Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №08 (49) Август 2020

УДК 37.012.7

Дата публикации 14.08.2020

Использование метода проектов для формирования коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов в процессе внеурочной деятельности

Эргашева Софья Михайловна
студент магистратуры, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», РФ, г.Киров, Lobovikova1994@mail.ru
Свинар Елена Владимировна
кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», РФ, г.Киров, svinarelena@rambler.ru

Аннотация: В статье обозначена важность формирования коммуникативных УУД у обучающихся; проанализировано понятие, структура и особенность метода проектов. В исследовании рассмотрены методики для определения уровня коммуникативных УУД. Также описаны результаты контрольного эксперимента для проверки уровня сформированности коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов. Цель работы - разработать методику применения метода проектов для формирования коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов в процессе внеурочной деятельности.
Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность, коммуникативные качества, универсальные учебные действия, коммуникативные УУД.

Using the project method for the formation of communicative universal learning activities at students of 5-6 grades in the process of extracurricular activities

Ergasheva Sofya Mihajlovna
master's degree student, Vyatka State University, Russian Federation, Kirov, Lobovikova1994@mail.ru
Svinar Elena Vladimirovna
candidate of biological Sciences,docent, Vyatka State University, Russian Federation, Kirov, svinarelena@rambler.ru

Abstract: The article highlights the importance of forming communicative UDS in students; the concept, structure and feature of the project method are analyzed. The study considers methods for determining the level of communication SKILLS. Also described are the results of a control experiment to check the level of formation of communicative SKILLS in students of grades 5-6. The purpose of the work is to develop a methodology for applying the project method to form communicative universal educational actions in students of grades 5-6 in the process of extracurricular activities.
Keywords: project, project method, project activity, communicative qualities, universal educational actions, communicative universal learning activities.

Правильная ссылка на статью
Эргашева С.М., Свинар Е.В. Использование метода проектов для формирования коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов в процессе внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-metoda-proektov-dlya-formirovaniya-kommunikativnykh-uud-u-obuchayushhikhsya-5-6-klassov-v-protsesse-vneurochnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 14.08.2020)

Введение (Introduction): согласно закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г основное общее образование направлено на формирование у обучающихся субъектной позиции к выполняемой учебной деятельности [1, с. 4]. Сама же образовательная деятельность организуется согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [2, с. 3]. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной основного образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям [2, с. 1].

Образовательный процесс в рамках ФГОС направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые представляют собой комплексную систему способов действия обучающегося и навыков учебной работы, направленных на обеспечение не только самостоятельного усвоения новых знаний, умений и навыков, но и на формирование социокультурной и духовно-нравственной компетентности школьника [3, с. 7]. УУД формируются как во время урочной, так и во внеурочной деятельности. Различают следующие виды УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. Их сформированность во многом зависит от процесса организации внеурочной деятельности учителем, подобранного содержания урока, разработки наиболее интересных и эффективных заданий.

Развитие коммуникативных УУД у обучающихся – одна из актуальных проблем обучения, которые являются смысловым аспектом общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений [6, с. 36].

На основании этого нами было проанализировано понятие «коммуникативные УУД» разных авторов.

А.Г. Асмолов считает, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми [3, с. 29].

М.З. Биболетова определяет, что коммуникативные УУД – это действия, которые дают возможность общаться, передавать партнеру необходимую информацию, владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций и соблюдать при общении нормы речевого этикета и правила устного общения [7, с. 65].

И.Ю. Локтионова говорит о том, что у коммуникативных универсальных учебных действий в отличие, в частности, от познавательных, имеется связь с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения [8, с. 4].

Согласно ФГОС ООО можно выделить следующие коммуникативные УУД: общение и сотрудничество со сверстниками, с детьми старшего и младшего возраста в процессе совместной деятельности; организация и планирование общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; умение согласовать свои действия; способность действовать с позиции другого человека.

Коммуникативными видами УУД являются:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Наиболее эффективным методом, на наш взгляд, в формировании коммуникативных УУД является проектная деятельность.

Метод проектов появился в 1920-е гг. и был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Данный метод развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса. Дж. Дьюи отмечал: «... знание, которое можно назвать знанием, умственное воспитание, ведущее к какой-нибудь цели, дается лишь в процессе близкого и реального участия в активностях социальной жизни» [9, с. 15].

Метод проекта привлек внимание русских педагогов ещё в начале XX столетия. Пропагандистами данного метода в преподавании являлись С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер. Но в 30-х годах использование данного метода было официально запрещено. И только спустя несколько десятилетий метод проектов вновь стал актуальным. Е.С. Полат, И. Е. Брусникина, Т.А. Воронина, А.И. Савенков способствовали его возрождению на практике [4, с. 57].

Н. Д. Гальскова под методом проектов понимает обобщенную модель определенного способа достижения поставленной цели, систему приемов, определенную технологию познавательной деятельности [10, с. 26].  

Доктор педагогических наук Е. С. Полат определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [5, с. 25].

С позиций современной педагогики метод проектов обеспечивает:

- активную позицию учащихся в учении;

- развитие познавательного интереса учащихся;

-формирование общеучебных умений, навыков и компетенций: исследовательских, рефлексивных и др., непосредственно связанных с опытом их применения в практической деятельности;

- связь обучения с жизнью [11, с. 12].   

Если рассмотреть особенности метода проекта, то можно отметить, что в его основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Также метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую — в течение определенного отрезка времени, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривает использование разнообразных методов и средств обучения и воспитания и необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод проектов реализуется через определенные этапы:

1) инициирование: определение проблемной ситуации, определение заинтересованных сторон, создание команды;

2) планирование: разработка плана, определение содержания проекта, создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности работ;

3) исполнение: непосредственная работа по проекту, развитие команды проекта, распространение информации;

4) управление: управление проектными работами, управление изменениями, управление содержанием проекта;

5) завершение: анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи) и их причин, формулировка основных выводов и анализ успешности проекта [12, с. 5].  

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработана и обоснована экспериментальная методика формирования коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов в процессе внеурочной деятельности с помощью метода проектов.

Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют знания в области безопасности жизнедеятельности, методики преподавания, внеурочной деятельности.

Практическая значимость. Разработанная и обоснованная экспериментальная методика формирования коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов в процессе внеурочной деятельности с помощью метода проектов расширяет методическую базу организации внеурочной деятельности детей, дополняет теорию и методику преподавания основ безопасности жизнедеятельности.

Проанализировав научную литературу по данной теме, мы определили цель исследования, которая заключается в разработке методики применения метода проектов для формирования коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов в процессе внеурочной деятельности.

Методы (Methods): начальный этап исследования включал в себя изучение теоретической, педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, что позволило обеспечить весь ход педагогического исследования и организацию его экспериментальной части.

Реализация исследовательской работы осуществлялась на базе Муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» города Кирова в период с 2018 по 2020 гг. В исследовании приняли участие 2 юнармейских отряда, состоящих из учащихся 5-6 классов данной школы, которые составили контрольную и экспериментальную группы по 25 человек.

Исследование проходило в три этапа: на I этапе проводился выбор темы исследования, анализ научно-методической литературы, сформулирован объект и предмет исследования, выявлены методы их решения. Осуществлялся подбор диагностических методик и критерии оценки уровня формирования коммуникативных УУД.

На II этапе проводились констатирующий и педагогический эксперимент. Были сформированы две исследуемые группы: контрольная и экспериментальная (по 25 человек в каждой).

Контрольная группа занималась по программе внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ», составленной в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы Григорьева Д. В. и Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор».

Экспериментальная группа занималась по этой же программе, но с активным применением проектных технологий, в которые мы включили практически все виды проектов: творческие, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные.

III этап исследования завершился математико-статистической обработкой полученных результатов, их анализом и оформлением в виде выпускной квалификационной работы.

Во время констатирующего эксперимента, для определения исходного уровня коммуникативных УУД обучающихся, проведена диагностика сформированности данных умений. Для этого нами выбраны следующие методики: «Кто прав?» (автор Г. Цукерман), направленная на оценку действия, которое учитывает позицию собеседника (партнера); «Совместная сортировка» (автор Г. Бурменская), оценивает коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация); «Дорога к дому» (автор А. Лидерс), определяет умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, благодаря планирующей и регулирующей функции речи.

Исходно, по уровню сформированности коммуникативных УУД, юнармейцы двух исследуемых групп достоверно не отличались (табл. 1), что свидетельствует об однородности исследуемого контингента и возможности дальнейшей работе с ним. 

Таблица 1. Обобщенные данные по уровню сформированности коммуникативных УУД в контрольной и экспериментальной группах на начало педагогического эксперимента (в процентах)

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Контрольная группа

(n=25)

Экспериментальная группа

(n=25)

Достоверность различия

n

M

m

n

M

m

T

p

Высокий

5

20,00

8,00

8

32,00

9,33

0,98

p>0,05

Средний

7

58,00

8,98

5

20,00

8,00

3,16

p>0,05

Низкий

13

52,00

9,99

12

48,00

9,99

0,28

p>0,05

Полученные нами данные подтверждают однородность исследуемых групп и дают нам возможность проведения с ними экспериментального этапа исследования.

При усовершенствовании программы был сделан акцент на научно-методологический подход. Он является методологической основой ФГОС – системно-деятельностный подход, который предполагает создание условий для самостоятельного успешного усвоения школьниками новых знаний, умений, навыков, компетенций, видов и способов образовательной деятельности. В проектной деятельности ученик и учитель должны стать равноправными участниками совместной деятельности.

Усовершенствованная программа состоит из пяти разделов, в каждом разделе применяются метод проектов при изучении тем. Перед изучением каждого раздела детям дается краткая характеристика изучаемого раздела, озвучиваются темы раздела, рассматриваются темы проектов. На каждом последующем занятии педагог кратко сообщает материал, затем дети работают в группах самостоятельно над заданиями учебных проектов.

 После изучения проводится защита проектов по данному разделу. В рамках занятия проводятся мини проекты в групповой форме обучения. Организация мини проекта на уроке ограничена временем. За 25 минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия проблемы до создания конечного продукта. Самое сложное в мини проекте – это научить детей за короткий промежуток времени извлекать недостающие знания для решения проблемы, поэтому часто предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, где им остается только выделить из предложенной информации ту, которая необходима по заданной теме.

Проанализировав программу внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» нами, были определены тематики проектов:

1.      От Соколов России до ЮНАРМИИ: история молодежного движения»;

2.      Символы ЮНАРМИИ: преемственность Великой истории;

3.      История Российской Армии;

4.      История воинских профессий, должности, звания и знаки различия в Российской армии;

5.      История развития русского оружия;

6.      Освободительные войны России;

7.      Великие песни великой Победы;

8.      Военные кинофильмы;

9.      Бессмертный полк;

10.    Акция «Неделя Победы»;

11.    Великие полководцы Великой Отечественной войны;

12.    Моя малая Родина в годы Великой Отечественной войны.

В ходе реализации данных проектов, обучающиеся работали в мини-группах, в парах, обменивались информацией, учились составлять совместный план действий, решать общие задачи, оценивать свою работу и работу партнеров, использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации.

Рассмотрим этапы реализации нашей методики применения проектной деятельности.

Первый этап. Важным условием успешного начала этого вида деятельности является пробудить интерес учащихся к теме проекта. Например, тему проекта «История развития русского оружия» мы предложили после посещения музея «Плацдарм» в г. Кирова. Также для привлечения интереса к теме проекта можно начинать занятия с притчи, сказки, видеосюжета, приглашения людей, например, военнослужащих, ветеранов и т.д.

Второй этап, это формулировка проблемы, она должна мотивировать детей на самостоятельную работу. Целесообразно использовать метод «мозгового штурма» для того, чтобы дети могли самостоятельно формулировать проблему. Также на этом этапе мы должны заинтересовать их конечным результатом, он должен быть для них востребован, интересен и значим. Так как проекты в большинстве случаев предполагают исследовательскую работу, то должна выдвигаться гипотеза. Гипотеза - это предположение и она имеет вид «если.., то..». На начальном этапе в формулировке гипотезы может помогать учитель, в дальнейшем же дети стараются коллективно в паре или в группе выдвигать гипотезу, ставить перед собой цель и формулировать задачи.  Это все формирует у детей умения выдвигать и аргументировать свою точку зрения, принимать и развивать идеи партнеров, перефразировать и объединять идеи.

Третий этап: погружение в проект. На данном этапе из проблемы вытекает цель и задачи проекта. Например, подводя детей к формулировке цели можно задать такой вопрос: для чего мы с вами начинаем работу над проектом? Важно, чтобы дети смогли уловить главную мысль, а если с формулировкой возникают трудности, то можно помочь. Задачи – это пошаговый план для решения проблемы или доказательства гипотезы. После постановки задач возможны следующие вопросы: Какие умения потребуются от Вас для того, чтобы выполнить проект? Достаточно ли хорошо вы владеете этими умениями? Как можно приобрести те умения, которых вам не хватает? Где вы сможете в дальнейшем приметить полученные умения?

Четвертый этап: планирование. На этом этапе обязательно обговариваем сроки выполнения проектов. Проекты бывают долгосрочными и краткосрочными. Для обучающихся 5-6 классов лучше использовать краткосрочные проекты. По способу организации проекты бывают индивидуальными, но для развития коммуникативных УУД целесообразно использовать групповые или коллективные. Это способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, чувство коллективизма, ответственности за товарищей.

Дети были поделены на группы по 3-5 человек. В течение педагогического эксперимента наполнение детей в группах менялось. Изначально, группу формировались по желанию детей, в дальнейшем мы старались объединять в группы детей в разным уровнем знания, интереса и развития коммуникативных УУД. Работу в группах мы начинали с формулировки основных правил общения друг с другом. Правила формулировали тоже совместно с ребятами.

Далее каждая группа обсуждает поэтапный план работы и распределяет обязанности среди участников. Учитель должен сделать акцент на том, что обязанности распределяются с учетом возможностей и желания каждого участника.

Пятый этап: сбор информации. На данном этапе роль учителя уходит на второй план, он является наблюдателем. Дети самостоятельно ищут информацию по теме проекта в различных источниках. Это может быть и различная литература, и поиск информации в сети Интернет, посещение библиотеки, музеев, опросы.

Шестой этап: систематизация и анализ собранной информации. Здесь роль учителя важна для того, чтобы помочь обучающимся систематизировать всю информацию, обобщить ее и сделать выводы. Но данная роль важна только на первых темах, в дальнейшем обучающиеся стараются это выполнять без помощи учителя. Формируются коммуникативные УУД, направленные на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме.

Седьмой этап – это защита и оценка. Данный этап очень важен и необходим для того, чтобы обучающиеся могли проанализировать свою работу, оценить себя сами и услышать оценки со стороны, продемонстрировать свой результат. Защита проектов проходит в следующих форматах: выступление на научной конференции, школьной выставке, на классных часах.

На защиту проектов можно приглашать других учителей, родителей, сверстников. Тем самым дети получать возможность научиться выступать на публике, отвечать на вопросы. У них формируются коммуникативные УУД, связанные с умением слушать и слышать своих сверстников, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Одной из важных задач в проектной деятельности является соблюдение регламента. Обучающиеся должны научиться за определённое время сжато изложить свои мысли, логично и связно выстроить сообщение.

При выставлении оценки учитель должен стараться не только оценивать сам проект, но и деятельность учащихся. Обязательно поощрение грамотами, дипломами, памятными подарками различными номинациями. Очень важно, что все результаты выполненных проектов для учащихся были значимыми.

Результаты и их обсуждение (Results and discussion).

Для оценки эффективности эксперимента проведен сравнительный анализ показателей уровня сформированности коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов в контрольной и экспериментальной группе в завершении педагогического эксперимента.

Таблица 2. Уровень сформированности коммуникативных УУД у юнармейцев контрольной и экспериментальной групп на конец педагогического эксперимента

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Контрольная группа (n=25)

Экспериментальная группа

(n=25)

«Кто прав?» (автор Г. Цукерман)

Высокий

24 %

56 %

Средний

36 %

44 %

Низкий

40 %

0 %

«Совместная сортировка» (автор Г. Бурменская)

Высокий

20 %

52 %

Средний

68 %

40 %

Низкий

12 %

8 %

«Дорога к дому» (автор А. Лидерс)

Высокий

20 %

60 %

Средний

40 %

36 %

Низкий

40 %

4 %

Результаты показателей уровня сформированности коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента показали следующее.

На основании проведения методики «Кто прав?», можно говорить о том, что дети с низким уровнем сформированности коммуникативных УУД (40% в контрольной группе против 0% в экспериментальной) не учитывают возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, они принимают сторону лишь только одного персонажа, считая другую позицию однозначно неправильной. Наблюдается положительная динамика в экспериментальной группе. Школьники со средним уровнем сформированности (36% против 44% соответственно) понимают возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускают, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не могут обосновать свои ответы. Юнармейцы с высоким уровнем (24% против 56% соответственно), демонстрируют понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывают различие позиций персонажей и могут высказать, обосновать свое мнение.

Анализ методики «Совместная сортировка» показал, что дети с низким уровнем сформированности коммуникативных УУД (12% против 8% соответственно) задание либо не выполнили или сделали его произвольно, с нарушением заданных правил, то есть они не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга. Школьники со средним уровнем (68% против 40% соответственно) с заданием справляются частично, так как выполняют его по-своему и не могут аргументировать свою позицию и выслушать партнера.  Юнармейцы с высоким уровнем сформированности (20% против 52% соответственно) активно взаимодействуют друг с другом, контролируют свои действия в ходе выполнения заданий.

На основании результатов выполненной методики «Дорога к дому» дети также были отнесены по уровню сформированности коммуникативных УУД к трём группам: с низким уровнем (40% против 4% соответственно), т.е. они не могут построить между собой диалог, не умеют формулировать вопросы или формулируют их, но непонятно для партнера; со средним уровнем (40% против 36% соответственно), т.е. могут сформулировать вопросы для партнера, но расплывчато и это не позволяет получить им недостающую информацию, что указывает только на частичное взаимопонимание; имеющие высокий уровень (20% против 60% соответственно) умеют задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения, осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи, работают с удовольствием и с интересом.

Таким образом, в целом, основываясь на результатах по трем проводимым методикам (табл. 3), можно заключить, что уровень сформированности коммуникативных УУД в контрольной группе составил: высокий у 24 % обучающихся, средний – у 52 % и низкий – у 24 % обучающихся; в экспериментальной группе эти значения составили соответственно 52 %, 48 % и 0 %. Это свидетельствует о том, что испытуемые экспериментальной группы превзошли своих оппонентов из контрольной группы.

Таблица 3. Обобщенные данные по уровню сформированности коммуникативных УУД в контрольной и экспериментальной группах на конец педагогического эксперимента (в процентах)

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Контрольная группа

(n=25)

Экспериментальная группа

(n=25)

Достоверность различия

n

M

m

n

M

m

T

p

Высокий

13

52,00

9,99

6

24,00

8,54

2,13

p<0,05

Средний

12

48,00

9,99

13

52,00

9,99

0,28

p>0,05

Низкий

0

0,00

0,00

6

24,00

8,54

2,81

p<0,05

Заключение (Conclusion).

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мы выявили низкие показатели сформированности коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов. Не все дети умеют взаимодействовать со своими сверстниками, им очень сложно найти между собой контакт, многие привыкли работать индивидуально, не учитывай мнения других участников группы и не прислушиваясь к ним. Поэтому наша дальнейшая работа была актуальной.

Дальнейшая наша работа была направлена на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов в процессе внеурочной деятельности с применением метода проектов и проведена согласно разработанному плану.

Результаты эксперимента выявили положительную динамику в формировании уровня коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов. Нами было доказано, что систематическая и целенаправленная работа внеурочной деятельности с применением метода проектов способствовала динамике развития коммуникативных УУД у обучающихся 5-6 классов. Дети научились взаимодействовать друг с другом, контролировать свои действия в ходе выполнения заданий, обосновывать свои ответы, учитывать мнения других людей.


Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ред.27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (Дата обращения 20.02.2020).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL http://минобрнауки.рф/ документы/938 (Дата обращения 20.02.2020).
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. — М.: «Просвещение», 2011. – 59 с.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., «Москва», 2008. — 138 с.
5. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. –– 2000. — № 2, 3. — С. 37 – 45.
6. Архипова Е. В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников. // РЯШ. — 2005. — № 5. С. 3 – 11
7. Блинов В.И. Словарь–справочник современного российского профессионального образования. — М.: ФИРО, 2017. — 348 с.
8. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении // Начальная школа. — 2010. — № 12. — С. 4-9.
9. Пеньковских Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике: учебное пособие. — Екатеринбург, 2007. - 217 с.
10. Гальскова Н. Д., Никитенко Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2016. — 240 с.
11. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2015 — 144 с.
12. Дудина И. М. Основы проектной деятельности. Учебно-методическое пособие. — Ярославль: ЯрГУ, 2019. — 28 с.

Расскажите о нас своим друзьям: