мероприятий с подростками (по 4 мероприятия на группу) с частотой проводимых занятий – 1-2 раза в неделю. Мероприятия были направлены на формирование у обучающихся стойкой гражданской позиции, воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, формирование осознанного позитивного отношения к выполнению гражданского долга, гражданских прав и обязанностей.

Наряду с этим, каждая группа в течение данного периода согласно установленному плану КОГОАУ ДО РЦ ВПВ принимала участие в текущих мероприятиях: межрайонный конкурс «К защите Родины готовы» и спортивное мероприятие, посвященное 23 февраля «День защитника Отечества».

После проведенных мероприятий подростки прошли повторное анкетирование с целью определения уровня гражданского воспитания и оценки эффективности проведенных мероприятий, направленных на повышение уровня гражданского воспитания обучающихся основной школы в учреждениях дополнительного образования. При определении уровня сформированности гражданского воспитания применялись следующие критерии оценки: 45% ≤ низкий уровень; от 46% до 70% средний уровень; от 70% до 100% высокий уровень. Для подтверждения достоверности полученных результатов использовали U-критерий Манна-Уитни при уровне значимости (p≤0,05).

Экспериментальная часть. Результаты входного анкетирования распределились следующим образом: на вопрос «Что для Вас значит понятие – «патриотизм» и «гражданственность»?» большинство обучающихся групп ЮС-1 и ЮС-2 не смогли охарактеризовать данные понятия (74 и 70% соответственно) и лишь небольшое количество респондентов имеют представление о патриотизме и гражданственности (26 и 30% соответственно). Основными причинами неспособности понять обучающимися групп ЮС-1 и ЮС-2 указанные выше понятия являются: «нежелание знать» (31% и 29%), «нет возможности» (41% и 43%), «считаю этот вопрос не актуальным» на сегодняшний день – 28 и 28% соответственно.

На вопрос анкеты «Считаете ли Вы себя человеком, имеющим активную гражданскую позицию?» ответы респондентов распределились следующим образом: 33 и 25% опрошенных групп ЮС-1 и ЮС-2 ответили положительно, 25 и 43% не относят себя к людям с активной гражданской позицией, затруднились в выборе ответа – 42 и 32% соответственно.

Входное анкетирование показало, что большинство опрошенных групп ЮС-1 и ЮС-2 имеют представление только о содержании отдельных глав/статей Основного закона Российской Федерации – Конституции (47 и 60% соответственно), «знают содержание Конституции» 27 и 15% обучающихся, не имеют представления – 26 и 25% соответственно. При этом необходимо отметить, что познакомились с содержанием Конституции РФ на уроках истории и обществознания, изучали на внеклассных мероприятиях, не знакомы с содержанием – 20 и 17%, 20 и 23%, 20 и 18% обучающихся групп ЮС-1 и ЮС-2 соответственно. Однако, большинство респондентов групп ЮС-1 и ЮС-2 изучали содержание Конституции самостоятельно (40 и 42% соответственно).

При ответе на вопрос «Как Вы оцениваете процесс формирования гражданской позиции в школе?» 33% обучающихся в группе ЮС-1 и 29% опрошенных в группе ЮС-2 отметили, что «работа в школе по данному направлению совсем не ощущается», «постоянно ведется» – 14 и 25%, «ведется от случая к случаю» – 14 и 20% соответственно. При этом, основная часть опрошенных группы ЮС-1 (39%) и 26% обучающихся группы ЮС-2 затруднились ответить.

Таким образом, по результатам входного анкетирования можно сделать вывод, что уровень сформированности гражданского воспитания на начало эксперимента в группах ЮС-1 и ЮС-2 соответствует низким критериям оценки (37 и 39% соответственно) (рис. 1).

Мероприятия, разработанные для обучающихся групп ЮС-1 и ЮС-2 и проведенные в рамках деятельности учреждения дополнительного образования, способствовали повышению уровня сформированности гражданского воспитания. Так, результаты итогового анкетирования показали, что обучающиеся группы ЮС-2, где применялись современные формы работы с детьми, стали более осведомленными в понятиях «патриотизм» и «гражданственность», что выражается в процентном увеличении количества ответивших на 13%, по сравнению с результатами входного анкетирования и в 1,6 раза более информированными по сравнению с результатами итогового анкетирования группы ЮС-1. При этом, в группе ЮС-1, где использовались традиционные формы гражданского воспитания, уровень осведомленности по данным понятиям изменился несущественно и увеличился на 1%, по сравнению с результатами входного анкетирования.

Также наблюдаются изменения представления обучающихся по вопросам, касающимся формирования активной гражданской позиции: в группе ЮС-1 количество ответивших положительно увеличилось на 8%, в группе ЮС-2 – на 25%, по сравнению с результатами входного анкетирования, что связано с различной эффективностью применения как традиционных, так и современных форм работы по гражданскому воспитанию обучающихся. При этом, для некоторых респондентов все же данный вопрос остался сложным: в группах ЮС-1 и ЮС-2 затруднились с ответом 43% и 17% обучающихся соответственно.

Сравнительный анализ результатов входного и итогового анкетирования показал, что более информированы в вопросах содержания Основного закона Российской Федерации – Конституции стали обучающиеся группы ЮС-2, где процент опрошенных, ответивших положительно, увеличился в 2,5 раза. При этом, по результатам опроса группы ЮС-1, где использовались традиционные формы работы с детьми, процент ответивших на данный вопрос респондентов увеличился только на 3%.

На вопрос «Где Вы познакомились с содержанием Конституции РФ?» 50 и 41% обучающихся групп ЮС-1 и ЮС-2 отметили одним из основных способов получения информации «изучение на внеклассных мероприятиях», что на 30 и 18% соответственно больше, по сравнению с результатами входного анкетирования. Проведение запланированных мероприятий позволило ознакомить обучающихся с содержанием Конституции и снизить процент респондентов, не знакомых с ее содержанием, с 20% и 18% обучающихся групп ЮС-1 и ЮС-2 соответственно до нулевых значений.

Результаты анкетирования подтверждают, что необходимо уделять большее внимание формированию правильных и объективных представлений об основных понятиях гражданского воспитания на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной деятельности.

После проведения системы мероприятий, направленных на формирование гражданской культуры, установлено повышение уровня сформированности гражданского воспитания в группах ЮС-1 и ЮС-2, что говорит об эффективности применяемых нами форм. При этом в группе ЮС-1, где использовались традиционные формы гражданского воспитания, отмечается незначительная тенденция к повышению на 5%. В группе ЮС-2, где применялись различные современные формы работы с подростками, выявлено достоверное повышение уровня сформированности гражданского воспитания на 16% (рис. 1) (p ≤ 0,05).

Рисунок 1. Уровень сформированности гражданского воспитания обучающихся по результатам анкетирования

* – различия статистически значимы (p ≤ 0,05)

Эмпирическое значение критерия U Манна-Уитни (Uemp) составило 56. При этом критическое значение критерия U Манна-Уитни (UКр) при p≤0,05 – 72. Полученное значение Uemp меньше UКр, следовательно, различия в рассматриваемых выборках статистически значимы. Эмпирическое значение Uэмп (56) находится в зоне значимости при р≤0,05.

Выводы. На основании полученных результатов сделаны следующие выводы:

1. Анализ научной и педагогической литературы по теме исследования позволил выявить существенную роль учреждений дополнительного образования в формировании гражданской культуры обучающихся.

2. Проведение входного анкетирования позволило определить исходный уровень гражданского воспитания обучающихся и разработать мероприятия, направленные на повышение уровня гражданского воспитания подростков. Сравнительный анализ итогового анкетирования позволил установить, что использование современных форм гражданского воспитания обучающихся основной школы (квест-игра, виртуальная экскурсия, мероприятия с использованием ИКТ-технологий) в учреждениях дополнительного образования является более эффективным и способствует повышению уровня гражданского воспитания школьников, по сравнению с традиционными формами обучения.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента по формированию гражданского воспитания у подрастающего поколения показывают, что эффективность и успешность воспитательной работы учреждений дополнительного образования обуславливается системным подходом и применением различных современных организационных форм мероприятий.

Для усиления формирующей воспитательной работы с обучающимися необходимо в дальнейшем проводить мероприятия по вопросам гражданского воспитания в большем объеме.

Результаты проведенного исследования будут полезны и интересны педагогам учреждений дополнительного образования, одним из ведущих направлений которых является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 


Список литературы

1. Козлов А.М., Сопегина В.Т. Формирование патриотизма и гражданственности у подростков в учреждениях дополнительного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С 182-191.
2. Шелехов П.В. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление работы учреждения дополнительного образования детей // Современное образование: традиции и инновации. 2014. № 2. С. 82-86.
3. Загладина Х.Т. Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы // Воспитание школьников. 2012. № 4. С. 10-14.
4. Толкачева К.А. Гражданское воспитание учащихся во внеурочной деятельности за пределами школы // Наука и образование сегодня. 2018. № 2. С. 79-80.
5. Касимова Т.А., Арианова Г.В. Гражданско-патриотическое воспитание личности подрастающего поколения средствами культурного наследия // Техническое творчество молодежи. 2021. № 3 (127). С. 39-42.
6. Дорошук Л.А. К вопросу гражданского воспитания детей и подростков в учреждениях дополнительного образования // Вестник Щадринского государственного педагогического института. 2015. № 1. С. 27-30.
7. Сиволобова Н.А., Авдеева Л.Н., Ширванян А.Э. Инновационные технологии формирования российской идентичности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования // МНКО. 2017. №6 (67). С. 138-139.
8. Шевцова С.Н., Мишенина Н.В., Мухамедшин Р.Р. Система работы с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию в центре детского творчества // Техническое творчество молодежи. 2019. № 3 (115). С. 39-48.
9. Татаринова Е.А. Воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: https://infourok.ru/vospitanie-patriotizma-i-grazhdanstvennosti-obuchayuschihsya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2474448.html (дата обращения 24.04.2021).
10. Сошникова И.А. Интерактивные технологии воспитательной работы и их соотношение с традиционными формами воспитания обучающихся в вузах МВД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-7. С. 206-213.
11. Деточенко Л.С. Эффективность форм гражданского и патриотического воспитания молодежи: по материалам социологического исследования // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-formgrazhdanskogo-i-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-po- materialam-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 23.05.2021).
12. Мусина Д.С. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в организациях дополнительного образования Кыргызской Республики // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 63-67.

Расскажите о нас своим друзьям: