Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 796.8

Дата публикации 27.02.2023

Влияние условий проведения занятий на общефизическую и техническую подготовленность футболистов 9-10 лет

Гузь Сергей Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Петрозаводский государственный университет, e-mail: ffk-s.m.guz@mail.ru
Лебедев Алексей Павлович
студент, 3 курс, Петрозаводский государственный университет

Аннотация: В статье отражены результаты исследования влияния места проведения занятий на уровень общефизической и технической подготовленности футболистов 9-10 лет. Продолжительность педагогического эксперимента составила 1 год. В исследовании приняло участие 2 группы футболистов 9-10 лет: в состав 1-я группы, занимающейся, в основном, в зале, вошло 16 детей, а 2-я группа, занимающаяся, в основном, на улице, состояла из 15 детей. Проведенные исследования показали, что место проведения занятий существенно влияет на уровень общефизической и технической подготовленности футболистов в возрасте 9-10 лет. В частности, у юных футболистов, которые занимались на улице, показатели ОФП были недостоверно лучше, в то время, как у их сверстников, у которых тренировки проводились в оборудованных залах, были недостоверно более высокие показатели, отражающие техническую подготовленность.
Ключевые слова: детско-юношеский спорт, техническая и физическая подготовка в футболе, юные футболисты 9-10 лет.

The influence of the training conditions on the general physical and technical readiness of football players aged 9-10 years

Guz Sergey Mikhailovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Physical Education, Petrozavodsk State University, e-mail: ffk-s.m.guz@mail.ru
Lebedev Alexey Pavlovich
3rd year student, Petrozavodsk State University.

Abstract: The article reflects the results of a study of the influence of the venue of classes on the level of general physical and technical readiness of football players aged 9-10 years. The duration of the pedagogical experiment was 1 year. The study involved 2 groups of football players aged 9-10 years: the 1st group, engaged mainly in the gym, included 16 children, and the 2nd group, engaged mainly on the street, consisted of 15 children. The conducted studies have shown that the venue of classes significantly affects the level of general physical and technical training of football players aged 9-10 years. In particular, young football players who were engaged in the street had unreliably better OFP indicators, while their peers who had training sessions in equipped halls had unreliably higher indicators reflecting technical readiness.
Keywords: youth sports, technical and physical training in football, young football players 9-10 years old.

Правильная ссылка на статью
Гузь С.М., Лебедев А.П. Влияние условий проведения занятий на общефизическую и техническую подготовленность футболистов 9-10 лет //Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-uslovij-provedeniya-zanyatij-na-obshhefizicheskuyu-i-tekhnicheskuyu-podgotovlennost-futbolistov-9-10-let.html (Дата обращения: 27.02.2023)

В последние годы исследованиям в области детско-юношеского спорта отмечается особое внимание ученых на проблемах совершенствования содержания ключевых разделов программно-методического материала. В определенной степени это связано с тем, что в современном мире футбола навыки владения мячом у отечественных футболистов значительно отстают от зарубежных, что в свою очередь, требует создания и внедрения инновационных и обоснованных а, самое главное, действующих подходов к построению тренировочного процесса еще с раннего возраста [2, 3, 6, 7, 8, 11].

Эта ситуация в определенной степени отражена в действующей программе подготовки ДЮСШ и СДЮШОР, но, тем не менее, не приводит к развитию и поиску путей решения для дальнейшего совершенствования продуктивности технической подготовленности спортсменов, занимающихся футболом [12, 13, 14]. При этом, уже на ранних этапах обучения навыкам владения мячом постоянно проявляется недостаток научных данных о возрастной динамике системы соревновательной деятельности [8, 11].

Это приводит к тому, что вопрос о правильном порядке изучения отдельных элементов техники игры, и не качественное освоение этих техник в будущем с большой вероятностью приводит к деградации уровня технического мастерства в целом. С учётом вышеизложенного вырисовывается достаточно актуальная проблема поиска новых инновационных подходов к техническому совершенствованию детей, занимающихся футболом [1, 2, 7, 8, 14].

В свою очередь, разработка совершенно нового методического подхода поможет определению возрастных закономерностей и особенностей системы соревновательной деятельности юных футболистов. Разработанный подход, в свою очередь, будет содействовать повышению результативности технической подготовки спортсменов с раннего возраста [3, 7, 8, 11].

В теории вопроса первоочередного обучения техники футбольного мастерства и по проблеме наиболее эффективного порядка обучения каким-либо отдельным техническим приемам среди специалистов нет единого мнения так же как и о взаимной связи между содержанием тренировки и соревновательной деятельности [5, 10, 11].

Современный футбол сильно изменил функции игроков на поле, что привело к изменению требований к самим футболистам, а отсюда и к их уровню технической и физической подготовки. Как известно, мастерство каждого футболиста складывается из таких основных компонентов, как: физическая, техническая, теоретическая и тактическая подготовка. Их реализация невозможна без повышения эффективности тренировочного процесса в целом. Результат игры, её зрелищность во многом зависит от технической подготовленности спортсмена. Между тем футбольные эксперты постоянно отмечают, что российские футболисты имеют определенные временные задержки во владении мячом в сравнении с зарубежными футболистами. Раньше это было проблемой для команды мастеров, а сегодня это касается и молодого поколения футболистов. Как отдельный элемент технического отставания отмечается умение с полной отдачей осуществлять действия, касающихся обработки мяча и владение им в условиях постоянно меняющихся условий, что связано с недостаточным уровнем тренировок, которые осуществляются в спортивных школах, а также какими-либо упущениями в методике, нехватки или полного отсутствия творческого подхода к тренировочному процессу у тренера [1, 2, 3, 6, 7, 11].

На современном этапе развития футбола интенсивность игры возрастает, что требует от игроков на поле способности моментально и грамотно осуществлять свои технические и тактические действия в неожиданной и быстро меняющейся обстановке.

Футбольная команда, которая хочет победы, должны играть быстро, моментально принимать решения, и должна иметь таких игроков, которые совмещают в себе хорошую технику владения мячом и достаточную скорость передвижения [4, 5, 7, 8, 9]. Основываясь на этом футбольные эксперты используют такое понятие как "скоростная техника". Борьба между атакой и защитой может разрешиться в пользу атакующей стороны исключительно с помощью безупречных приемов, основанных на дриблинге, скрытых и неожиданных передачах. По мнению национальных и международных экспертов, ситуации, при которых может быть забит гол при сосредоточенной защите, могут быть созданы только за счет рационального, быстрого и точного обращения с мячом. В таких ситуациях, как правило, лишь с помощью уверенной и качественной обводки соперника игрок с мячом или его партнёры по команде могут выйти на позицию, с которой с большой вероятностью может быть забит гол. Однако это доступно только игрокам с хорошим индивидуальным мастерством [2, 8, 9, 11].

Некоторые приемы, которые раньше считали довольно эффективными в современном футболе стали применяться очень редко, в качестве примера можно привести такой прием как полная остановка мяча [4, 14].

Отсюда следует, что техническую подготовку следует представлять, как логическую цепочку многолетнего процесса спортивной подготовки, при этом каждый этап имеет свои цели и задачи. Техническая подготовка не может быть случайным сочетанием различных тренировочных средств. На каждом этапе многолетней подготовки нужно выбрать те, которые положительно скажутся на технике футболиста [5, 7, 8, 11].

По мнению экспертов, слабая техническая подготовка российских футболистов связано не только с отсутствием единого мнения о точности и последовательности обучения тем или иным приемам, но также и с отсутствием качественных и удобных мест проведения тренировок.

Всё вышеизложенное позволило выдвинуть гипотезу, что на техническую подготовленность детей, занимающихся футболом, особое влияние оказывает место проведения тренировок и, соответственно, показатели технической подготовленности футболистов возраста 9-10 лет на этапе начальной подготовки, занимающихся на улице и в оборудованном зале, будут довольно сильно различаться.

Цель исследования: выявление влияния места проведения занятий на уровень технической подготовленности юных футболистов 9-10 лет на начальном этапе подготовки.

Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ № 7 г. Петрозаводска. В исследовании приняло участие 2 группы футболистов 9-10 лет:

- 1-я группа, занимающаяся, в основном, в зале, состояла из 16 детей;

- 2-я группа, занимающаяся, в основном, на улице, состояла из 15 детей.

Тренировочные занятия в экспериментальных группах проходили по программе подготовки, утвержденной ДЮСШ по футболу.

В процессе педагогического эксперимента проводилось тестирование технической подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки. Тестирование проводилось в начале и в конце (через 1 год) естественного педагогического эксперимента.

Сравнительный анализ результатов технической подготовки, показанных юными спортсменами в начале исследования, выявил следующее (табл. 1):

- в тесте «вбрасывание мяча из аута» (бросок мяча на дальность по правилам, принятым в футболе), разницы между юными футболистами, занимающимися на улице и их сверстниками, занимающимися в зале, выявлено не было (p>0,9203);

- в ударах на дальность разницы между результатами спортсменов двух групп выявлено не было (p>0,6892);

- в тесте «жонглирование» разницы между футболистами обеих групп выявлено не было (p>0,8415);

- в тесте «обводка» средние показатели юных футболистов, занимающихся на улице и в зале, оказались абсолютно одинаковыми;

- в тесте «ведение мяча» результаты юных футболистов, занимающихся на улице, оказались недостоверно лучше (p>0,5485), чем у их сверстников, занимающихся, в основном, в зале.

Таблица 1. Показатели технической подготовленности юных футболистов в начале эксперимента

Тесты

 

Юные футболисты, занимающиеся, в основном, на улице

Юные футболисты, занимающиеся, в основном, в зале

Средняя ошибка

разности

Вбрасывание мяча из аута, м

M

7,0

7,01

0,1

±m

0,08

0,06

±σ

0,32

0,25

Удар на дальность, м

M

18,3

18,5

0,4

±m

0,37

0,36

±σ

1,44

1,42

Жонгли-рование, раз

M

10,0

9,9

0,2

±m

0,30

0,28

±σ

1,15

1,13

Обводка, сек

M

11,7

11,7

0

±m

0,06

0,04

±σ

0,23

0,17

Ведение мяча 30 м, сек

M

6,55

6,6

0,6

±m

0,07

0,05

±σ

0,26

0,20

 

Педагогическая оценка технической подготовленности юных футболистов, занимающихся, в основном, на улице, показанных в начале эксперимента, по критериям, принятым в ДЮСШ по футболу для данной возрастной группы, выявила следующее:

- жонглирование на оценку «отлично» не выполнил ни один спортсмен; оценку «хорошо» показали 5 футболистов (33,3%), оценку «удовлетворительно» - 9 спортсменов (60%) и 1 подросток не уложился в оценку «удовлетворительно» (6,67%);

- упражнение «обводка» на оценку «отлично» не выполнил ни один спортсмен; оценку «хорошо» получил 1 футболист (6,7%); на оценку «удовлетворительно» выполнили тест 10 спортсменов (66,7%) и 4 подростка (26,6%) не смогли выполнить данное упражнение на оценку «удовлетворительно»;

- тест «ведение мяча» на оценку «отлично» не выполнил ни один футболист из данной группы; оценку «хорошо» получили 3 спортсмена (20%); «удовлетворительные» результаты продемонстрировали 7 спортсменов (46,7%) и 5 человек(33,3%) из данной группы не справились с заданием, и показали результаты хуже оценки «удовлетворительно».

Педагогическая оценка технической подготовленности юных футболистов, занимающихся, в основном, в зале, показанных в начале эксперимента, по критериям, принятым в ДЮСШ по футболу для данной возрастной группы, выявила следующее:

- жонглирование на оценку «отлично» не смог выполнить ни один футболист; оценку «хорошо» по результатам данного упражнения получили 3 футболиста (18,75%), оценку «удовлетворительно» получили 12 спортсменов (75%) и, как и в группе юных спортсменов, занимающихся, в основном, на улице, 1 подросток не уложился в оценку «удовлетворительно» (6,25%).

- упражнение «обводка» на оценку «отлично» не выполнил ни один спортсмен; оценку хорошо показали 2 футболиста (12,5%); на оценку «удовлетворительно» выполнили тест 10 спортсменов (62,5%) и 4 подростка (25%) не смогли выполнить данное упражнение на оценку «удовлетворительно»;

- «ведение мяча» на оценку «отлично» не выполнил ни один футболист из данной группы; оценку «хорошо» получил 1 спортсмен (6,25%); «удовлетворительные» результаты продемонстрировали 9 подростков (56,25%) и 5 человек (31,25%) из данной группы не справились с заданием, и показали результаты хуже оценки «удовлетворительно».

Таким образом, сравнительный анализ показателей по общефизической и технической подготовке юных футболистов, занимающихся на улице и в зале, не выявил между ними достоверных различий, что указывает на то, что в начале исследований уровень общефизической и технической подготовленности спортсменов обеих групп оказался примерно одинаковым.

После года занятий было проведено повторное тестирование технической подготовленности юных футболистов, занимающихся на улице и в зале.

Анализ итоговых результатов юных футболистов, занимающихся, в основном, на улице, показал:

- показатели в упражнении «вбрасывание мяча из аута» (на дальность) достоверно (p<0,001) выросли, в среднем, на 1,2 м;

- результаты в упражнении «удар на дальность» достоверно (p<0,001) выросли, в среднем, на 4,8 м;

- показатели в упражнении «жонглирование» достоверно (p<0,001) улучшились, в среднем, на 2,5 повторения;

- результаты в упражнении «обводка» достоверно (p<0,001) улучшились, в среднем, на 0,26 сек;

- показатели в упражнении «ведение мяча» достоверно (p<0,001) улучшились, в среднем, на 0,4 сек.

Анализ итоговых результатов юных футболистов, занимающихся, в основном, в зале, показал:

- показатели в упражнении «вбрасывание мяча из аута» (на дальность) достоверно (p<0,001) выросли, в среднем, на 0,79 м;

- результаты в упражнении «удар на дальность» достоверно (p<0,001) выросли, в среднем, на 3,6 м;

- показатели в упражнении «жонглирование» достоверно (p<0,001) улучшились, в среднем, на 3,1 повторения;

- результаты в упражнении «обводка» достоверно (p<0,001) улучшились, в среднем, на 0,42 сек;

- показатели в упражнении «ведение мяча» достоверно (p<0,001) улучшились, в среднем, на 0,43 сек.

Сравнительный анализ результатов технической подготовки, показанных юными спортсменами по окончании исследования, выявил следующее (табл. 2):

- в тесте «вбрасывание мяча из аута» (бросок мяча на дальность по правилам, принятым в футболе), результаты юных футболистов, занимающимися на улице, оказались достоверно лучше (p<0,001), чем у их сверстников, занимающимися в зале, в среднем на 0,4 м;

- в ударах на дальность показатели юных футболистов, занимающихся на улице, были недостоверно (p<0,0891), чем у их сверстников, занимающихся в зале, в среднем на 1,0 м, но, необходимо отметить, что разница была весьма вероятна;

- в тесте «жонглирование» результаты юных спортсменов, занимающихся в зале, оказались недостоверно лучше (p<0,1096), чем у их сверстников, занимающихся на улице в среднем на 0,5 повторения;

- в тесте «обводка» показатели юных футболистов, занимающихся в зале, оказались недостоверно лучше (p>0,4237), чем у их сверстников, занимающихся, в основном, на улице, в среднем на 0,06 сек;

- в тесте «ведение мяча» результаты юных футболистов, занимающихся в зале, оказались недостоверно лучше (p>0,8415), чем у их сверстников, занимающихся, в основном, на улице, в среднем на 0,02 сек.

Педагогическая оценка технической подготовленности юных футболистов, занимающихся, в основном, на улице, показанных по окончании педагогического эксперимента, по критериям, принятым в ДЮСШ по футболу для данной возрастной группы, выявила следующее:

- жонглирование на оценку «отлично» выполнили 6 спортсменов (40%) и на оценку «хорошо» - 9 футболистов (60%);

- упражнение «обводка» на оценку «отлично» выполнил 1 спортсмен (6,6%); на оценку хорошо выполнили упражнение 7 футболистов (46,7%) и оценку «удовлетворительно» за данное упражнение получили также 7 спортсменов (46,7%);

- тест «ведение мяча» на оценку «отлично» выполнили 3 футболиста (20%); оценку «хорошо» получили 8 спортсменов (53,3%) и «удовлетворительные» результаты продемонстрировали 4 спортсмена (26,7%).

Таблица 2. Показатели технической подготовленности юных футболистов по окончании эксперимента

Тесты

 

Юные футболисты, занимающиеся, в основном, на улице

Юные футболисты, занимающиеся, в основном, в зале

Средняя ошибка

разности

Вбрасывание мяча из аута, м

M

8,2

7,8

3,4

±m

0,10

0,06

±σ

0,37

0,23

Удар на дальность, м

M

23,1

22,1

1,7

±m

0,45

0,36

±σ

1,73

1,42

Жонгли-рование, раз

M

12,5

13,0

1,6

±m

0,22

0,21

±σ

0,86

0,85

Обводка, сек

M

11,34

11,28

0,8

±m

0,06

0,04

±σ

0,23

0,17

Ведение мяча 30 м, сек

M

6,15

6,17

0,2

±m

0,07

0,05

±σ

0,26

0,20

 

Педагогическая оценка технической подготовленности юных футболистов, занимающихся, в основном, в зале, показанных по окончании эксперимента, по критериям, принятым в ДЮСШ по футболу для данной возрастной группы, выявила следующее:

- жонглирование на оценку «отлично» выполнили 11 юных футболистов (68,75%) и оценку «хорошо» по результатам данного упражнения получили 5 спортсменов (31,25%);

- упражнение «обводка» на оценку «отлично» выполнили 2 юных спортсмена (12,5%); оценку «хорошо» получили 7 футболистов (43,75%) и 7 подростков (43,75%) выполнили данное упражнение на оценку «удовлетворительно»;

- «ведение мяча» на оценку «отлично» выполнили 3 футболиста (18,75%); оценку «хорошо» получили 9 спортсменов (56,25%) и «удовлетворительные» результаты продемонстрировали 5 подростков (31,25%).

Таким образом, несмотря на достоверный прирост результатов во всех упражнениях у юных футболистов обеих групп, сравнительный анализ показателей ОФП не выявил достоверной разницы, но, тем не менее, результаты юных спортсменов, занимающихся, в основном, на улице, оказались недостоверно лучше, чем у их сверстников, занимающихся, в основном, в зале; сравнительный анализ результатов в контрольных упражнениях, отражающих техническую подготовленность юных футболистов, показал, что только в одном упражнении – «вбрасывание мяча из аута» (бросок мяча на дальность по правилам, принятым в футболе) разница оказалась достоверна (p<0,001) и показатели юных футболистов, занимающихся на улице, по окончании исследования, были достоверно лучше, чем у их сверстников, занимающихся в зале; в упражнении «удар на дальность» показатели спортсменов, занимающихся на улице, были недостоверно (p<0,0891) лучше, чем у футболистов, занимающихся в зале, но разница была весьма вероятна; в «жонглировании» и «обводке» результаты футболистов, занимающихся в зале, показанные по окончании эксперимента, были недостоверно лучше, чем у их сверстников, занимающихся на улице и в упражнении «ведение мяча» результаты спортсменов обеих групп, показанные по окончании педагогического эксперимента, оказались практически одинаковыми (p>0,8415).

Проведенные исследования показали, что место проведения футбольных тренировок сильно влияет на уровень общефизической и технической подготовленности футболистов в возрасте 9-10 лет на начальных этапах подготовки. Тем не менее, анализ результатов, полученных в процессе педагогического эксперимента, не выявил достоверных различий в уровне технической и общефизической подготовленности занимающихся. Однако можно отметить, что у детей, которые занимались на улице, показатели в тестах по ОФП были недостоверно лучше, в то время, как у их сверстников, у которых тренировки проводились в оборудованных залах, были недостоверно более высокие показатели, отражающие техническую подготовленность.

Результаты педагогического эксперимента указывают на возможность пересмотра существующего в практике учебно-тренировочного процесса юных футболистов подхода к методике технической подготовки, в частно­сти - увеличения количества времени (до 25-30% общего объема времени практических занятий), отводимого на совершенствование таких сторон тех­ники, которые связаны с проявлением координационных способностей при передвижениях на скорости. Эти изменения должны носить избирательный характер с учетом возрастных периодов, в которых прирост исследуемых по­казателей наиболее эффективен, а также в зависимости от сложности выполняемого двигательного действия.

 


Список литературы

1. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра. М: Просвещение, 1988. 144 с.
2. Бердникова А.Н. Комплексные постановочные испытания футболистов на продвинутой стадии специализации / А.Н. Бердникова, Алиреза Хоссейни Хезри, А.В. Захарова, С.В. Кондратович // Теория и практика физической культуры. 2018. №1. С. 69-71.
3. Злогостев О.В. Тестирование динамической составляющей силовых способностей у 10-17-летних футболистов / О.В. Злогостев // Теория и практика физической культуры. 2017. №7. С. 31-33.
4. Карапетян Г.Р. Как маленькие бразильцы: обучение младших школьников элементам техники футбола // Физическая культура в школе. 1990. №6. С. 60-61.
5. Качанн Л., Горский Л. Тренировка футболистов. Словацкое физкультурное изд. - Братислава, 1984. 288 с.
6. Колунин Е.Т. Физическая подготовка спортивного резерва в командных игровых видах спорта на основе конвергирования средств гимнастики / Е.Т. Колунин // Теория и практика физической культуры. 2016. №12. С. 62-64.
7. Комков В.Ю. Роботизированная тренажерная система «Footbol», предназначенная для оценки, контроля и улучшения физической формы футболистов / В.Ю. Комков, В.А. Блинов, Ю.В. Корягина // Теория и практика физической культуры. 2018. №3. С. 74-76.
8. Максименко И.Г. Тесты на техническую подготовку футболисток для разных уровней квалификации / И.Г. Максименко, И.Ю. Воронин, М.. Спирин, И.А. Руцкой // Теория и практика физической культуры. 2017. №6. С. 73-74.
9. Монаков Г.В. Техническая подготовка футболиста. М.: Изд. "Офсет", 1995. 128 с.
10. Романенко А.Н. Тренировка футболи¬стов / А.Н. Романенко, О.Н. Джус, М.Е. Догадин. Киев: Здоров'я, 1984. 264 с.
11. Сучилин А.А. Современные инновационные подходы в подготовке резерва для профессионального футбола / А.А. Сучилин // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 25.
12. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР / Разработана А.А. Сучилиным, С.Н. Андреевым, Ю.Ф. Буйлиным и др. М., 1985. 116 с.
13. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / Под общ. ред. С.Н. Андреева. Полишкиса и др. М., 1986. 261 с.
14. Цирик Б.Я. Футбол / Б.Я. Цирик, Ю.С. Лукашин. М.: Физкультура и спорт, 1982. 207 с.

Расскажите о нас своим друзьям: