Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 372.874

Дата публикации 31.05.2021

Методы развития эстетической эмпатии в процессе изучения абстрактной живописи

Аветисян Анна Арменовна
студентка, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования, «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень), rusmilenko11@mail.ru
Жукова Анна Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень), anya_2112@mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается понятие эстетической эмпатии и её роль в становлении творческой личности учащихся детской художественной школы. Предложена авторская трактовка данного термина в опоре на определения, существующие в современной педагогике и психологии искусства. Определены и сформулированы направления работы по развитию компонентов эстетической эмпатии с учащимися. На основе теоретического осмысления методов развития эстетического восприятия и формирования художественной грамотности, отобраны и обобщены методы развития эстетической эмпатии. Разработана классификация данных методов: методы, основанные на взаимодействии ребенка с абстрактным искусством и методы творческого подражания. Описаны и систематизированы варианты возможных заданий по их реализации с учащимися младшего школьного возраста в детской художественной школе.
Ключевые слова: эстетическая эмпатия, абстрактная живопись, метод творческого подражания, метод анализа абстрактной живописи, метод творческих работ.

Methods for the development of aesthetic empathy in the process of studying abstract painting

Avetisyan Anna Armenovna
student, Federal State Autonomous Educational Institution higher education, «Tyumen State University» (Tyumen)
Zhukova Anna Mikhailovna
candidate of pedagogical Sciences, Federal state budgetary educational institution of higher education, «Tyumen state Institute of culture» (Tyumen)

Abstract: The article reveals the concept of aesthetic empathy and its role in the formation of the creative personality of students of children's art school. The author's interpretation of this term is proposed based on the definitions that exist in modern pedagogy and psychology of art. The directions of work on the development of the components of aesthetic empathy with students have been determined and formulated. On the basis of theoretical understanding of the methods for the development of aesthetic perception and the formation of artistic literacy, the methods for the development of aesthetic empathy were selected and generalized. A classification of these methods has been developed: methods based on the interaction of a child with abstract art and methods of creative imitation. Described and systematized options for possible tasks for their implementation with students of primary school age in a children's art school.
Keywords: aesthetic empathy, abstract painting, the method of creative imitation, the method of analyzing abstract painting, the method of creative work.

Правильная ссылка на статью
Аветисян А.А., Жукова А.М. Методы развития эстетической эмпатии в процессе изучения абстрактной живописи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metody-razvitiya-esteticheskoj-empatii-v-protsesse-izucheniya-abstraktnoj-zhivopisi.html (Дата обращения: 31.05.2021)

В современной художественной педагогике как на документально-регламентирующем (ФГТ), так и научно-методическом уровнях подчеркивается необходимость развития способности к эстетическому восприятию мира и искусства, которая, в свою очередь, расширяет художественно-творческие возможности обучающихся в детской художественной школе (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский и другие).

Полноценное эстетическое восприятие мира и искусства возможно при условии сформированности эстетической эмпатии (Е.М. Торшилова).

В данной статье мы обратимся к рассмотрению эмпатии не как психологическому феномену, а как к эстетической категории. Значимый вклад в развитие данного понятия внесли представители как зарубежной психологии искусства (Т. Липпс, К. Гроос, И. Фолькельт, В. Вундт), так и отечественной (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев). В трудах указанных исследователей еще не сформулировано понятие «эстетическая эмпатия», но они стремятся объяснить природу эстетических явлений через эмпатию и разрабатывают смежные с ней явления и теории.

Впервые термин «эстетическая эмпатия» вводит в научный обиход Е.Я. Басин, определяя его как «процесс идентификации реального Я автора и художественной формы» [1, с. 92]. По мнению автора, отправной точкой для эстетической эмпатии является художественная форма. Он отмечает, что, художественная форма – носительница, выразительница сложно организованного и обогащенного образного содержания [1, с. 92].

На современном этапе изучение эстетической эмпатии продолжается в работах таких авторов, как Н.В. Бутенко [2], М.М. Ковальзон [3], Т.И. Петухова [5], Е.М. Торшилова [6], Ю.С. Янцен [7] и других.

Например, Е.М. Торшилова под эстетической эмпатией понимает – особое «эстетическое чутьё» и чувство формы, которые проявляются «в восприятии и оценке человеком и произведения искусства, и продукта любой деятельности, и своего и чужого поведения, общения и речи» [6, с. 35]. Также чувство формы выступает базовой способностью творческой личности, готовой к воплощению художественного образа средствами выбранного искусства. Ю.С. Янцен, считает, что эстетическая эмпатия представляет собой «способность к постижению художественного образа, диалогу между эмоциональным миром произведения и внутренними переживаниями личности» [7, с. 107].

Обобщая данные трактовки и определения других, указанных ранее авторов, можно предположить, что в современной психологии и педагогике искусства под эстетической эмпатией понимается:

- вчувствование в художественный образ, объект, вызывающий эстетическую реакцию;

- способность к постижению художественного образа, диалогу между автором и зрителем;

- готовность к воплощению творческого замысла и образного содержания в художественной форме, которая является продуктом творческого воображения.

На основе этого определения можно выделить направления художественно-эстетической работы, которая будет способствовать развитию эстетической эмпатии у обучающихся:

  • развитие способности к сопереживанию эмоционального состояния, которое воссоздает произведение искусства;
  • развитие способности к сочувствию, которое проявляется в переживании по поводу чувств другого (автора или лирического героя произведения);
  • развитие способности к воплощению личных эмоций, чувств и задуманного художественного образа в творческой деятельности.

Обозначив основные направления работы, мы обратились к поиску и изучению методов развития указанных способностей. Анализ учебно-методических работ в области педагогики художественного образования (А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Б.М. Неменского, Е.М. Торшиловой) позволил определить и обобщить некоторые методы развития эстетической эмпатии и описать варианты возможных заданий.

В связи с тем, что одной из наиболее эффективных форм развития эстетической эмпатии является изучение абстрактной живописи (Е.М. Торшилова), то осветим методы, которые основаны на взаимодействии ребенка с абстрактным искусством. Ими являются:

1. Метод анализа абстрактной живописи. Данный метод может быть реализован в процессе выполнения следующих заданий:

  • Задание на чтение абстрактной формы (Е.М. Торшилова). Преподаватель предлагает учащимся рассмотреть репродукции абстрактных живописных полотен и рассказать что это или на что похоже? Учащиеся должны не просто опознать изображение, а что-то «вообразить», приблизившись к понимаю художественного образа, который задумал автор работы [6, с. 37-38].
  • Задание на переименование абстрактной картины (Е.М. Торшилова). Преподаватель предлагает рассмотреть репродукцию абстрактной картины, а затем выбрать из трех возможных названий то, которое наиболее отражает замысел автора. Названия отбирались по принципу – «одно описательно-сюжетное, второе эмоциональное, но противоположное художественному образу полотна и третье, ему соответствующее» [6, с. 40-41]. Оценивалось стремление учащихся прочувствовать эмоциональное содержание картины и выбрать название на основе этих впечатлений, а не на основе угадывания сюжетности.
  • Задание на выявление отношения к непривычному изображению абстрактного типа (Е.М. Торшилова). Преподаватель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию абстрактной картины и дать ей название. Оценивается способность учащегося прочувствовать эмоционально-образное содержание картины, придумать на основе сопереживания творческое название данной картины, которое отразит художественный замысел автора. Зачастую дети стремятся обнаружить сюжетность или отрицают существование художественного замысла, определяя работу как «каляка-маляка».

2. Метод творческих работ. Реализация данного метода возможна в процессе выполнения следующих заданий:

  • Задание на создание абстрактной живописной композиции «Добрый, злые и колючие линии…» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель предлагает учащимся мягким карандашом, мелком, тонкой кистью изобразить различные линии с характером – ласковые, колючие, энергичные, ленивые, то есть имеющие эмоционально-оценочную характеристику [4, с. 83]. Учащиеся учатся создавать изображение, которое воссоздает определенный характер и настроение и выражать своё отношение к нему.
  • Задание на создание абстрактной живописной композиции, направленный на воссоздание мира «другого» «Сны моего любимого питомца» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель предлагает учащимся нарисовать то, что видит во сне кот, рыбка или иное животное. Рисунок должен быть абстрактным. Учащиеся учатся проникать в мир другого существа и выражать его средствами живописи. Затем работы обсуждаются, дети угадывают художественный замысел друг друга.

И.Э. Грабарь отмечает, что одним из методов развития эстетической эмпатии может стать подражание. Исследователь отмечает, что имеет ввиду подражание, которое является «не ремесленным копированием», а «ведущее к перевоплощению, к тому, что художник, вживаясь в произведения других больших мастеров, идентифицирует себя с их художественной индивидуальностью, не теряя при этом собственного художественного лица» [Цит. по 1, с. 118]. И.Э. Грабарь утверждает, что «вступая в диалог с другими произведениями, вживаясь в другие художнические Я, живописец органически синтезирует их в своей личности, все переплавляя в неповторимость собственной художественной индивидуальности» [Цит. по 1, с. 118]. Основываясь на мнении автора, ко второй группе методов развития эстетической эмпатии можно отнести метод творческого подражания. Его реализация возможна через задание на «перевоплощение в другую творческую индивидуальность» и создание работы в стиле выдающегося художника-абстракциониста. Преподаватель предлагает учащимся проанализировать черты стиля наиболее понравившегося им художника-абстракциониста, а также изучить историю его жизни и характер. Затем дети создают абстрактную работу от лица великого художника, представляя какие бы он выбрал сюжет для новой картины и средства выразительности для её создания.

Таким образом, методы, которые основаны на взаимодействии ребенка с абстрактным искусством, позволяют на его основе создавать различные цветовые, тоновые композиции, отражающие, прежде всего, внутреннее состояние человека, его отношение ко всему, что его интересует, волнует. Абстрактная живопись учит детей считывать эстетический смысл из формы, а не угадывать его по изображению. Задания подобного рода учат детей не опознавать изображенные предметы, а чувствовать природу заложенного художественного образа. По мнению, Е.М. Торшиловой поиск того, что именно нарисовано, «губит эстетическую реакцию» [6, с. 39]. Автор также отмечает, что «вербальная наукоподобная информация читается в произведении искусства понятнее и привычнее, чем живописная, а давать собственный эмоциональный отклик многие дети, в погоне за умностью, отучились» [6, с. 42].

Методы творческого подражания также направлены на развитие способности к сочувствию и пониманию творческой индивидуальности другого, умения считывать образную информацию и художественный замысел автора, формируют личный творческий подчерк юного художника.

Всё это дает основание предположить, что описанные методы и творческие задания, направленные на их реализацию, являются эффективным средством развития эстетической эмпатии.


Список литературы

1. Басин, Е. Я. Психология искусства. Личностный подход / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. – Москва : Юрайт, 2021. – 251 с.
2. Бутенко, Н. В. Гармонизация мировосприятия ребенка как системообразующий фактор художественно-эстетического развития / Н. В. Бутенко // Педагогические науки. – 2013. – № 7 (14) . – С. 58-60.
3. Ковальзон, М. М. Эмпатия как метод воссоздания душевного мира человека и социума / М. М. Ковальзон // Психологическое измерение. – 2011. – № 5. – С. 70-81.
4. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – Москва : Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. – 144 с.
5. Петухова, Т. И. Эстетическая эмпатия как эмотивный когнитивный механизм формирования смысла в искусствоведческом дискурсе / Т. И. Петухова // Когнтивные исследования языка. – 2019. – № 34. – С. 571-575.
6. Торшилова, Е. М. Маршруты эстетического развития современных детей и подростков : теория и диагностика / Е. М. Торшилова. – Москва : Музыка, 2016. – 208 с.
7. Янцен, Ю. С. Влияние условий обучения на проявление эстетических компонентов визуальной креативности в младшем школьном возрасте / Ю. С. Янцен // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего. – Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2019. – С. 105-116.

Расскажите о нас своим друзьям: