Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 373.24

Дата публикации 29.11.2021

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности «Экономика в мультфильмах или Мульти экономика»

Ханова Татьяна Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, tanyaha10@mail.ru
Еракова Татьяна Николаевна
старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 417», РФ, г. Нижний Новгород, mdou417@mail.ru
Малышева Анна Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, kudryashovaas@std.mininuniver.ru

Аннотация: В статье представлен опыт экспериментальной работы дошкольной организации по формированию финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста средствами отечественной мультипликации. В статье раскрывается система и технология совместной работы педагога с детьми в рамках проектной деятельности по экономическому воспитанию на основе использования мультфильмов. Дана характеристика используемых методов и приемов реализации проекта, обозначены формы работы как с детьми, так и с родителями, приведены примеры. Авторы убеждены, что реализация подобных проектов с детьми будет способствовать закреплению и обогащению экономических представлений детей, формированию навыков экономически целесообразного поведения.
Ключевые слова: экономическое воспитание детей, финансово-экономическая грамотность, дошкольный возраст, проектная деятельность, отечественная мультипликация.

Economic education of preschool children in the framework of the project activity "Economy in cartoons or Multi economy"

Khanova Tatyana Gennadyevna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Erakova Tatiana Nikolaevna
senior educator, senior educator, Kindergarten № 417, Russia, Nizhny Novgorod
Malysheva Anna Sergeevna
student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article presents the experience of the experimental work of a preschool organization on the formation of financial and economic literacy of preschool children by means of domestic animation. The article reveals the system and technology of joint work of a teacher with children in the framework of project activities on economic education based on the use of cartoons. The characteristics of the methods and techniques used for the implementation of the project are given, the forms of work with both children and parents are indicated, examples are given. The authors are convinced that the implementation of such projects with children will contribute to the consolidation and enrichment of the economic ideas of children, the formation of skills of economically expedient behavior.
Keywords: economic education of children, financial and economic literacy, preschool age, project activities, domestic animation.

Правильная ссылка на статью
Ханова Т.Г., Еракова Т.Н., Малышева А.С. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности «Экономика в мультфильмах или Мульти экономика» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/ekonomicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-ramkakh-proektnoj-deyatelnosti-ekonomika-v-multfilmakh-ili-multi-ekonomika.html (Дата обращения: 29.11.2021)

Одним из основных критериев социальной адаптации личности к условиям современной жизни рассматривается умение человека эффективно взаимодействовать с окружающим предметным и социальным миром. Общеизвестно, что в период дошкольного возраста происходит наиболее интенсивное формирование опыта взаимоотношений с окружающими, осуществляется вхождение ребенка в мир культуры, присвоение социокультурных ценностей путем активного участия в разных видах детской деятельности, т.е. осуществляется социализация [1]. Стремительные темпы развития экономических отношений предъявляют высокие требования к финансовой грамотности общества, поэтому в настоящее время первостепенное значение уделяется вопросам подготовки дошкольников к реалиям современной жизни, развитию умения ориентироваться в происходящих экономических событиях, доступных возрасту экономических понятиях и процессах. Формирование основ финансовой грамотности приближает дошкольников к реальной жизни, обогащает представления о новых профессиях, стимулирует познавательный интерес к миру труда взрослых, в результате обогащается активный словарь, возникает здоровый интерес к денежным единицам, осознаются правила их честного зарабатывания и осознанного бережного отношения к ним [2]. Включение в образовательный процесс элементов экономического воспитания позволяет практически осуществлять интеграцию гражданского, трудового, нравственного и экономического воспитания, что будет способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров уже в дошкольном детстве [3].

Формирование основ финансовой грамотности, применительно к детям старшего дошкольного возраста, трактуется как «совокупность знаний и установок ребенка в сфере финансового поведения, необходимых для решения жизненных задач» [4, с. 300]. Н.А. Дудник отмечает, что «процесс развития экономической грамотности рассматривается как педагогически обоснованная, непрерывная форма обучения, с помощью которой дети овладевают совокупностью взаимосвязанных экономических знаний, навыков и отношений. Формирование экономической грамотности детей происходит в процессе их социализации и связано не только с целенаправленным усвоением знаний на специальных занятиях, но и с проникновением в сознание детей элементов среды, культуры общества» [5].

Для того, чтобы дошкольник мог с интересом и увлечением осваивать азы финансовой грамотности, проявляя при этом познавательную и речевую активность, необходима, на наш взгляд, постоянная смена видов деятельности, использование наглядности, аудиовизуальных средств и игровых технологий.

Считаем, что совместная проектная деятельность педагога и дошкольников открывает большие возможности для реализации данного направления образовательной работы. Так, участие дошкольников в проектной деятельности повышает их познавательную активность, стимулирует инициативу, предоставляет возможность творческого сотрудничества между педагогом и воспитанниками [6]. По мнению Л.В. Стахович, «метод проектов – универсальный, интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание…» [7, с. 12].

Мы убеждены, что мультфильм – один из первых аудиовизуальных образов, посредством которого ребенок начинает познавать окружающий мир, его законы и правила. Мультипликация объединяет в себе живопись, литературу, графику, музыку, театрально-танцевальные элементы, несет определенную смысловую нагрузку – все это оказывает позитивное влияние на познавательное и нравственное становление детей, оптимизирует развитие внимания, образной памяти, воображения, речи. Доступный восприятию дошкольников и русскому менталитету сюжет, выразительная грамотная речь, яркие запоминающиеся образы и характеры, интересное музыкальное сопровождение побуждают дошкольников сопереживать героям мультфильма, вместе с ними искать оптимальный способ выхода из затруднительной ситуации, что, в свою очередь, обогащает эмоциональную сферу личности, социальный опыт, нравственный потенциал [8]. В мультфильмах ребенок сопоставляет себя с любимыми персонажами, наблюдает модели их поведения и поступки других героев, с помощью которых лучше понимает себя и свои возможности, трудности и страхи. А.Т. Зайдинова выделяет ряд особенностей современной мультипликации: «краткость и динамичность смены образов, присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил, анимизм, яркость и образность, наделение растений и животных человеческими способностями» [9]. Она подчеркивает, что в век цифровой социализации мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями; например, формируют оценочное отношение к миру, чувство юмора, художественный вкус, помогают реализовывать эмоциональные и познавательные потребности [9]. Качественные и «умные» мультипликационные фильмы способны привить детям интерес к получению новых знаний, в доступной форме донести до детей нравственные ценности, сформировать первоначальные финансово-экономические представления. Обсуждение мультфильмов активизирует экономический словарь ребенка, разговорную речь, формирует социальную активную личность, приобщает к нравственно-трудовым ценностям.

Отметим, что современным дошкольникам уже известны и доступны мультипликационные фильмы, способствующие формированию предпосылок финансовой грамотности. Так, по заказу Министерства финансов РФ концерн «Смешарики» в рамках совместного проекта РФ с Международным банком реконструкции и развития выпустил девять серий, посвященных изучению основ финансовой грамотности. Азбука финансовой грамотности – одна из азбук Смешариков, которая повествует детям о некоторых финансовых понятиях, правильном планировании бюджета, отношении к деньгам, внеплановых покупках и т.п. Приведем примеры серий, доступных к пониманию детям старшего дошкольного возраста: «Лучший из лучших», «Питомец», «Зонтик», «Лимонадный Крош», «Код Пина», «Список Кроша», др.

Учитывая эти особенности, в контексте экспериментальной площадки нами была разработана и реализована с детьми старшего дошкольного возраста проектная деятельность «Экономика в мультфильмах или Мульти экономика», направленная на развитие финансовой грамотности и нравственных качеств личности на основе отечественных мультфильмов.

Для реализации проекта «Экономика в мультфильмах или Мульти экономика» были использованы отечественные мультфильмы прошлых лет, т.к. они, на наш взгляд, представляют наибольшую ценность и, к сожалению, малоизвестны современным дошкольникам; сюжеты их просты и доступны пониманию детей; поднимаемые в них вопросы знакомы и понятны детям [10]. Каждый мультфильм – это маленькая, чаще всего десятиминутная, познавательная история, в которой затрагивается нравственная и экономическая проблема, решение которой стимулирует становление таких общечеловеческих ценностей, как отзывчивость, бережливость, щедрость, бескорыстие, трудолюбие, забота о близких.

Грамотная подборка отечественных мультфильмов служит прекрасным средством развития у дошкольников экономических представлений, рационального мышления, внимания, памяти, разных сторон речи; способствует расширению кругозора и развитию социально-нравственного опыта поведения. Просмотр, обсуждение и, особенно, игра по мотивам мультфильмов вызывают у детей огромную заинтересованность, решают проблему общественной мотивации, способствуют развитию познавательно-экономической, социальной и речевой активности, умению свободно и правильно использовать в речи доступные финансово- экономические понятия [11].

Предваряя работу, была определена цель проекта: развитие и обогащение экономических представлений и формирование нравственных ориентиров детей старшего дошкольного возраста путем использования средств отечественной мультипликации. Цель и содержание проектной деятельности «Экономика в мультфильмах или Мульти экономика», а также учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста определили выбор методов и приемов работы:

1. Наглядные методы. Дети совместно с педагогом воспроизводили сюжет мультфильма по «кадрам»-картинкам, восстанавливали последовательность событий, играли в дидактические игры, изготовленные педагогом или педагогом совместно с детьми, с опорой на наглядность. Использовали прием «стоп-кадр» для остановки сюжета на определенном кадре с последующим обсуждением и разбором ситуации, ее экономической направленности; применяли демонстрацию мультфильмов, мультимедийных презентаций.

2. Словесные методы включают беседы, анализ просмотренных мультфильмов с раскрытием экономической сюжетной линии, характеристикой положительных и отрицательных образов, их нравственных качеств; разбор и проигрывание ситуаций.

3. Практические методы – это организация и проведение коммуникативных упражнений по моделированию и проигрыванию проблемных поведенческих ситуаций (ситуаций нравственного выбора оптимальной стратегии поведения).

4. Игровые (интерактивные) методы включает в себя элементы игры-драматизации, театральной постановки, режиссерской игры, мини-спектакли, озвучивание «немых» мультфильмов и др.

В ходе проектной деятельности, помимо традиционных, большой популярностью пользовались и нетрадиционные приемы; именно эти приемы, по нашему мнению, оказались наиболее результативными и предпочитаемыми детьми. Наибольшее внимание детей привлекли следующие приемы:

-«Стоп-кадр» - остановка мультфильма в середине «экономической истории» и стимулирование детей на прогнозирование дальнейшей ситуации или выполнение заданных упражнений.

-«Умники и умницы» - загадывание и отгадывание загадок о героях, мультфильмах, экономических понятиях и категориях, отображенных в сюжете мультфильма.

-«Режиссеры» - изменение деталей, эпизодов мультфильмов; придумывание продолжения мультфильма по его началу, середине или конечному фрагменту.

-«Актеры озвучки» - озвучивание «немого» мультфильма детьми.

-«Собери кадр» - составление целого кадра из отдельных фрагментов, озвучивание его.

-«Подбери картинку» - подбор предметных картинок или кадров к отдельному «экономическому» эпизоду.

-«Убери лишнее» - поиск лишних кадров, комментирование, выстраивание логичной последовательности экономической ситуации.

-«Назови мультфильм» - придумывание нового (экономического) названия мультфильму; придумывание и зарисовка сюжета нового мультфильма, его озвучивание.

Особенно популярным у дошкольников оказался прием «Стоп-кадр»: в определенный проблемный по сюжету момент останавливается демонстрация, и детям предлагается спрогнозировать, «додумать» развитие дальнейших событий, исходя из собственного социального опыта. Детьми зачастую выстраивалось несколько вариантов решения той или иной экономической проблемы или ситуации.

Для реализации проектной деятельности «Экономика в мультфильмах или Мульти экономика» была составлена картотека мультипликационных фильмов (Табл. 1). В ней мультфильмы систематизированы по экономическим категориям: «Потребности», «Труд, профессии, ремесло», «Товар», «Бартер», «Деньги», «Категория нравственных качеств».

Таблица 1. Картотека мультипликационных фильмов экономической направленности

Экономические категории

Название мультфильма

Киностудия,

год выпуска

Продолжительность

Получаемые знания

Потребности (нужда, необходимость)

 

«Теремок»

 «Терем-теремок»

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Аленький цветочек»

 «Зимовье зверей»

 «Каша из топора»

 «Лиса, заяц, петух»

«Союзмультфильм», 1995г.

«Союзмультфильм», 1971г.

«Союзмультфильм», 1950г.

 

«Союзмультфильм», 1952г.

«Союзмультфильм», 1981г.

«Союзмультфильм», 1982г.

«Союзмультфильм», 1942г.

6 мин

10 мин

20 мин

 

35 мин

10 мин

10 мин

12 мин

Знания о потребностях, их видах (естественные, материальные, духовные; первичные и вторичные )

Труд, профессия, ремесло

«Золотые колосья»

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Песенка мышонка»

 «Дядя Миша»

 «Так сойдет»

 «Доктор Айболит и его звери»

 

«Почта»

 «Дядя Степа милиционер»

 «Золушка»

 «Каша из топора»

 «Машенька и медведь»

 «Крошечка-хаврошечка»

 «Вершки и корешки»

«Кем быть»

«Незнайка учится»

«Винтик и Шпунтик – веселые мастера»

«Почтовая рыбка»

«Волшебный магазин»

«Незнайка - музыкант»

«Незнайка - художник»

«Союзмультфильм», 1958г.

 

«Союзмультфильм», 1950г.

«Союзмультфильм», 1967г.

«Союзмультфильм», 1970г.

«Союзмультфильм», 1983г.

Творческое объединение художественной мультипликации, 1984г.

«Союзмультфильм», 1964г.

 

«Союзмультфильм», 1964г.

«Союзмультфильм», 1979г.

«Союзмультфильм», 1982г.

«Союзмультфильм», 1960г.

Студия «Пилот», 2007г.

«Союзмультфильм», 1974г.

«Союзмультфильм», 1948г.

«Союзмультфильм», 1961г.

 

«Союзмультфильм», 1960г.

«Союзмультфильм», 1965г.

«Союзмультфильм», 1953г.

Т/о «Экран», 1971г.

Т/о «Экран», 1971г.

10 мин

 

20 мин

10 мин

10 мин

10 мин

 

 

10 мин

17 мин

 

18 мин

16 мин.

10 мин

13 мин

10 мин

12 мин

10 мин

20 мин

 

18 мин

12 мин

10 мин

16 мин

15 мин

Знания о труде, видах труда (умственный и физический; сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), его продуктах. Знания о различного рода профессиях, ремеслах.

Товар

«Аленький цветочек»

 «Как старик корову продавал»

«Союзмультфильм», 1952г.

ТО «Экран», 1980г.

35 мин

6 мин

Знания о товаре, как о продукте труда, имеющем стоимость (можно продать-купить, выгодно обменять)

Бартер

«Колобок»

 «Петушок и бобовое зернышко»

«Союзмультфильм», 1956г.

«Союзмультфильм», 1971г.

 

10 мин

11 мин

Знания о бартере (безденежный, т.е. натуральный обмен товарами или услугами), как одном из способов торговли

Деньги

«Пятачок»

«Муха-цокотуха»

«Жадный богач»

«Союзмультфильм», 1977г.

«Союзмультфильм», 1960г.

ТО «Экран»

8 мин

10 мин

5 мин

Знания о деньгах, их видах (металлические и бумажные знаки, являются мерой стоимости товара при купле-продаже), их достоинстве

Нравственные качества

«Золотые колосья»

«Новое платье короля»

«Машенька и медведь»

«Муравьишка-хвастунишка»

«И так сойдет»

«Сказка про лень»

«Вовка в Тридевятом царстве»

«Золотая антилопа»

«Сказка о жадности»

«Солнечный каравай»

«Жадный богач»

«Союзмультфильм», 1958г.

«Союзмультфильм», 1990г.

«Союзмультфильм», 1960г.

 

«Союзмультфильм», 1956г.

«Союзмультфильм», 1981г.

«Союзмультфильм», 1976г.

 

«Союзмультфильм», 1965г.

«Союзмультфильм», 1954г.

«Киевнаучфильм», 1976г.

«Киевнаучфильм», 1981г.

Т/о «Экран», 1980г.

10 мин

15 мин

18 мин

 

16 мин

10 мин

9 мин

 

18 мин

27 мин

9 мин

10 мин

4 мин

Понятие о таких нравственных качествах как  бережливость, экономность, трудолюбие, лень, зависть, щедрость, жадность, скромность, хвастовство.

В результате реализации проекта «Экономика в мультфильмах или Мульти экономика» мы ожидаем, что у воспитанников: обогатится активный словарь экономическими терминами, сформируются элементарные экономические представления, нравственные нормы, уважительное отношение к социуму, экономически целесообразное поведение. В дальнейшем планируется продолжение работы в данном направлении, т.к. экономическое воспитание детей, на наш взгляд, очень актуально на данном этапе развития общества.

Таким образом, использование отечественных мультфильмов в рамках совместной проектной деятельности с детьми позволяет сформировать у детей азы ответственного отношения к деньгам, интерес к изучению финансового мира, умение нестандартным способом решать повседневные задачи. Наиболее эффективными методами, по нашему мнению, являются игра, просмотр мультфильмов и чтение сказок экономической направленности, как наиболее соответствующие дошкольному возрасту специфически детские виды деятельности.


Список литературы

1. Вавилова В.С., Ханова Т.Г. Социально-коммуникативное развитие дошкольника: анализ образовательных программ // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 1 (85). – С. 11-18.
2. Любимова Л.В. Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников. – М: Издательство «Национальное образование», 2020. – 144с.
3. Прокофьева Н.М., Ханова Т.Г. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 2 (92). – С. 34-40.
4. Сигачева Д.С. Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет как педагогическая проблема // Новое слово в науке и образовании: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 22 апреля 2021 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки", 2021. – С. 297-300.
5. Дудник Н.А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение // Концепт. – 2015. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-aktualnost-i-znachenie (дата обращения: 11.11.2021).
6. Бичева И.Б., Николаева Л.Ю., Степаненкова А.В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 24-27.
7. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 32 с.
8. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / Авт.-сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева. – Волгоград: Учитель. 2020. – 186 с.
9. Зайдинова А.Т. Особенности влияния мультфильмов на детей дошкольного возраста // От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития: сборник докладов I Межвузовской конференции молодых ученых / редколлегия: А. С. Обухов. – М.: МПГУ, 2016. – С. 45–50. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469708 (дата обращения: 20.11.2021).
10. Ханова Т.Г., Белинова Н.В., Еракова Т.Н., Гичева Н.В. Педагогические условия проектирования и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 246-250.
11. Кузнецова Е.Н. Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2019. –№ 24 (262). – С. 429-432. – URL: https://moluch.ru/archive/262/60469/ (дата обращения: 20.08.2021).
12. Ханова Т.Г., Еракова Т.Н. Экономическое воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-4. – С. 250-253.

Расскажите о нас своим друзьям: