Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 37.013.83 (091)

Дата публикации 18.08.2016

Развитие образования взрослых в России: исторические аспекты

Устинова Юлия Дмитриевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (в г. Ялта)

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты развития образования взрослых в России со времен Древней Руси по настоящее время. Особое внимание уделено вопросам развития образования взрослых во второй половине ХIХ – начале ХХ веков, в период существования СССР. Рассмотрены основные задачи системы образования взрослых в современной России.
Ключевые слова: образование взрослых, гарнизонные школы, воскресные школы, просветительские общества, народные университеты

The development of adult education in Russia: historical aspects

Ustinova Yuliya Dmitriyevna
Humanitarian-pedagogical University (branch) of Federal state Autonomous educational institution “Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky” (Yalta)

Abstract: The article considers the main aspects of the development of adult education in Russia from Kyivan Rus to the present. Special attention is paid to the development of adult education in the second half of XIX – early XX centuries, the period of existence of the USSR. The article describes the main tasks of the system of adult education in modern Russia.
Keywords: adult education, garrison school, Sunday school, educational institution, national universities

Введение.  Современное образование в России характеризуется развитием непрерывного образования человека. Одной из отраслей непрерывного образования является образование взрослых.

В наши дни на развитие непрерывного образования взрослых влияют множество факторов. Среди них: возможность мгновенной связи; стирание экономических границ; культурный «национализм» и бум культурной жизни; здоровый образ жизни; проблемы окружающей среды. Эти факторы мотивируют взрослое население к расширению своего образования и повышению профессиональной квалификации. Однако для понимания возможностей в развитии образования взрослых,  как в наши дни, так и на перспективу, необходимо рассмотреть исторические этапы развития образования взрослых в России.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является исторический анализ развития образования взрослых в России.

Изложение основного материала статьи. Феномен образования взрослых не является инновацией в области образования. Жизнь складывалась так, что взрослые учились постоянно, осваивая знания и умения необходимые для повседневной жизни в обществе, в профессиональной деятельности, в семейной жизни. А накопленный жизненный опыт передавали через обычаи, традиции, обряды, устное народное творчество.

В Древней Руси не было специальных школ ни для детей, ни для взрослых. Их заменяли ученичество, практика, традиция. Обучение велось на уровне «учитель-ученик», причем учениками становились как маленькие дети, так и юноши. Навыки передавались на практике. Чтобы стать, например, мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера независимо от возраста.

В своей книге «Славяно-горицкая борьба. Изначалие» А. Белов описывает боевую подготовку славян. Изначально она проходила в форме народной игры, а затем «боевая форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам [1], что повышало боевую готовность воинов. Следует вспомнить о том, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, и даже жениться.

Исторически сложилось, что Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, воины могли на практике проверить себя. В мирной жизни боевые навыки поддерживались не только народными игрищами, но и охотой. Охота была отличным тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию, выслеживанию врага.

В «Поучении Владимира Мономаха» автор с одинаковой гордостью вспоминает о боевых походах и охотничьих подвигах, обучая «детей своих или иного кого». В этом произведении Владимир Мономах дает наказы тем, кто его услышит, как праведно жить: «…так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею». А произойдет эта победа только при условии, если человек  «не станет лениться, а будет трудиться» [16].

 Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования, и в частности образования взрослых, того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314-1391). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовенства, но и просто желающие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили образование и воспитание значительное число русских людей.

В XIV-XV веках формирование Русского централизованного государства с центром в Москве создало благоприятные условия для развития просвещения, и во многих городах открывались приходские и частные школы, где обучались грамоте не только дети, но и взрослые.

В XVI веке постановления Стоглавого собора создали систему православного образования. Под управлением епархиальных архиереев учреждались школы для священнослужителей.

Появление светского образования взрослых Б. Любимов относит к петровским временам. В XVIII веке создаются так называемые «цифирные» школы, где вместе с подростками обучались люди далеко не детского возраста. Возникали школы навигационные, артиллерийские, инженерные. Учение рассматривалось как особый вид государевой службы. Обучение носило практический характер, готовили профессионально-технические кадры и будущих чиновников [7].

В начале 30-х годов XVIII века «цифирные» школы были заменены гарнизонными школами для солдат при полках, которые являлись «поставщиками» домашних учителей по математике для провинции. Д. Фонвизин в комедии «Недоросль» отразил это явление: «…для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман…»[20].

Следующим этапом в становлении образования взрослых является открытие Московского университета (1755 г.) и появление в России первого книжного издательства (1773 г.), развитие книжной торговли, рост числа публичных библиотек, пропаганда чтения книг как культурного и нравственного образования и самообразования взрослых людей.

В XIX веке в российском обществе остро стала проблема распространения грамотности и образования в народе. В 30-е годы появились волостные училища для подготовки сельских и волостных писарей.

В 50-х годах XIX века в России начали открываться воскресные школы для взрослых, помогающие им в развитии своей личности, приобщении к интеллектуальной и нравственной культуре. В открытии воскресных школ и в их защите немалую роль сыграл Н. Пирогов (1810–1881). Ознакомившись с западноевропейским опытом организации дополнительных высших народных школ для взрослых,  он 11 октября 1859 г. открыл в Киеве первую в России воскресную бесплатную школу [7], где и сам преподавал. Он придавал большое значение объяснительному чтению, полагая, что без него «воскресные школы распространяли бы в народе не грамотность, а механическое заучивание звуков и слов» [14].

Вскоре такие же бесплатные воскресные школы для взрослых возникли в Москве, Петербурге и других городах. К июню 1862 года они действовали уже в 53 губерниях. Как отмечает Д. Протопопов, они работали в Петербургском, Московском, Казанском, Киевском, Одесском, Харьковском учебных округах, а также в Сибири [17],   были бесплатными, а их образовательные программы по объему значительно превышали государственные, включая основы географии, физики, химии, естественной истории.

К. Ушинский (1824 – 1870), русский педагог, основоположник научной педагогики в России, в воскресных школах видел «замечательное и отрадное» явление русской жизни, свидетельствовавшее о пробудившейся у взрослых потребности в знаниях. Он уже тогда выразил идею непрерывного образования, выдвигая на первый план задачу воскресных школ: развить во взрослых учениках «желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания…учиться всю жизнь» [19].

Одним из первых отечественных экспериментаторов в области образования взрослых явился Н. Корф (1834 – 1883). Он теоретически обосновал и открыл повторительные воскресные школы, призванные предупредить рецидив неграмотности среди взрослых. Обучение в них дифференцировалось в зависимости от степени беглости чтения учащихся[5].

Д. Писарев (1840-1868) в своих педагогических сочинениях, посвященных общим проблемам воспитания, в частности, в работе «Реалисты», писал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого»[15].

Середина 80-х годов XIX века ознаменовалась открытием большого количества бесплатных вечерне-воскресных школ для взрослых. В. Водовозов отмечал, что в 1898 г. правительственная статистика зафиксировала 528 воскресных школ, 404 повторительных класса и 446 воскресных и вечерних классов для рабочих [6].

Широкое развитие получили циклы публичных лекций для взрослых социально-политического, гуманитарного, естественнонаучного, философского и технического характера. Лекции читались, а их тексты распространялись в виде небольших брошюр.

Б. Любимов обращает внимание на то, что в 80-90-х годах XIX века значительный успех имели общеобразовательные чтения: 600-700 таких чтений в год проводило Московское общество распространения полезных книг. Одним из центров организации лекционных форм образования взрослых стал Учебный отдел Общества распространения технических знаний, открытый в 1871 г. под председательством В. Стоюнина. Он объединил лучшие силы московского учительства и демократической профессуры. С 1885 по 1896 год этим отделом систематически проводились публичные чтения по истории, истории литературы, географии, естественным наукам [7].

Необходимо отметить роль благотворительной деятельности российского предпринимателя Т. Прохорова для развития образования взрослых. По данным С. Вершловского, в 80-е годы ХIХ века для рабочих прохоровской мануфактуры были открыты вечерне-воскресные классы (мужские и женские), программа обучения в которых включала курс начальной школы, а также были открыты бесплатные библиотеки и читальни [5].

В. Вахтеров (1853-1924) — ученый, деятель народного образования, в своей книге «Внешкольное образование народа. Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторительные классы» проводил мысль о распространении образования среди народных масс в первую очередь через книги. Он писал: «Достаточно одной-двух копеек, чтобы доставить целой крестьянской семье в течение нескольких вечеров возможность приобрести несколько новых важных для них сведений» [3].

Идея образования взрослых продолжила свое развитие в ХХ веке.

В. Чарнолуский, в своем труде «Основные вопросы организации внешкольного образования в России» [21],  описал систему образования взрослого населения России конца XIX — начала XX веков.

Мы предлагаем наглядно рассмотреть систему образования взрослых по В. Чарнолускому (рис. 1).

Рис. 1. Система внешкольного обучения взрослых конца XIX — начала XX веков

(составлено автором по [21])

Так, элементарное обучение неграмотного взрослого населения России конца XIX — начала XX веков происходило в воскресных школах, вечерних передвижных школах, общественных библиотеках, общественных музеях. Общее и профессиональное образование взрослых осуществлялось через повторительные и дополнительные занятия с окончившими начальные земские школы; воскресные школы, народные чтения; специальные продолжительные курсы сельскохозяйственного характера; общеобразовательные учительские курсы (для учителей и многих других земских служащих); курсы элементарного образования для всех желающих; курсы с более широкой общеобразовательной программой; специальные курсы для взрослого населения, с программой, определяющейся местными особенностями и потребностями; бесплатные чтения и лекции. Также образование взрослых осуществлялось в народных домах. В них просветительская деятельность имела место через библиотеки, курсы, лекции, чтения, спектакли, выставки. Общественное издательство играло роль в образовании взрослых  через печать деловых и специальных изданий, ежемесячных периодических органов, популярных литературных и научных книг.  А общественная книжная торговля несла эти книги в народные массы.

В 1906 году в Москве открылся первый народный университет — просветительно-учебное учреждение для взрослых, которое предполагало систематически подобранные лекции для всех, кто предъявлял серьезные интеллектуально-познавательные запросы.  При этом учитывалась занятость взрослых. Занятия были построены так, что не предусматривалось домашнего задания, но стимулировалось самообразование. В конце первого десятилетия ХХ века в России насчитывалось 16 народных университетов  [7].

Особую роль в развитии образования взрослых сыграло кооперативное движение просветительных обществ. Главное направление деятельности просветительных кооперативов – разработка вопросов образования взрослых; организация совещаний и съездов по внешкольному образованию; организация курсов и лекций для взрослых; устройство библиотек-читален; издание книг и периодической печати; сбор статистических данных об образовании взрослых; методический инструктаж внешкольных образовательных учреждений. По данным Е. Медынского, к 1917 году стране было больше 2000 кооперативных просветительных кружков и обществ [ 12].

В. Вернадский (1863-1945), ученый-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель,  идею образования взрослых выразил следующим образом: «Развитие науки и техники происходит сейчас так быстро, наука и техника изменяются так решительно, что сегодня уже невозможно в высшей школе получить все знания, необходимые на всю последующую жизнь. Необходимо время от времени их освежать, пополнять. Это одна из характерных черт нашего времени…Врачи, техники, инженеры, офицеры, учителя, агрономы и т.д. через несколько лет после окончания высшей школы снова должны повторить ее курс, так как в своей повседневной работе они не в состоянии уследить за быстрым развитием науки. Это повторение должно осуществляться в новых формах и в новых условиях» [4].

Октябрьская революция 1917 года внесла свои коррективы в решение вопросов образования взрослых. Так, был создан отдел внешкольного образования Наркомпроса и его подотдел по руководству общеобразовательными школами взрослых.

Джон Рид в своей книге «Десять дней, которые потрясли мир» приводит документ — обращение «От народного комиссара по просвещению» 29 октября 1917 г. А. Луначарского, который разграничил 2 понятия: «обучение» и «образование». Он заявлял,  что «обучение есть передача готовых знаний учителем ученику. Образование есть творческий процесс». В этом же документе он определяет общее направление просветительской деятельности: «добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые как можно скорее дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России…» [18].

В книге Н. Крупской «Основы политико-просветитеельской работы» приведен доклад на I Всероссийском съезде по просвещению «Внешкольное образование в новом строе», где она отмечает необходимость «покрыть всю страну сетью элементарных школ для взрослых, школ для безграмотных и малограмотных», с которыми будет «тесно связана организация бесед и лекций, кинематографических сеансов, экскурсий, музеев» [9]. Она сообщает о реформе профессионального образования, где «наряду с чисто техническими навыками профессиональное образование должно давать и ту широту взгляда, то понимание условий развития производства, которые необходимы хозяину жизни, работнику над созданием общественного богатства» [9].

В. Ленин на I Всероссийском съезде по просвещению говорил: «Мы должны взяться за простое, насущное дело мобилизации грамотных и борьбы с неграмотностью. Мы должны использовать те книги, которые у нас есть, и приняться за создание организованной сети библиотек, которые помогли бы народу использовать каждую имеющуюся у нас книжку» [11].

Результатом этого съезда были резолюции. Л. Кунецкая, К. Маштакова в  книге «Крупская» из серии «Жизнь замечательных людей» пишут, что I Всероссийский съезд по просвещению «принял важнейшие резолюции — о школах для взрослых, о пролетарском университете, о работе среди рабочей и крестьянской молодежи, об организации лекционного дела, о народных домах, клубах, библиотеках» [10].

Таким образом, наиболее важным для государства стало развитие: 1) школ грамотности; 2) начальных общеобразовательных школ для взрослых; 3) высших крестьянских школ; 4) библиотек; 5) подготовка работников по различным отраслям внешкольного образования; 6) подготовка деятелей местного самоуправления.

В это же время продолжали работать народные университеты. Причем, как утверждает М. Махлин, их можно разделить на 3 основные группы: 1) университеты, созданные еще до Октябрьской революции и полностью сохранившие прежние целевые установки; 2) университеты, созданные после революции, но по образу старых и часто при участии бывших деятелей Общества народных университетов; 3) новые народные университеты, организованные в соответствии с новыми задачами [7].

Характерным для образования взрослых в 20-30-е гг. ХХ века является ликвидация неграмотности на государственном уровне. Для этого в 1923 году было основано общество «Долой неграмотность» (ОДН), которое проводило мероприятия по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР.  Общество создавало школы, группы по обучению неграмотных,  кружки ликбеза, а также вело политико-просветительную работу. За девять лет своей работы общество обучило приблизительно 5 млн. человек.

С середины 20-х годов расширяется сеть вечерних и заочных школ, появляются школы крестьянской молодежи, школы рабочей молодежи, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Активно внедряются в практику образования рабочие факультеты, привлекающие, в первую очередь, рабочих и крестьян получить образование в ВУЗе.

К середине 30-х годов народное хозяйство требует от специалистов глубоких специальных знаний и организаторских способностей. В связи с этим организуется заочное и вечернее обучение в ВУЗах и техникумах без отрыва от производства, создаются учебные комбинаты, включающие втуз, техникум, школу и курсы повышения квалификации для обучения практиков. Особое внимание обращается на подготовку   руководящих кадров в промышленных академиях [7]. В 1936 вечерние школы взрослых были унифицированы, определены 2 их типа — неполная средняя школа взрослых (на базе начальной школы; срок обучения 3 года) и полная средняя школа взрослых (на базе 7-летней школы; 3 года). К концу 30-х годов вечерние и заочные школы стали основной формой общего образования взрослых [2].

В 30-40-е годы ХХ столетия возникла потребность в непрерывной модернизации и обновлении знаний. В России особая роль в организации образования взрослых принадлежала Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний, созданному в 1947 году по инициативе выдающихся деятелей науки и культуры (с 1962 года –  общество «Знание»). Оно продолжило традиции просветительной деятельности дореволюционной отечественной интеллигенции. Деятельность  общества носила ярко выраженный идеологический характер, а также удовлетворяла профессиональные и досуговые  интересы людей [5]. Необходимо заметить, что  дома культуры активно участвовали в образовании взрослых, выполняя культурно-образовательные функции  на основе самодеятельности населения.

40-60-е годы ознаменовались направленностью образования взрослых на подготовку специалистов для различных областей народного хозяйства, культуры и искусства. Так, в 50-х годах развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям, по повышению квалификации работников. Таким образом реализовывалась адаптирующая функция образования взрослых. Большое внимание уделялось высшему (вечернему и заочному) образованию взрослых без отрыва от производства – для них были предусмотрены специальные льготы.  До конца 50-х годов СССР занимало лидирующее положение в мире по вузовскому образованию.

Конец 50-х годов ХХ века охарактеризовался возникновением концепции непрерывного образования человека, в частности, взрослого. Изучая исторический аспект возникновения концепции непрерывного образования,  В.Г. Осипов выделил 5 стадий формирования концепции: констатационную (конец 50-х годов XX в.) — выработка понятийного аппарата концепции; феноменологическую (60-70-е гг.) — описание непрерывного образования как явления; методологическую (70-е гг.) — разработка концептуальных моделей непрерывного образования; «теоретической экспансии и конкретизации» (конец 70-х — 80-е гг.) — распространение и конкретизация обобщенной модели непрерывного образования, сегментацией ее по звеньям системы, появлением частных моделей; практического приложения (80-90-е гг.) — решение практической задачи создания системы непрерывного образования [13].

Образование взрослых 70-80-х годов прошлого столетия было представлено базовым и постбазовым образованием, а также другими формами популяризации знаний среди взрослого населения СССР. Согласно исследованиям таких ученых-андрагогов, как Ф. Литке,  Б. Любимова,  М. Махлина, Е. Тонконогой,  базовое образование взрослые могли получить в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах, техникумах и ВУЗах, вечерних и заочных факультетах техникумов и ВУЗов, аспирантуре очной и заочной. Постбазовое образование проходило по всем отраслям народного хозяйства (до середины 60-х годов только медицинская и педагогическая отрасли) в институтах  и на факультетах повышения квалификации, на курсах повышения профессиональной квалификации, различных лекториях. Распространенной формой образования взрослых была лекционная популяризация знаний из разных отраслей науки, культуры, искусства и техники. Так, по данным Ф. Литке, только в 1975 году организациями Всесоюзного общества «Знание» было прочитано 233 млн. лекций [7]. Также в системе образования взрослых работали народные университеты, сеть структур общественно-политического образования взрослых, библиотеки, музеи, театры и кинотеатры, различные выставки.

90-е годы ХХ столетия ознаменовались серьезными изменениями в стране и, естественно, в образовании взрослых. Кроме всех вышеназванных форм образования взрослых, появилось огромное количество разнообразных учебных заведений, курсов для взрослых, которые обучали новым профессиям и специальностям.

В XXI веке образование взрослых играет важную роль в социально-экономической, культурной, нравственной, личной жизни человека и воздействует на все виды деятельности человека. В наши дни ученые отмечают, что образование взрослых по своему содержанию значительно шире, чем подготовка специалистов, так как включает в себя вопросы закрепления и развития нравственного мировоззрения взрослого человека, мотивации социально-преобразующей деятельности взрослого как субъекта общественного развития, государственного строительства и местного самоуправления. Образование специалистов как субъектов экономической, социальной, правовой и силовой сфер должно быть направлено на активное и нравственное преобразование социальной действительности.

Перед современной системой образования взрослых стоит задача решать проблему подготовки кадров и их применения в интересах защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и законных прав и интересов граждан, коллективной обороноспособности и безопасности государства.

Решая эту задачу, специалисты государственного научного учреждения «Институт образования взрослых Российской Академии образования» разработали концепцию непрерывного образования взрослых. Согласно ей система непрерывного образования взрослых сводится к постоянной адаптации специалистов к изменяющимся требованиям деятельности, к их переподготовке и периодической подготовке в рамках формальной (курсы, сборы и т.д.), информальной (самообразование, консультации и т.д.) системы подготовки [22].

В Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 25 мая 2006 года определены следующие цели: расширение возможностей для образования взрослых; создание условий для постоянного самосовершенствования личности, ее адаптации к социально-экономическим переменам; развитие национальных систем образования взрослых; содействие формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств.

 Поставлены основные задачи развития образования взрослых: координация действий государств-участников Содружества в области развития образования взрослых в рамках единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств; создание условий для реализации прав граждан государств-участников Содружества на образование в течение всей жизни; расширение выбора образовательных услуг, повышение их качества; развитие теоретической и научно-методической базы образования взрослых; развитие межгосударственного информационного обмена в сфере образования взрослых; обеспечение признания квалификации, полученной в системе образования взрослых государств-участников Содружества, и мобильности трудовых ресурсов [8].

Образование взрослых в современной России набирает свои обороты. Так, обобщен международный практический и теоретический опыт развития непрерывного образования в разных странах (В.И. Подобед, П.И. Юнацкевич, Ю.М. Ипатов, Р.И. Юнацкевич); проанализированы новые подходы, проблемы, состояния и перспективные пути организации институциональных форм образования взрослых, отвечающие социально-культурным потребностям современной жизни (В.И. Подобед, Л.Н. Бегали, Н.М. Божко, Г.С. Канатов, Л.В. Сухобская и др.); разработано содержание государственных задач России и других государств-участников СНГ в области образования взрослых, формируется нормативная правовая база образования взрослых и просветительской деятельности; подготовлено научно-методическое обеспечение развития образования взрослых (П.И. Юнацкевич).

Таким образом, проведенный исторический анализ развития образования взрослых в России позволяет сделать следующие выводы:

  • образование взрослых прямопропорционально зависит от экономического, социального, политического и духовного развития общества;
  • на первых этапах своего развития образование взрослых выступало как средство повышения культурного, социального и бытового уровня населения и проходило через обучение у мастеров своего дела;
  • в средние века образование взрослых носило религиозный характер;
  • в XV-XVII веках образование взрослых направлено на достижение социальной гармонии и понимание практической значимости новых знаний и умений;
  • в XVIII –XX веках вышеуказанная отрасль образования являлась средством ликвидации неграмотности среди взрослого населения;
  • вторая половина XX века характеризуется становлением науки андрагогики (науки об обучении взрослых) и разработкой концепции непрерывного образования;
  • в XXI веке образование взрослых продолжает активно развиваться, создана система образования взрослых как часть глобальной системы непрерывного образования;
  • на современном этапе образование взрослых становится профилактическим средством для преодоления разрыва между образованием взрослого человека и постоянно изменяющимися условиями жизни .

Список литературы

1. Белов А. К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие.  М.: «Здоровье народа», 1992.151с.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. 478 с.
3. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторительные классы.  М.: Типография Высочайше утвержденного Т-ва И.Д. Сытина, Валовая ул., 1896. С.28-29.
4. Вернадский В.И. Письма о высшем образовании в России/В.И. Вернадский// Вестник воспитания. 1913. №5. С.8.
5. Вершловский C. Г. Непрерывное образование
(историко-теоретический анализ феномена).  СПб, 2007. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-15-04-30-15/doc_details/53-----2007.html
6. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. С.89-104.
7. История развития образования взрослых в России / Под ред. Е.П.Тонконогой.  СПб.: ИОВ РАО, 2000.  114 с.
8. Концепция развития образования взрослых в государствах - участниках Содружества Независимых Государств/ VIII конференция министров образования государств-участников СНГ [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/declsng.html
9. Крупская Н.К. Основы политико-просветительной работы. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. С. 2-3. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://litrus.net/book/read/109662?p=2
10. Кунецкая Л., Маштакова К. Крупская. Серия «Жизнь замечательных людей». М.: «Молодая гвардия», 1985. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://royallib.com/book/kunetskaya_lyudmila/krupskaya.html
11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах (I Всероссийский съезд по внешкольному образованию). Том 38. М.: Изд-во политической литературы, 1958. С.332.
12. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника.М.: «Наука», 1918. С.44-48.
13. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования / В.Г. Осипов; отв. ред. А.М. Экмолян.  Ереван: АН Армянской ССР, 1989. - 216 с.
14. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения.  М.: АПН РСФСР, 1953  С.397.
15. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984. С.290.
16. Поучение Владимира Мономаха. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/archiv/monomah.htm
17. Протопопов Д.Д. История Санкт-Петербургского комитета грамотности, состоявшего при Вольном экономическом обществе (1861-1895).  СПб, 1898 .  С.84.
18. Рид Дж. Десять дней, которые потрясли мир. М.: Госполитиздат, 1957. С. 299-302.
19. Ушинский К.Д. Воскресные школы. – Собр. соч.  Т. 2. М. – Л.: АПН РСФСР, 1948.  С. 489-504.
20. Фонвизин Д.И. Недоросль. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ilibrary.ru/author/fonvizin/index.html
21. Чарнолуский В. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. С.-Пб: Типография М.А. Александрова (Надеждинская, 43), 1909. С.55-81.
22. Юнацкевич Р.И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи / РИ. Юнацкевич. – СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009 – 90с.

Расскажите о нас своим друзьям: