Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016
УДК 159.9
Дата публикации 17.08.2016
Влияние обучения навыкам релаксации на уровень эмоционального выгорания работников профессий типа «человек-человек»
Чаплыгина Лидия Андреевна
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация: Данная статья посвящена изучению синдрома эмоционального выгорания у работников сферы «человек-человек» и оценке эффективности обучения навыкам релаксации для его коррекции. В исследовании приняло участие 40 человек, являющихся сотрудниками сети кофеен «Traveler’s coffee», сети кофеен «Чашка кофе», магазинов ТЦ «Аура» в г. Новосибирске. Эмпирическая часть исследования проводилась в форме психодиагностического тестирования с применением методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко, опросника выгорания К. Маслач (адаптирован Н.Е. Водопьяновой), методики «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климов. В результате первичной психодиагностики была обнаружена высокая выраженность всех фаз синдрома эмоционального выгорания по методикам В.В. Бойко и К. Маслач, кроме фазы «напряжения» (методика В.В. Бойко). Автором проведено экспериментальное исследование, доказывающее влияние обучения навыкам релаксации по технологии мышечной релаксации Э. Джейкобсона на все фазы эмоционального выгорания по методикам К. Маслач и В.В. Бойко: по всем фазам синдрома эмоционального выгорания по обеим методикам, кроме редукции профессиональных достижений, произошли существенные снижения показателей, что свидетельствует о видимом улучшении эмоционального состояния сотрудников.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, навыки релаксации, работники социальной сферы, коррекция эмоционального выгорания
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Abstract: This article is devoted to the investigation of an emotional burnout of socially oriented workers. It also includes the results of experiment, which was aimed on training of relaxation’s skills with a Jacobson's progressive relaxation technique. There were 40 participants in a research. All participants were employees of cafes «Traveler’s coffee», «Cup of coffee» and some stores of shopping center «Aura». The author used such psychological methodic as «Diagnostic of emotional burnout» (V.V. Bojko), Maslach Burnout Inventory (MBI), «Differential-diagnostic questionnaire» (E.A. Klimov). It was found a high level of job burnout of participants of a research at the first diagnostic. Author’s experiment proved the influence of a training of relaxation’s skills with a Jacobson's progressive relaxation technique on socially oriented workers: there have been significant decreases in all phases of a job burnout except a reduction of professional achievements. This result means, that an emotional state of employees becomes better.
Keywords: emotional burnout, job burnout, relaxation’s skills, socially oriented workers, correction of an emotional burnout
В современном мире, где немалую роль занимает сфера обслуживания (рестораны, бары, автозаправки, магазины, парикмахерские), число профессий типа «человек-человек» увеличивается, что, на наш взгляд, является фактором, провоцирующим рост числа работников, склонных к эмоциональному выгоранию, поскольку именно сотрудники социально направленной деятельности вынуждены регулярно взаимодействовать с другими людьми, в том числе в конфликтных и напряженных ситуациях. Несмотря на выраженный интерес к данной теме ученых из разных стран, исследований проявления и коррекции эмоционального выгорания у специалистов из сферы обслуживания в России достаточно мало.
Исследования Е.А. Василевской, И.В. и Д.В. Воронковых, М.А. Гордеевой, К.А. Дубиницкой, В.А. Иванченко и др. подтверждают, что чаще всего синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, у работающих в некоммерческом секторе: педагогов, медицинских сестер и врачей, сотрудников правоохранительных органов, государственных служащих [2, 4, 5, 6, 8, 9]. Выгоранию подвержены так же и те, кто работает в сфере услуг и управления в коммерческой сфере: агенты по продаже, риэлторы, менеджеры, бармены, официанты, особенно среднего и высшего звена. В связи с распространением профессий типа «человек-человек» становится особенно актуальным определение способов коррекции эмоционального состояния работников социальной сферы с минимальным отрывом от производства.
Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания как психологический феномен.
Предмет исследования: влияние обучения навыкам релаксации на синдром эмоционального выгорания работников, относящихся к разным типам профессий, но работающих в сфере «человек-человек».
Гипотеза исследования состоит в следующих допущениях:
1) сотрудники, работающие в профессиональной сфере «человек-человек», но относящиеся к другим профессиональным типам личности, более склонны к эмоциональному выгоранию по сравнению с сотрудниками типа «человек-человек»;
2) обучение навыкам релаксации способствует уменьшению синдрома эмоционального выгорания у работников социальной сферы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- Психологическая концепция типов профессиональной деятельности Е.А. Климова [10];
- Трехфакторная модель эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон [11];
- Модель эмоционального выгорания В.В. Бойко [1];
- Психологические представления о проявлении синдрома эмоционального выгорания Н. Водопьяновой, Е. Старченковой [3];
- Технология прогрессирующей мышечной релаксации Э. Джейкобсона [7, 9].
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
- Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме; обобщение, сравнение и систематизация экспериментальных и теоретических данных;
- Эмпирический метод в виде психодиагностического тестирования с применением следующих методик:
1) Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко,
2) Опросник выгорания К. Маслач (адаптирован Н.Е. Водопьяновой),
3) Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова.
3.Методы математико-статистической обработки данных: Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Т- критерий изменений Вилкоксона.
Базу исследования составили 40 человек, сотрудники сети кофеен «Traveler’s coffee», сети кофеен «Чашка кофе», магазинов ТЦ «Аура» в городе Новосибирск.
Рассмотрим полученные результаты.
По методике В.В. Бойко было обнаружено, что для данной выборки характерны следующие проявления синдрома эмоционального выгорания: наиболее выраженными оказались фазы «резистенции» и «истощения» (62,5% испытуемых имеют данные фазы в стадии сформированности), при этом фаза «напряжения» сформирована только у 40% испытуемых. На основании данного результата мы можем утверждать, что у большей части испытуемых есть склонность к эмоционально-нравственной дезориентации и редукции профессиональных обязанностей, для большинства участников исследования характерны эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность.
Анализ результатов по методике К. Маслач в адаптации Н. Водопьяновой показал, что испытуемые имеют высокие результаты по всем шкалам методики, а именно по шкале «деперсонализация» (65% испытуемых), по шкале «резистенция» (62,5 % испытуемых) и по шкале «эмоциональное истощение» (60% испытуемых). Данные результаты означают, что большинству испытуемых свойственно эмоциональное отстранение и безразличие, циничное отношение к работе и напарникам, для данной выборки характерна негативная оценка своей компетентности и снижение профессиональной мотивации, а также большая часть выборки находится в состоянии сниженного эмоционального тонуса и утраты интереса к окружающим.
Для подтверждения одной из гипотез мы провели методику «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова и проанализировали, влияет ли на уровень эмоционального выгорания то, что работник не относится к профессиональному типу личности «человек-человек».
Вычислив процентное соотношение типов профессий, мы обнаружили,что наибольшее количество сотрудников относятся к типу личности «человек-художественный образ (30 %), на втором месте — сотрудники типа «человек-природа» (23,1%), в равной доле в выборке сотрудники типов «человек-техника» и «человек-знаковая система»(19,2%), а наименьшее количество сотрудников относятся к типу «человек-человек»(7,7%).
Корреляционный анализ с применением r-критерия ранговой корреляции Спирмена показал, что работникам сферы обслуживания с преобладанием типа «Человек-человек» характерны низкая выраженность всех фаз синдрома эмоционального выгорания по опроснику В.В. Бойко: напряжения (r=-0.50, p<0.001), резистенции (r=-0.58, p<0.0001), истощения (r=-0.65, p<0.00001), низкая выраженность эмоционального истощения и деперсонализации (r=-0.44, p<0.01 и r=-0.47, p<0.003, соответственно), высокая выраженность редукции профессиональных достижений (r=0.54, p<0.0002). Это означает, что работники сферы обслуживания, у которых сфера деятельности совпадает с типом предпочитаемой деятельности («человек-человек»), менее подвержены проявлению синдрома эмоционального выгорания, при этом в случае наличия эмоционального выгорания они имеют тенденцию негативно оценивать свою компетентность, стремятся к избеганию ответственности и профессиональных обязанностей.
У профессиональных типов «Человек — художественный образ» и «Человек – природа» обнаружена прямая корреляция с фазой «Напряжение» (r=0.31 и r=0.41, p<0.05, соответственно), что означает выраженность у данных типов неудовлетворенности собой, чувства безысходности, тревоги и депрессии в ситуации переживания синдрома эмоционального выгорания. В то же время у типа «Человек – природа» обнаружены еще значимые корреляции с факторами «Истощение» методики В.В. Бойко (r=0.44, p<0.004) и «Редукция профессиональных достижений» методики К. Маслач (r=-0.35, p<0.03), что означает падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы (эмоциональную и личностную отстраненность) у сотрудников типа «Человек – природа» в ситуации переживания синдрома эмоционального выгорания, но при этом они продолжают выполнять свои профессиональные обязанности, не пытаясь избегать ответственности, несмотря на низкий энергетический тонус.
Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о том, что сотрудники, работающие в профессиональной сфере «человек-человек», но относящиеся к другим типам, более склонны к эмоциональному выгоранию по сравнению с сотрудниками типа «человек-человек».
На основании полученных в первичном тестировании данных мы разделили испытуемых на две группы, одна из которых больше проявляет фазы синдрома эмоционального выгорания (экспериментальная), а вторая проявляет в меньшей степени (контрольная).
С целью проверки второй гипотезы нами было проведено обучение навыкам прогрессивной мышечной релаксации испытуемых экспериментальной группы, после чего им было рекомендовано использовать данные навыки минимум 2 раза в день в критические моменты.
Эксперимент проводился с 15 декабря 2015 года по 17 января 2016 года, в течение этого периода времени испытуемые экспериментальной группы активно использовали полученные навыки. Затем было проведено повторное тестирование по методикам К. Маслач и В.В. Бойко как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
С целью определения значимости произошедших изменений в экспериментальной группе нами был проведен сравнительный анализ с помощью Т-критерия Вилкоксона. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ по методикам «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко и «Опросник выгорания» Маслач (MBI) в экспериментальной группе до и после эксперимента
ДО | ПОСЛЕ | Значение Т | p-level | |
«Напряжение» | 60,5 | 57,4 | 34 | 0.005 |
«Резистенция» | 71,9 | 65,2 | 12,5 | 0.0001 |
«Истощение» | 69,6 | 64,4 | 7,5 | 0.0001 |
«Эмоциональное истощение» | 28,8 | 25,5 | 17 | 0.0002 |
«Деперсонализация» | 14,8 | 12,1 | 16,5 | 0.0001 |
«Редукция профессиональных достижений» | 25,5 | 29,4 | 0 | 0.00003 |
Проанализировав полученные результаты по экспериментальной группе, мы можем сказать о положительной динамике снижения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников. По всем фазам формирования выгорания по обеим методикам, кроме редукции профессиональных достижений, произошли существенные снижения показателей, что свидетельствует о видимом улучшении эмоционального состояния сотрудников. Повышение значений по шкале «редукция профессиональных достижений» может быть обусловлено проявлением профессионального кризиса, поскольку для большинства участников экспериментальной группы тип профессиональной деятельности не соответствует профессиональному типу личности.
Полученные данные в контрольной группе после проведения эксперимента не показывают значительных изменений по всем шкалам, что позволяет нам сделать вывод о том, что именно подобранные нами методы вызвали снижение показателей эмоционального выгорания сотрудников в экспериментальной группе, что указывает на эффективность обучения навыкам прогрессивной мышечной релаксации в работе с данным феноменом.
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
- Для работников сферы «человек-человек» характерна высокая выраженность всех фаз синдрома эмоционального выгорания по методикам В.В. Бойко и К. Маслач, кроме фазы «напряжения» (методика В.В. Бойко), что означает наличие у большей части испытуемых склонности к эмоционально-нравственной дезориентации и редукции профессиональных обязанностей, для большинства участников исследования характерны эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность, циничное отношение к работе и напарникам, негативная оценка своей компетентности и снижение профессиональной мотивации, состояние сниженного эмоционального тонуса и утраты интереса к окружающим.
2.Проведенный корреляционный анализ показал, что работники сферы обслуживания, у которых сфера деятельности совпадает с типом предпочитаемой деятельности («человек-человек»), менее подвержены проявлению синдрома эмоционального выгорания, при этом в случае наличия эмоционального выгорания они имеют тенденцию негативно оценивать свою компетентность, стремятся к избеганию ответственности и профессиональных обязанностей.
- У наиболее популярных на данной выборке профессиональных типов «Человек — художественный образ» и «Человек – природа» обнаружена прямая корреляция с фазой «Напряжение», что означает выраженность у данных типов неудовлетворенности собой, чувства безысходности, тревоги и депрессии в ситуации переживания синдрома эмоционального выгорания.
- После проведения обучения по снижению уровня синдрома эмоционального выгорания работников профессиональной сферы «человек-человек» было обнаружено, что по всем фазам синдрома эмоционального выгорания по обеим методикам, кроме редукции профессиональных достижений, произошли существенные снижения показателей, что свидетельствует о видимом улучшении эмоционального состояния сотрудников.
Это означает, что регулярное применение прогрессивной мышечной релаксации может помочь сотрудникам сферы обслуживания стать более сосредоточенными в выполнении профессиональной деятельности, в меньшей степени проявлять эмоциональную опустошенность и в стрессовой ситуации нормализовать свое психоэмоциональное состояние, что особенно актуально в дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Бойко В.В. Психоэнергетика. – Спб: Питер, 2008. – 416 с.
2. Василевская Е. А. Психологическая поддержка педагогов в состоянии эмоционального выгорания: дис. ... канд. психол. наук. – Самара: СГСПУ, 2015.- 229 с.
3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2008. – 358c.
4. Воронкова И.В., Воронкова Д. В. Влияние организационной культуры на эмоциональное выгорание сотрудников правоохранительной и медицинской сфер деятельности // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.– М.: МГППУ, 2010. – С. 776–780.
5. Гордеева М. А. Особенности эмоционального выгорания государственных служащих в моно- и полиэтнических коллективах: дис. ... канд. психол. наук. – Саратов: СГУ, 2015. –203 с.
6. Дубиницкая К. А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений : дис. ... канд. психол. наук. – М.: МГППУ, 2011. –172 с.
7. Иванченко В.А. Возможности социально-психологического тренинга в работе с подростками из неполных семей на базе средней общеобразовательной школы // В мире научных открытий. - 2010. - № 6-2. - С. 60-64.
8. Иванченко В.А. Специфика проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы [Электронный ресурс] // ScienceTime: электрон. журн. – 2015. – №1 (13). – С. 162-166.
9. Капустина В.А., Ситникова О.Ю. Социально-психологический тренинг как средство воздействия на копинг-стратегии менеджеров продаж // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2016. – № 6 (июнь). [Электронный ресурс] / Режим доступа –https://e-koncept.ru/2016/16122.htm (дата обращения: 17.04.2016).
10. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Издательский дом Российской Академии образования, 2003. – 456 с.
11. Maslach С., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual Reviews Psychology. - 2001. - 52. – P. 397–422.