Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 373.21

Дата публикации 18.04.2022

Проектирование здоровьесберегающей деятельности дошкольников (на примере частного детского сада)

Петрова Ольга Анатольевна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии СГПИ (филиал) ПГНИУ, РФ, г. Соликамск o.petrova357@mail.ru
Халиуллина Елена Павловна
старший воспитатель, ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №45 РФ, г. Соликамск

Аннотация: В статье представлен опыт работы по созданию в дошкольной образовательной организации (на примере частного детского сада) психолого-педагогического сопровождения здоровья дошкольников. Раскрыта поэтапная реализация проекта, цель которого создание и внедрение оптимальных условий, максимально поддерживающих здоровье обучающихся, через реализацию и освоение здоровьесберегающих технологий, представлены результаты реализации проекта.
Ключевые слова: дошкольное образование, здоровьесбережение, проект, здоровьесберегающие технологии.

Design and organization of psychological and pedagogical support of students' health in the educational space of a preschool educational organization

Petrova Olga Anatolevna
Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology of SSPI (branch) of PSNIU, Russian Federation, Solikamsk o.petrova357@mail.ru
Khaliullina Elena Pavlovna
senior educator, CHDOU "CRR "Solikamskbumprom" kindergarten No. 45 of the Russian Federation, Solikamsk

Abstract: The article presents the experience of creating psychological and pedagogical support for the health of preschoolers in a preschool educational organization (on the example of a private kindergarten). The phased implementation of the project is disclosed, the purpose of which is to create and implement optimal conditions that maximally support the health of students through the implementation and development of health-saving technologies, the results of implementation are presented.
Keywords: preschool education, health saving, project, health-saving technologies.

Правильная ссылка на статью
Петрова О.А., Халиуллина Е.П. Проектирование здоровьесберегающей деятельности дошкольников (на примере частного детского сада) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/proektirovanie-zdorovesberegayushhej-deyatelnosti-doshkolnikov-na-primere-chastnogo-detskogo-sada.html (Дата обращения: 18.04.2022)

Современное общество находится в состоянии глобальных изменений в области социокультурной и образовательной политики, что обусловлено ухудшающимся здоровьем детей и растущей потребностью общества в здоровых и активных людях.

В целом, здоровьесберегающая деятельность образовательной организации определяется как система социально-педагогических, психолого-педагогических, медико-профилактических воздействий, направленных на сохранение и укреплении здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья (физического, психологического) [1].

На сегодняшний день данные процессы являются приоритетными направлением деятельности семьи, образовательных организаций и регламентируется рядом нормативно-правовых документов.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного воспитания и образования предъявляет требования к трудовым действиям и умениям педагога следующим образом: «формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации ..» [2].

ФЗ «Об образовании в РФ», положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», Указа Президента РФ №172 от 24.03.2014г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), Постановления Правительства РФ № 540 от 11.06.2014г. «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», определяют приоритет ценности жизни и здоровья человека, свободного развития личности. На основании данных документов педагог обязан осуществлять пропаганду здорового образа жизни воспитанников и создавать условия для оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и предупреждения заболеваний [6,7].

Объединяя положения данных документов можно оценить важность систематической, целенаправленной образовательной деятельности по здоровьесбережению и коррекции физического, социального и психического здоровья детей.

В связи с этим возникает необходимость разработки системы работы по организации образовательного пространства и взаимодействия внутри него. В рамках исследования был разработан и внедрен проект психолого-педагогической поддержки здоровья обучающихся в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации, со сроком реализации один год.

База проекта: город Соликамск, Пермский край. Частная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка «Соликамскбумпром», детский сад 45.

В исследовании принимали участие дети в количестве 181 человек из них 95 мальчиков (52%) и 86 девочек (48%) и их родители 239 человек, а также 23 педагога.

Цель проекта: создание и внедрение оптимальных условий, максимально поддерживающих здоровье обучающихся в дошкольной образовательной организации средствами здоровьесбережения.

Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:

  1. Подготовка ресурсного обеспечения проекта: обогащение среды, обучение педагогов.
  2. Обогащение системы сотрудничества участников образовательных отношений (педагогов, специалистов образовательной организации, родителей) средствами здоровьесбережения (профилактика, сохранение, укрепление).
  3. Оказание индивидуально-ориентированной педагогической помощи «воспитанникам с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или), испытывающих трудности в усвоении основной образовательной про граммы детского сада».
  4. Формирование положительного имиджа здорового образа жизни, мотивация всех участников образовательных отношений к ЗОЖ, к профилактике заболеваний средствами здоровьесбережения.
  5. Включение участников проекта в разнообразные культурно-досуговые, проектные формы реализации проекта.
  6. Обогащение образовательного процесса новыми средствами здоровьесбережения (технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, нейрокоррекционные технологии).
  7. Подведение итогов реализации проекта, прогнозирование дальнейшего его продвижения с учетом перспективных интересов участников, а также, учета возможностей образовательной организации.

Реализация проекта состоит из нескольких этапов: подготовительно-организационный, основной и обобщающий. На каждом этапе определяются сроки реализации, ответственные, продукт и ожидаемые результаты, что отражено в таблице 1.

Таблица 1. Этапы реализации проекта

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Ожидаемые результаты, продукты

Подготовительно-организационный этап

Анализ состояния и возможностей психического и физического здоровья детей.

В течении всего периода

Проектная группа

Аналитический отчет

Разработка, презентация, защита проекта, информирование и мотивация родителей, социальных партнёров

Февраль

Проектная группа

Протокол и решение педсовета, проекты

Формирование проектных групп педагогов

Февраль-май

Проектная группа

Приказ, положение

Основной этап

Привлечение внимание детей, родителей к воспитанию и развитию психического и физического здоровья детей через организацию совместных мероприятий: массовые конкурсы, мастер-классы, онлайн марафоны, неделя здоровья и т.д

В течении всего периода

Педагоги

Публикации в СМИ, социальных-медиа

Обогащение образовательной деятельности и среды образовательной организации, согласно задачам проекта.

В течении всего периода, согласно планам и циклограмме

Администрация

Пополнение методической базы.

Создание положений по проекту

В течении всего периода

Администрация

Приказ, положение

Обучение педагогов на Курсах ПК, методических семинарах, консультации для воспитателей, инструкторов по физической культуре, педагога-психолога, родителей, социальных партнеров.

В течении всего периода

Проектная группа, администрация

Протоколы, удостоверения о повышении профессиональной компетенции педагогов;

обмен педагогическим опытом.

Утверждение плана работы с социальными партнерами

 

Август

Администрация

Приказ, план деятельности

Участие и организация в городских мероприятиях для детей, связанных с воспитанием и развитием психического и

физического здоровья детей.

В течении всего периода, согласно планам

Педагоги, социальные партнеры

Пополнение портфолио, информация на сайте и в социальных сетях

Реализация системы или разовых мероприятий по воспитанию и развитию

Психического и физического здоровья детей: образовательные, культурно-досуговые, детско-взрослые. Реализация индивидуальных коррекционно-развивающих проектов

В течении всего периода

Проектная группа

Включение в инновационные альтернативные формы

Анализ удовлетворенности участников проекта (обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнеры).

Весь период по итогам учебного года

Проектная группа, администрация

Аналитические справки, годовой отчет

Обобщающий этап

Анализ результативности и достижения целей и задач проекта

Декабрь

Администрация, проектная группа

Отчет о реализации проекта

Обобщение, презентация и трансляция опыта по реализации проекта, результатов мероприятий, демонстрация достижений.

Текущий контроль в процессе реализации проекта.

Итоговый: декабрь

Администрация, проектная группа

Выступления на педагогических советах, семинарах, конференциях, мастер-классах.

Публикация отчетов, статей, информационно-методических материалов.

Подведение итогов и планирование перспектив развития

Октябрь

Администрация, проектная группа

Приказ, принятие управленческих решений, протокол педагогического совета

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

  1. Диагностирована положительная динамика показателей психического и физического здоровья дошкольников.

Для этого мы использовали работы Г.С. Тимошенко [4], Т.Э. Токаевой, Л.В. Ворошниной, Е.М. Фадеевой [5], Е.А. Стребелевой [3], которые считают уровень сформированности физического и психического развития у детей количественной и качественной категорией, измеряемой с учетом определенных показателей и критериев диагностики.

Сравнение результатов изучения начального и итогового уровня сформированности физического развития детей показало положительную динамику полученных результатов, в виде роста значения высокого уровня на 11% и снижения низкого значения на 7%, значение «избыток веса» снизился на 4%  и «дефицит массы тела» снизился на 4%, что отражено в таблице 2.

Таблица 2. Уровень сформированности физического развития дошкольников

Уровень физического развития

До реализации проекта

После реализации проекта

ранний

дошкольный

ранний

дошкольный

Высокий

9%

8%

11%

17%

 

Низкий

5%

8%

2%

4%

 

Избыток веса

3%

10%

3%

6 %

 

Дефицит массы

6%

6%

3%

2%

 

Норма возраста

77%

68%

81%

71%

 

К завершению проекта увеличилось количество обучающихся с 1 группой здоровья на 16%, что отражено в таблице 3.

Таблица 3. Распределение воспитанников по группам здоровья

Период

Возраст

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

До реализации проекта

ранний

37%

47%

16%

0

дошкольный

32%

56%

12%

0

После реализации проекта

ранний

41%

51%

8%

0

дошкольный

52%

46%

2%

0

Сравнительный анализ результатов изучения начального и итогового уровня сформированности психического развития детей по методике Е.А. Стребелевой также показал положительную динамику в виде роста нормативного значения на 22% в раннем и на 26% в дошкольном возрасте.

Таблица 4. Результаты психодиагностического обследования психического развития детей раннего и дошкольного возраста  (Е.А. Стребелевой)

Уровень психического развития / группа

До реализации проекта

После реализации проекта

ранний

дошкольный

ранний

дошкольный

4 группа (возрастная норма)

52 %

56%

74 %

82%

3 группа (уровень обучения)

39%

38%

23%

15%

2 группа (задержка развития)

6%

6%

3%

3%

1 группа (нуждается в комплексном обследовании специалистов)

3%

0%

0%

0%

  1. Создана методическая среда для педагогов по здоровьесбережению и определение дальнейшей стратегии ее развития.
  2. Определено систематическое участие всех участников образовательного процесса в проектах, конкурсах, выставках и других мероприятиях муниципального, краевого и федерального уровня, с целью эффективного управления процессом здоровьесбережения детей.

Таблица 5. Уровень профессиональной активности педагогических работников

Уровень профессионального мероприятия

Кол-во мероприятий

Кол-во участников

Победители

До реализации проекта

После реализации проекта

До реализации проекта

После реализации проекта

До реализации проекта

После реализации проекта

Международный

1

4

1

4

0

1

Всероссийский

3

7

3

9

1

6

Региональный

2

8

2

8

0

3

Муниципальный

5

11

5

15

1

5

ВСЕГО

11

30

11

36

2

15

При анализе профессиональной активности педагогов наблюдается повышение уровня участия и активности педагогов в публикациях, выступлениях и профессиональном конкурсном движении.

  1. Выявлены эффективные методы и технологии здоровьясбережения. Выстроена система здоровьясбережения в образовательной организации (Таблица 6).

Таблица 6. Система реализации здоровьесберегающих технологии

Название технологии

Периодичность

Условия реализации, приемы, комплексы

Круговая тренировка

Ежедневно (чередуя с ритмической гимнастикой), утром, перед завтраком в старших и подготовительных дошкольных группах

В спортивном зале, по комплексу (смена 1-2 раза в месяц), состав ленному инструктором по физической культуре с использованием тренажеров и др. спортивного оборудования

Оздоровительная ритмическая  гимнастика

Ежедневно (чередуя с круговой тренировкой), утром, перед зав траком в старших и подготовительных дошкольных группах.

В музыкальном зале, по комплексу, составленному музыкальным руководителем, под музыку.

Профилактическая гимнастика (упражнения)

Все возрастные группы. Как часть «минутки шалости», «минутки тишины», физкультурного

занятия и занятия инструктора по ЛФК.

Дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, массаж, глазодвигательная гимнастика, профилактика плоскостопия, укрепление мышц позвоночника и суставов (индивидуальные занятия Джампингом на батутах с опорой).

Степ-платформы

Утренняя гимнастика

Ежедневно, утром, перед завтраком в группах раннего возраста,

младших и средних дошкольных группах.

В спальне, под музыку, по комплексам Т.Э. Токаевой.

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии, во время «минутки тишины». Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную музыку, звуки природы.

Йога, нейрокор рекция

Ежедневно, между занятиями (не раньше чем через 20 минут после приема пищи), во время «минутки шалости» для старших и подготовительных дошкольных групп.

 

Йога как одно из физкультурных занятий, в спортивном зале, со средней дошкольной группы.

Нейрокоррекционные занятия с детьми «группы риска».

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Примерное содержание предлагают инструктор по физической культуре и педагог-психолог (1 раз в неделю).

Проводит инструктор по физической культуре в спортивном зале. Проводит            педагог-психолог (возможно подключение инструктора по физической культу-

ре).

Суджок-терапия

Ежедневно, как часть занятия, перед приемом пищи, для младших и средних дошкольных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы пальчиковых игр.

Техника мозжечковой стимуляции (тренажер-балансир Сибирский борд, нестабильные платформы, Бильгоу)

Занятия с детьми «группы риска» для развития координации, вестибулярного аппарата и укрепления опорно-двигательного аппарата.

Проводит инструктор по физической культуре в спортивном зале. Проводит педагог-психолог .

 

Оздоровительный бег

Скандинавская ходьба

Ежедневно, все дошкольные группы в конце прогулки

Чередование бега и быстрой ходьбы. Сначала бег занимает короткие отрезки, затем постепенно увеличивается до тех пор, пока не превратится в непрерывный. Непрерывный бег в одинаковом темпе.

Закаливание: сон без маек, ходьба босиком, точечный массаж, полоскание полости рта, обширное умывание, игры с водой.

Витаминотерапия

По рекомендации и при контроле медицинской сестры.

Совместные мероприятия

Педагогами (96%) освоены новые направления в работе с воспитанниками, которые успешно реализуются в образовательном процессе, через организацию таких мероприятий:

  • Лыжня России - Спортивная лыжня (февраль)
  • Спортивная эстафета «Гимнастическая пирамида» (февраль). Было построено 67 пирамид детьми, 9 – педагогами и 42 пирамиды семьями воспитанников
  • Малые зимние Олимпийские игры (январь)
  • Встречи с выпускниками, родителями, интересными людьми в рамках проекта «Соликамск спортивный»
  • Всероссийский день бега «Кросс нации» (приняли участие 14 воспитанников, 48% от общего числа воспитанников подготовительных групп)
  • Чемпионат по футболу на кубок Здравограда
  • Мастер-классы по здоровьесберегающим технологиям
  • Неделя здоровья (апрель), нейронеделя (март), челлендж-марафон «Большие и маленькие путешествия с пользой для здоровья»(октябрь)
  1. Возникли инновационные формы взаимодействия с родительским сообществом (спортивные занятия с доставкой на дом, семейный велопробег «ВелоБУМ», мастер классы («Парная гимнастика», «Путешествие в Тибидухтию» и др.), спортивные акции, дайджест «PRO-здоровье», спортивный флешмоб, каникулярный марафон и др.). Приняли участие 79% от общего числа семей.
  2. Все воспитанники 6-7 лет, не имеющие медицинских ограничений, сдают нормы ГТО. Из 54 воспитанников 49 (91%) – принимали участие в движении ГТО. 16 (33%) детей получили значки: 2 – золото, 6 – серебро, 8 – бронза.

Таким образом, жизнеспособность данного проекта подтверждается анализом ситуации на данный период времени: проектируемые действия реализуемы, так как разработаны на основе имеющегося опыта и ресурсов, с учетом перспективных образовательных задач образовательной организации; проект нацелен на будущее, так как поддерживает эффективность образовательного процесса, дополняя его новыми методическими ресурсами.


Список литературы

1. Казин Э.М., Ле-ван Т.Н., Маджуга А.Г., Малярчук Н.Н., Третьякова Н.В. Концептуальные подходы к координации деятельности по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса // Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесозидающей функции. Коллективная монография [Текст] / Под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 111-130.
2. Приказ Минтруда России от 05.08.2016 N 422н "О внесении изменений в профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2016 N 43326) [Электронный ресурс] // – Режим доступа: httpdemo.consultant.ru/cgi/ (Дата обращения: 31.03.2022).
3. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.А. Стребелева. // URL: http:// downsideup.org/upload/iblock/7ff/psy_ped_diagnosis.pdf (дата обращения: 17.04.2022).
4. Тимошенко, Г.С. Воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г.С. Тимошенко // URL: http://sibac.info/index.php (дата обращения: 16.02.2022).
5. Токаева, Т.Э. Пермячок: Концепция и программа дошкольного образования детей 5-6,5 лет, не организованных в образовательные учреждения [Текст]/ Т.Э. Токаева, Л.В. Ворошнина, Е.М. Фадеева. – Пермь: Кн. мир Звезда, 2022. – 206 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: офиц. текст. –М.: Центр педагогического образования, 2018. – 32 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. текст. – М.: Проспект, 2019. –160 с.

Расскажите о нас своим друзьям: