Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 378.147.88

Дата публикации 18.04.2022

Понятие и содержание проектной деятельности в условиях ВУЗа

Орлова Людмила Николаевна
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Омского государственного педагогического университета, e-mail: mila.orlova.52@mail.ru
Ижойкина Людмила Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Омского государственного педагогического университета, e-mail: Luizh2016@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема профессиональной подготовки студентов в современной системе образования высшей школы. Целью статьи является раскрытие педагогического потенциала проектной деятельности в профессиональном становлении студентов. Авторами обобщен материал по применению проектной технологии в обучении студентов. Приведены классификации проектов по различным основаниям. Раскрываются основные этапы проектной деятельности студентов. Статья включает примеры технологической карты проекта, индивидуальной карты студента и рейтинговую оценка проекта.
Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональная подготовка, исследовательская деятельность, компетенции, интегрированные знания, продукт проекта, технологическая карта проекта.

Project activity in professional training of students

Orlova Ludmila
doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of life safety fundamentals and biology training techniques, Omsk State Pedagogical University, e-mail: mila.orlova.52@mail.ru
Izhoykina Ludmila
сandidate of рedagogical sciences, associate professor of the department of life safety fundamentals and biology training techniques, Omsk State Pedagogical University, e-mail: Luizh2016@mail.ru

Abstract: This article deals with the problem of professional training of students in the modern system of higher education. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of project activities in the professional development of students. The authors summarized the material on the use of project technology in teaching students. Classifications of projects on various grounds are given. The main stages of students' project activity are revealed. The article includes examples of a project flow chart, an individual student card and a project rating.
Keywords: project activity, professional training, research activity, competencies, integrated knowledge, project product, project flow chart

Правильная ссылка на статью
Орлова Л.Н., Ижойкина Л.В. Понятие и содержание проектной деятельности в условиях ВУЗа // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/ponyatie-i-soderzhanie-proektnoj-deyatelnosti-v-usloviyakh-vuza.html (Дата обращения: 18.04.2022)

Реформирование современной школы, ориентированное на развитие личностных качеств обучающихся, определяет необходимость модернизации высшего педагогического образования. Основополагающим направлением в подготовке выпускников педагогических ВУЗов является установка на повышение качества профессиональной подготовки, что достигается посредством овладения студентами, в процессе обучения, набором общих и профессиональных компетенций.

В настоящее время в российских школах увеличивается дефицит педагогических кадров. Наблюдается тенденция «старения» учительского состава. Почти треть всех учителей является людьми пенсионного возраста. Огромную роль в решении данной проблемы играет реализация Федерального проекта «Учитель будущего», который ориентирован на молодое поколение, способное осуществлять педагогическую деятельность в рамках современности. Педагогические кадры являются важной составляющей, обеспечивающей образовательный процесс. Безусловно, их профессиональная компетентность напрямую влияет на уровень образования подрастающего поколения.

Одной из педагогических технологий, применяемых нами в профессиональной подготовке будущих учителей, является технология проектного обучения. Значимым является то, что основу технологии проектного обучения составляет деятельность самого студента – учебно-познавательная, творческая, исследовательская. Деятельность направлена на достижение социально-последовательной цели по созданию проекта, при этом должна быть обеспечена преемственность и единство всех сторон процесса обучения, что является средством развития личности субъекта образования [1].

В основе проектной деятельности лежит предоставление студентам возможности использовать интегрированные знания из различных образовательных областей, возможности самостоятельного приобретения новых знаний и умений, общих и профессиональных компетенций. Применение в учебном процессе технологии проектного обучения способствует формированию общих компетенций студентов: решать проблемы, аргументировать выводы, работать с информацией. Участие студентов в проектной деятельности позволяет им подготовиться к решению будущих профессиональных задач. Сегодня, проектная деятельность является одной из обязательных составляющих внеурочной деятельности школьников. В этой связи студенты должны не только уметь реализовывать проект, но и руководить выполнением проекта.

Проектная деятельность есть воплощение личностного-ориентированного подхода в обучении [2, 3]. Следует отметить, что при реализации проектной деятельности меняется роль преподавателя в учебном процессе. Он выступает как организатор самостоятельной работы студентов.

Как форма научно-исследовательской работы студентов, реализуемые нами проекты состоят из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части происходит написание текста проекта (актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, составление таблиц, выводы). В практической части содержится продукт проекта (проспект, фильм, информационный плакат). Материалы проекта могут войти в курсовую и выпускную квалификационную работу. Результаты проектной работы студенты представляют на научно-практических конференциях.

При работе над проектом необходимо создать определенные условия: команда состоит из заинтересованных участников, работа должна осуществляться совместно до завершения проекта, необходимо поощрять деятельность студентов. Результаты проектной деятельности должны оцениваться: полученный продукт, вклад каждого участника, оформление результатов, защита проекта.

При выполнении проекта у участников могут возникнуть трудности: проект остается без реализации, созданные презентации проекта не вызывают интерес, проект не имеет практической значимости, перегрузка студентов при выполнении проектов.

Наиболее распространенными видами проектов являются: информационный, личностно-ориентированный, методический (табл. 1).

Таблица 1. Виды проектов

Виды проектов

Виды деятельности

Продукт проекта

Информационный

Сбор информации с целью анализа и обобщения

Информационный плакат, буклет, газета

Социально-ориентированный

Социологические опросы, анализ результатов, масштабность участников

Анализ социологических опросов

Методический

Разработка учебно-методических материалов разного уровня сложности

Учебно-методические пособия, методические рекомендации, дидактические материалы

В работах Закировой Т.М. и Яковлева Н.Ф. классификация проектной деятельности определена по областям:

  • монопроекты (одна предметная область),
  • межпредметные проекты (несколько смежных областей) [4].

По характеру контактов в проекте, выделяют внутренние проекты (в пределах ВУЗа), региональные (в пределах региона, края, страны) и международные (интеграция разных стран в проекте) [5, 6].

В зависимости от количества участников проекты бывают индивидуальными и групповыми.

По продолжительности реализации проекты подразделяются:

  • мини-проекты (в рамках одного-двух учебных занятий),
  • краткосрочные (в течение нескольких занятий, в течение семестра),
  • среднесрочные (до одного месяца реализации),
  • долгосрочные (от одного месяца до нескольких месяцев реализации).

В зависимости от доминирующей деятельности студентов выделяют проекты: исследовательские (четкая структура, гипотеза, эксперимент), творческие (сочинение, фильм, газета, альбом и др.), игровые, информационные (ознакомительно-ориентировочные), прикладные (практико-ориентированные) [5, 6].

На начальном этапе проекта преподаватель совместно со студентами определяют цель и условия проекта, а также план предстоящей деятельности. Студенты активно осуществляют поиск и обоснование полученных результатов, решение поставленных проблем, используя субъективный опыт.

На втором этапе проекта осуществляется поисково-исследовательская деятельность (эвристическая), предлагаются идеи, подходы и методы.

Третий этап проекта предполагает построение доклада, научно-аргументированных выводов.

Выделяют также мотивационно-ознакомительный, конструктивно-деятельностный, презентативный и оценочно-рефлексивный этапы проекта (табл. 2).

Таблица 2. Этапы проектной деятельности

Этапы

Название

Виды деятельности

1

Мотивационно-ознакомительный

Мотивация, актуализация, целеполагание

2

Конструктивно-деятельностный

Реализация плана проекта

3

Презентативный

Представление результатов проекта

4

Оценочно-рефлексивный

Анализ и оценка полученных результатов, коррекция

Проект может носить индивидуальный характер, тогда он позволит каждому студенту проявить высокий уровень творчества. Педагог при выполнении проекта выступает как консультант: помогает выстроить структуру проекта, определяет содержание проекта, выделяет главные понятия, определяет практическое содержание проекта, составляет библиографический список. В ходе выполнения проекта должен быть получен результат, то есть конкретные решения проблемы. Для организации и оценки проекта составляется его технологическая карта, индивидуальная карта студента, защищающего проект и рейтинговая оценка проекта (табл. 3, 4, 5).

Таблица 3.  Технологическая карта проекта

Этапы проектной деятельности

Основные задачи

Ориентировочный

Выбор этапа проекта. Мотивация на выполнение проекта. Анализ проблемы будущего проекта.

Планирование

Определение темы, цели и задач проекта. Составление плана выполнения проекта, подбор литературных источников.

Исследование

Сбор информации «мозговой штурм». Выбор методов и способов практической деятельности.

Выполнение проекта

Процесс выполнения проекта, получение продукта.

Оформление проекта

Оформление проекта.

Защита и оценка проекта

Презентация результатов, их оценивание.

Рефлексия

Соотношение полученных результатов, сопоставление с целями и задачами проекта.

Таблица 4. Индивидуальная карта студента, защищающего проект

Этапы

Критерии оценки (баллы)

Исследователь

Научный руководитель

Комиссия

Защита

Презентация – 5 б.

Ответы на вопросы – 5 б.

 

 

 

Процесс проектирования

Активность и доработка проекта – 10 б.

Творчество – 10 б.

Практическая деятельность – 10 б.

Умение работать в команде – 10 б.

 

 

 

Этапы выполнения

Оценка результата – 15 б.

Оформление, презентация проекта – 15 б.

 

 

 

Таблица 5. Рейтинговая оценка проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка выполнения проекта

  • актуальность темы, новизна решения,
  • практическая значимость,
  • качество оформления проекта,
  • значимость полученного продукта,
  • оценка результата

 

Оценка защиты

  • качество доклада и презентации проекта,
  • владение терминологией,
  • глубина ответов по теме исследования.

 

На 1 и 2 курсе студенты осуществляют исследовательские проекты. На 3-5 курсе работают над практико-ориентированными проектами, необходимыми для реализации в учебных организациях. Использование в рамках учебных занятий проектов повышает учебную мотивацию студентов, развивает способности к решению практико-профессиональных задач. С 2020 года факультет естественнонаучного образования ФГБОУ ВО «ОмГПУ» и БОУ г. Омска «СОШ №135» начали реализацию проекта «Формирование исследовательской компетенции обучающихся в условиях взаимодействия «Школа-ВУЗ». Студенты факультета являются руководителями исследовательских и проектных работ учащихся, которые были представлены на школьной научно-практической конференции. Знание технологии организации проектной деятельности помогает студентам – будущим педагогам, сделать его целостным, творческим и понятным в школьной практике.


Список литературы

1. Закирова, Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов / Т.И. Закирова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 326.
2. Дудина, И.М. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие / И.М. Дудина. – Ярославль: ЯрГУ, 2019. – 28 с.
3. Кротова, Е.А. Проектная технология в изучении экологических ситуаций России: монография / Е.А. Кротова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2008. - 103 с.
4. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева. – 2-е издание, стереотипное. – М: Общество с ограниченной ответственностью "ФЛИНТА", 2014. – 144 с.
5. Сорокопуд, Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы «человек – человек» // МНКО. 2019. №1 (74). – с. 245
6. Неделяева, А.В. Проектная деятельность в формировании эколого-педагогической компетентности при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» / А.В. Неделяева // Инновации в науке. – 2013. – № 22. – с. 92.

Расскажите о нас своим друзьям: