Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 372.893

Дата публикации 22.12.2020

Роль фольклора в духовно-нравственном воспитании учащихся (на уроках истории и обществознания в осетинской школе)

Таказов Федар Магометович
кандидат филологических наук, зав. отделом фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева – филиал ФГБУН ВНЦ РАН, Россия, г. Владикавказ, fedar@mail.ru
Губаева Бела Сослановна
преподаватель истории ГБОУ «Гимназия «Диалог», Россия, Владикавказ, nissabella@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена роли фольклора в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках истории и обществознания в осетинской школе. Автор обращает внимание на практическое использование различных жанров фольклора как инструментарий, способствующий углублению знаний о народной духовной культуре. Привлечение материалов устного народного творчества может способствовать развитию аналитических способностей у детей. Кроме проявления интереса к урокам истории и обществознания, фольклор выполняет познавательные, эстетические и воспитательные функции. Использование фольклорных текстов позволяет улучшить усвоение учебного материала, нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей. Образовательные возможности фольклора предоставляют возможность расширения картины мира учащегося, что способствует усвоению сухих исторических фактов. Помимо духовно-нравственных целей, использование фольклора в контексте истории народов мира способствует переосмыслению культурных традиций, а также дает возможность получения представления о главных жизненных ценностях – толерантности, ответственности, целеустремленности, уважении, патриотизму, любви к малой и большой Родине.
Ключевые слова: фольклор, история, обществознание, педагогика, духовно-нравственное воспитание, этнопедагогика, толерантность.

The role of folklore in the spiritual and moral education of students

Takazov Fedar Magometovich
Candidate of Philological Sciences, Head of the Department of Folklore and Literature, V. I. Abayev North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Research – Branch of the Federal State Budgetary Institution of Science of the Federal Scientific Center “Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences”, Russia, Vladikavkaz
Gubaeva Bela Soslanovna
Teacher of History, «Gymnasium «Dialogue», Russia, Vladikavkaz

Abstract: The article is devoted to the role of folklore in the spiritual and moral education of students in the lessons of history and social studies in the Ossetian school. The author draws attention to the practical use of various genres of folklore as an instrumentation that contributes to the deepening of knowledge about folk spiritual culture. The involvement of oral folk art materials can contribute to the development of analytical abilities in children. In addition to showing interest in the lessons of history and social science, folklore performs cognitive, aesthetic and educational functions. The use of folklore texts makes it possible to improve the assimilation of educational material, moral and behavioral cultural norms and values. The educational possibilities of folklore provide an opportunity to expand the picture of the student's world, which contributes to the assimilation of dry historical facts. In addition to spiritual and moral goals, the use of folklore in the context of the history of the peoples of the world contributes to the rethinking of cultural traditions, and also makes it possible to get an idea of the main vital values - tolerance, responsibility, determination, respect, patriotism, love for a small and large homeland.
Keywords: folklore, history, social studies, pedagogy, spiritual and moral education, ethno pedagogy, tolerance.

Правильная ссылка на статью
Таказов Ф.М., Губаева Б.С. Роль фольклора в духовно-нравственном воспитании учащихся (на уроках истории и обществознания в осетинской школе) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-folklora-v-dukhovno-nravstvennom-vospitanii-uchashhikhsya-na-urokakh-istorii-i-obshhestvoznaniya-v-osetinskoj-shkole.html (Дата обращения: 22.12.2020)

Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества на современном этапе глобализационных процессов отводится духовно-нравственному воспитанию учащихся [5, с. 5]. В контексте усвоения учащимися нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей фольклор занимает один из важнейших воспитательных средств.

С фольклором учащиеся знакомятся, главным образом, на уроках чтения (в младших классах) и литературы (в средних классах). Однако использование фольклора не ограничивается уроками литературы. Различные жанры устного народного творчества могут быть с успехом применены как на уроках литературы, так и на уроках истории, в особенности же на уроках обществознания.

Фольклор в школьном образовании представляет собой как часть этнопедагогики. Этнопедагогика же представляется как история и теория народного, неформального, традиционного воспитания [3]. Как показывают исследования, нивелирование этнической стороны воспитания приводит к потери лучших национальных свойств, приводящее к негативным последствиям [1, с. 7].

При изучении истории в средних классах необходимо учитывать психолого-педагогические особенности восприятия учащимися учебного материала, в особенности, когда они знакомятся с историей государств или народов с иной культурой и традициями. В таких случаях, приводя типологические фольклорные источники, учащимся легче будет воспринимать и запоминать пройденный материал.

Так, например, при изучении истории возникновения искусств и религиозных верований в 5 классе осетинской школы, сравнительный анализ обрядов и ритуалов древних людей с традиционными верованиями осетин позволит детям не только лучше запомнить пройденный материал, но проявит интерес как к самому предмету, так и к национальной традиционной культуре.

В этом отношении фольклорные тексты могут стать ценным материалом. К примеру, текст «Посвящение коня покойнику» [9, с. 370-381] даст возможность понять веру древних людей в загробную жизнь. Во время ознакомления школьников с текстом «Посвящение коня покойнику» можно использовать иллюстрации художника М.С. Туганова к данному ритуалу. Таким образом фольклорный текст достигнет в духовно-нравственном воспитании учащихся следующих целей:

- познавательную;

- эстетическую;

- воспитательную.

Познавательная цель использования данного материала будет заключаться в том, что фольклорный текст будет способствовать углублению знаний о народной духовной культуре как далеких предков, так и членов собственного этноса в недалеком прошлом.

Наглядная демонстрация иллюстраций М.С. Туганова к фольклорному тексту позволит не только облегчить задачу усвоения материала, но и будет способствовать развитию эстетического вкуса.

Если рассказ об истории возникновения религии, появлении обрядов и ритуалов у древних людей учащиеся будут воспринимать только как исторический факт, то анализ фольклорного текста «Посвящение коня покойнику» будет способствовать духовному обогащению через осознание понятия «добро – зло».

При изучении же параграфа 18 «Мудрость Древнего Китая» [4, с. 114-119], рассказывая о китайцах, веривших в сверхъестественные существа в виде крылатых змеев, драконов, следует привести осетинские мифы «Пожиратели луны» («Мæйхортæ») [8, с. 29], «Дракон» («Руймон») [8, с. 80-81].

При изучении китайской культуры огромное значение придается роли Конфуция в истории и культуре Китая, заложившего основы нового философско-религиозного течения конфуцианства. К высказываниям Конфуция следует привести соответствующие осетинские пословицы и поговорки [6], устроив, при этом, анализ приведенных примеров [11, с. 34].

Конфуций

Осетинская пословица

Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький

 

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

 

 

Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

 

 

Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Учение — неиссякаемый родник.

Путь учения надежен.

Ум с человеком рождается, а учится человек потом.

 

 

Совета надо спрашивать у тех, кто пожил и много повидал.

Давать другому совет и левым пальцем можно.

 

Не тот твой настоящий друг, кто тебе губы маслом мажет, а тот, кто тебе может сказать о твоих недостатках.

 

Терпеливому масло достается.

 

По мнению Н.С. Вавилова, пословицы и поговорки несут ярко-выраженный нравственно-поучительный характер [2, с. 68]. Поэтому использование пословиц и поговорок на уроках истории, особенно обществознании, окажет огромное влияние на формирование личности учащегося, его нравственное, умственное, трудовое и эстетическое воспитание. «Пословицы и поговорки помогают привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова, нравственно-этически воздействуют на слушателя, объясняют противоречивую сущность многих жизненных явлений, обогащают и активизируют словарь учащихся, развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность, развивают поэтический слух» [12, с. 20].

Фольклор является тем инструментом, который позволит не только развить духовно-нравственные качества учащихся, но и вызовет неподдельный интерес к урокам истории и обществознания.

Так, например, при изучении темы завоевательных походов Александра Македонского, интерес у учащихся может вызвать историческое предание осетин «Александр Македонский» (Макъедон Алыксан») [8, с. 106-108]. Вспомогательным материалом на уроках истории о походах среднеазиатского эмира Тамерлана станут исторические предания «Аксак-Темур» («Ахсахъ-Темур») [9, с. 618-621]. Исторические предания о Есе Канукове [7] будет полезно использовать на уроках истории с 5 по 11 класс.

Использование фольклора на уроках истории и обществознании способствует не только развитию познавательных и эстетических целей, но и нравственных ориентиров, вызывая у учащихся чувство сострадания, уважения, честности, толерантности, ответственности и целеустремленности. Безусловно, культивированием перечисленных ценностей занимаются и другие дисциплины, но материалы устного народного творчества можно применять на всех без исключения уроках как вспомогательный инструментарий.


Список литературы

1. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика в контексте современной парадигмы. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 285 с.
2. Вавилова Н.С. Еще раз о пословице // Начальная школа. № 3. 1994. – С. 68-69.
3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. – 376 с.
4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс. М.: Баласс, 2015. – 288 с.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2009. – 29 с.
6. Дзагуров Г.А. Осетинские (дигорские) народные изречения. Владикавказ: ИПП им. В.Гассиева, 2018. – 378 с.
7. Есе Кануков /Составитель: Ф.М.Таказов, Г.В.Чочиев. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН. 2017. – 316 с.
8. Осетинские легенды /Составитель: Ш.Ф.Джикаев. Орджоникидзе: Ир, 1989. – 498 с.
9. Осетинское народное творчество /Составитель: З.М. Салагаева. Т. 1. Владикавказ: Ир, 2007. – 719 с.
10. Осетинское народное творчество /Составитель: З.М. Салагаева. Т. 2. Владикавказ: Ир, 2007. – 655 с.
11. Пранцова В.Г., Перепелкина Л.П., Видишева В.П., Ключарева И.С. Фольклор в школе. М.: Юрайт, 2019. – 235 с.
12. Улаева Н.Е. Малые фольклорные жанры – пословицы и поговорки как средство формирования эстетического вкуса // Научное отражение. 2017. № 3 (7). – С. 19-21.

Расскажите о нас своим друзьям: