Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 371.8

Дата публикации 25.05.2022

Формирование ценностей патриотизма у школьников (на примере ВПК «Орден»)

Корнюх Евгений Геннадьевич
аспирант кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г.Архангельск, Evgeny.kornuh@yandex.ru
Шадрина Светлана Владимировна
канд.э.н, генеральный директор ООО «Бизнес-Развитие», РФ, г. Архангельск, Bdev29@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются принципы и методы формирования ценностей патриотизма у младших школьников с учетом их возрастных и индивидуальных изменений. Авторами представлен опыт военно-патриотического клуба «Орден» (г. Архангельск), где удалось сформировать перечень технологий, повышающих вовлеченность школьников в патриотические мероприятия. Сделан вывод о том, что совместная деятельность родителей и детей, взрослых и школьников, сочетание событийной и трудовой функции позволяет формировать необходимые для гражданского общества ценности патриотизма.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, военно-патриотический клуб, принципы воспитания.

Formation of values of patriotism among schoolchildren (on the example of the military-industrial complex "Order")

Kornyukh Evgeny Gennadievich
postgraduate student of the Department of Pedagogy, Belgorod State National Research University, Russian Federation, Arkhangelsk
Shadrina Svetlana Vladimirovna
Candidate of Economics, General Director of LLC "Business Development", Russian Federation, Arkhangelsk

Abstract: The article discusses the principles and methods of forming the values of patriotism in younger schoolchildren, taking into account their age and individual changes. The authors present the experience of the military-patriotic club "Order" (Arkhangelsk), where they managed to form a list of technologies that increase the involvement of schoolchildren in patriotic events. It is concluded that the joint activity of parents and children, adults and schoolchildren, the combination of event and labor functions allows us to form the values of patriotism necessary for civil society.
Keywords: patriotic education, junior schoolchildren, military-patriotic club, principles of education.

Правильная ссылка на статью
Корнюх Е.Г., Шадрина С.В. Формирование ценностей патриотизма у школьников (на примере ВПК «Орден») // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogy/articles/formirovanie-tsennostej-patriotizma-u-shkolnikov-na-primere-vpkordenhtml.html (Дата обращения: 25.05.2022)

Защита интересов любого государства невозможна без патриотического воспитания подрастающего поколения. Младший школьный возраст является наиболее уязвимым при информационном воздействии антигосударственных элементов, в т.ч. в силу особенностей психического и когнитивного развития.  Учитывая, что для Российской Федерации характерна многокультурность и многоконфессиональность,  задачи патриотического воспитания еще более затруднительны. Актуальность темы исследования подтверждается и увеличению числа законодательных актов, регламентирующих патриотическое воспитание молодежи в последние годы. Особая роль в нормативно-правовом обеспечении гражданского образования отводится информационно-методическому письму Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (№13-51-08/13 от 15.01.2003 г.), в котором определена его главная цель - «воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве». Реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы позволяет уже сегодня получать конкретные результаты в регионах. В результате реализации регионального проекта к 2024 году планируется обеспечение увеличения численности детей и молодежи, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами, до 11 500 тысяч человек или 24% жителей страны [5].

Социолог Д.И. Петросьян в своей работе отмечает, что кризис патриотизма как «кризис целенаправленной коммуникации, где новые социокультурные реалии не синхронизируются со старым, инертным символическим потоком; попытки вызвать патриотическое чувство через объекты современности натыкаются на воспроизводство старых смыслов» [4,с.8]. В связи с этим актуальным становится поиск форм и методов вовлечения подрастающего поколения в патриотические движения с целью создания системного представления о Родине и чувства долга в условиях современного информационного влияния.

Учитывая психолого-педагогические особенности работы с младшими школьниками в первую очередь нужно сформировать само представление о том, что есть патриотизм. Здесь можно согласиться с мнением Н.Беспятовой, которая данное понятие раскрывает как:

«- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ;

- чувство уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу государства и его народа, за их будущее, которое выражается в стремлении посвящать весь свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности» [1].

При вовлечении учащихся младших классов в активную работу, независимо от ее направления, педагогам и лидерам общественных движений  необходимо основывать свою работу на следующих принципах:

− принцип доступности;

– принцип этапности;

− принцип времени;

– принцип синергии [3].

Рассмотрим данные принципы подробнее. Принцип доступности предполагает, что организация работы, распределение средств и предметов труда происходит в соответствии с возрастом школьников. Принцип этапности заключается в распределении работы на отдельные блоки и задачи,  контроль за которыми могут вести родители, педагоги, сами учащиеся.

 Принцип времени в первую очередь ориентирует на умение осуществлять задачи в конкретные отрезки времени, а также настраивает на формирование умений доводить начатое до конца. Принцип синергии традиционно применяется для достижения большего эффекта в случае задействования нескольких качеств школьников. Так, очевидно, что коллектив школьников может сделать более интересный проект, чем один ученик.

Данные принципы  были заложены в основу реализации одного из проектов, направленных на патриотическое воспитание школьников города Архангельска.

Военно-патриотический клуб «Орден», начавший свою работу в 2010 году, позволил обучить в соответствии с указанными принципами почти 1360 школьников.

В патриотизме существуют традиционные детские проекции, что было учтено в деятельности клуба:

«-  благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет);

-  уважения детьми родителей (признание авторитета отца, отец - носитель социальных норм);

-  возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец - защитник, покровитель, наставник);

-  возможности детей получить тепло, ласку, а также возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящих родителей)» [2, с.4].

Если на первых этапах развития клуб больше объединял школьников, желающих занять свое свободное время, то теперь основным принципом работы является совместная деятельность.

Через совместные дела родителей, общественников, руководителей клуба, школьников формируется ценность созидания, формирования своего окружения и микромира. Организация трудовой функции, вовлечение в проведение мероприятий, создание дополнительных условий для физического развития позволяют обеспечить понимание младшими школьниками, что любовь к Родине – это и набор обязанностей. Дети  несут обязанности непосредственного участия в делах своей семьи, заботы о родителях и близких, в том числе  в трудную минуту.  В итоге появляется важная составляющая отношений субъекта и страны – жить с Родиной одной судьбой. Получатель благ и добра  - некий должник, реализующий свой патриотический долг.

В клубе реализуются ставшие уже традиционными следующие мероприятия:

- выставки «Оружие Победы», «Современное оружие»;

- патриотическая игра «Наша Победа»;

- уроки «живой» истории, адаптированные под младший школьный возраст;

- военно-патриотическая игра «Я будущий офицер»;

- «выходной с папой»;

- однодневные военно-патриотические сборы.

Практика клуба показывает, что важным аспектом осуществления патриотического воспитания школьников является следование  принципу сочетания «событийности — повседневности».  Для ребят важны яркие массовые мероприятия, акции, куда можно встроить педагогические задачи. Они ценят патриотическую символику, возможность выделиться лично или коллективно среди других сверстников (так, высок спрос на значки, специальную форму, головные уборы), в том числе, подчеркивая свою взрослость, что соответствует их внутренним психологическим ресурсам.

Патриотическое воспитание предполагает использование разных общественно значимых сфер: историко-культурное наследие, спортивные состязания, охрана природы, общественно-политическая активность и т.д. Именно это позволяет задействовать школьников, которые хотят развиваться изначально только в одной области, постепенно вовлекая в другие сферы жизни клуба, а, в конечном счете, патриотического движения.

Благодаря этому, происходит формирование многогранного понятия «патриот» в сознании школьника.  Оно включает:

- отождествление себя с героическим прошлым России;

- формирование желаемого будущего (например, будущий летчик, десантник, военный, корреспондент);

- соотнесение себя с Родиной со своим городом, домом, двором (особенно школьным двором);

- идентичность с российской многонациональной культурой, традициями россиян, северян, родителей.

Безусловно, в этом помогают классические методы развития потенциала учащихся:

 - правильная психологическая установка;

- активная роль школьника;

- поощрение и стимулирование детей к деятельности, в том числе создание условий, где они могут проверить себя, выдача грамот, благодарностей;

- внутренняя мотивация школьника.

При осуществлении патриотического воспитания в клубе «Орден» сформирована система педагогических условий, которая включает три компонента: организационный, образовательный и материально-технический.

К организационным условиям относится весь комплекс мероприятий,  ставшие традиционными в большинстве случаев, осуществляемых с использованием всех средств и проводимых в соответствии с определенными формами, которые могут максимально реализовать поставленные задачи.

Образовательные условия - это  теоретические и научно-практические положения, концепции по организации и проведению военно-патриотического воспитания. Для того, чтобы данный элемент системы был эффективен, существует практика привлечения педагогов, а также обучение педагогическим знаниям тех, кто заинтересован вести деятельность на базе клуба.

Безусловно, важным элементом являются материально-технические условия. В случае клуба это не только кабинеты для проведения занятий, а также музей касок, оружия, площадка для отработки навыков прыжков с парашютом, спортивная площадка, тир, плац и др. Также для «Ордена» было важно создать комфортные условия для подрастающего поколения, поэтому вопросы качественного освещения, оснащения и отопления также решались на протяжении всей деятельности.

Все три группы этих условий тесно взаимосвязаны. Лишь только их комплексное использование способствует достижению главной цели воспитания.

Таким образом, опыт ВПК «Орден» показывает, что формирование патриотического воспитания младших школьников активнее происходит в случае:

- разнонаправленной деятельности;

- привлечения их к созданию пространства, в том числе, через трудовую функцию;

- совместной деятельности со взрослыми.

Данный опыт может быть транслирован в другие города и регионы нашей страны с целью повышения эффективности реализации государственных задач в сфере патриотического воспитания.


Список литературы

1. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/ Н.К. Беспятова.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.
2. Куприянов Б.В. Патриотическое воспитание в современной школе// Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении: Сборник статей и методических рекомендаций/ Под ред. О.В. Миновской. – Кострома: КОИРО, 2013. – С.4-8.
3. Липкина Г.М. Основы процесса вовлечения учащихся младших классов в активную творческую деятельность: [Электронный ресурс].- https://infourok.ru/nauchnaya-statya-osnovi-processa-vovlecheniya-uchaschihsya-mladshih-klassov-v-aktivnuyu-tvorcheskuyu-deyatelnost-1683710.html.
4. Петросьян Д.И. Противоречия патриотических настроений как отражение
социальных изменений: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2011. - С. 8.
5. Федеральный проект «Патриотическое воспитание»: [Электронный ресурс]. - https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

Расскажите о нас своим друзьям: