Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 159.9

Дата публикации 26.11.2021

Особенности личности школьных педагогов в зависимости от педагогического стажа

Судакова Елена Михайловна
студентка 6 курса направления «Клиническая психология», Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, owlbaby98@mail.ru
Научный руководитель Болучевская Валентина Викторовна
кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета

Аннотация: В статье раскрываются и анализируются результаты эмпирического исследования свойств личности педагогов в зависимости от педагогического стажа с помощью Фрайбургского многофакторного личностного опросника FPI. В качестве дополнительного статистического исследования был проведен сравнительный анализ показателей с помощью непараметрического критерия для двух независимых выборок. В исследовании приняли участие педагоги, стаж которых составляет менее пятнадцати лет и более пятнадцати лет. Постоянно сниженный фон настроения, необщительность и высокая подверженность стрессам могут негативно сказываться на взаимодействии педагогов с учениками и освоении педагогами новых стандартов образовательного процесса.
Ключевые слова: педагоги, современная школа, педагогический стаж, личностные особенности.

Personality characteristics of school teachers depending on the pedagogical experience

Sudakova Elena Mikhailovna
6th year student of the direction “Clinical Psychology” Volgograd State Medical University, Volgograd
Academic advisor Boluchevskaya Valentina Viktorovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Teacher of the Department of General and Clinical Psychology of Volgograd State Medical University

Abstract: The article reveals and analyzes the results of an empirical study of the personality characteristics of teachers depending on their pedagogical experience using the Freiburg Personality Inventory (FPI). As an additional statistical study, a comparative analysis of the indicators was carried out using the non-parametric criterion for two independent samples. The study was attended by teachers whose experience is less than fifteen years and more than fifteen years. A reduced mood background, unwillingness to communicate and high exposure to stress can negatively affect the interaction of teachers with students and the mastery of teachers of new standards of the educational process.
Keywords: teachers, modern school, pedagogical experience, personality characteristics.

Правильная ссылка на статью
Судакова Е.М. Особенности личности школьных педагогов в зависимости от педагогического стажа // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-lichnosti-shkolnykh-pedagogov-v-zavisimosti-ot-pedagogicheskogo-stazha.html (Дата обращения: 26.11.2021)

Введение. Личность педагога, на сегодняшний день, является одной из самых обсуждаемых тем в обществе. Образование, как и другие области культуры, с течением времени меняется, вбирая в себя все новые и новые веяния современного мира. Государство и общество предъявляют школе очень большие требования. Каждый год мы можем наблюдать как стремительно обновляется школьная программа, а в школы приходят новые поколения детей с совершенно отличным от прежнего виденьем мира. И в данной ситуации не может остаться незамеченной фигура педагога [3].

Под личностью принято понимать конкретного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и для окружающих [4, 5].

Педагог является ключевым звеном всего образовательного процесса, и от него напрямую зависит насколько успешным будет обучение и воспитание каждого школьника. Именно поэтому, на сегодняшний день, многие специалисты в сфере психологии обращают пристальное внимание на личность педагога, на его умение подстраиваться под ситуацию, быть гибким и обеспечивать каждому своему воспитаннику благоприятную атмосферу для получения знаний, становления себя как личности и обретения своего пути [1, 2].

Целью исследования стало изучение личностных особенностей школьных педагогов в зависимости от их педагогического стажа.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие педагоги МОУ «Лицей №2 Краснооктябрьского района Волгограда»: 24 педагога, стаж работы которых не превышает пятнадцати лет (основная группа), и 26 педагогов, стаж работы которых составляет более пятнадцати лет (группа сравнения). Общий объем выборки составил 50 человек.

Исследование проводилось с помощью опросника Фрайбургского многофакторного личностного опросника FPI [6]. Использование данного опросника позволило определить, какие личностные особенности наиболее характерны для педагогов современной школы.

Полученные результаты и их интерпретация. Сравнительное исследование позволило определить личностные особенности двух групп обследуемых. В ходе статистического анализа полученных данных по Фрайбургскому многофакторному личностному опроснику было выявлено процентное соотношение по результатам внутри групп (табл. 1) и получены средние значения по шкалам (табл. 2).

 

Таблица 1. Процентное соотношение по результатам Фрайбургского многофакторного личностного опросника FPI внутри групп

Название шкалы

Выраженность признака

Стаж менее 15 лет

Стаж более

15 лет

Абс.

%

Абс.

%

Невротизация

Низкая

4

16,6

4

15,4

Средняя

10

41,6

13

50

Высокая

10

41,6

9

34,6

Спонтанная агрессивность

Низкая

9

37,5

14

53,8

Средняя

13

54,2

10

38,5

Высокая

2

8,3

2

7,7

Депрессивность

Низкая

5

20,8

6

23,1

Средняя

11

45,8

16

61,5

Высокая

8

33,3

4

15,4

Раздражительность

Низкая

3

12,5

9

34,6

Средняя

13

54,2

6

23,1

Высокая

8

33,3

11

42,3

Общительность

Низкая

13

54,2

8

30,8

Средняя

10

41,6

18

69,2

Высокая

1

4,2

0

0

Уравновешенность

Низкая

4

16,6

4

15,4

Средняя

13

54,2

17

65,4

Высокая

7

29,2

5

19,2

Реактивная агрессивность

Низкая

3

12,5

8

30,8

Средняя

17

70,8

16

61,5

Высокая

4

16,6

2

7,7

Застенчивость

Низкая

4

16,6

7

26,9

Средняя

8

33,3

8

30,8

Высокая

12

50

11

42,3

Открытость

Низкая

3

12,5

2

7,7

Средняя

9

37,5

15

57,7

Высокая

12

50

9

34,6

Экстраверсия-Интроверсия

Низкая

5

20,8

3

11,5

Средняя

17

70,8

21

80,8

Высокая

2

8,3

2

7,7

Эмоциональная лабильность

Низкая

5

20,8

5

19,2

Средняя

8

33,3

15

57,7

Высокая

11

45,8

6

23,1

Маскулизм-Феминизм

Низкая

9

37,5

14

53,8

Средняя

13

54,2

9

34,6

Высокая

2

8,3

3

11,5

Большая часть обследуемых основной группы набрала низкий балл по шкале «Общительность» - 54,2%, средний балл по шкалам «Спонтанная агрессивность» - 54,2%, «Раздражительность» - 54,2%, «Уравновешенность» - 54,2%, «Реактивная агрессивность» - 70,8%, «Экстраверсия-Интроверсия» - 70,8%, «Маскулизм-Феминизм» - 54,2%. Значимых высоких баллов выявлено не было.

Таким образом, для менее опытных педагогов, чей стаж не превышает пятнадцати лет, свойственны сниженный фон настроения, отгороженность, погруженность в собственные переживания. Они более склонны к самоанализу и самокритике. Творческие, легко ранимые люди, склонные к фантазированию. Склонны к уединению. Избегают близости, жизнь других их мало интересует, поддерживают, преимущественно, лишь внешние формы отношений. По собственной инициативе не начинают общение, кроме как с ближайшими родственниками. На работе может наблюдаться тенденция к уклонению от выполнения своих обязанностей и игнорированию общепризнанных правил. Характерно стремление к доминированию, власть и авторитет может признаваться ими лишь частично. Плохо переносят критику, замечания в свой адрес воспринимают как посягательство на личную свободу. При этом они достаточно прямолинейные и имеют тенденцию поддерживать с окружающими доверительно-откровенное взаимодействие. В своих действиях проявляют некоторую осторожность, но это, скорее всего, не является выработанной стратегией поведения. Подвержены воздействию стрессовых факторов, но в некоторых случаях могут проявлять к ним устойчивость.

У обследуемых группы сравнения не было выявлено выраженных высоких показателей по какой-либо шкале. Тем не менее большинство набрали низкий балл по шкалам «Спонтанная агрессивность» - 53,8% и «Маскулизм-Феминизм» - 53,8%, и средний балл по шкалам «Депрессивность» - 61,5%, «Общительность» - 69,2%, «Уравновешенность» - 65,4%, «Реактивная агрессивность» - 61,5%, «Открытость» - 57,7%, «Экстраверсия-Интроверсия» - 80,8%, «Эмоциональная лабильность» - 57,7%.

Следовательно, у педагогов, имеющих стаж работы более пятнадцати лет, наблюдается тенденция к сниженному фону настроения, отгороженность, погруженность в собственные переживания. Они более склонны к самоанализу и самокритике. Отличаются эмоциональной зрелостью, не склонны к фантазированию, мыслят трезво и реалистично. Не любят большие компании, частые контакты с людьми выводят их из равновесия. В ситуации вынужденного общения держатся немного скованно. Однако, за внешним фасадом отчужденности и мрачности может скрываться чуткость, душевная отзывчивость и постоянная готовность к самопожертвованию. Возможно, что в общении с окружающими им немного не достает деликатности и тактичности, но это не мешает им поддерживать хорошие отношения со всеми и пользоваться уважением. В этом им помогает стремление всегда говорить прямо и откровенно. На работе такие люди отличаются старательностью, добросовестностью и обязательностью. Не нарушают социальные устои, очень сдержанны в поведении. Охотно приходят на помощь своим коллегам и ученикам. Не стремятся доминировать, легко признают авторитет. Открыты советам от опытных лиц, ведь зачастую они не могут принять решение самостоятельно. Они боятся рискованных ситуаций, а неожиданные события встречают с беспокойством. Ввиду этого обстоятельства подвержены частым стрессам.

Таблица 2. Средние значения групп по шкалам Фрайбургского многофакторного личностного опросника FPI

Название шкалы

Среднее значение

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

Невротизация

5

5

Спонтанная агрессивность

4

3

Депрессивность

5

5

Раздражительность

6

5

Общительность

3

4

Уравновешенность

5

5

Реактивная агрессивность

5

4

Застенчивость

6

6

Открытость

7

6

Экстраверсия-Интроверсия

4

5

Эмоциональная лабильность

6

5

Маскулизм-Феминизм

4

4

С помощью критерия Манна-Уитни был произведен анализ полученных данных на наличие различий между показателями основной группы и группы сравнения (табл. 3).

Таблица 3. Различия средних показателей по шкалам Фрайбургского многофакторного личностного опросника (FPI) при помощи критерия Манна-Уитни

Шкала

Средний ранг

Сумма рангов

Эмпирическое значение критерия

Уровень значимости

Невротичность

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

25,98

24,13

 

 

597,5

627,5

 

 

276,5

0,648

Спонтанная агрессивность

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

 

26,33

23,83

 

 

 

605,5

619,5

 

268,5

0,530

Депрессивность

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

28,43

21,96

 

 

654,0

571,0

 

 

220,0

0,107

Раздражительность

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

26,30

23,85

 

 

605,0

620,0

 

269,0

0,544

Общительность

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

22,87

26,88

 

 

526,0

699,0

 

250,0

0,317

Уравновешенность

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

24,93

25,06

 

 

573,5

651,5

 

297,5

0,975

Реактивная агрессивность

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

 

27,20

23,06

 

 

 

 

 

625,5

599,5

 

248,5

0,301

Застенчивость

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

26,72

23,48

 

 

614,5

610,5

259,5

0,418

Открытость

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

28,75

20,90

 

 

632,5

543,5

192,5

0,047

Экстраверсия-Интроверсия

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

 

23,09

26,69

 

 

 

531,0

694,0

255,0

0,341

Эмоциональная лабильность

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

 

29,35

21,15

 

 

 

675,0

550,0

199,0

0,043

Маскулизм-Феминизм

 

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

 

 

 

25,72

24,37

 

 

591,5

633,5

282,5

0,737

На основании полученных данных по критерию Манна-Уитни можно сказать, что значимые различия между результатами основной группы и группы сравнения были выявлены по шкалам «Открытость» (u = 0.047, при p<0,05) и «Эмоциональная лабильность» (u = 0.043, при p<0,05). Это значит, что педагоги, стаж которых не превышает пятнадцати лет работы, были более честны в ходе исследования, чем педагоги, стаж которых составляет более пятнадцати лет. Также молодые педагоги в большей степени чувствительны и ранимы, чем их старшие коллеги. Что может быть связано с их недостаточной адаптированностью и тревожностью, ввиду малого профессионального опыта. По остальным шкалам значимых различий выявлено не было.

Выводы. Таким образом, у педагогов, чей стаж работы не превышает пятнадцати лет, как правило, преобладает сниженный фон настроения, концентрация на собственных мыслях и переживаниях. Они малообщительны, контакт с незнакомыми людьми налаживают плохо. Стараются проявлять уважение к окружающим, но у них не всегда получается соблюдать общепринятые нормы. Наблюдается некоторое стремление к доминированию, они плохо переносят критику в свой адрес из-за чего могут часто конфликтовать с коллегами и учениками. Подвержены воздействию стрессовых факторов, но в некоторых случаях могут проявлять к ним устойчивость.

У педагогов, чей стаж превышает пятнадцать лет работы, так же, как и у их младших коллег, преобладает сниженный фон настроения. Они не любят большие компании, вынужденные частые контакты с людьми выводят их из равновесия. Могут быть не слишком деликатными и тактичными в общении с окружающими. Но это ничуть не мешает им поддерживать хорошие отношения в коллективе. Стараются соблюдать общепринятые нормы и не пренебрегать моральными ценностями. Авторитет признают легко, на критику в свой адрес реагируют спокойно. Боятся рискованных ситуаций, а неожиданные события встречают с беспокойством. Ввиду этого обстоятельства подвержены частым стрессам.

Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что каких-либо особо значимых различий между педагогами обеих групп выявлено не было. Акцент стоит сделать лишь на том, что молодые педагоги были более честны в процессе исследования, а также для них в большей степени характерны высокая чувствительность и ранимость, чем для их старших коллег.

Наличие выявленных личностных особенностей может негативно сказываться на взаимодействии педагогов со своими учениками, а также значительно затруднять процесс освоения педагогами новых стандартов образования.


Список литературы

1. Авсетова Д. Т., Махаева Г.М. Педагогическая деятельность и её особен-ности // Педагогика и психология в современном мире. - Грозный: "АЛЕФ", 2020. - С. 49-55.
2. Белоконь И.А. Личность в системе воспитания. Учебно-методическое пособие. - М.: Московский городской педагогический университет, 2019. - 59 с.
3. Гуров Ю.В., Карабанова К.И. Сам себе психолог. - Волгоград: Принт, 2020. - 172 с.
4. Деларю В.В., Шутова О.И. Защитные механизмы личности: учебно-методическое пособие. - 2 изд. - Волгоград: ВолгГМУ, 2020. - 112 с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2019. - 583 с.
6. Семенихина В.А. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации // Школа науки. - 2021. - №4 (41). - С. 48-49.

Расскажите о нас своим друзьям: