Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 796.323.2:159.9.072

Дата публикации 30.01.2023

Устойчивость внимания как фактор психической надежности выполнения штрафного броска в баскетболе

Карагодина Анна Михайловна
старший преподаватель кафедры физического воспитания, Волгоградский государственный технический университет, РФ, г. Волгоград, amkara2737@yandex.ru
Болгов Алексей Николаевич
к.п.н., доцент кафедры: «Теория и методика спортивных игр» Волгоградская государственная академия физической культуры РФ, г. Волгоград, nkomban@mail.ru
Лаврентьева Елена Александровна
старший преподаватель кафедры физической и специальной подготовки, Волгоградский институт управления филиал РАНХиГС, РФ, г. Волгоград, elena15lav@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития способности управлять вниманием при реализации штрафного броска в баскетболе. Необходимо отметить, что среди показателей психической устойчивости игрока, важным показателем является способность к длительной концентрации внимания. Автором предложены средства и методы тренировки специальных особенностей внимания в баскетболе. При этом, учитываются специфические факторы, влияющие на надежность точности выполнения штрафного броска в баскетболе. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: свойства внимания, концентрация внимания, устойчивость внимания, средства тренировки внимания, методы тренировки внимания, точность штрафного броска.

Attention stability as a factor of mental reliability of the free throw in basketball

Karagodina Anna Mikhailovna
senior lecturer of the Department of Physical Education, Volgograd State Technical University, Russian Federation, Volgograd
Bolgov Alexey Nikolaevich
Ph.D., associate professor Department "Theory and Methodology of Sports Games", Volgograd State Academy of Physical Culture, Russian Federation, Volgograd
Lavrentieva Elena Aleksandrovna
senior lecturer of the Department of Physical and Special Training, Volgograd Institute of Management branch of RANEPA, Russian Federation, Volgograd

Abstract: This article discusses the problem of developing the ability to control attention when implementing a free throw in basketball. It should be noted that among the indicators of mental stability of the player, an important indicator is the ability to long-term concentration of attention. The author suggests means and methods of training special features of attention in basketball. At the same time, specific factors affecting the reliability of the accuracy of the free throw in basketball are taken into account. This problem has been little studied and requires further research.
Keywords: properties of attention, concentration of attention, stability of attention, means of training attention, methods of training attention, accuracy of the free throw.

Правильная ссылка на статью
Карагодина А.М., Болгов А.Н., Лаврентьева Е.А. Устойчивость внимания как фактор психической надежности выполнения штрафного броска в баскетболе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ustojchivost-vnimaniya-kak-faktor-psikhicheskoj-nadezhnosti-vypolneniya-shtrafnogo-broska-v-basketbole.html (Дата обращения: 30.01.2023)

Соревновательная деятельность в игровых видах спорта имеет ряд особенностей: инициатива часто переходит от одной команды, к другой, что требует мгновенного переключения нападающих действий к защитным; часто судьба матча решается в последние минуты и ответственность игроков за свои действия возрастает. Это говорит о том, что игровая деятельность спортсменов - эмоциональна и конфликтна. В результате, игрок спортивной команды испытывает не только колоссальные физические нагрузки, но и высокое психическое напряжение.

В таких экстремальных соревновательных условиях игроку спортивной команды постоянно приходится контролировать нахождение и перемещение партнёров или соперников, видеть положение мяча и судьи, слышать рекомендации тренера. При этом, баскетболист должен быстро принимать тактические решения, что связано с развитием игрового мышления. Все эти действия неразрывно связаны с процессами сосредоточенности психической деятельности, без которой достичь высоких результатов невозможно.

Таким образом, спортсмены командных видов спорта имеют свои особенности в развитие внимания, обусловленные спецификой вида спорта.

Причинами поражения команды на соревнованиях могут стать нереализованные броски мяча в кольцо с различных дистанций. Не смотря на то, что количественное значение штрафного броска (1 очко) невелико, он имеет стратегическое значение, связанное с особенностью изменять результат матча во время остановки игровых часов. Промахи при выполнении бросков в ряде случаев обусловлены потерей концентрации внимания, сужением поля (объема) внимания или его переключением. В соревновательной деятельности не имея специальных навыков, исправить такое положение практически не возможно. Поэтому, развивать специальные свойства внимания и преодолевать невнимательность необходимо в тренировочном процессе, с помощью развития у баскетболистов способности управлять процессами внимания.

Физиологический механизм регуляции произвольного внимания основан на моторной теории внимания, предложенной Т.Рибо (1888), согласно которой, основная роль в процессах регуляции внимания принадлежит произвольным движениям. Именно благодаря их избирательности, целенаправленности и активизации происходит концентрация усиления внимания, а также его удержание на соответствующем предмете в течение длительного времени (устойчивость внимания) [1].

С. Д. Мишнева, Д. Р. Загидуллин, Д. Е. Пастухов (2018) выявили взаимосвязь результативности бросков в кольцо в баскетболе и такого свойства внимания, как концентрация. Концентрация внимания помогает получать мгновенные ответы на сложные и многоразовые ситуации на игровой площадке. Она помогает игрокам избегать отвлекаемости на шум болельщиков, слышать указания тренера. Способность к высокой концентрации внимания даёт возможность спортсмену выполнять гораздо больший объём своей работы, без потери качества работы [5].

Таким образом, спортивная практика показывает, что игровая деятельность баскетболистов предъявляет повышенные требования к вниманию и его свойствам. Однако, вопрос развития внимания в баскетболе изучен недостаточно. При этом, с особенностями внимания связан процесс психологической подготовки спортсмена и успех в соревновательной деятельности.

Особое значение в спортивной деятельности имеет свойство личности, позволяющее спортсмену стабильно и эффективно выступать на соревнованиях и иметь стабильный прирост результатов. Такое свойство личности в спортивной практике называется психической надежностью. Среди показателей психической устойчивости важным показателем является способность к длительной концентрации внимания, который связан с волевым усилием человека.

Результативный уровень проявления уверенности и надежности баскетболистов заключается в приобретении и стабилизации спортивной формы и стабильного проявления в соревновательной деятельности [7].

Анализируя надежность выполнения штрафного броска в баскетболе, ученые приходят к выводам: результативность штрафного броска, выполняемого на тренировочных занятиях примерно на 12-15 % выше, чем на соревнованиях; в официальных играх, на 8-10 % ниже, чем в неофициальных (товарищеских); у девушек реализация штрафных бросков в соревновательных условиях на 5-6 % выше, чем у юношей [5,6].

И. И. Таран, А. Г. Беляев, Р. Виноградов, А. С. Коскин (2017) в своем исследовании установили высокую корреляционную зависимость (r=0,95) результативности штрафного броска в условиях тренировок и соревнований. То есть, если повысить результативность штрафного броска в условиях тренировки, то повысится и соревновательная результативность броска [2].

В своих ранних исследованиях [3,4], на тренировочных занятиях со студентами-юношами, для развития способности управлять вниманием, мы применяем следующие этапы формирования психической надежности выполнения штрафного броска в баскетболе:

  • выполнение приема с контролем техники движений, обозначения объектов прицеливания, уточнения траектории полета мяча, освоение идеомоторной тренировка броска;
  • выполнять бросковые задания с акцентированием на различных ориентирах (дужка кольца, квадрат прицеливания на щите), с переключением на другие ориентиры или действия, с применением сбивающих факторов (интенсивность нагрузки, шум, освещение и др.);
  • выполнение бросков мяча сериями, при подборе партнерами, постепенно увеличивая скорость сочетания приема «ловля-бросок»;
  • выполнение бросков в условиях, приближенных к соревновательным.

В качестве контрольного упражнения баскетболисты выполняли штрафной бросок в тройках. Один игрок бросает, двое других подбирают мяч и отдают по очереди передачу игроку, выполняемому бросок. Серия считается результативной при условии: одно попадание «чистое», другое – с отскоком от щита. Так, при выполнении броска, происходит переключение внимания с передней дужки кольца к середине квадрата прицеливания на щите, а при ловле мяча происходит переключение внимание на взаимодействие приемов «ловля-бросок», при этом, необходимо концентрировать внимание на объекте (дужка кольца или щит). Время выполнения бросковой работы составляло 5 минут.

В результате проведенного эксперимента, после использования предложенной программы, было установлено, что вначале на последних минутах работы происходило наступление зрительного и двигательного утомления, что приводило к снижению результативности штрафного броска на 23,2 %. После эксперимента, на последних минутах, работоспособность баскетболистов проявляла устойчивое состояние, без снижения результативности бросков (рисунок).

Рисунок. График «истощаемости» концентрации внимания баскетболистов при выполнении штрафного броска в процессе педагогического эксперимента

 

В соревновательной деятельности происходит стабильное повышение результативности штрафного броска от игры к игре. Участвуя в Чемпионате города по баскетболу их реализация у баскетболистов студенческой команды составила динамику от 58 % до 65 %.

Подводя итоги, можно отметить, что в регуляции внимания основную роль играют произвольные движения, формируемые в процессе спортивной деятельности. У спортсменов игровых видов спорта процессы внимания имеют ряд особенностей, связанных с их игровой деятельностью. Они связаны с восприятием игровой обстановки и с принятием решений, основанных на процессах мышления, а также волевыми качествами личности игроков.

Установлено, что психологическое состояние баскетболиста в момент выполнения броска влияет на его точность. При бросках мяча в кольцо необходимо обладать высокой концентрацией внимания и ее устойчивостью в течение длительного времени, а так же способностью его к переключению на другие игровые действия. Штрафной бросок – это единственный бросок в стандартных условиях, время на реализацию которого, предусмотрено правилами игры. Необходимо обучать игроков использовать предоставленное время для концентрации внимания на объектах прицеливания.

В тренировочном процессе подготовки рассмотренные свойства внимания поддаются развитию и тренировке с помощью специальных упражнений, которые позволяют игрокам в сложных игровых ситуациях привести себя в состояние мобилизационной готовности, а также сосредоточиться в момент работы.

Высокая физическая, технико-тактическая и психологическая подготовленность игрока приводит к надежности и стабильности выступления команды в экстремальных соревновательных условиях.


Список литературы

1. Бердников, Д. В. Внимание как специфический психофизиологический процесс регуляции целенаправленной деятельности / Д. В. Бердников // Журнал фундаментальной медицины и биологии. 2017. № 4. С. 21-29.
2. Исследование факторов результативности штрафных бросков в студенческих баскетбольных командах / И. И. Таран, А. Г. Беляев, Р. Виноградов, А. С. Коскин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 3(145). С. 214-217.
3. Карагодина, А. М. Влияние свойств внимания на целевую точность штрафного броска студентов-баскетболистов / А. М. Карагодина, А. Н. Болгов, О. Ф. Крикунова // Теория и практика физической культуры. 2022. № 3. С. 90.
4. Карагодина, А. М. Использование метода сопряженного воздействия в спортивной подготовке студентов для совершенствования бросков в баскетболе / А. М. Карагодина, О. В. Клычкова, В. А. Брыкина // Primo Aspectu. 2018. № 4(36). С. 151-157.
5. Мишнева, С. Д. Оценка психологической напряженности и концентрации внимания при бросках в баскетболе / С. Д. Мишнева, Д. Р. Загидуллин, Д. Е. Пастухов // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 7. С. 191-196.
6. Повышение результативности штрафных бросков баскетболисток студенческой команды / Е. Е. Яворская, А. Г. Родионова, С. В. Левицкая [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 3(169). С. 412-416.
7. Пушкарев, А. В. Психологические аспекты проявления успешности и надежности баскетболистов в соревновательной деятельности / А. В. Пушкарев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020.Т. 15. № 2.С. 92-98.

Расскажите о нас своим друзьям: