Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016
УДК 37.02
Дата публикации 16.08.2016
Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях стандартизации образования
Россова Юлия Ивановна
Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы о необходимости развития познавательной самостоятельности современных школьников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Показывается роль таких технологий, методов обучения и воспитания, которые повышают активность обучающихся в процессе познания и тем самым реализуют основные требования стандартов – системно-деятельностный подход, программу формирования универсальных учебных действий, личностное и познавательное развитие учащихся. Анализируются возможности метода проектов, кейс-метода, «президентской недели» как технологии духовно-нравственного воспитания в развитии познавательной активности современных школьников.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, проектная деятельность, метод проектов, кейс-метод, технология духовно-нравственного воспитания, развитие
Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University
Abstract: The article focuses on the need of development of cognitive independence of schoolchildren in modern conditions of introduction of Federal state educational standards. Shows the role of such technologies, methods of training and education that enhance the activity of students in the learning process and thus implement the basic requirements of the standards - system-activity approach, the program of development of universal training activities, personal and cognitive development of students. The possibilities of project method, case method, «presidential week» as a technology of spiritually-moral education in development of cognitive activity of modern students.
Keywords: federal state educational standard, system-activity approach, universal training activities, project activity, project method, case method, technology of spiritually-moral education, the progress
В условиях перехода современной системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуется качественно иная организация педагогического процесса, применение инновационных технологий, активных и интерактивных методов обучения и воспитания, изменение позиции педагога и обучающегося.
Образование меняет свои цели, ориентируя современного школьника на формирование у него общеучебных умений, что позволит ему более успешно и эффективно обучаться. Новая образовательная парадигма заменяет привычную передачу знаний, умений, навыков от учителя к ученику на решение заданий-проблем, освоение отдельных учебных предметов на межпредметное изучение сложных жизненных ситуаций.
ФГОС начального общего образования и основного общего образования основную задачу образования определяют как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся. Умение учиться становится главной компетенцией, которую важно сформировать в ходе обучения. Мотивационно-смысловой сфере обучающихся придается особенное значение. Стандарты ориентируют современного школьника на самостоятельное приобретение знаний, а не на получение их в готовом виде, на самостоятельное определение учебных целей, проектирование путей их реализации, контроль и оценивание своих достижений, т.е. ребенок должен «научиться учиться». Системно-деятельностный подход как основа новых стандартов отводит решающую роль собственной активности обучающихся, формированию их готовности к постоянному саморазвитию, самообразованию и совершенствованию. Главной движущей силой их личностного и познавательного развития, согласно этому подходу, становится продуктивная деятельность, в результате которой происходит овладение универсальными учебными действиями (УУД). Необходимым становится сотрудничество педагога и обучающихся в процессе познания, субъектная роль школьников в определении содержания, форм и методов обучения. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья также ориентирует на личностное, познавательное и общекультурное развитие личности ребенка, реализацию программы формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться [9, с. 3, 7, 21].
Универсальные учебные действия, по мнению современного ученого А.Г. Асмолова, позволят эффективно ориентироваться школьникам в различных предметных областях и выстраивать саму учебную деятельность с четким осознанием ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [3, с. 27].
О необходимости постоянного развития ребенка, обучения его методам познания, вовлечения в исследовательскую детальность говорили многие прогрессивные педагоги конца XIX – начала XX веков, в том числе и В.П. Вахтеров. Он неоднократно подчеркивал, что ценность имеют не только знания и информация, но и методы их приобретения [7]. В настоящее время познавательной активности школьников придается особенное значение, решаются вопросы разработки индивидуальных образовательных траекторий учащихся, учитывающих их интересы, способности, склонности, индивидуальные и личностные особенности, что в свою очередь способствует воспитанию познавательной самостоятельности [4].
В условиях поиска инноваций целесообразно применять практико-ориентированные, деятельностные, проблемные, групповые, ролевые, игровые, рефлексивные и прочие формы и методы организации как учебной, так и воспитательной деятельности обучающихся.
Большой потенциал для реализации ФГОС имеет проектная деятельность обучающихся. Проект как форма и как метод во многом способствует формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД. Проектный метод позволяет вовлекать учащихся в интересную познавательную деятельность и организовать процесс познания через выполнение практических заданий-проектов, осваивать школьникам новые виды и способы деятельности, формировать у них внутреннюю мотивацию. Работа над проектами развивает творческое мышление, неординарность мышления, критическое отношение к своим действиям, исследовательские навыки, самостоятельность, снимает интеллектуальные страхи. Проектный метод решает задачи коммуникативного развития учащихся, вырабатывая у них умения высказывать свою точку зрения, договариваться, вести дискуссию, помогая овладевать конфликтной ситуацией. Также групповая работа над проектом формирует такие личностные качества обучающихся, как самодисциплина, ответственность, самоконтроль, научная пытливость, энтузиазм в работе, эмпатия и др.
Актуальным становится кейс-метод, который относится к интерактивным методам анализа ситуаций. Данный метод направлен на осмысление учащимися реальной жизненной ситуации, которая является отражением не только какой-либо практической проблемы, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Этот метод имеет значительные возможности при изучении предмета «Окружающий мир» и позволяет эффективно формировать познавательные УУД [1].
Организуя процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, также необходимо развивать активную позицию школьников, используя при этом эффективные технологии воспитания, вовлекая обучающихся в разработку проектов, связанных с нравственной тематикой. Во ФГОС проблемам духовно-нравственного воспитания отводится ключевое внимание [8, с. 5, 7, 20; 9, с. 11; 10, с. 5, 16]. Об их важности свидетельствует разработанная в рамках ФГОС Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В условиях духовно-нравственного кризиса работа по духовному и нравственному становлению детей и юношества становится особенно актуальной. Участие обучающихся в деятельности, направленной на воспитание духовно-нравственных ценностей, позволит создать продуктивную среду, в которой усвоение этих ценностей происходило бы не просто на уровне знаний, но на уровне поступков и внутренних мотивов, определяющих нравственные выборы человека. Также такая деятельность будет ориентирована на достижение высоких личностных результатов и характеристик школьника в отношении их нравственного и духовного самосовершенствования. Примером технологии, имеющей огромный потенциал духовно-нравственного воспитания и реализующей требования системно-деятельностного подхода, отводя решающую роль собственной активности детей, является так называемая «президентская неделя», практикуемая педагогом одной из школ г. Арзамаса И.Ю. Оскирко [2].
Таким образом, в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, ориентирующих современного школьника на усиление его собственной активности в познавательной деятельности, возрастает роль активных методов, форм и технологий обучения и воспитания.
Список литературы
1. Голованова В.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий // Школьная педагогика. – 2016. – №3 – С. 27 – 33.
2. Голованова В.С., Россова Ю.И. К вопросу о технологии духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – 2016. – С. 112 – 115.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2008.
4. Напалков С.В. О стратегии конструирования траекторий развития познавательной самостоятельности школьников // Модели современного образования в условиях интеграции педагогических и информационно-коммуникационных технологий: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию члена-корреспондента РАО В.М. Монахова / Составители И.В. Кузнецова, С.В. Напалков, С.А. Тихомиров. – 2016. – С. 99–102.
5. Россова Ю.И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №6-0. – С. 506.
6. Россова Ю.И Технология развития социального познания в подростковом возрасте // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. – 2014. – № 34-2. – С. 36 – 40.
7. Россова Ю.И. Идея развития «новой педагогики» В.П. Вахтерова
в контексте системно-деятельностного подхода // Нижегородское образование. – 2016. – №2. – С. 164 – 169.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – [Электронный ресурс]. – URL: http: // 10spb.edusite.ru.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва: Просвещение, 2011.