Социальная психология | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 159.9.072

Дата публикации 26.05.2022

Влияние прайминга на восприятие гендерно-неоднозначных изображений лиц

Ульянова Таисия Андреевна
Бакалавр СПбГУ, Факультет свободных искусств и наук, профиль "Когнитивные исследования", стажер-исследователь в НИУ ВШЭ, Лаборатория социальной и когнитивной информатики, Taisia99@inbox.ru

Аннотация: Лицо человека –это сложный для восприятия стимул. На его восприятие также может влиять огромное количество факторов. Для того чтобы более точно определить один из факторов влияния на категоризацию лица, в данной работе внимание было обращено к использованию неосознаваемого, то есть подпорогового прайминга. Можно ли использовать гендерные стереотипы в качестве фактора влияния на категоризацию неоднозначного лица? В работе представлен теоретический обзор исследований, описывающих взаимосвязь подпорогового прайминг эффекта, восприятия гендерно-неоднозначных изображений лиц и фактора влияния стереотипа.
Ключевые слова: прайминг эффект, гендерно-неоднозначные лица, зрительное восприятие лиц, двойственность, стереотипы.

The influence of priming on the perception of gender-ambiguous images of faces.

Ulianova Taisiia Andreevna
Bachelor of St. Petersburg State University, Faculty of Liberal Arts and Sciences, profile "Cognitive Research", intern researcher at the HSE, Laboratory of Social and Cognitive Informatics

Abstract: A person's face is a difficult stimulus to percept. Our perception can also be influenced by a huge number of factors. In order to more accurately determine one of the factors influencing the categorization of a person, in this work attention was paid to the use of unconscious, that is, subthreshold priming. Is it possible to use gender stereotypes as a factor of influence on the categorization of an ambiguous person? The paper presents a theoretical review of studies describing the relationship between the subthreshold priming effect, the perception of gender-ambiguous images of faces and the stereotype influence factor.
Keywords: priming effect, gender-ambiguous faces, visual perception of faces, ambiguity, stereotypes.

Правильная ссылка на статью
Ульянова Т.А. Влияние прайминга на восприятие гендерно-неоднозначных изображений лиц // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-prajminga-na-vospriyatie-genderno-neodnoznachnykh-izobrazhenij-lits.html (Дата обращения: 26.05.2022)

Введение

Лицо представляет собой уникальный биологически и социально значимый стимул. Лица предоставляют огромный кладезь информации, которой люди руководствуются в социальной жизни. По лицу можно определить происхождение человека, возраст, считать эмоции, настроение и многое другое. Кроме того, лицо – сложный для восприятия объект, содержащий в себе информацию о различиях между фигурой и фоном, о контурах, границах, краях, яркости, затененности и симметрии. По лицу мы идентифицируем человека, отличаем его от других наших знакомых и, в конце концов, относим человека к определенному полу, национальности, расе, то есть категоризируем лицо.

Высокая биологическая значимость лица и сложность его восприятия делают человеческие лица интересным предметом для исследования. Сложность идентификации лица может происходить по ряду причин, однако в своей работе мы собираемся рассмотреть проблему восприятия гендерно-неоднозначного лица. Под гендерной неоднозначностью я понимаю отсутствие на предъявляемом лице отчетливых половых признаков. В настоящее время проблема категоризации подобного андрогинного лица достаточно актуальна, мы все чаще сталкиваемся с людьми, чей пол на первый взгляд определить не так просто, а потому интересным становится вопрос: как будет восприниматься лицо без наличия гендерных признаков, то есть андрогинное? К какой социальной категории мы будем относить лицо – в большей степени к женской или мужской? Для того чтобы более точно определить один из многих факторов влияния на категоризацию лица, мы обратились к использованию неосознаваемого, то есть подпорогового прайминга.

В научных изданиях представлено множество работ междисциплинарного характера, посвященных изучению феномена человеческого лица, в особенности же влияния многих факторов на его восприятие. Представленная выше проблема категоризации лица является пространством для проведения ряда исследований, касающихся изучения факторов влияния на определение расы, пола человека по лицу. Данная работа может быть полезна для дальнейшего изучения проблемы категоризации гендерно-нейтрального лица, а также для расширений существующих теоретических знаний о восприятии андрогинного лица. В частности, данные могут быть использованы для улучшения моделей распознавания лиц.

Теоретический обзор

Возрастает количество разноаспектных исследований восприятия человеческих лиц в междисциплинарных областях, изучение механизмов восприятия лиц является неотъемлемой частью исследований в области разработки систем по распознаванию человеческого лица, моделированию его функций. Интерес к исследованиям лица в академической науке связан с решением фундаментальной проблемы соотношения внешнего и внутреннего в психике и поведении людей [8].

Лицо является важным стимулом с культурной, социальной точки зрения, по лицу мы узнаем знакомых, выделяя их из массы других лиц. Не случайно уже в первые часы жизни, несмотря на крайнее несовершенство зрительной системы, «младенцы не только демонстрируют способность к восприятию лиц, но и отдают явное предпочтение лицеподобным стимулам по сравнению с другими их видами, например, геометрическими фигурами» [9 с.5]. Известно, что через 2 дня после рождения ребенок способен выделять лицо матери среди других – на свою маму новорожденные смотрят значительно дольше [27]. Способность ребенка к восприятию лиц с возрастом развивается очень быстро. Однако до сих пор нет единой теории, описывающей принципы и механизмы данного процесса.

Центральная задача визуального распознавания одинакова как для лиц, так и для объектов: мы должны различать часто сходные визуальные формы, несмотря на существенные изменения в изображении, возникающие в результате изменения положения, освещения, окклюзии и т. д. Самая основная составляющая в процессе восприятия лица, как отмечается в статье Дорис Цао и Маргарет Ливингстон [26, с. 414] – это обнаружение присутствия самого лица. Этот процесс требует выделения черт, которые являются общими с другими лицами. Распространенность простого Т-образного схематического лица [два глаза, нос, рот] позволяют предположить, что распознавание лиц может быть выполнено с помощью шаблонного процесса. Распознавание лиц и последующая идентификация имеют противоположные требования: идентификация индивидов требует тонкого анализа, чтобы выявить способы, которыми каждое лицо отличается от других, несмотря на то, что все лица имеют одну и ту же базовую Т-образную конфигурацию, в то время как распознавание требует извлечения того, что является общим для всех лиц. Другими словами, можно сказать, что хороший детектор должен быть плохим в индивидуальном распознавании и наоборот.

На примере алгоритмов компьютерного зрения можно рассмотреть то, как разделяются упомянутые выше процессы. Алгоритмы компьютерного зрения разделяют процесс восприятия человеческого лица на три отдельных этапа [26]. Во-первых, необходимо обнаружить присутствие самого лица, вычленить его из пространства – здесь мы говорим о классических свойствах восприятия [предметности, константности, целостности и так далее]. Затем лицо должно быть «измерено» для того, чтобы определить его отличительные характеристики. На данном этапе происходит вычленение самых крупных, заметных деталей из общей картины. Если детали примерно равны, то раньше всего воспринимаются детали, расположенные сверху и справа. Различение нижних частей отстает от различения верхних [1]. Наконец, эти измерения должны использоваться для дальнейшей классификации лица с точки зрения идентичности, пола, возраста, расы и выражения лица. Лицо должно быть измерено таким образом, чтобы обеспечить точную и эффективную идентификацию. Процесс измерения не должен быть настолько грубым, чтобы упустить тонкие черты, отличающие одно лицо от другого.

Рассматривая механизмы восприятия лица, нельзя не затронуть тему, касающуюся распознавания эмоций на лице – этот процесс также довольно сложный. Процесс распознавания эмоций на человеческом лице относят к процессу категоризации, современные исследования показывают, что восприятие экспрессии проходит на нескольких уровнях [23], каждый из которых может вносить свой вклад в процесс кодирования экспрессии. На данный момент нам знакомо множество различных теорий интерпретации этого процесса. Здесь стоит упомянуть нейрокультурную теорию эмоций Пола Экмана [16]. Ее исходным положением является представление о шести базисных эмоциях. Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций, включающих в себя эмоции гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья, универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Иными словами, люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц.

Стоит сказать, что лицо – это один из наиболее информативно полных стимулов. Лицо содержит в себе намного больше информации, чем любой другой стимул – оно дает нам представление о расе, возрасте, поле человека, также о многих других сопутствующих данных. В современной отечественной психологии исследованиями восприятия лица, а в особенности распознаванием экспрессий на лице занимается В.А.Барабанщиков. В своих работах автор также прибегал к использованию одного из методов регистрации движения глаз – айтрекинга, чтобы показать, каким именно образом мы воспринимаем лицо, а также какие части лица являются основными при рассмотрении [2]. Использование данного метода широко используется в исследованиях восприятия человеческого лица. Современные исследования в области регистрации движений глаз при восприятии лица рассматривают связь зрительных фиксаций испытуемого с лицом, которое предъявляется на экране. Проблематика, изучаемая с помощью айтрекера, может быть связана с процессом распознавания эмоций на лице, процессом узнавания, соотнесения пола, расы и прочего.

Одинаково ли мы воспринимаем лица, которые видим?  Тема моей работы привела меня к множеству имеющихся данных, которые говорят о различиях в восприятии человеком лиц разных полов, а также в целом к исследованиям, где фигурирует тема влияния пола человека [на лицо которого мы смотрим] на процессы, связанные с распознаванием и дальнейшей обработкой лиц. Половая категоризация, как утверждается, это процесс, посредством которого наблюдатели относят других людей в одну из наиболее часто используемых социальных категорий [20].

Важным становятся вопросы о том, как именно мы соотносим лицо с полом – врожденная ли это способность, лицо какого пола обрабатывается лучше, то есть точнее и быстрее? Большое количество исследований посвящено изучению восприятия лиц новорожденными детьми. К примеру, авторы исследования 2005 года анализируют эмпирические данные касательно того, что младенцы по-разному категоризируют и распознают мужские и женские лица [24]. Преимущество в процессе обработки отдается женским лицам. Для понимания данной асимметрии в категоризации и обработки лиц авторы дают оценку трем механизмам, которые могут влиять на категоризацию младенцами человеческих лиц: различному опыту распознавания женских и мужских лиц, раннему визуальному предпочтению женских лиц, в противоположность мужским, и диапазону физических различий в образцах категорий. Большинство авторов все же склоняется к мнению, что опыт общения младенца с матерью во многом влияет на более «свободное» восприятие женского лица по сравнению с мужским [25].

С возрастом человек лучше справляется с задачей категоризации лица по полу, на это также указывают результаты проведенных экспериментов. К примеру, было проведено исследование, где испытуемые разных возрастов [дети 7-10 лет и взрослые 20 лет] должны были определять пол по лицу без наличия сопутствующих атрибутов [волос, одежды и так далее] [29]. В качестве стимулов предъявлялись лица взрослых и детей. Авторы говорят о том, что экспериментальная группа, где участниками были дети, хуже справлялась с классификацией лиц взрослых людей, в то время как взрослые участники с подобными трудностями не столкнулись. Тем не менее, обе экспериментальные группы имели трудности в классификации детских лиц по полу, как правило, случайно распределяя предъявленные лица по категориям.

Изучая восприятие лиц разных полов, авторы экспериментальных статей не могли не обратить внимание на пол самих испытуемых при выполнении задачи. Известно, что в задачах на распознавание и классификацию женских лиц было выяснено, что женщины более успешно справляются с заданиями [22]. Более высокие показатели распознавания лиц женщинами могут указывать на более частые контакты женщин с женщинами [матерью, бабушкой, сестрой] в детском возрасте, однако на данный момент еще нет однозначного ответа на вопрос о причинах подобного распознавания.

Мы можем извлекать информацию о половой идентичности из лиц зачастую независимо от наличия или отсутствия дополнительных визуальных сигналов [28]. О половой принадлежности нам сигнализирует сама структура лица: общие пропорции, форма головы и прочее [30]. Имеющиеся данные говорят нам о том, что, к примеру, форма и расположение бровей играет большую роль при определении пола человека по лицу [14]. Процесс категоризации, то есть отнесения лица к определенному классу, категории [возраста, расы, пола, эмоции] происходит, как правило, автоматически [19], мы не тратим время на обработку лица, сознательно не выбираем, какой социальной категории отнести лицо. Однако порой могут возникать некоторые трудности. К подобным трудностям можно отнести положение лица, степень того, насколько закрыты некоторые части лица и прочее. В исследовании Е. А. Никитиной [6] изучались результаты опознавания пола по лицам с помощью варьирования способов представления стимульных изображений. При предъявлении изображений незнакомых испытуемым лиц на их категоризацию по полу значимо влияют следующие два условия: статическое или динамическое изображение стимулов, а также, к примеру, открыты ли уши на фотографии. Роль перечисленных факторов, влияющих на категоризацию лица, нельзя недооценивать.

Как будет восприниматься испытуемыми неоднозначное лицо, которое сочетает в себе характеристики сразу двух категорий? Большую популярность в последние годы приобрели исследования, где рассматривались смоделированные с помощью техники морфинга лица, которые сочетают в себе внешние признаки сразу нескольких рас. Очевидно, что потребность в таких исследованиях и результатах появилась, так как в мире с каждым годом возрастает количество межнациональных, межрасовых семей. Интересным становится вопрос, как человек будет категоризировать подобное смешанное лицо? Опираясь на имеющиеся данные, можно утверждать, что испытуемые склонны относить представленное лицо к противоположной [относительно своей] расе. Этот феномен получил название «other-race-effect» [ORE].

Неоднозначные, двойственные лица могут быть не только расово неоднозначными, они могут быть неоднозначными по полу. Как правило, в подобных исследование также, как и в задачах на определение расы, используется техника морфинга, лицо приобретает и мужские и женские черты. В случае с категоризацией лица по полу, при выборе пола в условиях неоднозначности, испытуемые также склонны соотносить представленное лицо с противоположным полом – данный фактор также необходимо учитывать при проведении исследований, касающихся изучения процесса категоризации неоднозначного лица [18]. Лица противоположного пола, как правило, требуют меньше времени на обработку, чем лица того же пола, что и испытуемый. Подобный феномен согласуется с эволюционными объяснениями.

Можем ли мы каким-то образом повлиять на выбор испытуемого в условиях неоднозначности? В качестве фактора влияния на выбор испытуемого используется такой прием, как прайминг. Феномен прайминга принято относить к явлению имплицитной памяти — запоминанию и последующему воспроизведению какого-либо материала или действия без осознания самого факта его запоминания и воспроизведения [17]. Разделяется несколько видов прайминга – среди них, к примеру, семантический, когнитивный, эмоциональный, сенсорный, перцептивный, а также осознаваемый и неосознаваемый. Остановимся на последнем. «Основание для данного различения — присутствие или отсутствие прайма в сознании в результате его появления и соответственно возможность либо невозможность в явной форме отчитаться о нем» - утверждает Фаликман в своей статье [19, с. 91]. Давно известно, что далеко не все из того, что воспринимается человеком и афферентирует его поведение, осознается. С технической точки зрения отличие прайма осознаваемого от неосознаваемого заключается во времени его предъявления. Время предъявления неосознаваемого прайма должно быть таким, чтобы испытуемый не мог успеть сознательного его обработать. 

В своей работе автор склоняется к мнению, что формулировка «подпороговый/надпороговый» прайм является более адекватной, поскольку сам факт прайминга по определению не осознается [10, с. 91] Однако в случае неосознаваемого прайминга речь не обязательно идет именно о подпороговых значениях интенсивности прайма. Помешать осознанному восприятию прайма при его надпороговой интенсивности может, например, его последующая маскировка. В таком случае прайм преодолевает порог восприятия, однако не обрабатывается вовремя механизмами внимания, вследствие чего информация о нем не достигает сознания [21]. В других случаях за различением подпорогового и надпорогового прайминга стоит длительность предъявления. Надпороговый прайм, как правило, предъявляется испытуемым как некоторая задача перед прохождением эксперимента. Это могут быть наводящие вопросы, видеозапись, фильм, аудиозапись разговора – все то, что может оказать влияние на выбор испытуемыми категории при предъявлении неоднозначного, двойственного лица.

Прайминг может оказать влияние на скорость решения задачи, скорость ответа на вопрос. Если не говорить о восприятии лиц, то в пример можно привести задачи на решение анаграмм. В подобных исследованиях авторы часто прибегают к использованию разного рода прайма, что чаще всего ускоряет решение испытуемым задачи. В таких случаях прайм работает как некая подсказка [13]. Подпороговый, то есть неосознаваемый прайминг представляет собой более сложное явление. До сих пор механизмы его влияния до конца не изучены. Тем не менее ряд исследований посвящен демонстрации того, что стимулы, предъявляемые на уровне ниже порога осознания, оказывают позитивное влияние на опознание связанных с ними объектов и решение других семантически связанных задач [11]. В задаче на отнесение неоднозначного лица к определенной категории подпороговый прайминг начал использоваться как один из факторов влияния на выбор испытуемого. Как правило, в исследованиях с использованием неоднозначных по расе лиц, в качестве установки используется некий контекст, который накладывается на последующее восприятие изображения лица, стереотип о той или иной расе. Может ли некая неосознаваемая установка в виде стереотипа повлиять на выбор категории, ведь, как известно, человек зачастую опирается именно на стереотипы, на общественное мнение?

Не всегда можно понять однозначно, что стоит за словом «стереотип». Считается, что это «принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте» [5]. Стереотипы играют огромную роль в нашей социальной жизни, присутствуя, и изменяясь в обществе с каждым годом. Говоря о гендерных стереотипах, стоит сказать, что они классифицируются как социокультурные стереотипы, которые сформировались на основании восприятия и толкования половых различий в разные исторические периоды. Исторически сложившиеся взгляды на разные социальные роли мужчины и женщины постепенно «вплетаются» в общественное сознание. Предположу, что стереотипы, как гендерные, так и масса других, транслируются из СМИ, из реклам, фильмов и любых других источников массовой культуры. Нам всегда легче структурировать ожидания о человеке, опираясь на его пол, объединять представления о мужчинах и женщинах: гендерные стереотипы помогают нам быстрее ориентироваться в собственной речи и не только.

Исторически деление на своих и чужих по принадлежности к одному племени, цвету кожи, языку или полу было абсолютно необходимым. Стереотипы позволили нам автоматически воспринимать «чужих» как источник угрозы – и на протяжении многих веков так оно чаще всего и было. Стереотипы являются нашей способностью категоризировать мир. Установки работают подобно роботам, глобально стереотипы осуществляют самую примитивную сортировку информации, с которой мы сталкиваемся. К примеру, в лесу при поиске грибов мы, как правило, умеем отличать мухоморы и поганки от съедобных грибов. Это распределение работает по принципу «свой-чужой».

Степень влияния стереотипов на нашу социальную жизнь нельзя недооценивать. К примеру, в американском исследовании 2019 года был поднят вопрос о влиянии гендерных стереотипов на отношение к жертве сексуального насилия [12]. Было показано, что в современном западном обществе распространено предвзятое отношение к чернокожим женщинам, подвергшимся насилию. Результаты говорят о том, что общественное мнение, распространенность стереотипов, которые далеко не всегда являются правдивыми – все это может отражаться на безопасности и защищенности жертв насилия, качестве их жизни. Это и ряд других исследований показывают обратную сторону влияния стереотипов на общественное мнение.

В отечественной среде теме гендерных стереотипов не уделено достаточно внимания, однако, рассматривать роль стереотипов в моей работе необходимо именно с использованием российских источников из-за колоссальной разницы менталитетов. Как в современном обществе воспринимаются гендерные стереотипы разными группами испытуемых? Считаю важным упомянуть обзорную российскую статью, где исследуется языковое сознание детей разных возрастов, как формируется понятие о разных гендерах и как зарождаются стереотипы [4]. В своей статье автор исследует гендерные стереотипы как способы концептуализации представлений о мужчине и женщине в языковом сознании ребенка. Анализируя материал, полученный методом прямого толкования слов, Ефремов выявляет то, как в языковом сознании школьника гендерные стереотипы формируют не только сами концепты мужчина и женщина, но и в целом представление о маскулинности и феминности, а также о взаимоотношении между полами. Более того, гендерные стереотипы активно используются в речемыслительной деятельности ребенка уже к семи годам при определении признаковых и абстрактных слов. Это свидетельствует о глубинном характере и высокой степени освоенности когнитивных структур. Изначально дети учатся противопоставлять свой пол противоположному. Некоторое время дети разных полов существуют в антагонистических взаимоотношениях. К 11-12 годам ребенок уже использует в своей речи метафоры и сравнения, связанные с гендером, в том числе, к примеру, относя слово «свободен» к значениям «не женат», «холост». К этому возрасту в речи ребенка может прослеживаться так называемый языковой сексизм – к слову «девочка» все чаще используют слова, такие как «слабый пол». Так, можно сделать вывод о том, что дети довольно рано начинают пользоваться в речи гендерными стереотипами.

Взгляды людей на стереотипы с каждым годом меняются, а потому стоит обратить внимание на отечественное исследование 2017 года, целью которого было изучение и описание компонентов и структур гендерных стереотипов у женщин разных возрастных групп [7, с.18]. В ходе эксперимента были рассмотрены факторы общей привлекательности, современности, феминности [традиционно женских качеств], маскулинности [традиционно мужских качеств], а также андрогинности [гендерно нейтральных качеств] и другие. В паре противоположных качеств феминности —маскулинности было выявлено, что с возрастом показатели уровня феминности повышаются, а маскулинности наоборот – понижаются. Это говорит о тенденции к феминизации с возрастом.  Показатели фактора андрогинности в первой группе выше, чем во второй и третьей, что может быть связано с тем, что испытуемые в первой группе находятся в стадии формирования гендерной идентичности [возрастная группа 18-25 лет]. По результатам проведенного исследования можно сделать выводы о том, что традиционно женские качества, то есть качества, какими принято наделять женщину в обществе, более выражены у старшей возрастной группы. Гипотеза автора о наличии разницы в гендерной картине личности у разных возрастных групп подтвердилась, а потому вопрос о том, как воспринимаются стереотипы в виде образов и изображений среди разных возрастных групп, становится все актуальнее.

Продолжая тему стереотипов, нужным будет отметить то, что перед нами далеко не всегда оказывается явный стереотип – к примеру, в рекламе чаще всего используется некий атрибут, отражающий принадлежность определенному полу, образ, явление, характерное для пола, цвет. Таким образом, можно сказать, что в СМИ, а также в целом в массовой культуре стереотип нередко рассматривается в качестве метода подсознательного, подпорогового влияния на человека. В данном случае стереотип играет роль прайма, который должен каким-то образом повлиять на целевую аудиторию фильма, рекламы.

Возвращаясь к теме восприятия лица, а также социальной категоризации, можно ли использовать стереотип в качестве некоторой установки при восприятии лица – ведь лицо, как я уже писала ранее, является одним из самых сложных для восприятия стимулов? Среди теоретического материала можно найти не так много источников, где поднимается тема взаимосвязи категоризации лица и стереотипов. Известна статья, где изучается влияние контекста на дальнейшую категоризацию лица, контекст в данном случае выглядит как транслирование стереотипа, касающегося определенной расы [3]. По результатам описанного исследования можно говорить о том, что одним из факторов влияния на социальную категоризацию лица можно назвать стереотип, который предъявляется в качестве неосознаваемого прайма. Таким образом, можно предположить, что влияние стереотипа в качестве подпорогового прайма может выступать в роли одного из факторов, влияющих на категоризацию лица. На основе проведенного теоретического анализа можно сделать вывод о недостаточной изученности влияния подпорогового прайминга при восприятии гендерно-неоднозначных лиц


Список литературы

1. Демидов А.А., В. А. Барабанщиков, Д. А. Дивеев. Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход / – М.: Когито-Центр, 2012. – 348 с.
2. Барабанщиков В. А., Жегалло А. В., Королькова О. А. Перцептивная категоризация выражений лица. – М.: КогитоЦентр, 2015. – 360 с.
3. Ворожейкин С. А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЦА ДРУГОГО //Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. – 2021. – №. 2. – С. 38-46.
4. Ефремов В. А. Гендерные стереотипы и концептуализация представлений о мужчине и женщине в языковом сознании ребенка //Сибирский филологический журнал. – 2009. – №. 1. – С. 191-200
5. Липман У. Общественное мнение /Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. С. 95-108
6. Никитина Е. А. Опознавание пола в зависимости от способа предъявления изображения лица //Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – №. 6. – С. 37-44.
7. Росновская В. С. Гендерные стереотипы у женщин разных возрастных групп. – 2017.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

9. Сергиенко Е. А., Никитина Е. А. Механизмы восприятия пола человека по изображениям лиц новорожденных //Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – №. 4. – С. 5-13.
10. Фаликман М. В. Прайминг и прайминг-эффекты (эффекты предшествования) //Виртуальная лаборатория когнитивной науки. URL: http://virtualcoglab. cs. msu. su/projects/priming. html [дата обращения: 8.04. 2022].
11. Чуприкова Н. И., Юревич А. В. Методологические проблемы в экспериментальных исследованиях неосознаваемых когнитивных процессов //Естественно-научный подход в современной психологии. – 2022. – С. 42.
12. Alley D. et al. Race-based sexual stereotypes influence ratings of child victims in sexual abuse cases //International journal on child maltreatment: research, policy and practice. – 2019. – Т. 2. – №. 4. – С. 287-308.
13. Berndt E., Dudschig C., Kaup B. Green as a cbemcuru: modal as well as amodal color cues can help to solve anagrams //Psychological Research. – 2020. – Т. 84. – №. 2. – С. 491-501.
14. Campbell R. et al. More about brows: How poses that change brow position affect perceptions of gender //Perception. – 1999. – Т. 28. – №. 4. – С. 489-504.
15. Ewoldsen D., Mares M. L., Scharrer E. Conceptual underpinnings of how priming works. – 2021. DOI: 10.1002/9781119011071.iemp0069
16. Ekman P. et al. Universals and cultural differences in the judgments of facial expressions of emotion //Journal of personality and social psychology. – 1987. – Т. 53. – №. 4. – С. 712.
17. Gilder T. S. E., Heerey E. A. The role of experimenter belief in social priming //Psychological science. – 2018. – Т. 29. – №. 3. – С. 403-417.
18. Hofmann S. G., Suvak M., Litz B. T. Sex differences in face recognition and influence of facial affect //Personality and Individual Differences. – 2006. – Т. 40. – №. 8. – С. 1683-1690.
19. Jacques C., Rossion B. The speed of individual face categorization //Psychological science. – 2006. – Т. 17. – №. 6. – С. 485-492.
20. Johnson K. L., Alt N. P. Categorization by Sex. –2018 https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-3-319-16999-6_2428-1 [дата обращения: 15.04.22].
21. Kiefer M. Cognitive control over unconscious cognition: flexibility and generalizability of task set influences on subsequent masked semantic priming //Psychological Research. – 2019. – Т. 83. – №. 7. – С. 1556-1570.
22. Lewin C., Herlitz A. Sex differences in face recognition—Women’s faces make the difference //Brain and cognition. – 2002. – Т. 50. – №. 1. – С. 121-128.
23. Maurer D., Le Grand R., Mondloch C. J. The many faces of configural processing //Trends in cognitive sciences. – 2002. – Т. 6. – №. 6. – С. 255-260.
24. Ramsey J. L., Langlois J. H., Marti N. C. Infant categorization of faces: Ladies first //Developmental Review. – 2005. – Т. 25. – №. 2. – С. 212-246.
25. Rennels J. L. et al. Asymmetries in infants’ attention toward and categorization of male faces: The potential role of experience //Journal of Experimental Child Psychology. – 2016. – Т. 142. – С. 137-157.
26. Tsao D. Y., Livingstone M. S. Mechanisms of face perception //Annu. Rev. Neurosci. – 2008. – Т. 31. – С. 411-437.
27. Tripathi P. et al. Evolution of Newborn Face Recognition //Deep Learning-Based Face Analytics. – Springer, Cham, 2021. – С. 167-187.
28. de Waal F., Pokorny J. J. Faces and behinds: Chimpanzee sex perception //Advanced Science Letters. – 2008. – Т. 1. – №. 1. – С. 99-103.
29. Wild H. A. et al. Recognition and sex categorization of adults' and children's faces: Examining performance in the absence of sex-stereotyped cues //Journal of experimental child psychology. – 2000. – Т. 77. – №. 4. – С. 269-291.
30. Yamaguchi M. K., Hirukawa T., Kanazawa S. Judgment of gender through facial parts //Perception. – 2013. – Т. 42. – №. 11. – С. 1253-1265.

Расскажите о нас своим друзьям: