Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 37+159.9

Дата публикации 18.04.2022

Влияние музыки на эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью, результаты теоретического обзора

Андрусёва Ирина Владимировна
канд. пед. наук, зав.кафедрой специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, irinandrusyova@yandex.ru
Мировидова Любовь Георгиевна
Студент кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, luba200224@mail.ru

Аннотация: В статье представлена актуальность поднимаемой проблемы теоретического исследования. Необходимость расширения научно-обоснованных, достоверных теоретических знаний в вопросе эстетического воспитания детей с умственной отсталостью средствами музыкального искусства закрепляется специальной адаптированной программой, рассмотренной в данной статье. Также здесь даны определения понятиям «эстетическое воспитание», «средства воспитания» детей с умственной отсталостью; качественно разграничены термины «музыка» и «музыкальное искусство». Изучены воззрения отечественных и зарубежных учёных-педагогов, психологов, врачей-психиатров, музыкальных деятелей, философов прошлого и новаторов о влиянии средств музыкального искусства (в том числе музыкотерапии) на коррекцию, развитие и формирование всесторонней и гармонично развитой личности детей с нарушениями интеллекта. На основании изученного представлены области применения данных теоретических исследований при организации педагогами-воспитателями, реабилитологами и дефектологами музыкального пространства в абилитационном, лечебно-реабилитационном и специально организованном воспитательном процессе.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, музыка, музыкальное искусство, средства воспитания, музыкотерапия.

The influence of music on the aesthetic education of children with mental retardation, results of a theoretical review

Andrusyova Irina Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Special (Defectological) Education, GBOUVO RK "KIPU named after Fevzi Yakubov", Russian Federation, Simferopol
Mirovidova Lyubov Georgievna
Student of the Department of Special (defectological) Education, GBOUVO RK "KIPU named after Fevzi Yakubov", Russian Federation, Simferopol

Abstract: The article presents the relevance of the raised problem of theoretical research. The need to expand scientifically based, reliable theoretical knowledge in the issue of aesthetic education of children with mental retardation by means of musical art is fixed by a special adapted program considered in this article. Also, definitions of the concepts of "aesthetic education", "means of education" of children with mental retardation are given here; the terms "music" and "musical art" are qualitatively differentiated. The views of domestic and foreign scientists-teachers, psychologists, psychiatrists, musical figures, philosophers of the past and innovators on the influence of musical art (including music therapy) on the correction, development and formation of a comprehensive and harmoniously developed personality of children with intellectual disabilities are studied. On the basis of the studied, the areas of application of these theoretical studies in the organization of musical space by educators, rehabilitologists and defectologists in the habilitation, treatment and rehabilitation and specially organized educational process are presented.
Keywords: aesthetic education, music, musical art, means of education, music therapy.

Правильная ссылка на статью
Андрусёва И.В., Мировидова Л.Г. Влияние музыки на эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью, результаты теоретического обзора // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-muzyki-na-esteticheskoe-vospitanie-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-rezultaty-teoreticheskogo-obzora.html (Дата обращения: 18.04.2022)

Человек не сможет реализовываться в общественной жизни, не имея эстетического сознания и развитых нравственно-эстетических чувств. Это подтверждают исследования А. И. Бурова и Л. С. Выготского. Они утверждали, что эстетические чувства формируются наряду с нравственными и интеллектуальными, составляя сферу высших, общественных чувств, имея социальное происхождение.

Изучением проблемы эстетического воспитания детей с умственной отсталостью занимались такие известные учёные-педагоги как Н. П. Коняева, Ю. О. Филатова, А. И. Евтушенко, В. А. Сухомлинский и В. В. Воронкова.

На сегодняшний день в Российской Федерации программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью, утверждённая на основании ФГОС НОО, выдвигает несколько важных воспитательных направлений, одним из которых является воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, то есть эстетическое воспитание [1].

В связи с этим, актуальность темы данной статьи обуславливается необходимостью специальных теоретических исследований в области эстетического воспитания детей с умственной отсталостью средствами музыкального искусства.

Для начала, будет уместно дать целостное определение понятию «эстетическое воспитание». Учёный-философ М. Ф. Овсянников отмечает, что эстетическое воспитание – это «действенное формирование человека, способного с позиций общественно-эстетического идеала,  воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир, творить «вторую природу» (К. Маркс) по законам красоты [2, с. 23]».

С педагогической точки зрения «эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка (С. Ю. Бубнова, Е. В. Гончарова и др.) [3]».

Психологи (Н. З. Богозов, И. Г. Сахаров) утверждают, что эстетическое воспитание должно нести в себе потенциал эстетического развития, формировать эстетические взгляды и вкусы отдельной личности и через личность коллектива с использованием разнообразных средств искусства. Ввиду этого, под эстетическим воспитанием подразумевается «воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка… [4, с. 288]».

Б. В. Асафьев считает музыку не столько средством искусства или самим искусством, сколько чем-то большим. Предмет музыки, по его мнению, есть воплощение, или воспроизведение состояний звучания, или, исходя из восприятия, отдача себя состоянию слушания.

Понятие о музыкальном искусстве смежно с понятием «музыка», однако разные исследователи трактуют его по-разному. Так, например, О. Мессиан даёт следующее толкование: музыкальное искусство – это «искусство мыслительное, интеллектуальное, абстрактное, нематериальное; искусство временное (это говорит о важности ритма в музыке), искусство сверхприродное (это объясняет религиозные практики и власть музыки над психикой); она есть, таким образом, искусство любви, могущее выразить любовь, – и это последнее меня восхищает [5, с. 40]».

Представление о музыкальном искусстве, как о мощном, педагогическом, но в то же время специфическом средстве воспитания эстетических чувств и взглядов имела и Н. П. Коняева. Исследователь была уверена в том, что музыкальные средства напрямую воздействуют на развитие и формирование эмоционально-волевой и социально-личностной сферы учащихся с умственной отсталостью. По словам Натальи Петровны, педагог должен располагать такими средствами воспитания, которые были бы наиболее близкими для детей с интеллектуальными нарушениями.

Здесь имеет место быть раскрытие понятия о средствах воспитания, применяемых в олигофренопедагогике. Средства воспитания – это материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности.

Л. Р. Болотина даёт иную трактовку данному термину. Педагог считает, что под средствами воспитания следует понимать всё, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, наглядные пособия.

Н. П. Коняева советует прибегать к использованию различных видов искусств, как средств развития личности и коррекции недостатков детей с умственной отсталостью. Л. Р. Болотина призывает использовать разнообразные виды деятельности, как средства воспитания детей в целом. В этой связи точки зрения исследователей сливаются воедино, поскольку воспитание средствами музыкального искусства на сегодняшний день осуществляется в рамках музыкальной деятельности школьников и дошкольников с нарушениями интеллекта.

Аналогичного мнения придерживаются И. Г. Кондакова и И. В. Ковалец, утверждая, что музыкальная, танцевальная и художественная деятельности, являясь одновременно и средствами воспитания и отраслями искусства, выступают в качестве возможных путей целенаправленного эмоционального развития ребёнка с ОВЗ, а также средств развития эстетического и художественного восприятия, формирования первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности [6].

Помимо этого, специальные физиологические исследования выявили влияние средств музыки на различные системы человека. Опытным путём было доказано, что восприятие музыки повышает темп респирации, ускоряет сердечные сокращения, выявлено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс и дыхание в зависимости от силы звука, тембра и высоты. Музыка способна устанавливать общее настроение [7].

Так, музыка несёт в себе определённые терапевтические свойства. Музыкотерапия – это альтернативный метод и вспомогательное средство не только воспитания искусством, но также и коррекции нарушений различных сфер (физиологической, психологической) развития, способ дальнейшей реабилитации детей и взрослых.

Л. С. Выготский полагал, что положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение» не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению и превращению в противоположное.

Вначале XIX века французский врач-психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Так, она начала использоваться в качестве психотерапевтической и хирургической практики. Французский отоларинголог А. Томатис вывел влияние звуков высокой частоты на процессы, происходящие в центральной нервной системе человека [7].

В. И. Петрушин в своих исследованиях особое внимание уделяет школе музыкотерапии в Швеции, основателем которой был А. Понтвик. Данная школа исходит из концепции психорезонанса, в которой указываются способы раскрытия глубинных слоёв психики посредством соотношений звуков, дающих эффект обертонов [8].

В США, Англии и Германии музыкотерапия получила признание после Второй мировой войны, когда она находила применение в лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Дальнейшее её развитие отмечалось после демонстрации её эффективности в работе с детьми и престарелыми людьми [7].

Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в своё время достигла огромных успехов. Учёными была обоснована эффективность использования музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петушин, И. М. Гринева и другие) и вокалотерапии (С. В. Шушарджан) в лечении и коррекции эмоционально-волевых расстройств личности.

В последнее время музыкотерапию всё чаще применяют при коррекции психосоматических заболеваний, двигательных и речевых расстройств, эмоциональных отклонений, страхов, отклонений в поведении детей с интеллектуальными нарушениями. Всё это проводится в абилитационном, лечебно-реабилитационном и специально организованном воспитательном процессе. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.

Не секрет, что музыкальная культура формируется вместе с личностью человека. Она синтезирует такие свойства личности, как интерес к музыке, музыкальная грамотность, музыкальный вкус и взгляды, способность, понимать, чувствовать, переживать и анализировать музыку.

Специальные теоретические исследования в плане воспитания средствами музыкального искусства детей с нарушениями интеллекта показали, что музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка с умственной отсталостью. На сегодняшний день, благодаря прогрессивному развитию разнообразных технических средств, для учащихся специальных школ, она также стала одним из наиболее доступных видов деятельности. Музыка косвенно воздействует на психоэмоциональную сферу детей с интеллектуальной недостаточностью в момент их как осознанного, так и неосознанного восприятия. Так, в ответ на слышимое произведение формируются бессознательные психические реакции, вследствие чего развиваются такие высшие психические функции как воля, мотивация, мышление и эмоциональный отклик. Параллельно с этим формируются центральные музыкальные способности: музыкальный слух (ладовое чувство), чувство ритма, музыкальная память, координация между слухом и голосом, моторно-двигательные проявления, музыкально-эстетический вкус, интерес и многое другое [9].

Благодаря вокально-хоровой подготовке у детей развиваются вокально-певческие возможности. Они учатся применять работу голосовых связок (правильно интонировать), работать по подражанию, использовать артикуляционный аппарат. Систематическое ознакомление школьников с классической музыкой эпох «Просвещения», «Возрождения», «Новейшего времени», а также с народным творчеством включает прослушивание некоторых фрагментов музыкальных произведений, наличие пропедевтической беседы перед прослушиванием, элементарный анализ произведения. Здесь тренируется усидчивость, сосредоточенность, способность использовать произвольное внимание (навык слушания, элементарный анализ), одновременно развивается эмоциональное восприятие музыки, понимание её жизненного содержания. Высокохудожественная музыка оказывает большое влияние на развитие эмоциональной сферы человека, содействует его нравственно-эстетическому воспитанию. Следует подчеркнуть существенную роль музыкального материала, на который поставлены музыкально-ритмические действия и который вызывает у детей с умственной отсталостью положительный эмоциональный отклик. У них появляется желание не просто двигаться, но двигаться красиво. Параллельно с вышесказанным, при воплощении учащимися в жизнь музыкально-ритмического рисунка, развивается координация и согласованность действий, улучшаются способности ориентироваться в пространстве, повышается быстрота реакции. Навык воплощать ритм в действие понадобится детям при их ознакомлении и дальнейшем обучении игре на детских музыкальных инструментах. Поскольку ударные инструменты выражают наиболее отчётливый и легко воспринимаемый детьми с умственной отсталостью ритмический рисунок, именно с них и следует начинать работу [10].

В работе Е. С. Иноземцевой – «Музыкально-ритмическое воспитание» – наиболее полно отражается специфика эстетического воспитания в рамках реализации танцевальной деятельности. Предметом музыкально-ритмического воспитания, с точки зрения педагога, является единство движений и музыки. Автор отмечает, что любой вид танца, начиная от балета и заканчивая современным танцем, содержит в себе определённую ритмо-темповую структуру. Это стимулирует учащихся с нарушениями интеллекта выполнять точные, выразительные, красивые движения; воспитывает в них волевые качества и эстетические чувства.

В этом контексте представляется весьма актуальным использование на занятиях по ритмике учащимися специальных школ таких видов танцев как пляски, хороводы, парные танцы. Во внеурочной деятельности дети активно включаются в занятие бальными танцами.

Особое внимание по занятию с детьми бальными танцами уделено в исследовательских работах А. А. Айдарбековой, Г. А. Волковой, И. В. Евтушенко, А. И. Евтушенко, Е. А. Екжановой, О. Г. Кондаковой, Е. В. Оганесянова, Е. А. Стребелевой, Ю. О. Филатовой, Е. В. Чернышковой, Е. З. Яхниной, в которых разработана система эстетического воспитания детей с умственной отсталостью во внеурочной деятельности, посредством овладения техникой современных бальных танцев. По мнению учёных, данные занятия обладают большим потенциалом к раскрытию личности, овладению ею основами эстетической культуры [11].

 Также в практике используются специальные танцевальные упражнения (например, «Звёздочка», «Карусель»). Всё это служит хорошим средством физического оздоровления, расширения знаний, формирования живого эмоционального интереса, развития воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти, а самое главное воспитания эстетического переживания музыкального образа и характера движений.

Если при восприятии музыки, дети с умственной отсталостью её активно мысленно и чувственно переживают, буквально говоря «пропускают через себя», то, на наш взгляд, можно не сомневаться в том, что происходит параллельное развитие эстетически-наполненного музыкального вкуса и интеллектуальных способностей. Из этого следует, что ознакомление особенных детей с музыкальным искусством способствует достижению одной из наивысших установок эстетического сознания.

В заключение подведём итоги вышеизложенному. По результатам исследования, можно сказать, что использование средств музыкального искусства в практике специалистов различного профиля положительно влияет на психофизическое развитие ребёнка. Конкретно музыкотерапия полезна для реабилитации и абилитации. В рамках специальных (коррекционных) образовательных учреждений в качестве коррекции и компенсации дефектов развития у детей с умственной отсталостью применяют такие виды музыкальной деятельности, как: вокально-хоровую подготовку; занятия по восприятию музыки; игру на музыкальных инструментах; музыкально-ритмические движения (танцы).

Таким образом, в статье нами был проведён краткий теоретический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания детей с умственной отсталостью средствами музыкального искусства.

Несмотря на то, что изучением данной проблемы занимались многие педагоги прошлого (Ж. Эскироль, А. Понтвик, Л. С. Выготский), а также педагоги-новаторы (Л. С. Брусиловский, В. И. Петушин, И. М. Гринева, С. В. Шушарджан, Н. П. Коняева, Э. Г. Кондакова, И. В. Ковалец, М. А. Налбандьян, Т. И. Степанова, В. В. Воронкова, Е. С. Иноземцева, В. А. Кудрявцев, А. И. Евтушенко, Ю. О. Филатова, Н. С. Сухонина), она остаётся актуальной и по сегодняшний день, требуя дальнейшего изучения и экспериментальных исследований.


Список литературы

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15. Доступ из справ.-правовой системы «Реестр примерных основных общеобразовательных программ».
2. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение,1983. – 223 с.
3. Зубань В.М. Художественный вкус как составляющая эстетического воспитания школьников / Зубань, Zuban // Наука и школа. – 2013. – № 4. – С. 133-136.
4. Богозов Н.З. Психологический словарь / Н.З. Богозов, И.Г. Сахаров; под ред. Н.Ф. Добрынина, С.Е. Советова. – Магадан, 1965. – 291 с.
5. Рачина Б.С. Эволюция воззрений на музыку как универсальный язык человечества и её представленность в системе общего музыкального образования / Б.С. Рачина // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. – 2019. – № 2. – С. 144-154.
6. Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся. URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/e05/e05a36e260115079619edfd1566afcc6.pdf
7. Музыкотерапия и её становление в науке и практике. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykoterapiya-i-ee-stanovlenie-v-nauke-i-praktike/viewer
8. Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1991. – № 3.
9. Степанова Т.И. Формирование музыкальной культуры будущего педагога в системе духовно-нравственного воспитания / Т.И. Степанова // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство: сборник научных трудов. – Липецк: Липецкий ГПУ, 2019. – С. 35-37.
10. Кудрявцев В.А. Психофизическое развитие учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида посредством включения элементов бального танца в программу занятий «ритмика» В.А. Кудрявцев // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3. – С. 1–7.
11. Евтушенко А.И. Опыт организации и содержания дополнительного образования обучающихся с умственной отсталостью / Е.Г. Речицкая // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы конференции; под ред. Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. – Москва: МПГУ, 2018. – С. 206-211.

Расскажите о нас своим друзьям: