Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 13

Дата публикации 16.08.2016

Внутренний слух и способы его развития

Горлова Анжелика Петровна
Казахский национальный университет искусств, г.Астана

Аннотация: В статье рассматривается феномен внутреннего слуха, анализируется его природа, а также приводятся методы, позволяющие его совершенствовать.
Ключевые слова: Внутренний слух, игра на «немой клавиатуре», сольфеджирование, музыкальный диктант

The inner hearing and the ways of its development

Gorlova Angelica Petrovna
Kazakh National University of Arts, Astana

Abstract: The author reckons in the article the phenomenon of the inner hearing, its nature and methods of improving it are analyzed.
Keywords: Inner hearing, playing the «dumb keyboard», music playing, musical dictation

В данной работе мы рассмотрим феномен внутреннего слуха, проанализируем его природу, а также подробнее остановимся на методах, которые применяются для его развития и совершенствования. Для начала нам нужно определиться, что такое внутренний слух. Но прежде, чем проанализировать этот термин, нам необходимо разобраться, что собой представляет музыкальный слух вообще. Приведем несколько определений.

  1. В Энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Слух музыка́льный — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды музыкального слуха: абсолютный— способность определять абсолютного высоту музыкальных звуков; относительный — определение звуковысотных отношений между звуками, интервалов. Внутренний музыкальный слух — умение мысленно представлять отдельные звуки и целые музыкальные пьесы. Музыкальный слух развивается в процессе занятий музыкой, в частности сольфеджио» [6].
  2. В Музыкальной энциклопедии это понятие трактуется, как «способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности» [7].
  3. В Большой психологической энциклопедии под музыкальным слухом понимается «звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух — способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая их с др. звуками, высота которых известна, и относительный слух — способность определять высоту звуков путем сравнения их с др., способность узнавать и воспроизводить музыкальные интервалы» [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальный слух – это способность человека воспринимать отдельные звуки и их качественные особенности. Также, мы увидели, что музыкальный слух имеет несколько разновидностей, и внутренний слух как раз и является одной из этих разновидностей. Тот, у кого этот вид слуха развит в достаточной мере, обладает способностью слышать музыкальные ноты, не исполняя их на каком-либо инструменте. Также, стоит отметить, что музыкант может не только «услышать» мелодию, но и добавить оркестровку, гармонию и др. То есть, как следует из всего вышесказанного, любому профессиональному музыканту-исполнителю внутренний слух просто необходим. Как писал Б.М.Теплов, «внутренний слух это не просто способность представлять себе звуки, а это способность оперировать музыкальными слуховыми представлениями» [9].

Невозможно исполнять музыку механически, как часто делают учащиеся, готовясь к экзаменам, когда они запоминают просто последовательность пальцев на клавиатуре. Этот факт был доказан путем проведения большого количества психологических экспериментов. Так, у Д.К. Кирнарской в книге «Музыкальные способности» есть описание подобных экспериментов, проведенных музыкальными психологами.

Довольно интересный эксперимент был проведен Стивеном Финнеем [3, с.199-200], когда одна группа испытуемых играла на «немой» клавиатуре. Они не слышали то, что они исполняли, но играть все же продолжали, восполняя недостаток звучания внутренним слухом. Вторая группа испытуемых играла на клавиатуре «отстающей». Они слышали то, что исполняли, но с задержкой в несколько секунд. Испытуемые прекратили играть из-за разлада между реальным и внутренним слухом. Финней пришел к выводу, что при музицировании внутренний слух должен присутствовать обязательно.

Еще один эксперимент был проведен Луизом Бентоном [3, с.200]. Психолог создал для испытуемых помехи при чтении с листа. Сначала им было предложено играть на «немой» клавиатуре. Как и в предыдущем эксперименте, подобное положение дел не вызвало особенных трудностей у музыкантов: они смогли исполнять мелодию, ориентируясь на внутренний слух. Когда же им предложили играть на «слепой» клавиатуре (музыканты слышали, что они играют, но не видели клавиш), количество ошибок при исполнении резко возросло. Таким образом, испытуемые не могли контролировать свою игру, ориентируясь только на внутренний слух.

Д.К. Кирнарская делает вывод, что «природа внутреннего слуха контекстуальна в высшей степени: он лишь часть, одна сторона, «подкладка» всякой музыкальной деятель­ности. Даже очень плохой внутренний слух в отличие от очень плохо­го чувства ритма или очень плохого ладового чувства отнюдь не фа­тален — есть вполне способные музыканты, чей внутренний слух да­лек от совершенства. Выражение «один в поле не воин» в высшей сте­пени справедливо по отношению к работе внутреннего слуха, кото­рый подкрепляет работу аналитического слуха, активизирует ее. За­местить же слух внешний и реальный внутренний слух может лишь в редчайших случаях, которые говорят об очень высоких музыкальных способностях» [3, c.201].

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальный слух очень важен при исполнении музыкальных произведений, однако работает он совместно как с другими видами слуха, так и с чувством ритма и зрением.

На данный момент существует большое количество упражнений, позволяющих внутренний слух развивать. Остановимся на некоторых из них.

  1. Игра на «немой клавиатуре». Об этом методе уже говорилось выше. Учащемуся на разных этапах обучения будет полезно уделять время игре на «немой» клавиатуре, проигрывать произведение «с нот» на клавиатуре едва касаясь при этом клавиш. В данном случае музыкант не только тренирует свою моторно-двигательную память, запоминая правильную последовательность нот, но и работает над своим внутренним слухом, проигрывая мелодию в уме. Хотя стоит также отметить противоречивость существующих мнений о пользе «немой клавиатуры». Так, И. Гофман писал, что не стоит пользоваться вовсе, если музыкант стремится к многокрасочной живой технике, способной выразить через музыку чувства и мысли. Он пишет, что лично «немой клавиатурой» не пользовался никогда [2].
  2. Сольфеджирование. Это, пожалуй, один из наиболее эффективных методов по развитию внутреннего слуха. Суть этого метода состоит в том, что учащийся пропевает интервалы, аккорды, лады, гаммы, мелодии, закрепляя тем самым связь между написанной нотой и слухом. Многие педагоги разрабатывают свои методики освоения сольфеджио. Одна из самых известных программ принадлежит Рачиной Б.С., которая предлагает разделить сольфеджирование на несколько этапов.
    • Анализ метро-ритмической структуры. На этом этапе определяется размер, чтение ритма с названием ритмослогов. Далее определяется количество фраз, а затем они сравниваются по ритму.
    • Чтение нотной записи. На этом этапе учащемуся предлагается определить, с какой ноты начинается нотная запись, какой нотой она заканчивается и какие еще ноты встречаются. Происходит чтение записи в ритме и сравнение фраз по ней.
    • Анализ интонационный. Он включает определение тональности, тоники, лада, выделение знакомых и самых сложных интонаций. Также происходит слуховая настройка на тональность в ходе которой пропеваются наиболее важные и сложные интонации. Фразы сравниваются по интонационному признаку.
    • Сольфеджирование в ритме. Оно совершается с поправками и повторами и без сопровождения.
    • Исполнение записанной мелодии с текстом. Предварительно текст пропевается и читается педагогом [1].
  3. Музыкальный диктант является одним из самых полезных упражнений для развития внутреннего слуха, а также способствует развитию музыкальной памяти и формированию необходимого запаса музыкальных оборотов, элементов. Оно представляет собой запись одноголосных, двухголосных, трехголосных или четырехголосных музыкальных построений. Они могут записываться как во время слушания, так и по памяти. Музыкальный диктант позволяет сформировать и закрепить связь между слышимым и видимым, закрепить теоретические и практические навыки, проверить индивидуальные возможности каждого учащегося. Существует несколько форм диктанта. Это диктант с предварительным анализом, диктант по памяти, так называемый эскизный диктант, автодиктант, устный диктант и др. Остановимся подробнее на устном диктанте. Он является одной из наиболее распространенных форм этого упражнения. Суть его состоит в необходимости определения звукового состава мелодии. Саму же мелодию при этом записывать не нужно. Подобное упражнение направлено, с одной стороны, — на развития навыка запоминания отдельных, фраз, мотивов, предложений, а с другой, — на развитие навыка определения звуков в мелодии в момент ее исполнения. Таким образом, учащийся может исполнить всю мелодию после ее проигрывания преподавателем, а может пропевать отдельные звуки в момент их исполнения. Во время работы над упражнением необходимо обратить особое внимание на определение композиционной логики, а также на фазы музыкальной структуры. Следует сравнивать их в отношении контраста, видоизменения, повторности.

 Итак, в ходе анализа феномена музыкального слуха, мы пришли к выводу, что он является очень важным для профессионального музыканта. Однако не все музыканты обладают идеальным внутренним слухом, и в этом случае необходимо уделить время его развитию. На сегодняшний день количество упражнений и методик, позволяющих его усовершенствовать очень велико. В нашей статье мы проанализировали три наиболее распространенных упражнения. Это игра на «немой клавиатуре», сольфеджирование и музыкальный диктант.


Список литературы

1. Алгоритм сольфеджирования [Электронный ресурс] URL: http://meta-music.ru/method/algoritm-solfedzhirovaniya (дата обращения: 10.07.2016)
2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре [Электронный ресурс] URL: http://gigabaza.ru/doc/68487.html (дата обращения: 14.08.2016)
3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
4. Музыкальный диктант [Электронный ресурс] URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/86-1-0-7930 (дата обращения: 01.07.2016)
5. Музыкальный диктант [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/1697867/ (дата обращения: 10.08.2016)
6. Музыкальный слух [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/53133/%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85 (дата обращения: 29.06.2016)
7. Музыкальный слух [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7071/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D1%85 (дата обращения: 29.06.2016)
8. Музыкальный слух [Электронный ресурс] URL: http://psychology.academic.ru/6792/%D0%9C%D0%A3%D0%97%D0%AB%D0%9A%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%AB%D0%99_%D0%A1%D0%9B%D0%A3%D0%A5 (дата обращения: 29.06.2016)
9. Музыкальный слух и его развитие [Электронный ресурс] URL: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/muzykalnyj_slukh_i_ego_razvitie/1-1-0-387 (дата обращения: 10.07.2016)
10. Солодова Е.Н. Способы развития музыкального слуха [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/26_WP_2013/MusicaAndLife/1_144245.doc.htm (дата обращения: 10.07.2016)

Расскажите о нас своим друзьям: