Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 378:80

Дата публикации 29.11.2021

Использование диалоговой технологии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Северина Виктория Феодосиевна
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Алтайский государственный аграрный университет, РФ, г. Барнаул svikki28@mail.ru

Аннотация: Инновационные процессы, происходящие в российском обществе, оказывают непосредственное воздействие на подготовку специалистов с высшим образованием в России. Выпускники вузов должны владеть иностранным языком как средством межличностного и делового общения. Одной из педагогических личностно-ориентированных технологий, помогающих в настоящее время решить проблему практического владения будущими специалистами иностранным языком, раскрыть потенциальные возможности студентов и обеспечить необходимые условия для активизации их речевой деятельности, является диалоговая технология. В статье дается краткая характеристика понятия «диалог». Учебный диалог рассматривается как особый вид диалоговой технологии. Определяются его функции в учебном процессе. Перечислены особенности диалоговой технологии в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Выделены этапы диалоговой технологии и дано их краткое описание. Приводятся примеры подготовительных и тренировочных упражнений, используемых на занятиях иностранного языка и способствующих развитию диалогической речи студентов, актуализации изучаемого материла и формированию умений и навыков, применяемых в различных ситуациях общения.
Ключевые слова: диалоговая технология, иностранный язык, неязыковой вуз, учебный диалог, диалогическая речь, речевые упражнения.

The use of a dialogue technology in teaching a foreign language at a non-linguistic university

Severina Viktoriya Feodosieyvna
Cand. Sci. (Pedagogy), Associate professor at the Department of Foreign language, Altai State Agricultural University, Russia, Barnaul

Abstract: The innovative processes taking place in Russian society have a direct impact on the training of specialists with higher education in Russia. University graduates should know a foreign language as a means of interpersonal and business communication. One of the pedagogical personality-oriented technologies currently helping to solve the problem of practical knowledge of future specialists in a foreign language, to reveal the potential of students and provide necessary conditions for activating their speech activity is dialogue technology. The article gives a brief description of the concept “dialogue”. Educational dialogue is considered to be a special type of dialogue technology. Its functions in the educational process are determined. The features of dialogue technology in the process of teaching a foreign language at a non-linguistic university are listed. The stages of dialogue technology are highlighted and their brief description is given. Examples of preparatory and training exercises used in foreign language classes and contributing to the development of students' dialogical speech, actualization of the studied material and the formation of skills and abilities used in various communication situations are given.
Keywords: dialogue technology, foreign language, non-linguistic university, educational dialogue, dialogic speech, speech exercises.

Правильная ссылка на статью
Северина В.Ф. Использование диалоговой технологии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-dialogovoj-tekhnologii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze.html (Дата обращения: 29.11.2021)

В настоящее время на высшее образование России большое влияние оказывается интенсивными процессами, которые происходят в политической, экономической, социальной и культурной жизни динамично развивающегося современного российского общества. Происходит переориентация вузовского образования на развитие личности студента, которая позволяет ему занимать активную субъектную позицию в учебном процессе, познавать окружающий его мир, вступая с ним в диалог и формируя свою индивидуальность, овладеть диалектикой и искусством спора, способностью отвечать за актуализацию своих возможностей, умением оперативно пополнять запас своих знаний, обращаясь к средствам информации, что означает применение в учебном процессе личностно-ориентированных технологий, использование которых способствует повышению степени внимания и обеспечению активизации студентов, развитию их самостоятельности, созданию условий для творческой самореализации, сотрудничеству преподавателя и студентов в процессе обучения [1]. Одной из таких технологий является диалоговая технология.

В процессе диалога достигается понимание на уровне установления единого смыслового пространства. Диалог – это разговор двух субъектов, обмен мнениями или вопросно-ответная форма разговора, но всегда тему ведут двое: субъект и группа, субъект и субъект, группа и группа. Это ситуация двустороннего воздействия, которая подразумевает активную роль всех участвующих в общении сторон, эмоциональное и личностное раскрытие партнеров. Сотрудничество и сотворчество в процессе диалогического общения предполагают безоценочность, отказ от позиции, будто твое мнение единственно правильное, и означают утверждение иного типа отношений: обоюдного поиска, доверительности, искренности выражения чувств и состояния, принципиального, но доброжелательного совместного анализа полученных в процессе совместной деятельности результатов.

Значительное развитие проблема диалога получила в трудах М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера, Г.М. Кучинского и др.

Так, М.М. Бахтин в своих трудах раскрыл роль диалогических отношений в познании мира, человека, истории, культуры и литературы. Диалог, по его мнению, не просто средство, а само бытие человека: «Быть - значит общаться диалогически… Диалог - это спор, конфронтация, поиск истины, однако истины событийной, контекстовой. Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия» [2]. М.М. Бахтин полагал, что диалог происходит как между различными субъектами, так и «внутри каждого отдельного человека». Таким образом, ученый выделил в диалогических отношениях две формы диалога - внешний диалог и внутренний диалог, которые отражают специфику педагогического взаимодействия преподавателя и студентов.

В понимании В.С. Библера, диалог представляет собой способ научного познания, самосознания и самоосознания человека, приобщения отдельно взятой личности к духовному миру определенных культурных преобразований.

Г.М. Кучинский определяет диалог «…не просто как осуществляемое с помощью речи взаимодействие субъектов, а как взаимодействие присущих им, развиваемых ими различных пониманий того, о чем идет речь» [3].

Что касается диалога в образовательном процессе, он может выступать целью, результатом или содержанием образования. Кроме того, он может быть образовательной технологией. Только при диалоге возможны личностное равенство и субъект-субъектные отношения преподавателя и студентов, свобода дискуссий, передача норм и знаний как личностно переживаемого опыта, требующего индивидуального осмысления, а также экспериментирование, стремление к объективному контролю результатов деятельности студента.

Отмечается, что применение диалоговой технологии способствует более глубокому и осознанному пониманию студентами содержания изучаемой дисциплины, повышает интерес к предмету, предполагает осуществление коллективного совместного творчества в психологически комфортной обстановке, способствует формированию адекватной самооценки своих реальных возможностей, способностей.

Учебный диалог часто рассматривают как специфический вид диалоговой технологии. Он выступает не только как форма и метод обучения, но и как неотъемлемый компонент любой личностно-ориентированной технологии, направленной на развитие личностного потенциала студента. Учебный диалог представляет собой один из самых важных компонентов учебной деятельности субъектов образовательного процесса. И преподаватель, и студенты целенаправлены на формирование адекватной модели своего собеседника, что является основой для организации и правильной ориентации своей деятельности. Создание благоприятных комфортных условий процесса обучения, помогающих каждому обучающемуся почувствовать, что он выполнил стоящую перед ним задачу, успешен в определенном виде деятельности, увидеть свою интеллектуальную состоятельность, является одной из целей диалоговой технологии. Это выступает стимулом для студентов в процессе овладения знаниями. Все студенты вовлекаются в учебный процесс, причем каждый из них делает свой собственный посильный вклад. Такая доброжелательная атмосфера, предполагающая взаимопомощь и взаимную поддержку, дает возможность студенту развить свою познавательную активность самостоятельно и перевести ее на более высокий уровень взаимодействия и сотрудничества. Учебный диалог можно рассматривать как своеобразную форму общения субъектов процесса обучения, представляющую собой взаимодействие этих субъектов в условиях учебного процесса в той или иной учебной ситуации, которая реализуется в форме диалогической речи. Происходит обмен информацией, имеющейся у каждого собеседника.

Известно, что учебный диалог может выполнять коммуникативную (передается отношение собеседников к услышанной информации, которая может выделяться, акцентироваться голосом, мимикой и т.п.), познавательную (учебный диалог является источником знания, способом познания и поиска верного ответа), развивающую (способствует развитию личностного потенциала участников диалога, их самореализации) и ценностную (происходит обмен ценностями, определяется их система) функции.

Специфика учебного диалога обычно определяется целями партнеров по диалогу, сопутствующими обстоятельствами и условиями, в которых осуществляется диалог. При реализации диалога у них происходит развитие речи, самоконтроля и рефлексивности, критичности их мышления, самостоятельности, стимулируется познавательная активность, что способствует развитию коммуникативной компетенции студентов как одного из ключевых компонентов обучения. Такая учебная дисциплина в неязыковом вузе, как «Иностранный язык», является при этом средством развития коммуникативной компетенции обучающихся, а использование диалоговой технологии позволяет преподавателю более эффективно достигать поставленных целей, создавать условия для активизации речевой деятельности студентов, выявлять потенциальные возможности студентов.

Как отмечает Л.А. Хохленкова, диалоговая технология имеет деятельностный, когнитивный и креативный характер; учитывает реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития обучаемых, их креативные и когнитивные способности, в сфере использования иностранного языка; формирует у обучаемых навыки и умения пользоваться иностранным языком как средством социальной коммуникации в реальных ситуациях межкультурного общения; стимулирует обучаемых к утверждению своей позиции и проявлению собственной активности, где рождаются творческие замыслы и ранжируются ценности [4].

В качестве основных характеристик диалоговой технологии, используемой на занятиях по иностранному языку, выделяют продуктивность (высокий результат в процессе изучения учебной дисциплины может быть достигнут каждым студентом); психогигиеничность (обучение осуществляется в условиях сотрудничества, положительной эмоциональной атмосферы, без перегрузки и переутомления); развитие положительной мотивации к изучению иностранного языка, что позволяет идентифицировать и совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, выявить резервный потенциал студента; продуцирование процесса самопознания, имеющего несколько уровней реализации (рефлексивное, познание себя «через партнера», с помощью специальных педагогических методик в диалоге с преподавателем); развитие культуры вербального и невербального общения.

Использование диалоговой технологии в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе имеет ряд особенностей. Так, участие в учебном диалоге предполагает: стремление участников глубже понять тему разговора, осмыслить определенные ценности, обсуждаемые в диалоге, услышать ответ собеседника и увидеть его реакцию, способствует развитию креативности, пониманию нового языкового материала и специфических характеристик представителя иного лингвосоциума, активизацию интеллекта, познавательного интереса и целеустремленности обучаемых, развитию толерантности, коммуникативных умений, овладению новыми языковыми средствами, мотивирование студентов к плодотворному устному общению на иностранном языке, что способствует более эффективному формированию навыков говорения.

Большое значение имеет использование диалоговой технологии для подготовки будущих специалистов к профессиональному общению на иностранном языке, которое является сложным и целенаправленным процессом взаимодействия нескольких людей в рамках их профессиональной деятельности, решающих деятельностные задачи посредством воздействия на интеллект, взгляды, поведение и эмоции друг друга [5].

Выделяют 3 этапа диалоговой технологии. Первый, вводный этап предполагает создание эмоциональной атмосферы на занятии, актуализирует необходимую информацию, стимулирует речевую активность обучающихся, способствует развитию интереса к профессиональной деятельности.

Второй, основной этап включает применение различного рода информационных источников, выполнение заданий на развитие креативности каждого отдельного студента как личности, поиск путей решения проблемы, подготовка студентами презентаций и выступление с различными сообщениями на занятиях и конференциях, выполнение заданий, направленных на формирование навыков формулирования вопросов и умений давать полный развернутый ответ на заданные вопросы, формулирование и анализ обсуждаемой проблемы.

На заключительном, итоговом этапе определяется уровень реализации мыслительного потенциала, определяется, какое влияние оказывает изучение иностранного языка на развитие учебно-познавательной компетенции студентов, происходит анализ и осмысление диалога с точки зрения его содержания и самого процесса, осуществляется рефлексия по поводу собственной работы, определение возможных перспектив дальнейшей работы, выяснение успехов и неудач (что достигнуто, что нет), оценка характера психологической атмосферы во время выполнения данного вида работы.

Известно, что определенные мотивы порождают потребность вступления в диалогический контакт и определяют задачи общения, реализация которых стимулирует, в свою очередь, инициативность участников диалога, которая может проявляться в стремлении говорящего уведомить партнера в чем-либо, информировать его или получить информацию, уточнить какие-то данные, конкретизировать их, сделать обоснования, уметь убедить собеседника, вступить в полемику, найти способы прийти к согласию или отстоять свою точку зрения на решение той или иной проблемы, то есть, умение воздействовать на собеседника с помощью речевых средств [6].

Использование диалоговой технологии предполагает не только обучение диалогической речи, подразумевающей умение использовать определенные речевые клише, речевые образцы, структуры, задавать вопросы и корректно реагировать на них, использовать восклицательные предложения, междометия, модальные конструкции и т.п. в конкретной ситуации, но и таких методов обучения иностранного языка, как дискуссия, организация групповой беседы с использованием проблемного метода, ролевые игры, конференции.

Для подготовки студентов к участию в диалоге, для развития диалогической речи мы подбираем специальные подготовительные речевые упражнения, развивающие умения и навыки самостоятельного высказывания на иностранном языке, такие как упражнения на закрепление в речи новых слов, моделей речевого взаимодействия, речевых клише; упражнения, направленные на формирование умений студентов быстро реагировать на определенные реплики собеседника; упражнения, направленные на формирование умений обучающихся задавать вопросы разных типов, отвечать на поставленные вопросы кратко и давать развернутый ответ и т.п. Затем мы используем тренировочные упражнения, актуализируя изучаемый материал (лексический, грамматический) применительно к конкретной теме, а также упражнения, направленные на овладение студентами навыками и умениями, необходимыми для реализации ситуаций общения в соответствии с поставленными коммуникативными задачами и с учетом конкретных условий общения. Например: упражнения, направленные на развитие умений использовать различные реплики реагирования в процессе обучения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре; упражнения, направленные на развитие умений пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.п.; упражнения, направленные на развитие умения самостоятельно расширить реплики в соответствии с контекстом / коммуникативной задачей, включая новые изучаемые слова; игровые упражнения, позволяющие организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, активизацию навыков и умений диалогической речи, формулирование различных функциональных типов высказываний. Это могут быть такие виды работы, как викторины, взаимоконтроль на понимание прочитанного / изученного материала, заполнение диалогов с пропусками и т.п. Один из таких видов работы – интервью, являющийся универсальным методом формирования коммуникативных навыков студентов и развития навыков диалогической речи.

Отмечается, что «…применение такого коммуникативно-интерактивного метода обучения, как интервью, способствует развитию коммуникативных профессионально значимых умений студентов, способствует активизации их речемыслительной деятельности и готовности использовать иностранный язык как орудие такой деятельности, эмоциональному обмену участников информацией, развитию коммуникативной культуры и формированию умения плодотворно работать в сотрудничестве с другими участниками и, в результате, более глубокому и прочному усвоению учебного материала, созданию прочной языковой базы у студентов и формированию коммуникативной иноязычной компетенции» [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение диалоговой технологии как личностно-ориентированной технологии способствует созданию равнопартнерских отношений, сотрудничеству, так как преподаватель в процессе обучения в первую очередь ориентируется на личность студента, перспективы его развития, а не просто на изложение нового материала и обучение ему студентов. Это стимулирует практическое использование студентами неязыкового вуза иностранного языка, создавая при этом комфортные, свободные условия для взаимодействия участников процесса. В процессе использования диалоговой технологии задействована личность каждого студента, который вовлекает в учебный процесс свои чувства, эмоции. Диалоговая технология стимулирует его речевые, познавательные и креативные способности, активизирует учебную деятельность обучаемого, в которой он становится главным действующим лицом, предполагает использование групповой и коллективной формы работы на занятиях, позволяющих стимулировать их самостоятельность, активность и креативность.


Список литературы

1. Баянкина Д.Е., Крюкова О.А., Лебедева О.Е. Личностно-образовательные технологии в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68 – 2. С. 21-24. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44379891 (дата обращения 05.11.2021).

2. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Советская Россия, 1979. – 318 с.

3. Кучинский, Г. М. Психология внутреннего диалога. – Минск: Изд–во «Университетское», 1988. – 206 с.

4. Хохленкова Л.А. Диалоговая технология эффективного достижения наиболее прогнозируемых результатов обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С.210-213. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27192514 (Дата обращения: 05.11.2021).

5. Тимофеева Е.В., Косачева Т.А. Содержание профессионально-ориентированного обучения иностранному языку как основа развития иноязычной коммуникативной компетенции // Таврический научный обозреватель. 2015. № 2 – 1. С. 113-115. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24506499 (Дата обращения: 03.11.2021).

6. Боровкова И.В. Приемы обучения диалогической речи на занятиях со студентами исторического факультета // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4. № 6. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN616.pdf (Дата обращения: 01.11.2021).

7. Северина В.Ф. Использование метода интервью при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 3 – 1 (36). С. 82-85. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46306218 (Дата обращения: 03.11.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: