Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 796.894

Дата публикации 25.02.2023

Развитие силовых качеств у юношей 16-17 лет

Гузь Сергей Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Петрозаводский государственный университет, e-mail: ffk-s.m.guz@mail.ru
Афанасьева Дарья Анатольевна
студентка, 3 курс, Петрозаводский государственный университет.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы применения атлетической гимнастики как средства силовой подготовки учащихся 10-11 классов. Исследования показали, что применение трех-четырех занятий по атлетической гимнастике в неделю можно рассматривать как целенаправленную силовую подготовку учащихся старшего звена, способствующую отбору наиболее одарённых из них для дальнейшего развития в тех видах спорта, в которых важны силовые качества и скоростно-силовых способности. Кроме того показано, что применение отягощений, не превышающих 70% от МПС при использовании относительно небольшого объема средств силовой подготовки позволяет добиваться развитии силы и гипертрофии мышц.
Ключевые слова: атлетическая гимнастика, силовая подготовка школьников, средства развития силы, применение атлетической гимнастики в процессе физического воспитания учащихся 10-11 классов.

Development of strength qualities in young men aged 16-17

Guz Sergey Mikhailovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Physical Education, Petrozavodsk State University
Afanasyeva Darya Anatolyevna
3rd year student, Petrozavodsk State University

Abstract: The article discusses the use of athletic gymnastics as a means of strength training for students of grades 10-11. Studies have shown that the use of three or four athletic gymnastics classes per week can be considered as a purposeful training of senior students, contributing to the selection of the most gifted of them for further development in those sports in which strength qualities and speed-strength abilities are important. In addition, it has been shown that the use of weights not exceeding 70% of the MPS when using a relatively small amount of strength training means allows for the development of strength and muscle hypertrophy.
Keywords: athletic gymnastics, strength training of schoolchildren, means of strength development, the use of athletic gymnastics in the process of physical education of students in grades 10-11.

Правильная ссылка на статью
Гузь С.М., Афанасьева Д.А. Развитие силовых качеств у юношей 16-17 лет // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-silovykh-kachestv-u-yunoshej-16-17-let.html (Дата обращения: 25.02.2023)

На сегодняшний день, хоть и атлетическая гимнастика стала достаточно популярной, всё равно чувствуется проблема недостатка научно-методического сопровождения, в особенности, посвященного планированию силовой подготовки учащихся разных возрастных категорий. Так за последние 15 лет в РФ было издано всего лишь несколько монографий, подробно рассматривающих эту проблему.

В системе физического воспитания школьников урочная форма занятий уже на протяжении долгого времени является основной ее частью. При этом, в большей степени физическое воспитание в школе должно содействовать формированию необходимых двигательных умений и социально значимых навыков у подрастающего поколения. Все же некоторые авторы утверждают, что данная форма физического воспитания не способствует решению в полном объеме задач, поставленных перед физическим воспитанием учащихся в сегодняшних социально-экономических реалиях. На данный момент в связи с постоянно возрастающей гиподинамией при существенном снижении уровня как физического так и ментального состояния современных школьников большая роль должна отводиться в том числе и коррекционной, адаптивной физической культуре [3, 5, 8, 13, 16, 19 и др.].

Исследования специалистов [7, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 21 и др.] показывают, что необходимо увеличивать двигательную активность учащихся как и на занятиях по физической культуре, так и во внеклассной и секционной деятельности, это позволит гораздо эффективнее реализовывать задачи всестороннего развития учащихся всех возрастов. Учителя по физической культуре обычно составляют программу так, что в основном уроки способствуют развитию гибкости, координации движений, в меньшей мере - выносливости и скоростно-силовых способностей [4, 16 и др.]. Развитию силовых способностей учащихся до недавнего времени внимания практически не уделялось. Связано это было с различного рода причинами, включая и конечно объективные.

Правильно подобранная программа силовой подготовки, учитывающая сенситивные периоды и физиологические особенности конкретной возрастной группы, оказывает благотворное влияние на прогрессирование и укрепление всех функциональных систем ребенка, и ей необходимо уделять должное внимание начиная с детского возраста [3, 6, 9, 17, 20 и др.]. Упорядоченная силовая подготовка школьников, которая включает упражнения динамического и изометрического характера, способствует развитию силы всех мышечных групп, формированию правильной осанки, развитию силовой выносливости, позволяет продуктивно решать задачи коррекции телосложения, существенно изменять, с учётом выявленных отстающих групп мышц, их топографию.

Специалисты предлагают вводить комплексы, состоящие из силовых и скоростно-силовых динамических упражнений на занятиях физической культурой во всех его частях, начиная с 4-5 класса. В 4-5-м классах их объём может достигать 20-30 мин, а 9-11-х классах – 40-50 мин. По мнению авторов, комплексы позволяют повысить эффективность занятий, способствуют не только поддержанию на постоянном уровне, но и существенно повышают эмоциональный фон занятий [3, 6, 9, 13, 15, 20, 21 и др.].

Доказано, что применение дозированных отягощений на занятиях физической культурой благоприятно отражается на физическом развитии детей и содействует значительному улучшению функциональных возможностей организма [4, 13, 15, 16 и др.].

Однако, как уже было указано выше, до настоящего времени проведено мало исследований, отражающих воздействие занятий атлетической гимнастикой на развитие силовых способностей детей школьного возраста. Многие эксперты в области физической культуры убеждены, что занятия, направленные на развитие преимущественно силовых способностей, могут не позволить эффективно и системно решать задачи гармоничного развития детей.

Это обуславливает актуальность нашего исследования, призванного показать, как занятия по атлетической гимнастике влияют на силовую подготовленность школьников.

Ученые считают, что [3, 6, 9, 17, 20 и др.], на раннем этапе силовой подготовки юношей 16-17 лет, учитывая их физиологические особенности, добиваться значительного увеличения силовых показателей можно за счёт применения отягощений, не превышающих 60-70% от максимальной произвольной силы (МПС).

Цель исследования: анализ силовой подготовленности юношей 16-17 лет в процессе занятий атлетической гимнастикой при применении отягощений, не превышающих 70% от МПС и значительно меньшего, чем предусматривает спортивная специализация, объёма средств силовой подготовки.

Для исследования были отобраны две группы учащихся 10 классов. Экспериментальная группа состояла из 15 школьников возраста 16 лет, в контрольную группу входили 10 школьников такого же возраста. Педагогический эксперимент длился два года. Учащиеся занимались атлетической гимнастикой в секции, открытой на основе тренажёрного зала в свое школе. В ходе данного исследования тестирование учащихся экспериментальной и контрольной групп осуществлялось в начале эксперимента, в середине и в конце первого года, и соответственно, в середине и по окончании второго года эксперимента.

При проведении педагогического эксперимента исследовались различные показатели, характеризующие уровень силовой подготовленности юношей 16-17 лет. Эффективность методики силовой подготовки юношей 16-17 лет необходимо рассматривать, в первую очередь, с учётом основной направленности занятий, то есть обеспечения необходимых для всестороннего развития школьников условий. Соответственно, эффективность методики силовой подготовки старших школьников оценивалась, исходя из показателей развития силы всех основных мышечных групп.

Для развития силовых способностей учащихся была предложена методика, в которой преимущественно использовались упражнения на тренажерах, способствующие развитию основных мышечных групп, а также, в значительно меньшей степени, упражнения с использованием штанги и гантелей, которые в основном были нацелены на обучение школьников правильной технике движений, развитию ловкости и координации. Применение тренажеров в силовой подготовке обеспечивает быстрое увеличение показателей силы, также обеспечивает необходимые условия для гармоничного развития школьников. Многие авторы доказывают [1, 2, 3, 6, 9, 12, 20 и др.], что именно это средство силовой подготовки является достаточно результативным. Упражнения локального характера позволяют значительно повысить адаптацию занимающихся, как к нагрузкам местного характера, так и к общим, помогая повысить силовые показатели [3, 6, 15, 17].

Несмотря на то, что наибольшее увеличение силовых показателей достигается при применении отягощений, равных 80-90% от максимального результата, на данном этапе подготовки в большом объёме использовались отягощения, находящиеся в диапазоне от 40 до 70% от МПС, а отягощения 70-80% и больше применялись, как и предлагают специалисты [3, 5, 6, 13], только на протяжении небольшого промежутка времени.

В программе силовой подготовки школьников преимущественно  использовался повторно-серийный метод с небольшими и средними отягощениями, а количество повторений варьировалось от 8 до 15 раз [3, 5, 6, 9, 12].

В основу построения тренировочных макроциклов было положено волнообразное размещение СФП с относительно менее выраженными колебаниями парциальных объёмов и комплексным применением основных групп тренировочных средств. Такая модель построения является наиболее предпочтительной, потому что благодаря ей можно учитывать как степень подготовленности, так и адаптационные возможности занимающихся.

Необходимо отметить, что особое внимание на первом году тренировочного процесса юношей 16 лет уделялось овладению правильной техники выполнения упражнений, а не увеличению показателей силы.

В первые три месяца упражнения выполнялись с относительно небольшими и средними отягощениями (40-60%). Далее, в роли основных применялись отягощения, не превышающие 70% от (потенциально) максимального результата.

Первые три месяца силовой подготовки, участники экспериментальной группы занимались два раза в неделю. Затем количество занятий было увеличено до трех тренировок в неделю. При этом на каждой тренировке прорабатывались все основные группы мышц.

Участники контрольной группы тренировались всего 1 раз на неделю. Как и в экспериментальной группе упражнения были направлены на все основные мышечные группы.

В этот период силовой подготовки, с учетом уровня физической подготовленности и возрастных особенностей занимающихся, применялся, в основном, метод круговой тренировки. Количество упражнений первоначально доходило до 10-12, а число подходов каждого упражнения составляло не более 3-х. Далее, к окончанию первого года эксперимента, количество подходов увеличилось до четырех, а количество упражнений снизилось до 8-10 раз.

В ходе педагогического эксперимента, который длился два года, было проведено 5 тестирований силовой подготовленности старших школьников экспериментальной (15 чел.) и контрольной (10 чел.) групп: в начале исследования, после 5, 10, 17 и 22 месяцев систематических занятий.

В качестве тестов, позволяющих оценивать силу развития всех основных мышечных групп были выбраны упражнения: приседание со штангой; жим лёжа; становая тяга; кистевая динамометрия; подтягивания (в висе) на перекладине.

В начале педагогического исследования (в сентябре) занимающиеся обеих групп были подвергнуты тестированию, которое позволяло  выявить исходный уровень исходного уровня силовой подготовленности учащихся 10 классов и различия в силовой подготовленности участников обеих групп (табл. 1). При этом тестирование показало однородность состава контрольной и экспериментальной групп, так как ни в одном тесте не было выявлено достоверных различий в показателях школьников.

Таблица 1. Исходные результаты школьников

Упражнения

Экспериментальная группа (n=15)

Контрольная группа (n=10)

Разница

t

p

Приседание со штангой, кг

68,7

66,4

2,3

0,7

p>0,05

1,64

2,67

6,34

8,44

Жим лёжа, кг

52,6

51,7

0,9

0,3

p>0,05

1,93

2,46

7,49

7,79

Становая тяга, кг

94,1

94,6

0,5

0,2

p>0,05

1,79

1,95

6,92

6,17

Кистевая динамометрия, кг

36,08

36,71

0,63

0,4

p>0,05

0,86

1,11

3,34

3,51

Подтягивания, раз

9,7

9,3

0,4

0,5

p>0,05

0,52

0,62

2,02

1,95

С учётом выявленного уровня силовой подготовленности участников обеих групп были разработаны программы силовой подготовки, нацеленные на гармоничное развитие всех основных групп мышц.

Через пять месяцев тренировок было проведено повторное тестирование силовой подготовки учащихся обеих групп.

Математическая обработка и анализ результатов тестирования юношей экспериментальной группы показали, что:

- в приседании со штангой показатели школьников достоверно (p< 0,05) увеличились примерно на 12,4 кг и составили 80,1 кг:

- в жиме от груди результаты участников экспериментальной группы достоверно (p< 0,05) увеличились примерно на 7,3 кг и составили 59,9 кг;

- в становой тяге участники экспериментальной группы достоверно (p< 0,05) улучшили показатели примерно на 7,2 кг и составили 101,3 кг;

- анализ результатов тестирования кистевой динамометрии (сильнейшей руки школьников) показал, что показатели достоверно (p< 0,05) увеличились примерно на 4,46 кг и составили 40,5 кг;

- в подтягивании на перекладине школьники 10 класса экспериментальной группы достоверно (p< 0,05) улучшили свои результаты примерно на 2,7 раза и составили 12,4 повторения.

В итоге, тестирование, проведённое через 5 месяцев работы по предложенной программе, показало достоверный рост показателей во всех тестах, это указывает на высокую эффективность предложенной методики силовой подготовки учащихся старшего звена.

С учетом цели и задачи исследования, был выполнен сравнительный анализ результатов участников экспериментальной и контрольной групп показал (табл. 2):

- в приседании со штангой показатели участников экспериментальной группы были достоверно (p< 0,05) лучше, нежели у их сверстников контрольной группы примерно на 7,8 кг;

- в жиме от груди не выявлено достоверных различий в показателях участников разных групп, но показатели учащихся экспериментальной группы тем не менее были не достоверно (p > 0,05) лучше примерно на 3,2 кг;

- в становой тяге показатели участников экспериментальной группы были не достоверно (p > 0,05) лучше, нежели у их сверстников контрольной группы примерно на 2,7 кг;

- по кистевой динамометрии показатели учащихся экспериментальной группы также были не достоверно (p > 0,05) лучше, нежели у участников контрольной группы, в среднем на 0,88 кг;

- в подтягивании на перекладине также не обнаружено достоверной разницы (p > 0,05), но показатели участников экспериментальной группы были лучше примерно на 1,4 раза, чем у участников другой группы.

Таблица 2. Результаты после 5 месяцев силовой подготовки

Упражнения

Экспериментальная группа (n=15)

Контрольная группа (n=10)

Разница

t

p

Приседание со штангой, кг

80,1

72,3

7,8

2,6

p<0,05

1,64

2,46

6,34

7,79

Жим лёжа, кг

59,9

56,7

3,2

1,1

p>0,05

1,71

2,56

6,63

8,11

Становая тяга, кг

101,3

98,6

2,7

1,1

p>0,05

1,40

1,95

5,42

6,17

Кистевая динамометрия, кг

40,54

39,66

0,88

0,6

p>0,05

0,82

1,11

3,17

3,51

Подтягивания, раз

12,4

11,0

1,4

1,8

p>0,05

0,45

0,62

1,73

1,95

Таким образом, достоверных различий в четырех испытаниях не было выявлено, даже несмотря на то, что приросты участников экспериментальной группы во всех тестах были достоверны.

Через 10 месяцев занятий атлетической гимнастикой были проведены очередные испытания силовой подготовки участников обеих групп. С помощью математического анализа результатов участников, вошедших в состав экспериментальной группы, выявлено:

- в приседании со штангой показатели школьников достоверно (p< 0,05) увеличились примерно на 10,4 кг и составили 90,5 кг:

- в жиме от груди показатели участников экспериментальной группы спустя 10 месяцев силовой подготовки достоверно (p< 0,05) увеличились примерно на 6,6 кг и составили 66,5 кг;

- в становой тяге участников экспериментальной группы достоверно (p< 0,05) улучшили показатели примерно на 7,4 кг и составили 108,7 кг;

- тестирование кистевой динамометрии (сильнейшей руки) выявило, что показатели достоверно (p<0,05) выросли в среднем на 3,36 кг и составили 43,9 кг;

- в подтягивании на перекладине спустя 10 месяцев силовой подготовки участников экспериментальной группы достоверно (p< 0,05) улучшили показатели примерно на 2,7 раза и составили 15,1 раза.

Таким образом, после 10 месяцев силовой подготовки было выявлено достоверное улучшение результатов во всех упражнениях, что безусловно подтверждает эффективность предложенной методики силовой подготовки учащихся старшего звена.

Сравнительный анализ полученных результатов спустя 10 месяцев, который показал (табл. 3):

- в приседании со штангой показатели участников экспериментальной группы были достоверно (p<0,05) лучше, нежели у их сверстников контрольной группы примерно на 12,7 кг;

- в жиме от груди не обнаружено достоверных различий (p > 0,05) в показателях участников обеих групп, но результаты учащихся экспериментальной группы были не достоверно лучше примерно на 5,4 кг. При этом разница в показателях была весьма вероятна;

- в становой тяге показатели участников экспериментальной группы были достоверно (p< 0,05) лучше, чем у школьников контрольной группы примерно на 5,7 кг;

- в кистевой динамометрии результаты учащихся экспериментальной группы были не достоверно (p > 0,05) лучше, нежели у юношей контрольной группы, примерно на 1,57 кг;

- в подтягивании на перекладине были выявлены достоверные расхождения (p< 0,05) – показатели участников экспериментальной группы были лучше примерно на 2,1 раза, чем у участников другой группы.

В результате, спустя 10 месяцев занятий по разработанной программе показатели школьников экспериментальной группы в трех испытаниях были достоверно лучше, чем у их сверстников, вошедших в состав контрольной группы.

Таблица 3. Результаты школьников после 10 месяцев силовой подготовки

Упражнения

Экспериментальная группа (n=15)

Контрольная группа (n=10)

Разница

t

p

Приседание со штангой, кг

90,5

77,8

12,7

4,3

p<0,05

1,41

2,57

5,48

8,12

Жим лёжа, кг

66,5

61,1

5,4

1,9

p>0,05

1,49

2,36

5,76

7,47

Становая тяга, кг

108,7

103,0

5,7

2,4

p<0,05

1,71

1,64

6,63

5,19

Кистевая динамометрия, кг

43,9

42,33

1,57

1,2

p>0,05

0,76

1,11

2,94

3,51

Подтягивания, раз

15,1

13,0

2,1

3,3

p<0,05

0,37

0,51

1,44

1,62

 

С началом нового учебного года учащиеся 11 классов, вошедшие в состав отобранных нами групп продолжили занятия атлетической гимнастикой. Причём учащиеся экспериментальной группы тренировались три-четыре раза в неделю, а участники контрольной группы – один раз в неделю.

Спустя 17 месяцев занятий было проведено очередное тестирование силовой подготовленности участников обеих групп.

Математико-статистический анализ показателей учащихся, вошедших в состав экспериментальной группы, показал:

- в приседании со штангой результаты школьников достоверно (p< 0,05) выросли примерно на 10,1 кг и составили 100,6 кг:

- в жиме от груди показатели участников экспериментальной группы спустя 10 месяцев силовой подготовки достоверно (p<0,05) увеличились примерно на 6,3 кг и составили 72,8 кг;

- в становой тяге школьники экспериментальной группы достоверно (p< 0,05) улучшили показатели примерно на 6,3 кг и составили 115,0 кг;

- тестирование кистевой динамометрии (сильнейшей руки) подтвердило, что результаты достоверно (p<0,05) увеличились примерно на 4,27 кг и достигли 48,2 кг;

- в подтягивании на перекладине спустя 10 месяцев занятий по предложенной программе юноши 10 класса экспериментальной группы достоверно (p<0,05) улучшили показатели примерно на 2,0 раза и составили 17,1 раза.

В итоге испытание, проведённое после 17 месяцев занятий атлетической гимнастикой, выявило достоверный прогресс  во всех упражнениях, что подтверждает эффективность предложенной методики силовой подготовки учащихся старшего звена.

Сравнительный анализ результатов участников обеих групп, полученных после 17 месяцев занятий по программе, показал (табл. 4):

- в приседании со штангой показатели учащихся экспериментальной группы были достоверно (p<0,05) лучше, нежели у их сверстников контрольной группы примерно на 16,6 кг;

- в жиме от груди показатели участников экспериментальной группы были достоверно (p< 0,05) лучше, чем у их сверстников контрольной группы примерно на 7,2 кг;

- в становой тяге показатели участников экспериментальной группы были достоверно (p< 0,05) лучше, нежели у их сверстников контрольной группы примерно на 8,3 кг;

- по результатам кистевой динамометрии показатели школьников экспериментальной группы были достоверно (p< 0,05) лучше, чем у участников контрольной группы, примерно на 2,51 кг;

- в подтягивании на перекладине были выявлены достоверные различия (p<0,05) - показатели участников экспериментальной группы были лучше примерно на 2,4 раза, нежели у их сверстников, вошедших в состав контрольной группы.

Таблица 4. Результаты после 17 месяцев силовой подготовки

Упражнения

Экспериментальная группа (n=15)

Контрольная группа (n=10)

Разница

t

p

Приседание со штангой, кг

100,6

84,0

16,6

6,7

p<0,05

1,26

2,26

4,90

7,14

Жим лёжа, кг

72,8

65,6

7,2

2,4

p<0,05

1,49

2,56

5,76

7,14

Становая тяга, кг

115,0

106,7

8,3

3,9

p<0,05

1,49

1,54

5,76

4,87

Кистевая динамометрия, кг

48,17

45,56

2,51

2,2

p<0,05

0,62

1,01

2,39

3,18

Подтягивания, раз

17,1

14,7

2,4

3,8

p<0,05

0,37

0,51

1,44

1,62

Таким образом можно утверждать, что после 17 месяцев занятий атлетической гимнастикой показатели учащихся экспериментальной группы во всех упражнениях были достоверно лучше, чем у сверстников контрольной группы.

После 22 месяцев занятий по программе было проведено очередное тестирование силовой подготовки участников обеих групп.

Математический анализ результатов учащихся, вошедших в состав экспериментальной группы, показал:

- в приседании со штангой результаты школьников достоверно (p< 0,05) выросли в среднем на 9,4 кг и составили 110,0 кг:

- в жиме от груди показатели участников экспериментальной группы спустя 10 месяцев силовой подготовки достоверно (p< 0,05) улучшились в среднем на 7,8 кг и составили 80,6 кг;

- в становой тяге участники экспериментальной группы достоверно (p< 0,05) улучшили показатели в среднем на 6,1 кг и составили 121,1 кг;

- анализ результатов тестирования кистевой динамометрии (сильнейшей руки) показал, что результаты достоверно (p< 0,05) выросли в среднем на 3,13 кг и составили 51,1 кг;

- в подтягивании на перекладине спустя 10 месяцев занятий учащиеся 10 класса экспериментальной группы достоверно (p< 0,05) улучшили показатели примерно на 3,2 раза и достигли 20,3 повторения.

В итоге, тестирование, проведённое спустя 22 месяцев занятий атлетической гимнастикой выявило достоверное улучшение показателей во всех упражнениях, что подтверждает эффективность предложенной методики силовой подготовки учащихся старшего звена.

К тому же, подобно предыдущим периодам силовой подготовки, с учётом поставленных цели и задач, нас по большей части интересовали данные сравнительного анализа результатов участников экспериментальной и контрольной групп, которые показали (табл. 5):

- в приседании со штангой показатели участников экспериментальной группы были достоверно (p<0,05) лучше, нежели у их сверстников контрольной группы примерно на 19,7 кг;

- в жиме от груди показатели участников экспериментальной группы были достоверно (p<0,05) лучше, чем у их сверстников контрольной группы примерно на 10,5 кг;

- в становой тяге показатели участников экспериментальной группы были достоверно (p<0,05) лучше, нежели у их сверстников контрольной группы примерно на 10,4 кг;

- по кистевой динамометрии показатели школьников экспериментальной группы были достоверно (p<0,05) лучше, чем у участников контрольной группы, примерно на 3,21 кг;

- в подтягивании на перекладине были выявлены достоверные различия (p<0,05) - показатели юношей экспериментальной группы были лучше примерно на 4,1 раза, нежели у юношей другой группы.

Таблица 5. Результаты после 22 месяцев силовой подготовки

Упражнения

Экспериментальная группа (n=15)

Контрольная группа (n=10)

Разница

t

p

Приседание со штангой, кг

110,0

90,5

19,5

7,7

p<0,05

1,34

2,16

5,18

6,82

Жим лёжа, кг

80,6

70,1

10,5

3,6

p<0,05

1,34

2,56

5,19

7,14

Становая тяга, кг

121,1

110,7

10,4

5,1

p<0,05

1,34

1,54

5,19

4,87

Кистевая динамометрия, кг

51,3

48,09

3,21

2,8

p<0,05

0,60

0,98

2,33

3,08

Подтягивания, раз

20,3

16,2

4,1

6,7

p<0,05

0,37

0,51

1,44

1,62

В результате, после двух лет занятий атлетической гимнастикой показатели участников экспериментальной группы во всех упражнениях были достоверно лучше, нежели у юношей из контрольной группы, что указывает на большую эффективность предложенной методики занятий по атлетической гимнастике для учащихся 10-11 классов.

Естественный педагогический эксперимент, проводимый на протяжении 2 лет, показал эффективность предложенной методики силовой подготовки юношей 16-17 лет. Исследования показали, что рационально спланированная силовая подготовка, учитывающая возрастные особенности развития юношей 16-17 лет, позволяет добиваться интенсивного развития силовых качеств.

Тестирование учащихся контрольной группы позволяет сделать вывод о том, что включение даже одного занятия по атлетической гимнастике в школьную программу физического воспитания позволяет продуктивно развивать силовые способности у учащихся старшего звена. Тем не менее, необходимо учитывать, что с учётом сенситивности данного возрастного периода, приросты, полученные у участников контрольной группы, могут являться в большей мере следствием возрастных изменений, связанных с ускорением гипертрофии мышечной массы, отмечаемой специалистами в данной возрастной категории (16-17 лет).

Эти заключения подтверждаются показателями тестов по кистевой динамометрии и, главным образом, в подтягивании. В частности, в программе силовой подготовки не было средств развития силы, способствующих целенаправленному развитию показателей в этих упражнениях.

При этом показатели школьников экспериментальной группы позволяют утверждать, что применение трех-четырех занятий по атлетической гимнастике в неделю можно рассматривать как целенаправленную силовую подготовку учащихся старшего звена, способствующую отбору наиболее одарённых из них для дальнейшего развития в тех видах спорта, в которых важны силовых и скоростно-силовых способности. Также показано, что применение отягощений, не превышающих 70% от МПС, и использования небольшого объема средств силовой подготовки позволяет добиваться развитии силы и гипертрофии мышц.

Данное исследование показывает необходимость поиска различных форм оптимизации силовой подготовки юношей 16-17 лет. Эксперимент также показал необходимость и перспективность продолжения научно-исследовательской работы в данной области.


Список литературы

1. Барр Д. Твоя суперсила // Сила и Красота. 2011. № 5. С. 104-114.
2. Вантс Э. Новый подход // Сила и Красота. 2010. № 4. С. 22-30.
3. Виноградов Г. П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для высших учебных заведений. М.: Советский спорт, 2009. 328 с.
4. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. Киев: Здоровья, 1981. 135 с.
5. Гузь С.М. Силовое троеборье: теоретические и методические особенности планирования многолетней подготовки спортивного резерва: монография. Петрозаводск: изд-во КГПА, 2012. 268 с.
6. Дворкин Л.С. Атлетизм в системе физического воспитания и спорта (история, теория, методика и технология): монография. Краснодар: Неоглори, 2009. 688 с.
7. Загревская А.И., Лубышева Л.И. Онтокинесиологический подход к спортизации физического воспитания в национальной системе образования / А.И. Загревская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2017. №6. С. 6-8.
8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры. М.: Советский спорт, 2010. 340 с.
9. Плехов В.Н. Возьми в спутники силу. М.: ФиС, 1988. 241 с.
10. Попков В.Н. Вопросы подготовки спортивных резервов. Омск: ОГИФК, 1986. 126 с.
11. Расин М.С. Педагогические основы подготовки юных спортсменов. Омск: ОГИФК, 1987. 33 с.
12. Регулян В.Ф. Стать сильнее сильного. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1993. 607 с.
13. Рябчиков А.И. Фитнес и его роль в физической культуре / А.И. Рябчиков // Теория и практика физической культуры. 2017. №5. С. 103-104.
14. Самсонова А.В. Гипертрофия скелетных мышц человека: монография. Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2012. 203 с.
15. Сивохин И.С. Эксперимент по оценке эффективности силовых методов тренировки / И.С. Сивохин, А.Н. Белегов, В.Ф. Скотников, А.И. Федоров, М. Тапсир, А. Калашников, О.Ю. Комаров // Теория и практика физической культуры. 2017. №11. С. 77-82.
16. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФиС, 1974. 232 с.
17. Филин B.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. 255 с.
18. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учебное пособие для институтов и техникумов физ. культ. М.: ФиС, 1987. 130 с.
19. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 480 с.
20. Юровский С.Ю. Атлетизм - дома. М.: Советский спорт, 1989. 48 с.
21. Ячменев Н.В., Рубанович В.В. Функциональные показатели кардиореспираторной системы и физическая работоспособность школьников 1-11-х классов при разных формах организации уроков физической культуры / Н.В. Ячменев, В.В. Рубанович // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 101-104.

Расскажите о нас своим друзьям: