Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 741.021.4

Дата публикации 25.05.2022

Формирование у обучающихся способности анализа и изображения формы средствами учебного рисунка в архитектурно-художественном образовании

Зубкова Людмила Константиновна
старший преподаватель кафедры архитектуры, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина», РФ, г. Краснодар, Lyudmila.l-k@yandex.ru

Аннотация: Изложена структура организации учебного процесса обучения рисунку. Раскрыты основные методы формирования у обучающихся умения анализа структуры и конструкции формы предмета. Представлены виды изображения формы и последовательность построения изображения на плоскости средствами учебного рисунка.
Ключевые слова: рисунок, форма, конструкция, анализ, методика, изображение.

Formation in students of the ability to analyze the perception and image of the form by means of educational drawing in architectural and artistic education

Zubkova Ludmila Konstantinovna
Senior Lecturer of the Department of Architecture, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Kuban State Agrarian University them. I. T. Trubilina, Russian Federation, Krasnodar

Abstract: The structure of the organization of the educational process of teaching drawing is outlined. The main methods of forming the students' ability to analyze the structure and design of the form of an object are disclosed. The views of the image of the form and the sequence of constructing the image on the plane by means of educational drawing are presented.
Keywords: drawing, form, design, analysis, technique, image.

Правильная ссылка на статью
Зубкова Л.К. Формирование у обучающихся способности анализа и изображения формы средствами учебного рисунка в архитектурно-художественном образовани // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogy/articles/formirovanie-tsennostej-patriotizma-u-shkolnikov-na-primere-vpkordenhtml.html (Дата обращения: 25.05.2022)

В архитектурно-художественном образовании рисунок является необходимым средством профессиональной подготовки, развивает у студентов объемно-пространственное мышление, творческое воображение, умение видеть структуру существующей и создаваемой натуры, помогает выражать архитектурно-конструктивные идеи графическими средствами, позволяет переносить видимый окружающий мир на двухмерную плоскость листа. Для будущего архитектора рисунок неразрывно связан с черчением, математикой, физикой и другими точными науками.

Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с нормативной документацией - учебным планом и  рабочими программами, которые включают в себя большой спектр технических и методических средств обучения [1, 4]:

- проведение разных форм занятий: теоретических (лекции), практических, лабораторных, самостоятельных;

- наличие методических и наглядных пособий;

- наличие технических средств обучения (ТСО): видео-материалы, компьютерные программы, натурный материал и т. д.;

- наличие учебной и методической литературы и т.д.

Одна из основных задач педагога – научить студента конструктивно видеть геометрическую структуру, понимать форму с точки зрения ее пространственной организации [3]. В. С. Кузин говорил: «Учитель изобразительного искусства, как и все другие учителя, вооружает учащихся  системой научных знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой, формирует его мировоззрение, идеалы, развивает внимание, наблюдательность, память, воображение, воспитывает волю, чувства, формирует художественные способности и умение творчески мыслить» [6].

 Для этого, из перечисленных выше средств на практических занятиях по рисунку педагог активно использует техническое средство обучения – натурный материал, включающий геометрические тела, архитектурные розетки, капители, слепки гипсовых голов, чучела птиц, анатомические муляжи. Формируя способность анализа предмета, педагог, показывая натурный материал со всех сторон, имеет возможность детально и структурно объяснить закономерность строения формы предмета, методическую последовательность её изображения.

Все вопросы конструкции, движения, пропорций, перспективы, светотени, цвета, фактуры, композиции должны решаться взаимосвязано и одновременно [2, 7]. В обучении архитектурному рисунку педагог использует методы анализа формы и ее  художественного изображения.

Метод анализа формы

Большую часть информации человек получает в результате общения с внешним миром через органы зрения. Зрительное восприятие является изучением окружающего мира и сопровождается активным мыслительным процессом.

Анализ – это метод изучения формы путем ее разложения на составные элементы (простые геометрические формы) [14]. Для того чтобы представить себе характер трехмерной формы, нужно рассмотреть ее со всех сторон, представить наиболее характерные разрезы и сечения. В сложной, насыщенной мелкими деталями форме необходимо увидеть геометрическую основу структуры, большой объем, строение и взаимосвязь составляющих элементов. Важно уметь выделять геометрическую пространственную связь в сложной форме, видеть основные формирующие узлы. В основе всех сложных форм лежат простейшие геометрические тела, нужно проанализировать все составляющие части, выделить характерные узлы. Таким образом, используя принцип узловых основных точек, можно правильно построить перспективное изображение предмета.

Анализируя форму, рисующий при помощи графических средств выражает структуру и конструкцию ее внутреннего строения [9].

Метод анализа пропорций

Правильное соблюдение пропорций изображаемого объекта дает возможность передать его основные характеристики. Под словом «пропорции» понимается гармоничное соотношение размеров различных элементов, составляющих форму, и между каждым из них и целым. Пропорциональные отношения могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по цвету, по освещенности,  по насыщенности и т. д.

Чувство пропорций основано на развитом чувстве линейных соразмерностей. Эти знания студент получает на занятиях рисунком при изображении простых геометрических тел.

Умение оценивать соотношение частей, чувство пропорции очень важно для успешной практической деятельности. Сооружение, в котором соблюдены пропорции между функциональными, экономическими, эстетическими требованиями, становится подлинным произведением искусства. Ярким примером является система архитектурных ордеров, которая пережила многие столетия.

Метод масштабирования

При рисовании архитектурных объектов (малых архитектурных форм или архитектурных комплексов) необходимо учитывать масштаб сооружения. Мерой масштаба является человек, масштаб сооружения зависит от окружающего пространства, определяется соотношением частей и целого.

Выполняя рисунки архитектурных сооружений, необходимо  внимательно проанализировать пространственную ситуацию: на основе наблюдения нарисовать схему генерального плана; выполнить рисунки фасадов и необходимых разрезов, желательно соблюдая проекционные связи между видами; изобразить фигуру человека, как можно точнее передав его физический размер относительно архитектурного сооружения.

Метод симметрий

Симметрией является одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Простейший вид симметрии – это зеркальная симметрия правого и левого – одна половина формы как бы отражение второй половины.

Умение оперировать понятиями симметрии и равновесия при анализе форм окружающего мира дает возможность видеть различные виды симметрии, которые наблюдаются в природе (зеркальная, центральная, поворотная и т. д.).

Рассмотренные методы являются основными при анализе формы предметов. Далее, в зависимости от поставленной практической задач, педагог, используя множество приемов обучения, учит выбирать необходимый вид изображения формы, а так же раскрывает художественно-выразительные возможности графических материалов при передаче фактуры и материальности предметов [16].

Виды изображения формы

Виды изображений могут быть различными – ортогональными, перспективными, аксонометрическими. Выбор вида изображения зависит от конкретных задач, поставленных перед рисующим. Главное качество архитектурного рисунка – это четкость и разборчивость изображения. Он должен иметь конструктивный характер и четкое определение геометрических связей между составляющими изображаемой формы [15].

Особенностью аналитического рисунка является то, что многие части и детали рисующий должен представить, например, перспективное изображение по ортогональным видам объекта. Нужно сравнить размеры объекта по вертикали и по горизонтали, изучить вид сверху или план объекта. Составить для себя представление об общих истинных размерах объекта в пространстве. Представить, как будут искажаться элементы объекта в перспективе, подобрать такую точку зрения для изображения объекта, которая дает наименьшие перспективные искажения.

Чаще всего в реалистическом архитектурном рисунке используется перспективное изображение, являющееся одним из множества видов изображений. Как система изображения объемных тел на плоскости, перспектива учитывает их пространственную структуру и удаленность отдельных частей от наблюдателя. В изобразительном искусстве она  выступает как выражение стремления к воссозданию образа реального, видимого мира. Из множества видов перспектив выделяют «линейную», которая излагает законы сокращения видимых размеров предметов, и «воздушную», которая указывает на перспективное изменение  цвета  в   зависимости  от  расстояния и потерю отчетливости и контуров предметов при удалении.

При восприятии каждого объекта существует своя выгодная точка зрения, с которой объект выглядит более выразительно [8]. При выполнении длительного рисунка следует внимательно отнестись к анализу пространственной ситуации. Можно обойти постановку или объект вокруг. Наблюдая предмет с разных точек зрения, видно как его внешний вид изменяется в зависимости от того, откуда на него смотрят. Сначала лучше выполнить ряд набросков, меняя место расположения и уровень линии горизонта. Потом выбрать наиболее выразительное положение, в котором лучше всего будет читаться движение и конструктивная основа объекта. При выполнении рисунка по представлению необходимо также сделать сначала ряд зарисовок, определить самый выразительный ракурс, а потом вести построение предмета.

Последовательность изображения формы средствами учебного рисунка

При выполнении учебного рисунка педагог учит последовательности построения изображения на плоскости. Рисование ведется от общего к частному. Многие знаменитые педагоги выделяют пять основных стадий выполнения учебного рисунка [11]:

1. Размещение на листе будущего изображения, пометка композиционного размещения крайними точками, нахождение геометрического центра композиции [13].

2. Пометка основных конструктивных узлов с учетом пропорций и перспективы, нанесение направлений движения основных масс.

3. Выявление линейных отношений, конструктивного строения, уточнение перспективы, прорисовка деталей.

4. Выявление формы светотенью, детальная проработка формы и моделировка на свету.

5. Анализ и обобщение светотеневых отношений изображения, придание целостности рисунку.

Формирование у будущих архитекторов  способности анализа восприятия и изображения формы в процессе выполнения учебных заданий по рисунку развивает их профессиональные качества и позволяет решать ряд учебных задач: усвоение закономерностей реалистического рисунка; развитие изобразительных умений и навыков; умение грамотно применять методику линейно-конструктивного рисунка; развитие умения работать по представлению;  развитие объемно-пространственного мышления; развитие аналитического мышления; изучение творческого наследия в архитектуре [5, 10, 12].


Список литературы

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований – М.: Педагогика, 1986 –239с.
2. Долгих О. Р. Архитектурный рисунок: Учебное пособие. Изд. Томский государственный архитектурно-строительный университет. 2020. – 140 с. [сайт] https://e.lanbook.com/book/170450
3. Зубкова Л.К., Турыгина Е.М. Методическое исследование преподавания изобразительной грамоты в истории развития архитектурно-художественного и строительного образования // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021. № 2. С. 336-352.
4. Зубкова Л.К., Турыгина Е.М. Развитие образного и объемно-пространственного мышления в курсе творческих дисциплин при обучении на архитектурно-строительном факультете КубГАУ // Сборник статей по материалам учебно-методической конференции: Высшее образование в аграрном вузе: проблемы и перспективы. КубГАУ, 2018. С. 6-7.
5. Киба М. П. Рисунок: метод. пособие по выполнению практических работ // Сост. М. П. Киба – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2020. – 32 с.: [сайт] https://e.lanbook.com/book/172172
6. Кузин В.С. Психология. Учебник // Под ред Б. Ф. Ломова 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Высш. школа, 1982. – 304с.
7. Кукушин В. С. Теория методика обучения – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 474с.
8. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. Автореф. дис. док. пед. наук. – М.: 1994. – 27с.
9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М.: Знание, 1980. – 95с.
10. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя – М.: Просвешение, 1990. – 192с.
11. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русская советская школы рисунка – М.: Просвещение, 1982. – 240с.
12. Рац А. В. Рисунок: методические указания по выполнению практических заданий для студентов бакалавриата очного отделения, обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура // сост. А. В. Рац. – Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. – 49 c. [сайт] http://www.iprbookshop.ru/36175.html
13. Трофимов В. А. и др. Основы композиции: учебное пособие // В. А. Трофимов, Л. П. Шарок. – Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2009. – 41 c. [сайт] http://www.iprbookshop.ru/67478.html
14. Турыгина Е.М., Зубкова Л.К. Методическая система формирования профессиональной художественной культуры // Сборник статей по материалам учебно-методической конференции: Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции. КубГАУ, 2017. С. 135-136.
15. Турыгина Е.М. Теоретический аспект формирования основ колористической культуры студентов инженерно-архитектурных факультетов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 1. С. 97-100.
16. Шорохов Е.В. Пути повышения эффективности изобразительного искусства. Межвуз. сб. науч. тр. МГПУ. – М.: Прометей, 1995.

Расскажите о нас своим друзьям: