Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 37.022

Дата публикации 22.06.2021

Подготовка курсантов к выполнению задач в условиях Арктики. Проблемы, пути совершенствования

Пшеничников Кирилл Алексеевич
аспирант кафедры психологии и педагогики, Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, РФ, г. Благовещенск, batbi1@mail.ru
Макаров Владимир Андреевич
кандидат технических наук, старший преподаватель, Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, РФ, г. Благовещенск, mva.8081@gmail.com

Аннотация: Актуальность исследования состоит в бурном инфраструктурном развитии Арктического региона, и как, следствие, в необходимости военных специалистов, способных выполнять задачи по обеспечению интересов Российской Федерации в условиях Арктики. Цель статьи – определить основные проблемы подготовки курсантов-арктиков. Обозначить основные пути совершенствования в подготовке курсантов к выполнению задач в тяжелых природно-климатических условиях Арктики.
Ключевые слова: Арктика, курсанты-арктики, подготовка курсантов, Министерство обороны Российской Федерации, проблемы подготовки, выполнение задач по предназначению.

Training of cadets to perform tasks in the Arctic. Problems, ways of improvement

Pshenichnikov Kirill Alekseevich
postgraduate student of the Department of Psychology and Pedagogy, Far Eastern Higher Combined Arms Command School, Russia, Blagoveshchensk
Makarov Vladimir Andreevich
candidate of technical sciences, senior lecturer, Far Eastern Higher Combined Arms Command School, Russia, Blagoveshchensk

Abstract: The relevance of the study lies in the rapid infrastructural development of the Arctic region, and, as a consequence, in the need for military specialists capable of performing tasks to ensure the interests of the Russian Federation in the Arctic. The purpose of the article is to identify the main problems of training Arctic cadets. Outline the main directions in training cadets to perform tasks in the harsh natural and climatic conditions of the Arctic.
Keywords: Arctic, Arctic cadets, training of cadets, Ministry of Defense of the Russian Federation, training problems, performance of tasks as intended.

Правильная ссылка на статью
Пшеничников К.А., Макаров В.А. Подготовка курсантов к выполнению задач в условиях Арктики. Проблемы, пути совершенствования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/podgotovka-kursantov-k-vypolneniyu-zadach-v-usloviyakh-arktiki-problemy-puti-sovershenstvovaniya.html (Дата обращения: 22.06.2021)

Вводная часть и новизна. Подготовка курсантов-арктиков в военном вузе является составной частью системы военного образования, которое в свою очередь неразрывно связано с социально-политическими и экономическими процессами, происходящими в Российской Федерации и вокруг нее. Постоянные изменения геополитической обстановки в мире, усложнение задач, решаемых Министерством обороны Российской Федерации, диктуют новые условия и требования к подготовки военных специалистов в системе военного образования. В ближайшее время бурно развивающийся Арктический регион может стать важной базой дальнейшего экономического развития мировой цивилизации. Именно поэтому между ведущими странами активизировалось соперничество за преимущественное право пользования ресурсами Арктики, ее стратегическими морскими и воздушными коммуникациями [2]. В связи с этим возникает потребность в подготовке высококвалифицированных военных специалистов, способных выполнять задачи в Арктике. Основным фактором качественного выполнения боевых задач в суровых климатических условиях Арктики является уровень подготовленности военнослужащих.

Несмотря на важность исследований проблем подготовки курсантов-арктиков и путей ее совершенствования, работ посвященных данной тематике, нами не обнаружено.

Целью исследования являлось определение основных проблем подготовки курсантов-арктиков, обозначение путей ее совершенствования.

Данные о методике и организации исследования: основными методами исследования явились анализ научной литературы, педагогическое наблюдение.

Анализ результатов исследования и их обсуждение. Опыт исследователей-полярников, боевых действий (СССР, Финляндии, фашистской Германии) в северных районах, проведения учений Вооруженными силами различных стран (России, США, Канады, Великобритании, Финляндии, Швеции и Норвегии) в арктических условиях показывают, что наибольшее влияние на военнослужащих оказывают факторы природно-климатического и физико-географического характера [3].

Прежде всего, необходимо отметить низкие температуры воздуха, особенно в зимнее время (на 73° с.ш. средняя температура зимой составляет –35°C, летом +1…+5 °C; минимальная температура –50°C).

За 105 дней Советско-финской войны (1939–1940) советские войска понесли потери в личном составе, составившие 333084 человека (по итоговым донесениям из частей и соединений на 15 марта 1940 г.). Из них: убиты или умерли на этапах санитарной эвакуации – 65384, пропали без вести – 19610, ранены, контужены, обожжены – 186584, обморожены – 9614, заболели – 51892 человек [7]. Количество обмороженных военнослужащих значительно. В целом ряде архивных документов (журналы боевых действий, докладные записки и т.п.) отмечаются такие потери. Поименные санитарные потери советских войск за войну составляют 264 908 человек. Эксперты предполагают, что около 22% из них составляют потери от обморожений [5].

Таким образом, недооценка значимости подготовки военнослужащих к выполнению задач в условиях Арктики зачастую приводит к повышению травматизма и неоправданным санитарным потерям личного состава.

Проводя теоретическое исследование образовательного процесса военного вуза, а также федерального государственного образовательного стандарта по специальности 56.05.04, выявляется ряд проблемных вопросов в подготовке курсантов-арктиков [1]. В частности, характер выполняемых задач в условиях Арктики требует корректировки компетентностного набора, необходимого выпускнику-арктику.

Так, выполнение боевой задачи военнослужащим в суровых климатических условиях Арктики во многом определяется морально-психологическими качествами, поэтому одной из важнейших компетенций, по нашему мнению, является способность проводить мероприятия морально- психологического обеспечения подразделения в сложных климато-географических условиях.

Еще одним фактором успешного выполнения боевой задачи является степень мобильности воинского подразделения, учитывая тот факт, что применение специальной техники в условиях арктической погоды часто затруднено, исходя из этого, можно обозначить сразу две компетенции:

- способность передвижения и ведения прицельного огня на лыжах;

- способность передвигаться, перевозить раненых, а также выполнять иные задачи по предназначению, управляя упряжкой ездовых собак.

Кроме того, погодные условия Арктического региона и опыт Советско-финской войны, диктуют нам необходимость еще одной компетенции:

- способность осуществлять постоянный мониторинг и прогнозирование погоды, знать признаки ее изменений и грамотно использовать погодные условия в интересах повышения боеспособности и боевой активности личного состава.

Важную роль в подготовке курсантов-арктиков к выполнению задач играет физическая подготовка. Основной целью физической подготовки курсантов-арктиков является развитие и укрепление физического здоровья, адаптационных возможностей организма различными средствами физической подготовки. В своей работе В.В. Шевцов, Д.С. Яковлев, М.В. Савин рассматривают закаливание, как одно из основных средств развития адаптационных возможностей организма к неблагоприятным климатическим условиям [4, 6].

При выполнении закаливающих упражнений целесообразно применять педагогическую технологию дифференцированного подхода. Необходимо проводить индивидуальную работу с курсантами. Тем курсантам, у которых плохо получается выполнение упражнений, должны выдаваться дополнительные индивидуальные задания в ходе тренировок, а также задания для самостоятельных упражнений. Применяемая технология создает дополнительный интерес, мотивацию и активность в ходе проведения занятий самотренировок.

Вывод. Недооценка значимости подготовки военнослужащих к выполнению задач в условиях Арктики приводит к повышению травматизма и неоправданным санитарным потерям личного состава. Исходя из цели нашего исследования мы определили основные проблемные вопросы в ходе подготовки курсантов-арктиков и обозначили пути ее совершенствования. В своей перспективе перечисленные положения требуют дальнейшего научного осмысления и экспериментальных исследований.  


Список литературы

1. См.: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (специальности) 56.05.04 Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации). М.: ГУК МО РФ, 2016.
2. Веретенников Н.П., Богачев В.Ф., Ульченко М.В. Северный морской путь: транспорт, экономика, геополитика // Вестник МГТУ, Т. 18, № 3, 2015. С. 386–392.
3. Ершов Н.В. Основные факторы, воздействующие на морально-психологическое состояние военнослужащих частей и подразделений связи, действующих в условиях арктической зоны России / Н.В. Ершов // Россия в глобальном мире альманах – 2017. — №10 (33) – с. 121-132.
4. М Савин. Акклиматизация военнослужащих в районах крайнего севера и Арктики средствами физической подготовки / М. Савин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156).
5. Советско-финская война 1939–1940 // Сайт «Энциклопедия истории России». URL: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=814.
6. Шевцов В.В. Закаливание как процесс адаптации курсантов к неблагоприятным условиям внешней среды / В.В. Шевцов, Д.С. Яковлев, А.В. Сидоров // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: докл. Всерос. Конф. (Воронеж 27 апр. 3017 г.). – Воронеж, 2017. – С. 124-127.
7. Широкорад А.Б. Северные войны России. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. 848 с.

Расскажите о нас своим друзьям: