Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 1174

Дата публикации 31.03.2022

Использование кинофильмов на занятиях по основам православной культуры в вузе

Филиппова Елена Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков Академии ГПС МЧС России, РФ, Москва, elenefilippova.klachuk@yandex.ru

Аннотация: В статье обсуждается влияние кинофильмов на духовное и нравственное воспитание обучающихся вузов в процессе освоения курса основ православной культуры. На примере фильма «Страсти Христовы» рассматривается технология работы с фильмом библейского содержания, результатом которой является понимание обучающимися смысла жертвы Христовой и формирование способности к саморефлексии и желания выстраивать отношения с людьми по закону любви к ближнему.
Ключевые слова: кинофильм, нравственный поступок, библейская история, православное мировоззрение.

Using of feature films in classes on the Fundamentals of Orthodox culture at the university

Filippova Elena Vladimirovna
PhD in Philology, Docent of Foreign and Russian languages of department State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow

Abstract: The article discusses the effect of features films on the spiritual and moral education of students in the process of learning the course of the Fundamentals of Orthodox culture. Using "The Passion of the Christ" film as an example we investigate the technology of working with films of biblical content, the result of which is the understanding by students of the sense of sacrifice of Christ and the formation of ability to self-reflection and desire to build relationships with people according to the law of love for one's neighbor.
Keywords: feature film, moral action, the biblical story, the orthodox worldview.

Правильная ссылка на статью
Филиппова Е.В. Использование кинофильмов на занятиях по основам православной культуры в вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-kinofilmov-na-zanyatiyakh-po-osnovam-pravoslavnoj-kultury-v-vuze.html (Дата обращения: 31.03.2022)

В последние десятилетия в учебные планы вузов стали включать дисциплину «Основы православной культуры». Несмотря на то, что она обладает высоким духовным потенциалом, соответствующего отклика в сознании обучающихся этот курс не получает, поскольку знания о христианстве и нравственных законах кажутся им навязанными и несовременными. Доброта, милосердие, отзывчивость, вера в Бога воспринимаются сейчас молодёжью как качества слабой личности, неспособной к самореализации. Однако только с помощью православной культуры, по мнению В.М. Меньшикова, можно объяснить абсолютность добра в мире и законы нравственного бытия человека [2], поэтому её изучение в школах и вузах должно быть построено так, чтобы пробудить интерес, показать вечную ценность моральных норм и место веры в Бога в жизни русского человека.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что кинофильмы, благодаря способности образно передавать действительность, пробуждают чувства и эмоции обучающихся, заставляют переосмысливать отношение к библейским событиям, находить ответы на жизненные вопросы и определять векторы дальнейшего нравственного и профессионального развития в русле добра и любви.

Современная молодежь всё меньше и меньше читает литературу, но с интересом относится к просмотру кинофильмов, поскольку они воспринимаются ими как модель жизни, которую они очень плохо знают в связи с тем, что бо́льшую часть времени проводят в цифровом пространстве. Использование кинофильмов как средства для знакомства с историей христианства, его основными законами, для работы над духовно-нравственными понятиями на занятиях по основам православной культуры является, по нашему мнению, наиболее доступным и эффективным. Кино обладает воспитательными и познавательными возможностями, это наиболее приемлемое средство трансляции социокультурных норм и ценностей, способствующих формированию установок, интересов и потребностей личности. Оно интегрирует в себе литературу, историю, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру, поэтому оказывает комплексное воздействие на все каналы восприятия.

Целью включения кинофильмов в образовательный процесс является формирование православного мировоззрения и устойчивого интереса к изучению православной культуры, формирование желания строить жизнь согласно заповеди любви, данной Иисусом Христом в Новом Завете (то есть потребности в совершении нравственных поступков). Основные задачи состоят в том, чтобы пробудить интерес к православной культуре и сформировать диалог с современностью; научить сопоставлять тексты Священного Писания с экранизацией и репрезентировать новые смыслы,понимать мотивы поступков героев и их последствия; сформировать способность обучающегося к саморефлексии как основному методу самопознания, направленному на кропотливую работу над изменением привычек и образа жизни.

Для просмотра предлагаются фильмы религиозной или морально-нравственной тематики, которые отражают евангельские ситуации. Такие фильмы помогают обучающимся взглянуть на себя и увидеть свои недостатки через осознание тех ошибок, которые совершают герои, пробудить желание совершенствоваться, поскольку такое желание является стимулом духовного роста и формирования добрых навыков. Кроме того, каждый просмотр фильма – это попытка познакомиться с евангельскими понятиями. Среди предлагаемых нами фильмов выделим фильмы исторической направленности, поставленные по мотивам библейской истории: фильмы режиссёра Р. Янга: «Пророк Моисей: вождь освободитель», «Иосиф прекрасный: наместник фараона», «Царь Соломон: мудрейший из мудрых», «Апостол Павел: чудо на пути в Дамаск»; режиссёра М. Гибсона «Страсти Христовы» и игровые фильмы: «Оскар и розовая дама» (реж. Э. Шмитт), «Пробуждение» (реж. К. Тищенко), «Побег за мечтой» (реж. К. Тищенко»), «Притчи» (снятые на студии во имя святого исповедника Иоанна Воина Свято-Елисаветинского монастыря), «Остров» (реж. П. Лунгин), «Царь» (реж. П. Лунгин), «Поп» (реж. В. Хотиненко), «Чудо» (реж. А. Прошкин) и другие.

Процесс работы над кинофильмом делится на несколько этапов: предпросмотровый, просмотровый и послепросмотровый. На первом этапе преподавателю необходимо ввести необходимую информацию, касающуюся библейских событий, христианских понятий и догматов, реминисценций, встречающихся в фильме; сформулировать вопросы, касающиеся содержания, обсудить название фильма и возможные векторы развития сюжета. Этот этап важен при просмотре исторических фильмов, когда на экране разворачиваются политические и военные события, требующие дополнительных знаний, в противном случае интерес к фильму теряется. Кинофильмы на основе библейских событий рекомендуется смотреть частями, во время пауз преподаватель может комментировать некоторые сцены, обращать внимание на состояния героев. Другие фильмы можно смотреть от начала до конца не прерываясь. После просмотра в группе организуется дискуссия, обсуждаются ответы на поставленные проблемные вопросы и актуализируется духовный смысл картины. В ходе обсуждения затрагиваются и «болевые точки» современного общества (психология вещизма, внутренняя опустошенность, потеря ориентиров, непонимание смысла своего существования, толерантное отношение к хамству и к половой распущенности), которые находят своё разрешение в существовавших и существующих вечных духовных ценностях: любви, добре, сострадании, терпении, справедливости, самопожертвовании. Особая реальность, создаваемая фильмом, позволяет обучающимся стать наблюдателями за разыгрывающимися человеческими трагедиями и самостоятельно давать духовно-нравственную оценку поступкам героев. Этот кропотливый анализ душевных взлетов и падений героев не может не отразиться на оценке собственных поступков и возникновении желания жить по законам добра.

Рассмотрим процесс работы с фильмом М. Гибсона «Страсти Христовы», самым неоднозначным и дискуссионным. Эмоциональное потрясение, которое испытывают зрители после просмотра, даёт возможность говорить о духовном смысле фильма, смысле страданий и жертвы Христа. Фильм не имеет никакого предисловия, режиссер сразу показывает нам важную сцену из жизни Иисуса- моление в Гефсиманском саду, и далее события развиваются стремительно, в них задействованы представители римской и иудейской власти и ведущих иудейских групп. Поэтому работу над фильмом необходимо начать с предпросмотрового этапа, когда преподаватель должен рассказать об обстоятельствах, которые привели Иисуса на Голгофу, об историческом контексте: о политической и общественной ситуации, сложившейся в Иудее в то время, когда жил Спаситель, об отношении людей к Христу (особенно о Входе Господнем в Иерусалим). Здесь же необходимо прокомментировать эпилог к фильму и символический образ змеи, возникающий уже в первых сценах картины. Пожалуй, это самый подходящий момент для чтения Святого Писания и интерпретации самых известных цитат.

Цитата «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5) из пророчества Исаи, о том, что Иисус умрёт за беззакония людей, за тех, кто его распинал, казнил и своей смертью искупит все зло, которое творили люди и, конечно, научит людей прощению. Во второй цитате, взятой из книги Бытия:  «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15) также говорится о том, что Христос сокрушит идеологию зла (дьявола) в мире.

Центральной частью фильма являются жестокие сцены бичевания Христа, сцены нечеловеческого страдания и терпения. Сам М. Гибсон говорил: «Я хочу, чтобы зрители увидели грандиозность этой жертвы, увидели, что кто-то прошел через такое и всё равно вернулся с любовью и прощением». Для современной молодежи, искушенной просмотром боевиков и фильмов ужасов, сцены из фильма являются действительно шокирующими и жестокими, они надолго «врезаются» в память. Но, проживая боль вместе с главным героем, сочувствуя ему, зритель испытывает внутреннюю радость за то, что добро восторжествовало. Зло, представленное в абсолютном своём виде, было пресечено именно терпением, любовью и прощением Христа, который говорит: «Простите им, ибо не ведают, что творят». Он искупает все грехи человеческие, чтобы открыть дорогу к Богу. И в этом плане символична одна из последних сцен, когда камера взмывает вверх и зрители могут видеть все, что происходит на Голгофе. Христос открывает дорогу к Богу, в жизнь вечную, в Царствие Небесное.

В фильме во время изображения сцен глумления над Христом на Голгофе есть несколько флеш-бэков, отсылающих к событиям «Тайной Вечери» из Евангелия. Одна посвящена омовению ног, другая - пророчеству о предательстве, третья -преломлению хлеба, четвертая – предательству Петра. Они требуют очередной паузы (останавливаться на каждой вставке нет смысла), когда преподаватель должен рассказать о смысле каждого из этих эпизодов. Особое внимание нужно уделить сцене преломления хлеба - квинтэссенции всего учения: «приимите, ядите; сие есть Тело Мое…. сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мф. 14:22). Понять человеку, далёкому от христианства, это Таинство очень сложно, но преподаватель может сказать, что это не символ, это реальность, которая происходит каждый день в современной Церкви. Христианин во время Литургии может приобщиться тела и крови Иисуса Христа, стать его частью уже здесь на земле, чтобы потом в жизни вечной быть рядом с Христом.

Смысл двух других фрагментов можно совместно обсудить после просмотра фильма. Здесь нужно остановиться на понятии греха как нарушении норм человеческого бытия и свободы как права выбора. В фильме совершают предательство два человека: Петр и Иуда Искариот, один - получает 30 сребренников, другой - избегает осуждения и тюрьмы. Они нарушают закон Божий, но у каждого из них есть свободный выбор: покаяться или продолжить жить так же, как и жил. И режиссёр, используя изобразительные и символические возможности экранного искусства, показывает зрителю два пути как два варианта развития событий после совершения греха: смерть духовная и душевная Иуды и раскаяние Петра и разбойника, открывающие путь к жизни вечной. Обучающимся в процессе обсуждения предлагаются такие вопросы: «Почему Иуда повесился, а Петр стал горячим проповедником христианской веры?» с последующим выходом на тему прощения и смерти (суицида); «Каковы духовные корни суицида?», «Почему Христос простил осужденного разбойника?». Итогом этого обсуждения должно стать понимание обучающимися, что страдание, любовь и прощение ведут человека дорогой Христа, открывают путь в жизнь вечную.

После просмотра фильма нужно дать какое-то время на то, чтобы произошло осознание увиденного, а потом организовать небольшой диалог.  Вопросы могут быть следующего плана: «Какие чувства вы испытываете после просмотра?», «Зачем так много сцен насилия в фильме?», «Как сам Христос относится к своим истязателям?». Эти вопросы позволят соединить увиденное на экране, текст Святого Писания, исторические сведения и современную жизнью, глубже понять современную действительность, корни которой уходят далеко в прошлое. Безусловно, в фильме встречаются отступления от канонического Евангелия, но для зрителей-христиан, далеких от основ понимания смысла веры, через этот фильм начинается дорога в истинное православие, поскольку сам учащийся ставит перед собой много вопросов во время просмотра, ответы на которые будет искать впоследствии, погружаясь в суть христианского учения.

Кинофильмы на занятиях по основам православной культуры помогают говорить о библейской истории и евангельских ценностях ненавязчиво, транслируя христианское учение через образы и идеи, формируя потребности в саморефлексии, в изменении собственной жизни на принципах любви к ближнему и к Отцу Небесному.

 


Список литературы

1. Жмырова Е.Ю., Монастырский В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодёжи: практико-ориентированная монография. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. –189 с.
2. Меньшиков В.М. Зачем изучать религию в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2011. Вып.4(23). – С.37-45.

Расскажите о нас своим друзьям: