Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020

УДК 159.99

Дата публикации 29.02.2020

Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностной зрелости студентов в условиях ВУЗа

Кузнецова Дарья Андреевна
ассистент кафедры «Прикладная психология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» Педагогический институт им. В.Г. Белинского, РФ, г. Пенза, dashynia410@mail.ru

Аннотация: Статья раскрывает содержание понятий «сопровождение» и «психолого-педагогическое сопровождение». Рассматривается специфика сопровождения в системе школьной психологической службы, сопровождение юношеского возраста и обучающихся высших учебных заведений. Выделяются и описываются виды, этапы и стратегии психолого-педагогического сопровождения. Обосновывается проблема становления личностной зрелости студентов и необходимость организации системы специальных психолого-педагогических условий, направленных на формирование зрелости студентов. В заключении раскрывается содержательное наполнение системы психолого-педагогического сопровождения становления личностной зрелости студентов в ВУЗе.
Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение студентов, личностная зрелости, личностная зрелость студентов.

Psychological and pedagogical support for the formation of personal maturity of students in a university

Kuznetsova Darya Andreevna
assistant of the department of «Applied Psychology», Penza State University, Russia, Penza

Abstract: The article reveals the contents of the concepts of "support" and "psychological and pedagogical support." The specifics of escort in the system of school psychological service, escort of adolescence and students in higher education are considered. The types, stages and strategies of psychological and pedagogical support are identified and described. The problem of the formation of students' personal maturity and the need to organize a system of special psychological and pedagogical conditions aimed at shaping the maturity of students are substantiated. In conclusion, the content of the system of psychological and pedagogical support for the formation of the personality maturity of students in a university is revealed.
Keywords: support, pedagogical support, psychological and pedagogical support of students, personality maturity, personality maturity of students

Быстрый темп изменений во всех сферах общества диктует новые требования к результатам высшего образования. Усвоение образовательной программы и овладение навыками не является гарантией конкурентоспособности выпускника в профессиональной сфере. Всё больше осознается потребность в организации целенаправленной деятельности в высшем учебном заведении, направленной на стимулирование личностного развития студентов. На наш взгляд, одной из важнейших характеристик, способствующих профессиональному становлению и активной позиции в обществе, является личностная зрелость студента. На сегодняшний день формирование личностной зрелости студентов в ВУЗе происходит стихийно, поэтому молодые специалисты достаточно часто не готовы решать возникшие перед ними профессиональные задачи, а также задачи саморазвития. По нашему мнению, возникшую проблему может решить разработка и организация системы психолого-педагогического сопровождения студентов в ВУЗе, направленной на формирование личностной зрелости. Психолого-педагогическое сопровождение - трудоемкий и сложный процесс, организация которого невозможна без понимания его сущности.

Так как статья посвящена актуальному вопросу формирования личностной зрелости студентов, необходимо дать определение данному понятию. Был проведен тщательный анализ значительного количества работ отечественных и зарубежных авторов, которых интересовали различные аспекты феномена личностной зрелости: содержательное наполнение понятия «зрелость» и её видов (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, К.А. Абульханова-Славская, Э. Берн, Е. А. Сергиенко, М.Р.Мингалиева, А.А. Бодалев, Г.С. Сухобская, Н.П. Паттурина, А. Маслоу, Г. Оллпорт, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон); проблема дефиниции понятия «личностная зрелость» (М.Ю. Семенов, И.С. Кон, В.М. Русалов, Е.Л. Доценко, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, С.К. Нартова-Бочавер, Е.Л. Солдатова); структура личностной зрелости (И.А. Шляпникова, К.Т. Бирмаганбетова, Л.В. Клочкова, О.В. Забродина) и показатели (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Е.Л. Доценко, Д.И. Фельдштейн, И.А. Шляпникова, А.Н. Леонтьев, С.К. Нартова-Бочавер, Е.Л. Солдатова, А.А. Бодалев,  А. Маслоу, С.Л. Братченко, М. Р. Миронова, Э.З. Омаров). На основе всех рассмотренных работ, было сформулировано следующее определение. Личностная зрелость – это интегральное свойство личности, включающее в свое содержание такие личностные качества, которые обеспечивают ответственное отношение к деятельности, толерантное взаимодействие с людьми за счет рефлексии своих действий в системе общественных отношений, что позволяет ей быть психологически устойчивой, целостной личностью, обладающей стремлением к познанию позитивных межличностных отношений, самоорганизованной и устремленной к саморазвитию. В приведенном определении отражены структурные компоненты личностной зрелости, которые обусловливают специфику и направления психолого-педагогического сопровождения студентов в ВУЗе.

Рассмотрим сущность психолого-педагогического сопровождения. В словаре С.И. Ожегова «сопровождать» трактуется как «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [9, с.482]. Т.е. в толковых словарях данное понятие синонимично глаголам «следовать, провожать, сопутствовать». Нас же будет интересовать значение «сопровождения» в контексте организованной помогающей деятельности.  Так, И.А. Баева определяет сопровождение как комплекс взаимосвязанных мер, которые реализуются для обеспечения оптимальных социально-психологических условий, что способствует сохранению психического здоровья человека и полноценного развития его личности. [5, с.37-38] Анализируя теоретические работы по изучаемому вопросу, было отмечено, что в некоторых из них имеет место синонимичное употребление понятий «сопровождение», «поддержка» и «помощь». По нашему мнению, данные категории следует разграничивать, так как каждая из них представляет собой направление деятельности со своими характерными особенностями.

Одним из авторов, который внес значительный вклад в изучение вопроса психолого-педагогического сопровождения и организации психологической работы в школе в целом, М.Р. Битянова. Она определяла сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.[8, с.53] В работах А.Ю. Качимской сопровождение также выступает как система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая направлена на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на ближайшее будущее. Автор утверждает, что в основе психолого-педагогического сопровождения лежит принцип максимального сохранения свободы и ответственности субъекта развития за жизненный выбор. Психолог, осуществляющий сопровождение, должен решать две задачи. Первая - изучить индивидуальные психологические особенности ребенка с целью оказания ему максимальной помощи и поддержки; вторая задача - разработать варианты учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей и потенциала детей [3, с. 123]. Анализируя идеи Н.Л. Коноваловой, можно отметить, что наиболее важной сферой сопровождения, по мнению автора, является сфера отношений. Подобные взгляды прослеживались и в работах А.Ю. Качимской. Особенно это актуально для сопровождения личности подростка. Психолог должен в системе отношений личности определить главное – адаптивные и неадаптивные комплексы отношений, которые способствую или препятствуют её становлению и эффективному функционированию в обществе. В целом, психолого-педагогическое сопровождение должно реализоваться с позиции трех принципов: системности, целостности и комплексности [1, с.39].

Перейдем от психолого-педагогического сопровождения детей в условиях школьного пространства к рассмотрению специфики психолого-педагогического сопровождения юношей. По мнению М.В. Шакуровой, своеобразие психолого-педагогического сопровождения личности в его направленности на саморазвитие, на становление социокультурной идентичности. Сопровождение должно носить вспомогательный характер по отношению к человеку, а также иметь конкретные задачи и обеспечивать процесс изменений необходимыми ресурсами и структурами [12, с.123]. В работах О.Ю. Ереминой, которые посвящены разработке моделей психолого-педагогического сопровождения и поддержки подростков группы риска, сопровождение трактуется как создание условий и оказание необходимой и достаточной поддержки для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими проблемами». Сопровождение не исправляет недостатки личности, оно направлено на поиск ресурсов развития человека, на формирование опоры на собственные возможности, что способствует постепенному восстановлению устойчивых связей с окружающим миром [1, с.34]. Необходимо отметить, что в позициях М.В. Шакуровой и О.Ю. Ереминой главной идеей является не коррекция личности сопровождаемого, а поиск ресурсов для реализации имеющихся задатков. Согласно М.И. Рожкову, психолого-педагогическое сопровождение — это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития самостоятельных оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение направлено на помощь личности в построении социальных отношений, обучение моделям эффективного взаимодействия с социумом и самим собой. [7, с. 88]. Изучив взгляды исследователей на сущность психолого-педагогического сопровождения, можно выделить характерную черту, которая имела место в каждой из приведенных идей. Авторы утверждают, что сопровождение должно быть в виде направляемой деятельности, оно не может быть директивным, контролирующим и авторитарным.

Для более полного раскрытия темы статьи, необходимо определить особенности психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях вузовского образования. По мнению А.В. Брушлинского, в качестве основной проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки профессионала в ВУЗе выступает создание специальных условий для саморазвития личности студента.  Автор утверждает, что для студентов наиболее полезно овладевать психологическими знаниями и психотехникой на основе собственной жизни и жизни своих близких, то есть в процессе решениям реальных проблемных ситуаций, возникающих в ходе их деятельности и общения[13 , с. 52]. Как и предыдущие авторы, А.А. Терсакова утверждает, что процесс личностного развития студента требует психологической самоподдержки и поддержки со стороны преподавателей и студентов вуза, направленных на овладение механизмов и способов саморазвития. По мнению А.А. Терсаковой, психолого-педагогическое сопровождение может осуществляться в процессе изучения психологических дисциплин. Это может детерминировать формирование новых смыслов и целей, а также развитие самоконтроля и самоорганизации их поведения [16, с. 175]. В дополнении к этому, развитие личности студентов возможно на всех этапах профессионализации при условии проведения специальной работы по осмыслению, рефлексии, выявлению способов и механизмов изменения субъектности. В своем диссертационном исследовании И.А. Кибак определяет вузовское психолого-педагогическое сопровождение как целенаправленный процесс мониторинга и изменения совокупности психологических свойств личности с помощью специальных методов воздействия, приводящих к устойчивому изменению и формированию определенной совокупности профессионально значимых характеристик личности студента [4, с. 68-70]. Формирование профессионально важных качеств личности как цель психолого-педагогического сопровождения обучения в высшей школе имеет место и в идеях О.С. Поповой. Психолого-педагогическое сопровождение - это создание системы развития личности будущих субъектов труда, основанием которой выступают требования к профессионально-психологическим качествам будущих субъектов труда, мониторинг качества развития личности в процессе профессионального образования, деятельность социально-педагогической и психологической службы, направленных на личностное, социальное, профессиональное развитие учащихся. Для реализации необходимо скоординированное взаимодействие участников образовательного процесса, которые выявляют потенциал профессионально важных качеств, личностные интересы, ценности, мировоззренческие взгляды, профессионально-этические нормы, детерминирующие эффективность профессиональной деятельности личности в последующие годы [11, с. 128-130]. В статье С.В. Чермянина, В.А. Корзунина и А.С. Скороход также идет речь о роли всех субъектов образовательного процесса в реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения. В комплексных мероприятиях должны участвовать не только психологи, но и преподаватели, методисты и руководство ВУЗа. [17, с.11] О комплексном подходе при осуществлении процесса сопровождения говорит И.М. Шилова. Автор считает, что для успешной организации психолого-педагогического сопровождения студентов в высшем учебном заведении необходим целый комплекс технологий: развивающая диагностика, психологическое консультирование, тренинги развития и формирования социальной компетентности, проектирование альтернативных вариантов профессионального развития и другие. [18, с.33] В работе Е.Ю. Пономаревой обозначены следующие направления психолого-педагогического сопровождения: психодиагностическое, направленное на анализ фактического уровня развития личности; психокоррекционное и развивающее; психологическое консультирование и просвещение личности.  [14, с.9-10] Несомненно, что психолого-педагогическое сопровождение, при сочетании воспитательной и психологической работы, направленной на поддержку студентов, повышает их адаптированность к учебной деятельности и развивает навыки межличностного взаимодействия. [2, с.85]

Психолого-педагогическое сопровождение — это система, состоящая из элементов, которые одновременно являются его последовательным этапами. В сопровождении Н.Г.Осухова выделяет три основных компонента: диагностика (поставка целей); отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, позволяющий корректировать ход работы [10, с.41]. Другие этапы сопровождения выделены А.А. Терсаковой: диагностический; поисковый этап - апробирование влияния различных форм и методов учебной на развитие личности; формирующий этап - осваивание  развивающих стратегий учебной деятельности и поведения, создающих условия для саморазвития и увеличения личностного ресурса в процессе субъект-субъектного взаимодействия с педагогом [15, с. 67]. Более подробное описание последовательных шагов при осуществлении психолого-педагогического сопровождения дают Л.М. Шипицына и Е.И. Казакова.[6, с.69-72]

1. Диагностический этап. Цель – выявление проблемы и поиск потенциальных возможных решений. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

2.Поисковый этап. Цель поискового этапа - сбор необходимой информации о способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим субъектом (включая возможность адаптации информации).

3. Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе происходит обсуждение возможных вариантов решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы.

4. После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у обучающегося, так и у педагога.

5.Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Осуществляется помощь по реализации первых пунктов плана как педагогу, так и обучающемуся. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.

6. Рефлексивный этап - период анализа и оценки результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. [6]

Из предложенного Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой алгоритма психолого-педагогического сопровождения, можно сделать вывод, что процесс сопровождения требует от специалистов высокой организованности, ответственности, способности к рефлексии собственной деятельности, творческого подхода к поиску решения проблемы и гибкости в действиях. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает использование различных тактик и стратегий. Так, в своем исследовании Е.А. Цыбина выделяет следующие стратегии:

1. Модерирование – заключается в раскрытии возможностей и способностей студентов. Позволяет подвести к принятию самостоятельного решения, опираясь на внутренние ресурсы.

2. Стратегия договора (соглашения). Процесс установления контакта между преподавателем и студентом, ведет к согласованию действий.

3. Фасилитация. Координация действий студентов. Благодаря педагогу – фасилитатору студенты осознают свою индивидуальность, овладевают способами рефлексии, способностью к осознанному выбору, как условию саморазвития.

4. Сотрудничество – обеспечивает равноправные отношения между преподавателем и студентом, позволяет анализировать и оценивать точки зрения друг друга.

5 «Коучинг». В широком смысле коучинг – это такая форма консультативной поддержки, которая помогает студенту достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков [7, с. 69-72].

Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа работ по проблеме психолого-педагогического сопровождения, можно сделать следующие выводы. Психолого-педагогическое сопровождение – многогранный, сложно организуемый процесс, требующий от педагога (или психолога) специальных знаний и умений, устойчивой профессиональной мотивации и желания развиваться вместе с субъектом сопровождения. На каждом возрастном этапе сопровождение имеет свою специфику, однако общим на всех этапах является опора на собственные ресурсы и способности личности. Для формирования личностной зрелости психолого-педагогическое сопровождение может быть реализовано через организацию следующих психолого-педагогических условий: формирования комплекса знаний у студентов о личностной зрелости; организации продуктивного взаимодействия в системе «преподаватель-студент» в процессе преодоления барьеров общения, овладения стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, тактик коммуникативного взаимодействия, навыков персонифицированных высказываний и приемов активного слушания;  формирования субъектной позиции студентов в процессе участия в групповых дискуссиях, ролевых играх, мозговом штурме, кейс-методах, групповой работе, мастер-классах; организации проектной и волонтерской деятельности, обеспечивающей формирование способности к саморазвитию, позитивных межличностных отношений и самоорганизации; коррекционно-развивающей деятельности психолога ВУЗа, осуществляемой в индивидуальной и групповой форме, направленной на формирование навыков рефлексии и самопринятия личности.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.288 с.
2. Арендачук И. В. Воспитательная работа как компонент психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательной среде вуза // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-kak-komponent-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-adaptatsii-pervokursnikov-k-obrazovatelnoy-srede-vuz (дата обращения: 05.03.2020)
3. Арипова М.Л. Современный мир и проблема толерантности // Проблемы педагогики, 2018. №1 (33). С. 13-15.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
5. Белов В. В., Корзунин В. А. Психологическое сопровождение личностного развития студентов в вузе // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-lichnostnogo-razvitiya-studentov-v-vuze (дата обращения: 06.03.2020)
6. Беломестнова Н. В. Системный подход в психологии // Вестник ОГУ, 2005. №10-1. С.43-54.
7. Бирмаганбетова К.Т. Педагогические условия развития социальной зрелости студентов педагогического колледжа // Скиф, 2016. №4. С.20-26.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе – М.: Генезис, 2000. 298 с.
9. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.М.: Флинта: Наука, 1998.168 с.
10. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997. 338 с.
11. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997, С. 38-46.
12. Гильбух Ю.З. Тест-опросник личностной зрелости. – Киев: НПЦ Психодиагностика и дифференцированное обучение, 1994. 24 с.
13. Лапшова А. В., Ваганова О. И., Малеева М. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-professionalnoy-podgotovki-studentov-vuza (дата обращения: 06.03.2020)
14. Пономарёва Е. Ю. Задачи и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе // Ped.Rev..,2016. №4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-i-soderzhanie-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-vysshey-shkole (дата обращения: 05.03.2020)
15. Терсакова А.А. Психологическая поддержка личностного развития студента в педагогическом вузе: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Ставрополь, 2002. 250 c.
16. Христидис Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник МГУКИ. 2015. №1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-v-vuze (дата обращения: 05.03.2020)
17. Чермянин С. В., Корзунин В.А., Скороход А. С. Методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения студентов вуза, обучающихся по специальности «Клиническая психология» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-studentovvuza-obuchayuschihsya-po-spetsialnosti (дата обращения: 07.03.2020)
18. Шилова И. М. Психологическое сопровождение студента в процессе профессионального обучения и воспитания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №1 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-studenta-v-protsesse-professionalnogo-obucheniya-i-vospitaniya. (дата обращения: 07.03.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: