Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020

УДК 159.99

Дата публикации 29.02.2020

Влияние социальных стандартов красоты на формирование сверхценного отношения личности к своей внешности

Патрикеева Элла Геннадьевна
канд. психол. наук, доцент кафедры общей и практической психологии, Национальный исследовательский Нижегородский Государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, РФ, г. Арзамас, ellapatrik@mail.ru
Капина Валерия Алексеевна
студент, Национальный исследовательский Нижегородский Государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, РФ, г. Арзамас, kapinavaler@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме влияния современных стандартов красоты в отношении внешнего облика на формирование установки на повышенное внимание к недостаткам внешности, изменение социального поведения. В статье приведен анализ взглядов как зарубежных, так и отечественных ученых на данную проблему. В данной работе авторы анализируют результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей отношения респондентов к собственной внешности. В процессе анализа полученных фактических данных доказывается, что социальные эталоны вносят значительные коррективы в формирование представлений человека о своей внешности, что формирует сверхценное отношение к ней, влияет на поведение личности, вызывает стремление изменить внешность в сторону общепринятых стандартов.
Ключевые слова: современные стандарты и эталоны красоты, внешность, самооценка, я-концепция, социальное поведение, сверхценное отношение к внешнему облику

The influence of social stereotypes on the formation overvalued attitude of an individual to his appearance

Patrikeeva Ella Gennadevna
Cand. psychol. Sciences, Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, National research Nizhny Novgorod State University them. N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, RF, Arzamas
Kapina Valeria Alekseevna
student, National research Nizhny Novgorod State University them. N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, RF, Arzamas

Abstract: The article is devoted to the actual problem of the influence of modern standards of beauty in relation to appearance on the formation of an attitude to increased attention to the shortcomings of appearance, changing social behavior. The article analyzes the views of both foreign and domestic scientists on this problem. In this paper, the authors analyze the results of an empirical study aimed at identifying the characteristics of the respondents ' attitude to their own appearance. In the process of analyzing actual data proved that social standards make significant changes in the formation of beliefs about their appearance that forms overvalued attitude affects individual behavior, causes a desire to change the appearance aside the conventional standards.
Keywords: social stereotypes, standards of beauty, appearance, self-esteem, self-concept, social behavior, overvalued attitude to the appearance

В настояние время в средствах массовой информации активно пропагандируют стандарты внешнего облика современного человека. С самого детства мы сталкиваемся с влиянием на наше поведение, ценностные установки эталонов «идеальной» внешности. Вопросы, связанные с особенностями внешнего облика и его различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе.

Проблема влияния социальных стандартов внешнего облика на поведение человека исследовалась, как в зарубежной, так и в отечественной психологической науке (Р. Бернс, У. Липпман, Н. Рамси, Д. Харкорт, Э. Морселли, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Кравцова,  Н.Л. Белопольская, Литовченко И.С.  и др.).

Н. Рамси и Д. Харкорт подчеркивают, что независимо от пола, семейного положения, национальной принадлежности, возраста и места проживания, внешний облик человека сопровождает его всю жизнь; это важная часть общих свойств индивида, а также значимое образование в структуре личности, влияющее на ее становление и функционирование. Внешний облик является средством отражения индивидуальных особенностей человека и их оценки другими людьми.

Общий силуэт тела, черты лица, фигура, одежда – это первые доступные информационные данные о человеке во время социального взаимодействия. Благодаря средствам массовой информации и развитию пластической хирургии, меняющей внешность, наши надежды на то, что мы можем быть привлекательными, постоянно возрастают [11, с. 217].

Средства массовой информации показывают мир, который является иллюзорным, ложным отражением общества. Реклама обеспечивает нас нереалистичными изображениями. Мы видим лишь иллюзию и не видим правды. То есть идеальная внешность - это не что иное, как эмоционально окрашенные представления человека или группы людей о своеобразной картине мира, которая состоит из навязанных представлений, интересов, желаний, привычек.

Американский исследователь СМИ У. Липпман, изучая социальные представления, отмечал, что человек не может охватить окружающий мир целиком, поэтому он сначала реконструирует в своей голове действительность в виде упрощённой модели, состоящей из стереотипов [8, с. 61]. Идентифицируя себя с признанными в обществе стандартами, индивид пытается подогнать свою внешность под общепринятые идеальные эталоны, находит несовершенства и отклонения, что приводит к дискомфорту, снижению самооценки, формированию неуверенного поведения, а, самое главное, потери индивидуальности.

Стереотипы в отношении внешнего облика ведут к формированию социальных стандартов красоты. Человек, стремясь «вписаться» в стандартную модель,  начинает уделять повышенное внимание к недостаткам внешности. В психологической науке изучаются особенности отношения человека к собственной внешности, её адекватная или неадекватная самооценка, влияющая на социальное поведение личности. С первых месяцев жизни у человека формируется отношение к своему телу. Становление первичной телесной идентичности происходит в младенчестве в ходе психомоторного развития и постепенного роста самосознания ребенка.

Авторитарно-отрицающее отношение матери к ребенку, к его телу, телесным функциям, способствуют искаженному восприятию своего тела как некой целостности. Неадекватный тип семейного воспитания в виде доминирующей или позволяющей гиперопеки в дошкольном возрасте искажает формирующийся у ребенка образ тела, его места в окружающем мире [6, с. 48-55].

Проблема недовольства своей внешностью напрямую влияет на уровень самооценки, которая зависит от эмоционального отношения человека к самому себе, от Я - концепции. В трудах отечественных психологов А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, И.С. Кона и др.  самооценка трактуется как основа процесса самосознания, его целостное начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития [1, с. 384].

Н.Л. Белопольская утверждает, что неудовлетворенность собой чаще всего возникает у людей, которых с детства убедили в том, что они имеют какие-то недостатки внешности. Так же сверхценное отношение к внешнему  облику проявляется в подростковом и юношеском возрасте, когда молодой человек остро воспринимает изменения в собственном теле. Эти изменения связаны со стремительным ростом и развитием организма, личность проходит стадию взросления, как в психофизиологическом, так и в психологическом смысле [2, с. 72-80].

В зоне риска развития сверхценного отношения к внешнему облику помимо подростков и юношей находятся женщины и мужчины, переживающие возрастные кризисы, особенно так называемый «кризис середины жизни». Кризис среднего возраста связан со старением. Физические признаки старения становятся более очевидными и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии [5, с. 103].

Н.А. Кравцова  считает, что к личностным особенностям людей, склонных к формированию сверхценного отношения к своей внешности, относят следующие психологические характеристики: неуверенность, неконтактность, перфекционизм, интроверсия, чувствительность к критике, непринятию, отвержению, застенчивость, общее невротическое состояние [7, с. 224].

В своем исследовании Ю.С.  Карабина указывает, что представления человека  об «идеальном Я» определяются такими социальными и психологическими факторами как гендерные стереотипы, эталоны и нормы, которые благодаря средствам массовой информации  пропагандируют «культ внешности» в общество.

К психологическим факторам формирования сверхценной установки на внешний облик относят особенности семейного воспитания и детско-родительских отношений. Воспитание, которое дают нам родители, также может стать пусковым механизмом в формировании негативной я-концепции, особенно её эмоциональной составляющей, деформировать самооценку у людей [3, с. 144-148]. Отрицательное эмоциональное отношение к собственной внешности может вести к повышению личностной тревожности и возникновению депрессивных состояний.

Другим психологическим и социальным фактором формирования сверхценного отношения личности к внешности являются гендерные стереотипы. Они настолько прочно закрепились в сознании людей, что сегодня мужчинам и женщинам предписывают определенные жесткие стандарты, которым они вынуждены следовать, как в социальном поведении, так и в отношении внешнего облика [10;11].

С точки зрения представителей гендерной психологии, с ранних лет у ребенка осуществляется формирование представлений о физических идеалах мужчины и женщины. Так, И. Кон, говоря о стандартах внешнего облика, определял телесный канон человека не как природную данность, а как аспект социально-культурных представлений о маскулинности (мужское начало, мужественность) и фемининности (женское начало, женственность) [4, с. 10].

Таким образом, можно предположить, что идеалы, эталоны и стереотипы оказывают значительное воздействие на формирование социального поведения, я-концепции и самооценки личности, при этом стандарты, выступая как объекты для подражания, формируют определенную моду на аксессуары, цвет, стиль одежды, прически, косметику, выражение лица, и в целом поведение человека в обществе.

Исследование влияния  социальных стандартов красоты в отношении внешнего облика на современных мужчин и женщин проводилось на улицах г. Арзамаса Нижегородской области,  на добровольной основе, с учетом принципов анонимности. Цель исследования - изучение влияния современных стандартов красоты на отношение человека к самому себе. Мы предположили, что под воздействием общепринятых стандартов красоты, многие люди стремятся к изменению своего внешнего облика, что связано с такими факторами, как - проблемы установления межличностных контактов, низкая самооценка, сложности в отношениях, высокий уровень тревожности. 

В исследовании приняли участие 60 испытуемых, из них 35 женщин и 25 мужчин, в возрасте от 17 до 45 лет. Выборка участников была подобрана так, чтобы в опросе приняли участие представители обоих полов, как молодые (17 – 30 лет), так и респонденты более зрелого возраста (31 – 45 лет).

Респондентам был предложен ряд вопросов, касающихся отношения к собственной внешности, наличия желания её изменить, представлений об идеальной внешности, и тех мер, которые они предпринимают для того, чтобы приблизиться к общепринятым эталонам красоты.

 Анализ и интерпретация полученных данных позволили сформулировать следующие выводы. Выяснилось, что большинство опрошенных, независимо от их возраста, недовольны своим внешним видом и хотели бы его изменить. Так 78% женщин и 66% мужчин стесняются своего облика, постоянно ходят в спортзал, сидят на диетах, покупают «молодежную» одежду, следуют модным тенденциям, которые получают из средств массовой информации. Всего 22% женщин и 34% мужчин заявили, что полностью довольны своей внешностью и не хотят что-то менять (рис.1).

Рисунок 1. Эмоциональная оценка своих внешних данных среди женщин и мужчин в возрасте 17 до 45 лет

Анализ ответов участников опроса на другие вопросы показал, что именно во внешности вызывает у респондентов больше всего негативных переживаний, что конкретно в своей внешности хотели бы изменить (рис. 2). Опрос показал, что 13% женщин недовольны своим  типом фигуры, 27% изменили бы черты лица, 38% недовольны своим весом (из них считают свой вес избыточным 74% участниц, а 26% - недостаточным, для того, чтобы соответствовать общепринятым стандартам красоты). В ходе ответа на вопросы интервьюера, 26% мужчин заявили, что недовольны своей внешностью. Из них 32% недовольны фигурой, она недостаточно мужественна,    8%  - чертами лица и 26% испытуемых «сильного» пола заявили, что быть привлекательными им мешает избыточный или недостаточный для идеальной внешности вес (рис.2).

  Рисунок 2. Особенности негативного отношения к своему внешнему облику среди женщин и мужчин в возрасте 17 до 45 лет

Таким образом, подчеркнем, что под влиянием социальных стандартов относительно идеальной внешности, около 78%  современных женщин  и 66% мужчин недовольны собственной внешностью, предпринимают усилия для её коррекции, постоянно считают себя недостаточно привлекательными. На основании этого можно сделать вывод о том, что общепринятые идеалы, стандарты относительно внешнего облика оказывают значительное воздействие на формирование представлений личности об идеальной внешности современного человека.

Социальные эталоны вносят значительные коррективы в формирование представлений человека о своей внешности, а представления о своей внешности, в свою очередь, воздействуют на структуру самоотношения в общем, и самооценку личности, в частности: формируется сверхценное отношение к собственной внешности, стремление изменить её в сторону общепринятых стандартов. Постепенно у личности меняется социальное поведение, снижается уровень притязаний, она начинает болезненно реагировать на критику со стороны других людей, возникают трудности межличностных отношений, проблемы в коммуникации.

Современному человеку необходимо осознать, что позитивное отношение к себе не должно зависеть от роста, веса, параметров фигуры, объемов бедер, груди и талии, что внешняя красота не должна являться предметом пристального внимания и поклонения. Известно, что некоторые люди, не обладая внешней привлекательностью,  своей жизненной успешностью доказывают, что для этого необязательно быть красивым. Проблема влияния стандартов «красоты» на личность - одна из актуальных проблем современного общества, в связи с чем мы планируем продолжение исследования её ключевых аспектов.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 431 с.
2. Белопольская Н.Л., Литовченко И.С. Психологический и телесный возраст подростков и юношей с реальными и мнимыми проблемами внешности // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19, №4. – 212 с.
3. Карабина Ю. С. Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного Я у женщин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т.16, № 4. С.144-148.
4. Кон И. мужское тело в истории культуры. – М.: Слово, 2003. – 360 с.
5. Косякова О.О. возрастные кризисы / О. О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 224 с.
6. Кравцова Н.А., Катасонова А.В., Довженко А.Ю. [и др.]. Факторы и механизмы развития психосоматических расстройств // Тихоокеанский медицинский журнал, 2013. №4. – 100 с.
7. Кравцова Н. А. Психологические детерминанты развития психосоматических расстройств. Патогенный психосоматический фенотип. Владивосток: Медицина ДВ, 2013. – 224 с.
8. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В Барчуновой; Ред. пер. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение». – 2004. – 384 с.
9. Патрикеева Э.Г., Соловьева О.А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 1092-1096. — URL https://moluch.ru/archive/104/24304/ (дата обращения: 19.02.2020).
10. Патрикеева Э.Г., Соловьева О.А. Образ девушки-мечты глазами современного мужчины // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 602-604. — URL https://moluch.ru/archive/130/36029/ (дата обращения: 19.02.2020).
11. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб.: Питер, 2009. – 250 с.

Расскажите о нас своим друзьям: