Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 37

Дата публикации 30.01.2023

Формирование коммуникативной компетенции посредством китайского медиа-дискурса

Шангараева Лия Фаридовна
Канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков, Казанский Федеральный Университет/ Институт международных отношений / Высшая школа иностранных языков и перевода, РФ, г.Казань, liya.shangaraeva@kpfu.ru
Майкеева Милана Муслимовна
Студентка 3 курса, кафедра иностранных языков, Казанский Федеральный Университет/ Институт международных отношений / Высшая школа иностранных языков и перевода, РФ, г.Казань, milana.maikeeva@gmail.com

Аннотация: Данная статья посвящена формированию коммуникативной компетенции посредством медиа-дискурса на этапе среднего общего образования. В статье раскрывается лингвометодический и культурологический потенциал медиа-дискурса в современном обучении иностранным языкам, в частности китайскому языку. Являясь источником актуальных тем и вопросов, медиа-дискурс повышает интерес учащихся к речевым упражнениям, таким образом создает базу для развития коммуникативной компетенции. В статье предлагается комплекс упражнений по материалам статьи на китайском языке «2022年中国最热门最有前景十大行业有哪些» для развития коммуникативных навыков.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, медиа-дискурс, китайский язык, методика преподавания

Formation of communicative competence through Chinese media discourse

Shangaraeva Lija Faridovna
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Kazan Federal University/ Institute of International Relations / Higher School of Foreign Languages and Translation, Kazan, Russia
Majkeeva Milana Muslimovna
3rd year student, Department of Foreign Languages, Kazan Federal University/ Institute of International Relations / Higher School of Foreign Languages and Translation, Kazan, Russia

Abstract: This article makes an insight into the formation of communicative competence using media discourse in teaching high school students. The article shows the linguistic and cultural potential of media discourse in modern teaching of foreign languages, Chinese language in particular. Media discourse increases students' interest in developing speaking skills, as it is a source of topical issues and questions. The article presents a set of exercises based on the article "2022年中国最热门最有前景十大行业有哪些" which is aimed at improving students’ communication skills.
Keywords: communicative competence, media discourse, Chinese language, teaching methods

Правильная ссылка на статью
Шангараева Л.Ф., Майкеева М.М. Формирование коммуникативной компетенции посредством китайского медиа-дискурса // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-kommunikativnoj-kompetentsii-posredstvom-kitajskogo-media-diskursa.html (Дата обращения: 30.01.2023)

Современный образовательный процесс характеризуется динамичностью, гибкостью, креативностью и постоянными изменениями. Сегодняшнее общество характеризуется растущим распространением средств массовой информации, множественностью мнений, миграцией и развитием межнационального общения на разных языках. Данная практика оказывает большое влияние на образовательные тенденции и требует подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов, владеющей устной составляющей иностранного языка и имеющих обширные знания относительно менталитета страны изучаемого языка. Задача современной школы состоит не столько в передаче обучающимся информации, сколько в обучении использовать эти знания в реальной жизни. Использование медиа-дискурса в качестве учебного вспомогательного материала на занятиях по китайскому языку представляет собой эффективное средство достижения этих навыков.

В соответствии с современными лингвистическими теориями дискурс рассматривается как целостная совокупность функционально организованных единиц употребления языка, находящихся во взаимодействии с контекстом. Дискурс конструирует мировоззрение, отраженное в текстах, поэтому всегда узнаваем, обусловлен контекстом и подвержен влиянию культуры или общества.

 Известный исследователь Т. Ван Дейк рассматривает дискурс, как связную речь в устной и письменной форме, в которой четко прослеживается момент взаимодействия отправителя и получателя сообщения[2]. Н.Д. Арутюнова определяет дискурс, как «речь, погруженную в жизнь», явление, которое рассматривается в режиме текущего времени[1]. Будучи производным понятием от дискурса, медиа-дискурс относится к тем взаимодействиям, которые происходят через устную или письменную платформу вещания, ориентированную на массового читателя, зрителя или слушателя. Медиа-дискурс характеризуется множественностью мнений и массовостью, наличием современных тем для обсуждения и дискуссий, и это, безусловно, привлекает молодое поколение, в частности, обучающихся старших классов. Язык медиа-дискурса предоставляет необходимые языковые данные, которые легкодоступны, популярны и лингвистически богаты (диалекты, языковые варианты и т. д.), социально, исторически и культурно детерминированы[3]. Мы так же должны отметить, что медиа-дискурс является лучшим источником материалов, которые отвечают таким принципам формирования коммуникативной компетенции, как принцип новизны, ситуативности и аутентичности.

Говоря о китайском медиа-дискурсе, то исследователи выделяют два вида медиа: «новые/新媒体» и «традиционные/传统媒体» [6]. Традиционные медиа включают в себя радио, газеты, журналы, телевидение, которые в большинстве своем являются официальными источниками информации, тогда как новые масс-медиа составляют блоги в социальных сетях, а также различные интернет-платформы. Новостные интернет-каналы в основном представляют неофициальные источники информации и существуют, как самостоятельные коммерческие организации. Оба типа масс-медиа являются платформами для описания актуальных в обществе событий, которые способны заинтересовать учеников и послужить темой для обсуждения, а значит и развития речевых навыков.

В данном исследовании мы хотели бы рассмотреть примеры заданий по формированию коммуникативной компетенции посредством чтения статьи, опубликованной на одной из китайских новостных интернет-платформ. В статье под названием «2022年中国最热门最有前景十大行业有哪些», размещенной на новостном сайте «Гаосан» («高三»), говорится о самых популярных профессиях в Китае в 2022 году[7]. Мы отмечаем, что данный материал аутентичен, как и большинство медиатекстов, и является средством передачи не только языковых, но и культурных особенностей языка. Применяя такой материал на занятиях по иностранному языку, нужно обращать внимание на уровень языковой подготовки учеников, их возраст и наличие фоновых знаний о стране изучаемого языка. Помимо этого, данный медиа-дискурс должен соответствовать целям учебной программы и содержать актуальную для учеников лексику[4].

Главное событие статьи, о которой идет речь, – описание профессий, которые представляют наибольший интерес на китайском рынке труда в 2022 году. Цель медиа-дискурса в контексте занятия по китайскому языку – дать ученикам возможность путем дискуссии и групповой работы изложить собственную точку зрения, использовать новые знания в речевой ситуации.

Основываясь на подобранном нами материале, мы разработали комплекс упражнений. Так как на занятии использовался медиатекст, мы хотели бы выделить главные этапы работы с ним:

  1. предтекстовый (дотекстовый);
  2. текстовый;
  3. послетекстовый  [5].

На предтекстовом этапе учащимся предлагают на выбор медиатекст, а также познавательно – коммуникативные задачи, которые нужно решить в процессе чтения. На этом этапе педагог пытается заинтересовать учеников, подготовить их к обсуждению новой темы. Одним из заданий предтекстового этапа этапа в нашем случае стала беседа преподавателя и учеников. В начале занятия преподаватель показывает учащимся иллюстрацию к статье, на которой изображены уверенно смотрящие вперед молодые люди, а также заголовок статьи. Ученикам предложено высказать свои предположения относительно темы занятия. После того, как преподаватель и ученики определили тему занятий (выбор профессии), преподаватель задает вопросы относительно роли профессии в жизни человека, и какие профессии ученики старшей школы считают самыми актуальными. Учащиеся отвечают на вопросы, исходя из собственного опыта и убеждений. Несмотря на актуальность данной темы, некоторым студентам задание может показаться сложным. На наш взгляд, причина того, что учащиеся не выражают свое мнение, может заключаться в незнании слов по теме занятия. В этом случае преподавателю рекомендуется заранее продумать список дополнительных слов, которые ученики смогут использовать при прохождении заданий.

На втором этапе работы с медиа-дискурсом учащиеся знакомятся с материалом посредством его чтения и последующего обсуждения. Перед этим ученикам предлагается ознакомиться с вопросами по тексту. Далее учитель устанавливает время, в течение которого ученики должны самостоятельно познакомиться с текстом статьи. Во время такого чтения ученики меньше отвлекаются, так как перед ними стоит четкая цель, что ждет от них преподаватель, а также какие основные факты из статьи они могут вынести. Далее ученики устно отвечают на вопросы на понимание общего содержания статьи, и учитель презентует второе задание, согласно которому ученикам необходимо прочитать утверждения и решить верны они или нет. Подобно первому упражнению данное задание учит избирательности и позволяет закрепить новую лексику, задействовав ее при устном ответе.

Третий этап (послетекстовый) направлен на организацию беседы о прочитанном. Преподаватель уточняет у учеников, почему представленные в тексте профессии пользуются такой популярностью, ученики отвечают на эти вопросы, тем самым устно проговаривая актуальную для них слова. Далее учитель предлагает ученикам проанализировать, какие актуальные для российского рынка профессии они могут назвать, провести сравнение ситуаций в России и КНР. Еще одним упражнением может быть задание, согласно которому ученики должны назвать основную тенденцию, наблюдаемую в стране изучаемого языка, охарактеризовать главную идею текста несколькими предложениями. В случае если работа ведется с учениками начального уровня, преподаватель может предоставить ученикам список фраз-клише, используемых при анализе, а также список дополнительных слов по тематике, который позволит ученикам принимать активное участие в обсуждении.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что использование медиа-дискурса является ценным инструментом в формировании коммуникативной компетенции при обучении китайскому языку на этапе среднего общего образования. Применение медиа-дискурса актуально, учитывая возрастные особенности учеников 10-11 классов, для которых характерно умение выразить свои мысли, участвовать в обсуждениях и критически мыслить. На наш взгляд, медиа-дискурс отвечает основному принципу коммуникативной направленности, при котором использование иностранного языка становится не только целью обучения, но и способом достижения этой цели. Полученные во время занятия знаний и умения ученики смогут использовать в реальной жизни при общении с представителями иноязычного языкового сообщества. Комплекс упражнений, которые мы разработали на основании публицистической статьи «2022年中国最热门最有前景十大行业有哪些» отвечает методических требованиям и может служить дополнительным инструментом для преподавателей, работающих с учениками 10-11 классов. Применение данного материала на занятиях по иностранному языку развивает коммуникативные навыки учащихся.


Список литературы

1. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева – М. : Сов. Энциклопедия, 1990. – С. 136–137.
2. Ван Дейк Т. Д. Язык. Познание. Коммуникация / Т. Д. Ван Дейк – М., 1989. – 312 с.
3. Плеханова, Ю. В. Медиативные технологии в иноязычном образовании / Ю. В. Плеханова, М. А. Степанова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 5. — [Электронный ресурс]. URL: https://mirnauki.com/PDF/07PDMN521.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
4. Сидоренко Т.В. Принцы отбора и методической адаптации оригинальных видеоматериалов / Т.В. Сидоренко // Вестник ВГУ, Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 1. – С. 207–210.
5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М., 2002. 239 с.
6. 王文洁,汤亚旭。新媒体环境下的话 新闻研究导刊。2015。Vol.6, №24, 77-78页。[Ван Веньцзе, Тан Ясю.Дискурсивные изменения новых медиа].
7. «2022年中国最热门最有前景十大行业有哪些»-URL: http://www.gaosan.com/gaokao/190756.html (дата обращения: 05.12.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: