Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 37+159.9

Дата публикации 22.12.2020

Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Демьянова Ксения Павловна
Педагог-психолог МБОУ «ООШ № 1», магистрант 2 курса, напр: спец. дефект. обр., профиль «Логопедия»
Научный руководитель Васильева М.И.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ПППО ХГУ им. Н.Ф.Катанова, ХГУ им. Н.Ф.Катанова, Россия, г. Абакан

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме, развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В настоящее время в дошкольном образовании особое значение приобретает формирование у детей навыков коммуникации с окружающими, которые являются залогом их благополучного развития. Представленный в статье алгоритм технологии «Утренний круг», направленный на развитие коммуникативной стороны речи, разработана программа коррекционных упражнений для развития коммуникативных навыков, которая поможет педагогам организовать целенаправленный процесс коррекционной деятельности с преобладанием положительных контактов со взрослыми и сверстниками, которые необходимы для формирования эмоционально здоровой личности ребенка.
Ключевые слова: развитие коммуникативной сферы; динамическая сторона развития общения; образовательная технология; дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Morning circle as a form of communication skills development in older preschool children with general speech underdevelopment of level III

Dem'yanova, K. P.
Educational psychologist MBOU "OOSH No. 1", 2nd year master's student, for example: special defect. mod. profile " speech Therapy»
Scientific supervisor Vasilieva M. I.
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of PPPD of the N. F. Katanov khsu, Khsu named after N. F. Katanov Russia, Abakan

Abstract: The article is devoted to the actual problem of the development of communication skills in children of senior preschool age with general underdevelopment of speech level III. Currently, in preschool education, the formation of children's communication skills with others, which are the key to their successful development, is of particular importance. The algorithm technology "Morning circle", focused on the development of the communicative aspects of speech, developed a program of correctional exercises to develop communication skills that will help teachers to organize a purposeful process and remedial activities with a predominance of positive contacts with adults and peers that are necessary for the formation of an emotionally healthy personality of the child.
Keywords: development of the communicative sphere; dynamic side of communication development; educational technology; preschool children with General speech underdevelopment of level III.

Правильная ссылка на статью
Демьянова К.П. Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/utrennij-krug-kak-forma-razvitiya-kommunikativnykh-navykov-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya.html (Дата обращения: 22.12.2020)

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром с каждым годом становится все более актуальной так, как основные структуры личности начинают закладываются именно в дошкольном периоде детства. Различные аспекты психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи исследованы Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Г.В. Чиркиной, Е.В. Лавровой, В.И. Селиверстовым, С.Н. Шаховской, М. К. Бурлаковой, Л. Г. Парамоновой, Т. Б. Филичевой, Л. И. Беляковой и др [2, с. 41]

Психологами доказано, что те люди, у которых в дошкольном детстве был нарушен именно эмоциональный контакт и коммуникативный аспект с окружающими, в будущем труднее приспосабливаются к среде и, как правило, не способны к совместной деятельности. Общение дошкольников основывается на их личных интересах, симпатии друг к другу и взрослому. Ребенок всегда выбирает избирательно, у него может быть один или несколько сверстников и любимые взрослые.

К сожалению, в наше время возрастает количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР), таким детям гораздо сложнее устанавливать контакт со сверстниками. У таких детей недостаточно развиты речевых средства и познавательная активность. У детей с ОНР очень узкий круг их общения[3, с. 35].  Это все способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности, а также придает специфические черты речевого поведения – затруднения в установлении контакта с собеседником, неумение поддерживать беседу. Чем раньше педагог начнет целенаправленный коррекционный процесс работы, тем легче дети овладеют коммуникативными навыками, которые необходимы для дальнейшего развития личности ребенка.

Воспитатель, планируя пребывание и деятельность детей в группе дошкольного учреждения должен применять и использовать разнообразные формы и методы работы с дошкольниками, обязательно включая всех детей в совместную игровую деятельность.

Коммуникативная деятельность у дошкольника характеризуется активным стремлением вступать в контакт, правильно организовать общение со сверстником, знать нормы и правила при общении. Часто задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков и т.д.).  Это важно, но в педагогике развития первично развитие коммуникативной деятельности, развитие коммуникативных навыком каждого ребенка, а речь – это связь развития[6, с. 56].

 Утренний сбор детей можно осуществлять, используя в системе технологию «Утренний круг», которая является одной из форм организации совместной деятельности с детьми.

Главная цель технологии «Утренний круг» является установление благоприятного психологического климата в группе дошкольников

Задачи утреннего круга:

 -  создать условия для развития коммуникативной среды детей и взрослых;

 -  развить у воспитанников навык культурного общения;

- учить дошкольников понятно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и делать выбор из личного опыта наиболее значимых, интересных событий, рассказывать о них кратко, последовательно и логично, а также развивать у детей умение внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказываниям других.

В общем виде структура группового сбора выглядит так:

1. Приветствие;

2. Упражнения в которые включается артикуляционная гимнастика, элементы тренингаю (2-5 мин.)

3.  Сообщение важных моментов, обсуждение, обмен новостями. (2-10 мин.)

4.  Планирование режима дня.

Организация круга.

Сбор рекомендуют проводить в кругу, чтобы каждый участник был включен в работу и обсуждение. Взрослый вместе с детьми может сидеть на стульчиках, подушках, либо на ковре, важен именно зрительный контакт и участие каждого ребенка, даже если ребенок пока не готов учувствовать, формально он должен быть вместе со всеми, а когда будет готов, свободно включится в работу. Именно в кругу усиливается внимание и чувство единства друг к другу.

Утренний сбор включает в себя несколько компонентов: первый компонент включает в себя обмен информацией это позволит каждому ребенку получить опыт публичного выступления, научиться слушать и слушать других, задавать вопросы, высказывать свои комментарии. Дети должны научится адекватно реагировать на реплики, обращаясь непосредственно друг к другу.

Второй компонент - обязательная групповая деятельность, которая несет за собой развитие сплоченности группы, настрои и позитивное настроение на весь день.

Третий компонент утреннего сбора предполагает сообщение новостей. В конце каждого утреннего сбора с детьми рекомендуется читать новости, которые заранее подготавливаются и вывешиваются до прихода в группу. Все новости должны хранится в уголке утреннего сбора. Новости оформляются ярко, чтобы притягивать внимание, печатными буквами, чтобы в течении дня дети могли подойти и почитать информацию.

Приведем пример начала общения с детьми в рамках утреннего сбора: «Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка будет способствовать вашему позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.

Пусть наша добрая улыбка,

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни,                                  

Делиться счастьем и добром!

Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох). Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу».

После высказываний предлагается детям выбрать цветную ленточку, соответствующею настроению, завязать её на импровизированном дереве желаний.

Работа была организована на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР-д/с «Кристаллик» Республики Хакасия. В исследовании приняло участие 10 детей 5-7 лет с нарушениями речи.

 Цель нашей работы состояла в исследовании уровня развития коммуникативных навыков у детей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В исследовании использовались следующие диагностические методики под.ред. О.В. Дыбиной, которые направленны на выявление уровня развития коммуникативный способностей и навыков у детей старшего дошкольного возраста «Отражение чувств», «Необитаемый остров», «Помощники», «Не поделили игрушку», «Интервью».

По результатам проведенного констатирующего этапа из 10 детей только у 10% детей уровень развития коммуникативных навыков высокий, дети имеют широкий круг общения со взрослыми и со сверстниками, на всех уровнях высокие показатели: различают эмоциональное состояние взрослого или ребёнка и могут рассказать о нём, получают информацию в общении и способны вести диалог, умеют выслушать другого, спокойно отстаивают своё мнение, соотносят свои желания с интересами других, участвуют в коллективных делах, уважительно относится к окружающим людям, спокойно реагируют в конфликтных ситуациях.

Средний уровень сформированности коммуникативных навыков показали 30%, они справились с большинством диагностических заданий, с помощью взрослого, не достаточно инициативны. Ребята показали умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и смогли сами рассказать о нём, а умение спокойно реагировать на конфликтные ситуации – на низком уровне: эти дети не хотят делиться и разрешать конфликтную ситуацию.

Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков показали 60% детей. Многие дети испытывают затруднение при выполнении практически всех диагностических заданий, даже с помощью взрослого.

Полученные данные констатирующего этапа, показывают необходимость коррекционно-педагогического воздействия, которое должно быть направленно именно на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также важности организации и направляющей помощи воспитателя для формирования у детей основных параметров коммуникативного навыка с опорой на ведущую деятельность.

Проанализировав научную литературу по проблеме исследования и изучив особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, нами была разработана программа коррекционных упражнений для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, которые рекомендуем включить в утренний круг.

Программа развития коммуникативных навыков

«Общаться здорово»

Пояснительная записка.

В детском коллективе, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, особенно важно создать условия для формирования коммуникативных навыков, развития и совершенствования их нравственных качеств, ориентации на общечеловеческие ценности, развития самосознания учащихся, личностного развития каждого ученика, формирования и дальнейшего развития ученического коллектива. Утренний круг рассчитан на проведение в старшей группе детского сада, предназначен для занятий с детьми 6-7. Утренний круг проводится 3 раз в неделю. Количество занятий 10. 

Цель утреннего круга: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи:

- создать условия для развития коммуникативной среды детей и взрослых;

- развить у воспитанников навык культурного общения;

– учить дошкольников внятно излагать свои мысли, приводить примеры из личного опыта интересных событий, рассказывать о них кратко, последовательно и логично, а также развивать у детей умение внимательно слушать и слышать.

Содержание утреннего круга.

Подбор коррекционных упражнений для утреннего круга осуществлялся с учетом опоры на личный опыт детей и включении каждого ребенка в игровое действие.

В программе Утреннего круга участвует вся группа. Это связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что может привести к разногласиям в группе. С целью формирования коммуникативных навыков, составлен и применен комплект коррекционных упражнений для Утреннего сбора, который представлял собой серию занятий (в количестве 10).

 

Таблица 1. Программа коррекционных упражнений для утреннего сбора

Тема утреннего сбора

Упражнения

Навык

  1. Знакомство

Упражнение «Маятник» (на создание атмосферы доверия).

Артикуляционная гимнастика

Свечка

Навык:

-Коммуникабельности

-Умение понимать эмоциональное состояние другого человека

  1. Мои эмоции

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «А ну-ка повтори»

Расскажи мне обо мне.

Галерея эмоций

Навык:

- Культуры общения

-Умение вести простой диалог

  1. Когда дразнят

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Мне нравиться, мне хочется»

Упражнение «Ситуация»

 

Навык:

- Бесконфликтного поведения

- Умение получать необходимую информацию в общении

  1. Почему люди обижают друг друга.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Замена»

«Секретики»

 

Навык:

- Культуры общения.

- Умение выслушать другого человека

- Умение понимать эмоциональное состояние другого человека

  1. «Вместе дружно!»

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Передай другому»

«Те, кто»

 

Навык:

- Коммуникабельности

- Умение выслушать другого человека

 

 

  1. Я и мои друзья

Артикуляционная гимнастика

«Стой»

«Консилиум»

«Марионетка»

Навык:

- Культуры общения

- Умение понимать эмоциональное состояние другого человека

  1. Спокойствие, только спокойствие!

Артикуляционная гимнастика

Игра «Что изменилось?»

«Близкие знакомые»

«Вспомнить все»

«Запрещенное движение

Навык:

- Коммуникации

- Умение выслушать другого человека

 

  1. Я и моя безопасность

 

Артикуляционная гимнастика

Телефон доверия

Этюд «Звоню 03»

«Аукцион идей»

Навык:

- Коммуникации

- Бесконфликтного поведения

-Умение понимать эмоциональное состояние другого человека

  1. Мои друзья

Артикуляционная гимнастика

Упражнения «Три дела одновременно»

«Пожалуйста»

Этюд «Добрый мальчик»

Навык:

- Культуры общения

- Коммуникации

- Умение выслушать другого человека

 

  1. Как просто делать подарки!

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Самый необычный подарок»

Упражнение «Получаем подарки»

Навык:

- Культуры общения

-Умение понимать эмоциональное состояние другого человека

В технологии «Утренний круг» участвует вся группа. Это связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что может привести к разногласиям в группе. С целью формирования коммуникативных навыков, был составлен и применен комплект коррекционных упражнений для утреннего сбора, который представлял собой серию занятий.

Игры-упражнения направлены не только на развитие стороны общения, но и развитие речи, памяти, мышления, воображения. Очень важно следить во время утреннего круга на эмоциональные реакции ребёнка, самочувствие, активность, настроение.

Например, при проведении утреннего круга на тему «Мои эмоции», было применено упражнение «Галерея эмоций». Цель: развивать способность оценивать настроение и состояние по внешним проявлениям, создать представление о том, что люди используют мимику, жесты, позы, для обозначения своего отношения к обстоятельствам, ситуациям, словам, формировать навык культуры общения.

Ход упражнения: детям предлагается внимательно посмотреть на плакат «Галерея эмоций» или на вырезки с изображениями персонажей, испытывающих те или иные переживания. Они выбирают картинку, которая наиболее соответствует их чувствам на занятии или в другом месте, в другой ситуации. Педагог спрашивает: «Как вы думаете, что чувствует этот персонаж? А у вас было подобное чувство? Когда и в связи с чем?» Может быть, кто-то из детей захочет рассказать об этом. Далее ведущий рассказывает ситуацию из своей жизни, дети говорят о том, какие чувства они заметили во время его рассказа.

Рекомендации: при проведении упражнения опираться на личный опыт детей, привлекать к участию каждого ребенка.

Таким образом, утренний сбор с использованием технологии «Утренний круг» может являться одним из способов организации свободного общения и развития коммуникативной стороны речи воспитанников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на целый день.

В результате проведенного констатирующего этапа исследования, мы выявили, что коммуникативный навык у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи находится в основном на низком уровне развития.  Следовательно, необходима целенаправленная коррекционная работа, на развитие коммуникативных навыков.

Это дает основание для дальнейшей организации работы по формированию коммуникативных навыков, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, посредством внедрения технологии «Утренний круг». В дальнейшем мы апробируем технологию проведем педагогический эксперимент и подтвердим его эффективность.


Список литературы

1. Антонова Т. В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. В. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. – С. 66-70.
2. Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волкова, Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
3. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – №6.
4. Слинько О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О. А. Слинько // Дефектология. – 1992. – №1.
5. Соловьёва Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – №1. – С.62-67.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина // М. – 1995. – стр. 196 – Опросник «хочу ли я в школу».

Расскажите о нас своим друзьям: