Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 37

Дата публикации 25.11.2021

Влияние организованных форм занятий по физической культуре на уровень двигательной активности студентов при offline обучении

Колодкин Алексей Сергеевич
преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, Киров, Российская Федерация, Kolodkin2013@mail.ru
Постников Николай Константинович
студент факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, Киров, Российская Федерация, postnikov_nikplay@bk.ru

Аннотация: В данной статье проводилось исследование двигательной активности студентов в зависимости от наличия организованных занятий физической культурой и спортом. Проведен анализ двигательной активности обучающихся на 1 курсе университета по суточному числу локомоций, показатели оценены и, с учетом занятий по физической культуре. Результаты данной работы могут быть интересны для преподавателей физической культуры во всех образовательных учреждениях.
Ключевые слова: двигательная активность, физическая культура, локомоции, гигиенические нормы, среднесуточные значения.

Influence of organized forms of physical culture lessons on the level of students' motor activity in offline learning

Kolodkin Alexei Sergeevich
lecturer Department of Biomedical Disciplines, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation
Postnikov Nikolay Konstantinovich
student Faculty of Physical Education and Sports, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation

Abstract: In this article, a study of the motor activity of students was carried out, depending on the availability of organized physical culture and sports lessons. The analysis of the motor activity of students in the 1st year of university according to the daily number of locomotion’s was carried out, the indicators were assessed and, taking into account physical culture lessons. The results of this work may be of interest to physical education teachers in all educational institutions.
Keywords: motor activity, physical culture, locomotion, hygiene standards, average daily values.

Правильная ссылка на статью
Колодкин А.С., Постников Н.К. Влияние организованных форм занятий по физической культуре на уровень двигательной активности студентов при offline обучении // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-organizovannykh-form-zanyatij-po-fizicheskoj-kulture-na-uroven-dvigatelnoj-aktivnosti-studentov-pri-offline-obuchenii.html (Дата обращения: 25.11.2021)

Рядом авторов [5, 2, с. 16] исследовалась зависимость между физическими упражнениями и уровнем двигательной активности (далее ДА) обучающихся.

Под уровнем двигательной активности понимается сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, в том числе организованных и самостоятельных занятиях физкультурой и спортом [7].

Сегодня двигательная активность рассматривается как потребность и как условие гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья человека. При этом реализация всех направлений и форм физической культуры в образовательном учреждении направлена в том числе и на повышение двигательной активности, укрепление и сохранение здоровья, повышение работоспособности будущих компетентных и конкурентоспособных специалистов для рынка современного труда [4, с. 303]

Научно-технический прогресс и внедрение цифровых технологий способствует снижению объема движений во всех сферах жизни человека. Повсеместно уменьшается необходимость пешего передвижения, снижаются энергозатраты человека на работу по дому, самообслуживание, понижается физическая деятельность в социально-культурной сфере. Это становится существенным элементом многих видов профессиональной деятельности и жизни обучающихся. Ограничение количества и объема движений, присутствие статичности как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности вызывает гипокинезию – состояние низкой двигательной активности организма с ограничением объема и скорости движений [8, с. 148].

В отечественной литературе рассматривается 3 метода измерения двигательной активности: по затратам времени передвижений за сутки или неделю, по количеству локомоций (шагометрия), по затратам энергии (в ккал или кДж) на передвижения тела [1]. Гигиеническое обоснование норм движений и организации физического воспитания, способствующего охране и укреплению здоровья, было дано в работах Сухарева А.Г. [5, с. 62]. Его данные, полученные около 50 лет назад, в условиях индустриального развития общества, до сих пор применяются для оценки уровня двигательной активности.

В работах современных исследователей показано, что развитию работоспособности обучающихся способствуют только достаточно интенсивные нагрузки при общем количестве для девушек 18-летнего возраста от 105 000 до 140 000, а у юношей от 119 000 до 147 000 шагов в неделю. В исследованиях Сергета И.В. в качестве нормативов двигательной активности современных студентов определены величины суточных энергозатрат (9000 – 11000 кДж у девушек и 11000 –13500 кДж у юношей) и количество локомоций в сутки (14000 – 18000 шагов у девушек и 15000-19000 шагов у юношей) [3, с. 37], что сопоставимо с данными Сухарева А.Г.

Целью данного исследование являлось определение влияния организованных занятий физической культурой и спортом на уровень двигательной активности студентов.

Для этого в течении двух недель у 38 студентов первого курса определяли двигательную активность по количеству шагов с помощью приложения «Шагомер-счетчик шагов & счетчик калорий» ежедневно. В качестве нормативов для оценки двигательной активности студентов применяли минимальные нормативные значения локомоций (14 000 шагов для девушек и 15 000 шагов у юношей) [4, 6].  Для сравнительного анализа использовали данные студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки с разным количеством часов организованных занятий физической культурой и спортом.

К первой группе были отнесены студенты (n=22, в том числе 12 юношей и 10 девушек), обучающиеся на факультете физической культуры и спорта. В их расписании на момент исследования практические занятия физической культурой занимали 4 часа в неделю. Половина (50%) студентов этой группы независимо от пола посещает спортивные секции 2-3 раза в неделю.  

Ко второй группе были отнесены студенты (n=16, в том числе 8 юношей и 8 девушек), обучающихся на факультете менеджмента и сервиса, в расписании которых практические занятия физической культурой составляют 2 часа в неделю; только 12,5% из них на момент исследования посещали спортивные секции.

Рисунок 1. Среднесуточные значения двигательной активности (в шагах) у девушек

шагах) у девушек.

Показано, что у девушек двигательная активность значительно зависит от профиля обучения и наличия организованных форм занятий физической культурой.

Среднесуточное значение двигательной активности девушек первой группы за время наблюдения составило 10 960 шагов, что составляет 73% от нормы. У девушек второй группы аналогичный показатель был равен 6 714 шагов, что относительно нормы составляет 44,8%. Таким образом, увеличение числа занятий физической культурой и спортом с 2 до 4 часов в неделю, а также наличие занятий в секциях способствует повышению ДА в 1,63 раза. Однако, и при таком двигательном режиме показатель двигательной активности ниже гигиенической нормы.

Как видно из (рис1), распределение среднесуточных значений ДА неодинаково и слабо зависит от наличия учебных занятий физической культурой, особенно у девушек второй группы. В этот день значения ДА у них либо такие же, либо ниже, чем в другие дни. При сравнении с нормой в дни с занятиями физической культурой ДА составила 45,2 – 56,6% от нормы. Следует отметить, что на следующий день после физкультуры у девушек этой группы наблюдается снижение активности примерно на 1000 шагов. Однако, в воскресенье (на рисунке день 5 и 12) двигательная активность в данной группе становится выше, чем в будни, но все равно составляет лишь 54,6 – 60% от нормы.  

У девушек первой группы показатель ДА в дни с занятиями физической культурой спортом был либо выше, либо оставался таким же, чем в обычные учебные дни. При этом он был всегда выше (83% от нормы), чем показатель девушек первой группы.

 

Таким образом, как видно из (рис3), двигательная активность современных студентов даже при наличии организованных занятий по физической культуре, независимо от профиля обучения, ниже гигиенических норм.

Увеличение числа практических занятий с двух до четырех в неделю и повышение числа занимающихся в спортивных секциях до 50% от числа группы способствует увеличению двигательной активности в группе в среднем на 30-40 %, в том числе у девушек на 24,9-42,0%; у юношей – 34,5-41,6 процента.

Во вне учебные (выходные) дни у юношей двигательная активность не изменяется или понижается, у девушек – повышается.

В связи с вышеизложенным можно заключить, что при организации занятий физической культурой преподавателю необходимо учитывать исходный уровень двигательной активности студентов. С этой целью можно рекомендовать повышение моторной плотности занятий и организацию различных форм физической рекреации с вовлечением в них не менее 50 занимающихся.


Список литературы

1. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // Научно- теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» 2003. № 8. 34 с.
2. Марьинских С.Г. Оценка адаптационного потенциала студентов с различным уровнем двигательной активности. Фундаментальные исследования. 2007. 16 с.
3. Сергета И.В., Дреженкова И.Л., Стоян Н.В. Двигательная активность студентов современных высших учебных заведений: биомедицинские и физиолого – гигиенические аспекты ее оценки и оптимизации.
Biomedical and Biosocial Anthropology. 2018. № 3 (32). С. 35-42.
4. Старкова Е.В., Полякова Т.А. Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 2017. С. 300-303.
5. Сухарев А. Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А. Г. Сухарев, д-р мед. наук. - Москва: Знание, 1976. 62 с.
6. Усков Г.В. Анализ показателей гемодинамики у студентов с различным уровнем двигательной активности по данным импеданской реографии Известия Челябинского научного центра УрО РАН. 20019. № 2. С. 134-138
7. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.; Гардарики, 20018. 160с.
8. Шибкова В.П., Аленин И.В. Гипокинезия и ее влияние на организм «Вопросы современной науки». Тамбов: 2018. С. 148-154.

Расскажите о нас своим друзьям: