Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №08 (49) Август 2020

УДК 159.922

Дата публикации 17.08.2020

Влияние адаптационного потенциала на нервно-психическую устойчивость студентов

Барсуков Александр Валерьевич
к.психол.н., доцент кафедры общей и социальной психологии, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Н. Новгород, alexbars80@rambler.ru
Давыдов Сергей Владимирович
к.психол.н., доцент кафедры общей и социальной психологии, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Н. Новгород, sergej.davydov@googlemail.com
Бурова Екатерина Алексеевна
психолог кафедры общей и социальной психологии, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Н. Новгород, ekaterinaburova1@mail.ru
Воронова Ангелина Александровна
психолог кафедры общей и социальной психологии, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Н. Новгород, voronova.fsn@mail.ru

Аннотация: Среди актуальных проблем, стоящих сегодня перед высшей школой, особое внимание педагогов и психологов привлекает проблема адаптации студентов к условиям новой социальной среды. В статье рассматривается проблема влияния адаптационного потенциала на нервно-психическую устойчивость студентов. Показано, что адаптационный потенциал во многом определяет успешность или неуспешность личности в деятельности. В статье рассмотрены виды адаптации: биофизиологическая, психическая, социально-психологическая. В исследовании приняли участие 132 студента первых курсов в возрасте 18-19 лет, обучающихся на факультете социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Представленные результаты эмпирического исследования показали, что у большинства студентов выявлен средний уровень адаптации, более трети студентов продемонстрировали высокий уровень развития адаптационных способностей, четверть студентов имеют низкий уровень адаптационных способностей.
Ключевые слова: адаптация; виды адаптации, адаптационный потенциал; нервно-психическая устойчивость; студенты

The impact of adaptive capacity on the Neuropsychic stability of students

Barsukov Alexander Valerievich
PhD in Psychology, Associate professor at the Department of General and Social Psychology, N. I. Lobachevsky State University, Russia, Nizhny Novgorod
Davydov Sergey Vladimirovich
PhD in Psychology, Associate professor at the Department of General and Social Psychology, N. I. Lobachevsky State University, Russia, Nizhny Novgorod
Burova Ekaterina Alekseevna
Psychologist of the Department of General and Social Psychology, N. I. Lobachevsky State University, Russia, Nizhny Novgorod
Voronova Angelina Alexandrovna
Psychologist of the Department of General and Social Psychology, N. I. Lobachevsky State University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: Among the urgent problems facing higher education today, the problem of students' adaptation to the conditions of a new social environment attracts special attention of teachers and psychologists. The article deals with the problem of the influence of the adaptive potential on the neuropsychic stability of students. It is shown that the adaptive potential largely determines the success or failure of an individual in activity. The article discusses the types of adaptation: biophysiological, mental, socio-psychological. The study involved 132 first-year students at the age of 18-19 studying at the Faculty of Social Sciences of N. I. Lobachevsky State University. The presented results of the empirical study showed that the majority of students showed an average level of adaptation, more than a third of students demonstrated a high level of development of adaptive abilities, a quarter of students have a low level of adaptive abilities.
Keywords: adaptation; types of adaptation, adaptive potential; neuropsychic stability; students.

Правильная ссылка на статью
Барсуков А.В., Давыдов С.В., Бурова Е.А., Воронова А.А. Влияние адаптационного потенциала на нервно-психическую устойчивость студентов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-adaptatsionnogo-potentsiala-na-nervno-psikhicheskuyu-ustojchivost-studentov.html (Дата обращения: 17.08.2020)

Проблема адаптации личности является предметом изучения в различных областях знания: биологии, философии, психологии, социологии. Это обусловлено тем, что глобальные изменения, происходящие в мире и обществе, требуют от личности развитого адаптационного потенциала, который позволяет ей самореализоваться, сохраняя при этом целостность и устойчивость. С поступлением в ВУЗ студенты попадают в новую социальную ситуацию, которая предъявляет особые требования. Именно развитый адаптационный потенциал позволяет студентам эффективно приспособиться к новым условиям, выстроить гармоничные отношения со средой, а также успешно реализовать поставленные цели. Следует констатировать, что далеко не у всех обучающихся данный процесс проходит благополучно. Это делает изучение данной проблемы актуальной.

Впервые термин «адаптация» (от лат. adaрtatio«приспособление») появился в физиологии в 19 веке и обозначал приспособление кожных анализаторов к воздействию внешних раздражителей. В дальнейшем данное понятие приобретает статус общенаучного, поскольку характеризовало явления и процессы, изучаемые и в других областях знания. Анализ всех имеющихся в науке данных позволяет выделить 4 группы определений:

а) адаптация, как процесс приспособления организма к окружающей среде;

б) адаптация, как отношение гармонии между организмом и средой (гомеостатический вариант);

в) адаптация, как результат приспособительного процесса, когда организм стремится к наслаждению и избеганию страданий (гедонистический вариант);

г) адаптация, как способ достижения цели, к которой «стремится» организм (прагматический вариант).

А.В. Петровский и др. под адаптацией понимают специфический ограниченный процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [5].

Под адаптацией мы понимаем процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья) [7].

Принято различать следующие виды адаптации: биофизиологическую (взаимодействие различных систем организма с окружающей средой), психическую (приспособление человека к условиям окружающей среды осуществляется на уровне его психических процессов, свойств, состояний), социально-психологическую (приспособление человека к взаимоотношениям в новом коллективе). Представленные виды адаптации могут взаимодействовать и сосуществовать одновременно.

В плане нашего исследования особый интерес приобретает понятие адаптационного потенциала. По мнению Д.П. Дербенева, адаптационный потенциал – «это способность скрытых возможностей человека включаться в новые меняющиеся условия окружающей среды, он имеет прямую зависимость с личностным потенциалом человека, определяющим его трудовое поведение» [3]. В работе С.Т. Посоховой, адаптационный потенциал рассматривается как – «интегральное образование, которое объединяет социально-психологические, психические, биологические свойства, актуализируемые личностью с целью создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности» [6]. Д.Ю. Гречкина в качестве объединяющего ядра, который обуславливает каждый из компонентов вузовской адаптации, предлагает рассматривать личность самого обучающегося, его индивидуально-типологические свойства, характер, склонности и способности [2]. Мы, вслед за Н.Н. Куимовой, В.А. Кручининым и И.А Ивановой, под адаптационным потенциалом человека понимаем индивидуально-психическое свойство человека, которое обуславливает границы его адаптационных возможностей и характер протекания адаптации личности в ответ на воздействие тех или иных факторов и условий среды [4].

Целью исследования является выявление влияния адаптационного потенциала на уровень нервно-психической устойчивости студентов. В исследовании приняло участие 132 студента первого курса в возрасте18-19 лет обучающихся на факультете социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского г. Н. Новгорода.

Исследование различных параметров адаптивности студентов проводилось в начале адаптационного периода (I семестр) с помощью личностного опросника «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин). Большинство испытуемых (40,6%) имеет средний уровень сформированности адаптационных способностей. Для них характерно проявление признаков разнообразных акцентуаций, которые в повседневных условиях частично компенсируются, но в случае смены деятельности или возникновения чрезвычайных ситуаций могут проявляться. Для части испытуемых (37, 5%) характерен высокий уровень развития адаптационных способностей. Эти студенты быстро адаптируются к новым условиям среды, легко вливаются в новый коллектив, способны адекватно ориентироваться в незнакомых условиях. 25% испытуемых продемонстрировали низкий уровень развития адаптационных способностей. Для них характерно проявление дезадаптивного поведения, в том числе агрессивные реакции и срывы. Данная группа испытуемых требует динамического наблюдения.Таким образом, мы можем говорить о том, что успех адаптации в этой группе во многом зависит от внешних условий.

На следующем этапе с помощью методики «Прогноз» (В.Ю. Рыбников) было проведено исследование нервно-психической устойчивости студентов. Нервно-психическая устойчивость характеризует степень состояния устойчивости протекания познавательных психических процессов, эмоционально-волевой регуляции и поведенческих реакций в процессе профессиональной деятельности [1]. Показатели уровня нервно-психической устойчивости отражают динамику учебно-профессиональной адаптации студентов в процессе обучения в вузе, и поэтому могут выступать в качестве критерия ее успешности. При низкой степени нервно-психической неустойчивости возрастает риск нарушений деятельности нервной системы и развития дезадаптационных расстройств.

У испытуемых наблюдается удовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости и незначительный риск дезадаптации в стрессе. Прогноз относительной адаптивности к изменяющимся условиям благоприятный. Соответственно мы предполагаем, что у исследуемой группы нервно-психические срывы в неблагоприятных условиях достаточно вероятны, несмотря на их адекватную самооценку и положительную оценку окружающей действительности. Возможны нарушения поведения в экстремальных ситуациях при интенсивных физических и эмоциональных нагрузках.

Таким образом, мы можем констатировать, что несмотря на благоприятный прогноз относительно адаптивных способностей студентов, в процессе возникновения чрезвычайных ситуациях они требуют к себе повышенного внимания, так как у них возможно появление нервно-психических срывов. В кризисный период с ними необходимо тщательно проводить коррекционные мероприятия, направленные на снижение у них уровня стресса и повышение их адаптивных возможностей.

Выявление уровня нервно-психической адаптации студентов осуществлялось с помощью методики «Тест нервно-психической адаптации» (И.Н. Гурвич). Исходя из результатов исследования нервно-психической адаптации студентов, мы можем заключить, что у испытуемых наблюдается средний уровень адаптации, это указывает, что студенты могут приспосабливаться к изменяющимся ситуациям как в жизни, так и в учебной деятельности. Исключение составляют ситуации, связанные с чрезмерными физическими и психическими нагрузками, в процессе которых у студентов могут возникать незначительные нервно-психические срывы, проявляющиеся в повышенной агрессивности и конфликтности.

В соответствии с целью нашего исследования мы изучали взаимосвязи между адаптивным потенциалом и нервно-психической устойчивостью студентов. Исходя из корреляционного анализа, было получено, что существуют статистически значимые корреляционные связи между уровнем развития личностного адаптационного потенциала и нервно-психической устойчивостью студентов (р≤0,01). Были установлены отрицательные связи между уровнем адаптивных способностей (r=-0,897; р≤0,01), нервно-психической устойчивости (r=-0,896; р≤0,01), коммуникативными способностями (r=-0,7297; р≤0,01), моральной нормативностью (r=-0,729; р≤0,01) и нервно-психической устойчивостью студентов. Полученные данные свидетельствуют, что чем в лучшей степени студенты приспосабливаются к новым условиям деятельности, тем в большей степени они обладают эмоциональной устойчивостью.

В ходе проведенного исследования было выявлено:

1. Адаптационный потенциал у большинства студентов имеет средний уровень сформированности. Более трети студентов продемонстрировали высокий уровень развития адаптационных способностей: они легко адаптируются к новым условиям деятельности. При этом четверть студентов имеют низкий уровень адаптационных способностей, наблюдается склонность к нервно-психическим срывам и конфликтам.

2. Были выявлены статистически значимые корреляционные связи между уровнем адаптивности и нервно-психической устойчивостью студентов, что в свою очередь подтверждает важность психологического сопровождения студентов на начальных этапах обучения в ВУЗЕ.

Анализируя результаты исследований процесса адаптации студентов к обучению в вузе, можно выделить следующие направления оптимизации его протекания:

– создание оптимальных психолого-педагогических условий, способствующие преодолению трудностей адаптации студентов к обучению в вузе;

– оперативная диагностика проблемных факторов, вызывающих психологическую дезадаптацию.

Для оптимизации процесса повышения качества подготовки профессионалов в высших учебных заведениях необходимо оценивать уровень развития личностного адаптационного потенциала абитуриентов, а также, на этапе первоначальной адаптации студентов рекомендуется проводить работу по выявлению группы риска, характеризующуюся слабо развитым адаптационным потенциалом.


Список литературы

1. Голубева С.Н. Нервно-психическая устойчивость как фактор адаптации к обучению в вузе. Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова. Под редакцией М.К. Кабардова, А.К. Осницкого, 2017 . С. - 305-308.
2. Гречкина Л. Ю. Изучение процесса адаптации студентов вуза // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017. № 1. С. 3-9.
3. Дербенев Д. П. Адаптация личности в социуме: учеб.-метод. пособие – М.: ВЛАДОС, 2001. – 189 с.
4. Кручинин В.А., Куимова Н.Н., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу // Вестник Мининского университета, 2016. Т. 4. №6. С. 29.
5. Петровский А.В. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Академия, 2011. – 512 с.
6. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дисс. ... докт. психол. наук. СПб., 2001. – 393 с.
7. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник Астраханского государственного технического университета, 2017. №. 5, С. 152-157.

Расскажите о нас своим друзьям: