Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 37

Дата публикации 31.05.2021

Влияние перспективного (иммерсионного) чтения на развитие критического мышления ребенка

Тарасова Алина Андреевна
студентка отделения филологии и истории, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета, г. Елабуга
Научный руководитель Бубекова Лариса Борисовна
канд. фил. наук, доцент кафедры русского языка, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета, г. Елабуга

Аннотация: Данная статья посвящена изучению влияния перспективного иммерсионного чтения на критическое мышление ребенка. Основываясь на особенностях технологии иммерсионного чтения показаны направления современных образовательных тенденций. Сделана попытка выделить распространенные проблемы в образовательном процессе, возникающих из-за низкого уровня критического мышления, приведены условия организации учебного процесса, которые способствуют активации критического мышления. Основное внимание уделено вопросу о взаимодействии перспективного иммерсионного чтения и формирования критического мышления ребенка в условиях современной реальности.
Ключевые слова: критическое мышление, образовательный процесс, перспективное чтение, иммерсионное чтение, анализ информации.

The effect of prospective (immersion) reading on the development of critical thinking of the child

Tarasova Alina Andreevna
student of the Department of Philology and History, Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga
Scientific adviser Bubekova Larisa Borisovna
Cand. phil. of Sciences, Associate Professor of the Russian Language Department, Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga

Abstract: This article is devoted to the study of the influence of promising immersion reading on the critical thinking of the child. Based on the features of immersion reading technology, the directions of modern educational trends are shown. An attempt was made to highlight common problems in the educational process arising from the low level of critical thinking, the principles of organizing the educational process that contribute to the activation of critical thinking are given. The main focus is on the interaction of promising immersion reading and the formation of critical thinking of the child in the conditions of modern reality.
Keywords: critical thinking, educational process, perspective reading, immersion reading, information analysis.

Правильная ссылка на статью
Тарасова А.А. Влияние перспективного (иммерсионного) чтения на развитие критического мышления ребенка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-perspektivnogo-immersionnogo-chteniya-na-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-rebenka.html (Дата обращения: 31.05.2021)

Методы: наблюдение, описание.

Актуальность нашей статьи обусловлена тем, что в рамках современного общества ребенок оказывается в среде, которая перенасыщена информацией различного рода тематики, происхождения и уровня достоверности, поэтому сейчас особо важен навык фильтрации и анализа огромного количества материала за наименее кратчайший срок – весомой помощью в данном вопросе является развитие критического мышления. И одним из способов развития критического мышления ребенка является технология перспективного иммерсионного чтения.

Целью нашей статьи является определение уровня влияния технологии перспективного иммерсионного чтения на развитие критического мышления ребенка. Объект изучения – критическое мышление ребенка. Предмет изучения – технология перспективного иммерсионного чтения. Говоря о степени изученности, следует отметить работы Кудрявцевой Е. Л., Мартинковой А.А., Эсауловой Е. В. в РИД «Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой», где описывается проведение образовательных работ с детьми по выявлению творческих, интеллектуальных, практических умений, знаний, навыков, проведение иммерсионных работ по развитию социо-компетенций и критического мышления. А также в работе Кудрявцевой Е.Л., Залепятской Л.В. «Метод «история в шести словах» (технология перспективного чтения)» показана концептуальная формулировка на прорабатывание активного и быстрого анализа, восприятия и дальнейшей передачи информации, «отфильтрованной» посредством работы критического мышления ребенка.

Нельзя не отметить, что за последние десятилетия значительно поменялись требования, предъявляемые выпускникам школ. В условиях современной реальности при выпуске из учебного заведения они уже должны не только обладать обобщенной суммой знаний и материала, но и располагать навыками критического мышления, иметь личный деятельностный опыт, способность быстрого реагирования на какие-либо нововведения и преобразования в социальной среде и умение выдвигать, обосновывать свою точку зрения на обширный круг проблем и явлений. И одними из самых распространенных проблем, наиболее ярко проявляющиеся в ходе учебного процесса и возникающих из-за низкого уровня критического мышления являются:

  1. пониженный интерес к литературе и отношение к чтению, как к бесполезному занятию, не несущего какой-либо пользы именно для современного ребенка – представителя поколения Z, для которого каждое действие должно быть совершено из-за извлекаемой из этого действия личной выгоды, так возникает такое явление, как немотивированный читатель;
  2. поверхностное погружение в текст; текст воспринимается учениками не интегративно, как некая составляющая реальности, окружающей среды, а кумулятивно – текст становится навязываемой ношей, информационным грузом, не представляющим ценности [3];
  3. отсутствие или отрицание возможности координации и регулирования реальной среды посредством воздействия на неё через текст;
  4.  вся система образования и концепция восприятия текста построена таким образом, что современный читатель становится пассивным объектом воздействия текстовой, звуковой, графической информации.

 Российский исследователь Кларин М.В. утверждает, что критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. А другой ученый Загашев И.О. в своем определении рассматривает критическое мышление как систему мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью [6]. Исходя из суждений о понятии критического мышления можно установить тот факт, что одним из важнейших навыков для плодотворного становления личности является умение, опираясь на свой жизненный опыт и личные соображения, прийти к какому-либо умозаключению, выводу путем активного взаимодействия с информационной средой. И тут стоит обратить внимание на то, что внедрение перспективного иммерсионного чтения в ходе образовательного процесса нацелено на достижение подобных результатов. Итогом успешного овладения приемами иммерсионного чтения должна стать – моментальная интеграция информации как собственного знания в реальную жизнь [2]. В современной отечественной и зарубежной педагогике уделяется большое внимание проблеме развития критического мышления. Многие ученые доказывают своими исследованиями важность и необходимость изучения данной проблемы в образовательном процессе. Американские ученые Ричард Пол и Линда Элдер, психологи, авторы Фонда критического мышления считают, что истоки критического мышления берут свое начало в философии и учении древнегреческого философа Сократа. «Сократический метод», форма вопросов и ответов, как способ обучения до сих пор является одним из известных методов критического мышления. В XVI в труде английского ученого Ф. Бэкона «Улучшение образования» выявлена проблема отказа от предрассудков и ложных представлений, так психологи Р. Пол, Л. Элдер говорят о том, что произведение Ф. Бэкона «Улучшение образования» может считаться одним из первых трудов по критическому мышлению. Следующая работа, которая была посвящена данной проблеме – это «Правила для руководства разумом» французского мыслителя Р. Дэкарта, он настаивает на том, что мышление должно основываться на вопросах, сомнениях и проверке сомнений опытным путем. А в XX веке автор известного труда Пауло Фрейре «Педагогика угнетенных» - книги, которая произвела революцию в западной системе образования, в ней указывается важность такого аспекта, как развитие критического сознания, мышления необходимого для отражения мира и сознательной его трансформации. Все научные исследования, труды привели к тому, что на сегодняшний день критическое мышление становится в один ряд с навыками социальной адаптации, межличностного общения, компьютерной грамотности и относится к наиболее значимым универсальным способностям, формируемым в ходе обучения [9].

Важнейшими особенностями критического мышления является то, что: данный вид мышления раскрывает усиление способностей для изучения, возникшей проблемы, вопроса ситуации; способствует интегрированию всех возможных знаний, информации о проблеме; воспроизводит поиск решения и гипотезы о возможном решении проблемы; дает обоснование собственной позиции, совокупность способностей, позволяющих исследовать проблему, вопрос или ситуацию, объединить имеющуюся информацию, высказать гипотезу, основанную на проработанном материале или готовом решении и обосновать свою позицию [9].

 Успешность развития критического мышления определяется, также дидактическими условиями, под которыми мы понимаем всю совокупность условий образовательного процесса, и от которых зависит эффективность обучения данному типу мышления. Так, к условиям развития критического мышления школьников в процессе образовательной деятельности следует отнести следующее:

− разработку специального курса и включение в содержание других дисциплин заданий, проблем, упражнений, направленных на отработку мыслительных умений и критичности ума;

− наличие диагностических методик определения уровня критического мышления с учетом возрастных особенностей, способностей и жизненного опыта учащихся;

− разработанность междисциплинарной технологии формирования критического мышления;

− преемственность технологий формирования критического мышления учащихся [8].

На данный момент можно сказать, что человек, который владеет навыком анализа, синтеза и передачи информации, активно использует технологию иммерсионного чтения, умеет в обосновании текста осуществлять свои интенции (искать и обретать в нем свои принципы, идеи, функционализировать его) [7], именно он в полной мере воплощает в себе черты высокоразвитой личности. Перспективное (иммерсионное) чтение – это технология системной «упаковки» образовательных проектных, проблемных и исследовательских кейсов на базе «ключевого» текста с целью его функционализации для конкретного читателя. Иммерсионное чтение своей главной задачей ставит собственно развитие всесторонне развитого человека с прогрессивным критическим мышлением, сама технология – это включение самого разнообразного опыта в исследовательской, образовательной, социальной, этнокультурной, проблемной, проектной областях в осмысление, преобразование и диагностику каких-либо явлений, выраженных как в текстовой, так и в анимационной формах [5]. Данная технология основывается на инклюзивном подходе и междисциплинарных решениях, опирается на практику смешанного обучения с учетом уже имеющегося у читателя багажа неформального и информального образования, использует приемы геймификации (начиная с функционального прочтения азбуки), брейнрайтинга, mind maps и многие другие приемы [10]. В образовательном процессе иммерсионное чтение применяется на основе литературных текстов на русском и коренных языках народов РФ, исторических (историко-культурных) текстов и текстов о природе, одно из важных преимуществ заключается в том, что возможно внедрение для любых текстов в любом формате (анимация, художественный и документальный фильм, газетная статья). Особенностями данной технологии является то, что:

- технология иммерсионного чтения эргономична, то есть идет от мотивации познания к мотивации деятельности. До сих пор большинство людей реализуют этот процесс неосознанно и не могут его автоматизировать (перевести в разряд умений и навыков) [10];

- технология иммерсионного чтения элементарна. Дается пошаговая структуру для осознанной автоматизации мотивационных кейсов на основе текста. То есть оказывается помощь в переосмыслении текста так, чтобы он сам стал мотиватором к осознанному прочтению и действию [10];

- технология иммерсионного чтения элективна, каждый доходит именно до того момента, который необходим им самим, осуществляется самостоятельный выбор.

Степень влияния перспективного иммерсионного чтения на развитие критического мышления ребенка можно проследить и в организации учебной деятельности, следуя основным положениям технологии, важно, чтобы:

- обучение не носило формальный характер, а темы, представленные на обсуждение вызывали искренний интерес и отклик у детей, включались процессы функционального внимания, создавались условия для проблемной ситуации и вопроса, что способствует активации критического мышления;

- суждения, умозаключения учеников воспринимались преподавателем как объекты, несущие в себе информационную, критическую, научную ценность, так как, если учитель обесценит какую-либо идею ребенка, занимающую важную роль в его мировоззрении, системе ценностей – это может стать поводом для возникновения преград в развитии критического мышления;

- в процессе обучения формировалось понимание того, что в условиях современного общества один из результативных рычагов воздействия на окружающую среду – это текст, любое явление, предмет насыщены информацией об его характеристиках, обладателе, условиях возникновения и при понимании всего этого ребенок получает доступ к моделированию и классификации ситуаций, нацеленных на проработку критического мышления;

- включение в образовательный процесс графического материала (таблиц, анимаций, рисунков, схем) и приемы геймификации (игровые технологии) [5], необходимые для того, чтобы наглядно продемонстрировать процесс мышления, который невидим для глаза, проследить ход мыслей, определить ступени зарождения какой-либо мысли и достижение умозаключения.

 Также нельзя исключить и тот факт, что иммерсионное чтение легко адаптируется к конкретным задачам конкретной целевой аудитории и при включении технологии перспективного иммерсионного чтения как один из способов развития критического мышления, то можно достичь следующие результаты:

- способность к четкому планированию последующих действий для достижения определенного результата;

- умение адекватно воспринимать и анализировать идеи другого человека [4], если они не соответствуют каким-либо собственным принципам или соображениям, не подвергать их сразу же тотальному отрицанию, а провести тщательный структурный разбор;

- в ходе работы уметь обнаруживать и формулировать собственные ошибки и в дальнейшем учитывать прошлые ошибки для того, чтобы не допускать их в будущем;

- навык четкого, структурированного построения рассуждений, плана изложения идеи;

- умение приходить к компромиссному решению, если в ходе работы возникают противоположные точки зрения, необходимо, чтобы принятое решение воспринималось, как равноценный синтез их суждений [1];

- способность выделения и распознавания основных моментов, главного смысла в текстах, различать, если появляется в этом необходимость, аналитические, художественные и критические основания от других материалов, улавливать границы обоснованной объективной аргументации от уже субъективных, носящих сугубо личный характер материалов.

Обобщая все выше сказанное, стоит выделить благотворное влияние иммерсионного чтения на становление и развитие критического мышления ребенка. Такой целостный подход к данному виду мышления позволяет расширить понятие разнородной взаимосвязанности реальной личности и современного реального мира, помочь провести работу над дестереотипизацией мышления, деклиширования мировосприятия и прийти к здоровому гибкому мышлению.


Список литературы

1. Василенко (Колесова) Е. П. Критическое мышление как современная проблема личности // Концепт. 2013. № 12. URL: http://e-koncept.ru/2013/13259.htm.-Гос. per. (дата обращения: 17.05.2021).
2. Кудрявцева Е.Л., Мартинкова А.А., Эсаулова Е.В. Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой // URL: https://edrid.ru/rid/217.015/946d.html (дата обращения: 05.05.2021).
3. Кудрявцева Е.Л., Залепятская Л.В. Метод «История в 6 словах» (технология иммерсионного чтения) // URL: https://edrid.ru/rid/217.015.eec6.html (дата обращения: 08.05.2021).
4. Ляхов А.В. Критическое мышление // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6. URL: https://human.snauka.ru/2013/06/3323 (дата обращения: 12.05.2021).
5. Мазунова Л.К., Кудрявцева Е.Л., Пуляевская А.М. Игра и игровые технологии как обязательный инструмент и содержание образования длиною в жизнь // Доклады Башкирского государственного университета. 2018. Том 3. №1. С. 152-156.
6. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (дата обращения: 02.05.2021).
7. Чатфилд Т. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение // Альпина Паблишер. 2019 – 328 с.
8. Шакирова Д.М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления //Педагогика. 2006. № 9 . С. 14-22.
9. Барбашина Э.В. Необходимость критического мышления в условиях трансформации образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. №2. С. 1777-1787.
10. Иммерсионное (проектное) формирующее чтение // URL: https://bilingual-online.net/wp-content/uploads/2021/02/29_01_guelfreih.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: