Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №08 (49) Август 2020

УДК 378.147

Дата публикации 10.08.2020

Теоретические аспекты формирования профессионально-коммуникативной культуры студентов технического вуза при изучении иностранного языка

Яруллина Жанна Анатольевна
ст.преподаватель кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ», РФ, г. Москва, zhannaenglish@yandex.ru
Гришаева Юлия Михайловна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики МГОУ, РФ, г. Мытищи, j.m.g@mail.ru

Аннотация: В статье проанализировано понятие и структура коммуникативной культуры в интерпретации исследователей; представлены особенности профессионально-коммуникативной культуры; обозначена важность формирования профессионально-коммуникативной культуры студентов технического вуза, роли изучения иностранного языка в этом процессе; рассмотрены принципы, на которых строится формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов технического вуза при изучении иностранного языка; обозначены педагогические условия, от которых зависит повышение эффективности формирования коммуникативной культуры у студентов технического вуза при изучении иностранных языков.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативная культура, студенты технического вуза, иностранный язык, профессиональная деятельность, образовательный процесс

Theoretical aspects of the formation of professional and communicative culture of technical students while learning a foreign language

Yarullina Zhanna Anatolievna
senior tutor, Department of foreign languages, National Research University MPEI, Russia, Moscow
Grishaeva Julia Mikhailovn
Doctor of Education, associate professor, professor at the Department of Education, Moscow Region State University, Russia, Moscow

Abstract: The concept and structure of communicative culture in the interpretation of researchers are analyzed in the article; features of professional and communicative culture are presented; the importance of the formation of the professional and communicative culture of technical students and the role of learning a foreign language in this process are indicated; the principles of the formation of the professional and communicative culture of technical students while studying a foreign language are considered; the pedagogical conditions of the increase in the effectiveness of the formation of communicative culture among technical students while studying foreign languages are defined.
Keywords: professional and communicative culture, technical students, foreign language, professional activity, educational process

Правильная ссылка на статью
Яруллина Ж.А., Гришаева Ю.М. Теоретические аспекты формирования профессионально-коммуникативной культуры студентов технического вуза при изучении иностранного языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-professionalno-kommunikativnoj-kultury-studentov-tekhnicheskogo-vuza-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka.html (Дата обращения: 10.08.2020)

Современные образовательные тенденции в социально-политических и экономических условиях России обусловливают необходимость развития коммуникативных навыков человека, необходимость систематического повышения его профессиональной компетенции и профессиональной мобильности. Дейл Карнеги в свое время отметил, что успех в финансовом отношении даже специалистов, занятых в технических отраслях, процентов на пятнадцать зависит от его профессиональных знаний, а процентов на восемьдесят пять – от умения общаться с людьми [3].

С учетом выше описанных обстоятельств, перед системой высшего образования стоит задача подготовить высококвалифицированных и образованных специалистов: инициативных, предприимчивых, сфокусированных на эффективном решении производственных и коммуникативных задач, хорошо владеющих коммуникативной культурой. Поэтому формирование коммуникативной культуры у студентов в современных условиях приобретает все большее значение и является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего специалиста.

В исследованиях проблемы коммуникативной культуры можно выделить достаточно большое количество подходов к определению ее сути.

Согласно с Р.П. Мильрудом, «коммуникативная культура в своем субъектном значении относится к структуре личности, то есть к коммуникативному субъекту, который действует, воспринимает и продуцирует информацию, руководствуется в своей мыслительной деятельности определенными правилами и стратегией».

В исследованиях А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой понятие коммуникативная культура конкретизируется в системе структурных требований к личности, в ее профессионально-коммуникативной направленности [4].

В интерпретации А.В. Мудрика, коммуникативная культура, являющаяся компонентом профессиональной культуры личности, представляет систему «знаний, норм, ценностей и образцов поведения, что приняты в обществе, а также умение органично, природно и непосредственно применять их в деловом и эмоциональном общении».

Коммуникативная культура, которая рассматривается в педагогическом процессе и отражает единство целевого, содержательного и процессуального аспектов образовательной деятельности, по определению В.С. Леднева представляет собой совокупность ценностных структур в виде эмоциональной или нравственной культуры, культуры мышления и культуры речи, которые, в свою очередь, являются «инвариантными компонентами структуры деятельности и обеспечивают систему инвариантно-деятельностных личностных черт».

Очень интересной является позиция А.Я. Кибанова, утверждающего, что коммуникативная культура включает «знания, умения и навыки в сфере организации человеческого взаимодействия и в деловой сфере, которые позволяют устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, достигать точного восприятия и понимания в процессе общения, предполагать поведение деловых партнеров и направлять его на желаемый результат» [4].

Среди исследователей нет единого мнения о структуре коммуникативной культуры и наполняемости ее компонентов. В общем, они выделяют такие компоненты коммуникативной культуры как когнитивный, мотивационный, организационный, деятельностный, познавательный, информационный, креативный, эмоциональный, аксиологический [4].

Согласно И.Л. Береговой коммуникативная культура включает 3 компонента: мотивационный, содержательный и личностно-деятельностный.

В.Н. Панкратов важную роль отводит когнитивно-мотивационному, организационно-деятельностному, познавательному и информационному компонентам.

Е.В. Попова акцентирует внимание на личностно-ценностном компоненте, который представляет систему личностно-значимых и личностно-ценностных стремлений, идеалов, взглядов, убеждений, отношений человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими, интерес к процессу общения, отношение к общению как к диалогу.

Халупо О.И. в структуре коммуникативной культуры выделяет коммуникативные умения, коммуникативную деятельность, язык и речь.

Профессионально-коммуникативная культура – это важное условие эффективной профессиональной деятельности, показатель профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования личности. Это профессионально значимое качество специалиста, обеспечивающее ему установление отношений сотрудничества, выработку конструктивного решения коммуникативных проблем. Коммуникативная культура представляет структурный компонент профессиональной культуры будущего специалиста и фундамент его становления. В центре внимания находится человек, специалист, который решает определенные профессиональные задачи, достигает назначенных профессиональных целей, вступает во взаимодействие с другими людьми, а также познает преобразующий мир и самого себя [1].

Профессионально-коммуникативная культура будущего специалиста предполагает наличие у него соответствующих нравственных качеств, творческих способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, важную роль среди которых играет культура общения, адекватное донесение информации и т.д. В связи с этим современная профессиональная подготовка должна обеспечивать становление духовно развитой культурной личности, которая отличается высокой степенью коммуникативной культуры.

На основании результатов различных научных исследований можно сделать вывод о том, что уровень коммуникативной культуры выпускников технических вузов на сегодняшний день не отвечает требованиям современного общества. Пришедшие на производство специалисты обладают слабыми умениями выражать свою позицию, правильно аргументировать, отстаивать свое мнение, убеждать, спорить, анализировать ситуацию и извлекать необходимую информацию. Таким образом, существует противоречие между необходимостью для выпускников технических вузов приобретать умение профессионального общения, устанавливать и поддерживать необходимые контакты, и недостаточно развитыми педагогическими условиями для формирования коммуникативной культуры среди студентов в образовательном процессе вузов.

Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов технических вузов должно быть напрямую связано с процессом обучения и дальнейшего образования, прохождением практик и стажировок. Образовательная среда вуза и личностная активность студентов, направленные на реализацию коммуникативных возможностей, играют немаловажную роль в данном процессе. Владение коммуникативной культурой студентами технических вузов чрезвычайно важно еще и потому, что российские студенты уже в стенах высшего учебного заведения находятся в непосредственном контакте с представителями других стран и культур. В этой связи особо важно наличие коммуникативных навыков специалиста при общении с иностранными партнерами, когда необходимы знания вербальных и невербальных особенностей представителей других культур, владение иностранными языками.

Таким образом, важная роль в формировании профессионально-коммуникативной культуры будущих специалистов технических специальностей принадлежит иностранному языку. Его изучение способствует получению нового социально-культурного опыта, улучшению коммуникативных умений и навыков, расширению коммуникативных возможностей, повышению уровня профессиональной культуры специалиста, а также способствует его становлению как личности в целом. Кроме этого, формирование профессионально-коммуникативной культуры в процессе обучения иностранному языку обеспечивает ее проявление, как в иноязычной коммуникативной деятельности специалиста, так и в его коммуникации на родном языке.

Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов технических вузов при изучении иностранных языков строится на следующих принципах [1]:

  • принцип целостности образовательного процесса;
  • принцип интеграции и комплексности образовательного процесса;
  • принцип гуманизации образовательного процесса, который заключается в раскрытии личностного потенциала студента во время его профессиональной подготовки;
  • принцип профессионально-ориентированной коммуникативной направленности процесса обучения иностранному языку, который реализуется путем использования совокупности методов обучения (коммуникативного, аудиолингвального, аудиовизуального) и форм (деловая игра, моделирование ситуаций, беседа, «круглый» стол, дискуссия, дебаты);
  • принцип активизации познавательной деятельности;
  • принцип повышения мотивации обучения путем использования современных компьютерных технологий в процессе изучение иностранного языка;
  • принцип интерактивности, предполагающий активное обучение, ориентированное на студента;
  • принцип аутентичности, реализующийся в трех аспектах: подборе аутентичных материалов, применении аутентичной методики, организации аутентичного общения в аутентичной среде;
  • принцип усиленного использования фоновых знаний обучаемых;
  • принцип неделимости теоретической и практической подготовки;
  • принцип развития творческой активности и самостоятельности студентов в образовательном процессе.

При формировании профессионально-коммуникативной культуры у студентов технического вуза при изучении иностранных языков необходимо [5]:

  1. принимать во внимание ряд педагогических условий (описанных ниже);
  2. определить педагогическую технологию, которая основана на взаимодействии традиционных и инфокоммуникационных технологий;
  3. применять в образовательном процессе разные виды учебной деятельности, активные методы, приемы и формы обучения, такие как: игровой и интерактивный метод, дискуссии, создание коммуникативных ситуаций (ситуаций социальных взаимоотношений, ситуаций нравственных взаимоотношений, ситуаций отношений совместной деятельности, ситуаций статусно-ролевых отношений), круглые столы и др. Это ведет к использованию полученных знаний, навыков и умений в практической коммуникативной деятельности, воспитанию самостоятельности, формированию креативности в профессионально-коммуникативном процессе.

Повышение эффективности формирования коммуникативной культуры у студентов технического вуза при изучении иностранных языков зависит от осуществления следующих педагогических условий [2]:

  • актуализация у студентов коммуникативных знаний и умений, имеющая межличностную и межкультурную направленность;
  • создание профессионально-познавательной мотивации у студентов в процессе беспрерывного учебно-профессионального речевого взаимодействия на иностранном языке;
  • включение студента в коммуникативную деятельность, в которой формируется, совершенствуется и реализуется его иноязычная профессионально-коммуникативная культура;
  • речевое взаимодействие студентов активизируется ситуациями аутентично-проблемного характера;
  • реализация контекстной направленности в развитии иноязычной профессионально-коммуникативной деятельности;
  • совместное применение в учебном процессе инновационных и традиционных технологий обучения;
  • вовлечение студентов в ситуативно-деловое общение, максимально приближенное к действительным жизненным ситуациям;
  • модификация функции преподавателя, который превращается в активного координатора учебной деятельности студентов, их советчика, собеседника и участника образовательного процесса;
  • применение языкового материала подлежит подчинению задаче индивидуального речевого замысла.

Будущим специалистам предстоит взаимодействовать в современном глобальном профессиональном пространстве, которое включает в себя конгломерат культур и при этом выполнять свои, как профессиональные, так и социальные роли.  Таким образом, формирование профессионально-коммуникативной культуры у студентов технического вуза вызвано необходимостью подготовки высококомпетентного и высококультурного специалиста производства, способного принимать активное участие во всех преобразованиях общества. Немаловажная роль в этом процессе отводится занятиям иностранного языка, так как в процессе обучения профессионально-коммуникативная культура проявляется не только в коммуникации на своем родном языке, но и в иноязычной коммуникативной деятельности будущего специалиста.


Список литературы

1. Алибулатова Н.Э., Умариева С.З. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования // МНКО. 2019. №1 (74).
2. Бжиская Ю.В., Зайцева Н.В. Формирование коммуникативной культуры инженера в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4.
3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично – М.: Издательство АСТ, 2019. С. 80 – 100.
4. Краснощекова Г.А. Теория и практика языкового образования студентов технических вузов : монография / Г. А. Краснощекова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – 72 с.
5. Лебедева Н.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. №2-2.
6. Лукова Т.Г. Мотивационные основы формирования профессионально-коммуникативной культуры в процессе обучения иностранному языку / Т.Г. Лукова, Н.М. Шагиева // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 10 (1). – С. 47-51
7. Попов А.Н. Специфика формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего инженера в техническом ВУЗе / А.Н. Попов // Новая наука: от идеи к результату. – 2017. – № 2 (1). – С. 45-49

Расскажите о нас своим друзьям: