Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 159.928.235-057.87

Дата публикации 31.01.2023

Образовательные потребности студентов Севастопольского государственного университета в рамках научно-исследовательской работы

Скоробогатова Анна Сергеевна
старший преподаватель кафедры "Иностранные языки", Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, anna.skorobog@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме, связанной с пониманием студентами образовательных потребностей в рамках научно-исследовательской работы. В ходе написания статьи автор использовал метод анализа имеющихся источников, результаты анкетирования и обзор научной литературы. В результате работы проанализированы данные анкетирования, проведенного среди студентов первого курса Гуманитарно-Педагогического Института Севастопольского Государственного Университета. Представленная работа является первой ступенью к дальнейшим исследованиям по предложенной теме.
Ключевые слова: образовательные потребности, студент Вуза, научно-исследовательская работа, высшее образование.

Educational needs of students of Sevastopol State University as part of students' research work

Anna Sergeevna Skorobogatova
Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Sevastopol State University,Russian Federation, Sevastopol

Abstract: The article is devoted to the problem related to students' understanding of educational needs within the framework of research work. When writing the article the author used the method of analysis of available sources, the results of the survey and review of scientific literature. As a result of the work the data of the survey conducted among the first-year students of the Humanitarian-Pedagogical Institute of Sevastopol State University was analyzed. The presented work is the first step to further research on the proposed topic.
Keywords: educational needs, university student, research work, higher education.

Правильная ссылка на статью
Скоробогатова А.С. Образовательные потребности студентов Севастопольского государственного университета в рамках научно-исследовательской работы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obrazovatelnye-potrebnosti-studentov-sevastopolskogo-gosudarstvennogo-universiteta-v-ramkakh-nauchno-issledovatelskoj-raboty.html (Дата обращения: 31.01.2023)

В настоящее время одним из эффективных средств профессионального формирования и совершенствования знаний студента Вуза является научно-исследовательская работа (НИРС). Под НИРС мы понимаем  деятельность, направленную на овладение комплекса методов, приемов, нацеленного на  формирование навыков решения научно-исследовательских задач, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности и инициативности. НИРС по праву считается одним из актуальных и действенных средств, которое способствует повышению уровня подготовки студента [1, с.54]. В Вузах страны действуют две основные формы организации НИРС, а именно включенная в образовательный процесс (примеры: курсовые работы, выпускные квалификационные работы и т.д., т.е. работы включенные в рабочие программы и учебные планы) и дополняющая учебный процесс (примеры: участие в конференциях, академических олимпиадах по различным дисциплинам и направлениям, работа в научных студенческих кружках и т.д.).Одними из задач научно-исследовательской работы под руководством ведущих специалистов кафедры  являются формирование профессиональных компетенций, связанных с ведением тех видов деятельности, к которым готовится студент (научно-исследовательская, экспертно-консультационная, организационно-управленческая, педагогическая); формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования в области будущей профессиональной деятельности; формирование навыков определения целей и задач исследования, для повышения уровня своей профессиональной компетентности; формирование умений осуществлять подбор методик, планирование и организацию проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов для того чтобы правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в документации; совершенствование навыков подготовки научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований; развитие творческого научного потенциала; совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня.

В ходе работы НИРС особое внимание уделяется образовательным потребностям студента Вуза,  опираясь на определение Н.В. Новоторцевой, которая под образовательными потребностями понимает потребности, возникающие в индивидуализированных условиях обучения, связанные с необходимостью успешного обучения [4, с.54] и В.И. Лубовского по словам которого «образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные)», которые может проявить обучающийся в процессе обучения [ 2].

 Преподавателями кафедры "Иностранные языки" Севастопольского Государственного университета (СевГу) ведется активная деятельность в этом направлении. Цель данного исследования -  выявление образовательных потребностей студентов с дальнейшей реализацией основных задач научно-исследовательской работы. В работе анализируются результаты проведенного анкетирования по выявлению образовательных потребностей студентов.

В исследовании был использовал метод анкетирования, позволяющий получить качественные [5, с.205] и количественные данные [3, с.84], для выявления образовательных потребностей студентов 1 курса Гуманитарно-Педагогического Института (ГПИ), СевГу. Среди студентов первого года обучения в 2022 гг. была проведена разъяснительная беседа, порядок проведения анкетирования и собственно анкетирование. В анкетировании приняли участие 68 студентов следующих направлений подготовки: педагогическое образование: иностранные языки (ПОИЯ), психология служебной деятельности (ПСД), педагогическое образование: начальная школа и иностранный язык (ПОНИ), педагогическое образование: история, обществознание (ПОИО), педагогическое образование: химия, биология (ПОХБ). Анкетирование осуществлялось посредством заполнения анкеты, состоящей из 6 вопросов, направленных на раскрытие характерных особенностей и образовательных потребностей первокурсников Гуманитарно-Педагогического института в Севастопольском государственном университете (г. Севастополь).

Анкетирование среди студентов первого курса ГПИ, СевГу было проведено с октября по ноябрь 2022 года.

Таблица 1. Анализ анкетирования по выявлению образовательных потребностей студентов

Вопросы анкетирования

Количественный анализ

  1. Удовлетворяет ли Вас уровень организации образовательного процесса?

- Да, вполне удовлетворяет (50 студентов) 73,5%

- Нет, не удовлетворяет (8 студентов)12%

- Затрудняюсь ответить (10 студентов) 14,5%

2.   Какая организация образовательного процесса наиболее предпочтительна для Вас?

- Онлайн обучение (39 студентов) 57,3%

- Традиционное обучение/оффлайн  (20 студентов) 29,4 %

- Смешанное обучение (9 студентов) 13,2%

3.   Хотели бы Вы обучаться по индивидуальной программе с учетом Ваших потребностей?

- Да (24 студента) 35,2%

- Нет (29 студентов) 42,6%

- Затрудняюсь ответить (15 студентов) 22,1%

4.   Насколько Вы в курсе событий и мероприятий, проводимых в рамках Научно-Исследовательской Работы со Студентами (НИРС)?

 

- В курсе всех событий (12 студентов) 17,6%

- Знаю только о тех, которыми сам интересуюсь (3 студента) 4,4%

- Не знаю о них ничего, не владею никакой информацией (53 студента) 77,9%

5. Как Вы узнаете о событиях и мероприятиях, проводимых в рамках НИРС?

 

- Нахожу информацию на сайте Вуза (14 студентов) 20,5%

- Узнаю о конкретном мероприятии от преподавателя дисциплины/куратора (23 студента) 33,8%

-Узнаю о конкретном мероприятии от одногруппников (4 студента) 5,8%

 - Никак, мне подобные мероприятия не интересны (27 студентов) 39,7%

6.   Хотели бы Вы принимать участие в мероприятиях в рамках НИРС?

 

- Да (28 студентов) 41,1%

- Нет (13 студентов) 19,1%

- Затрудняюсь ответить (27 студентов) 39,7%

Проведенное анкетирование выявило удовлетворенность уровнем организации образовательного процесса  в вузе (73,5% опрошенных), интересным оказался ответ по предпочтениям проведения занятий, 57,3% респондентов выразили желание заниматься дистанционно (можем предположить, что данные результаты связаны с последствиями Covid, а именно временным переходом обучения в онлайн/дистанционный формат). Кроме того, согласно ответов студентов большинство (42,6%) предпочитают работать в традиционном формате/групповые занятия, 32,5% опрошенных хотели бы заниматься по индивидуальному графику. Результаты анкетирования показали невысокую заинтересованность в мероприятиях, проводимых в рамках НИРС (41,1%), 39,9% респондентов затруднились ответить на вопрос. Следует отметить, что студенты не владеют информацией по поводу мероприятий в рамках НИРС (77,9%) и не проявляют интереса к ним (39,7%).

Таким образом, на основе полученных результатов мы можем сделать вывод, что в настоящий момент необходимо разработать комплекс мер, направленных на вовлечение студентов-первокурсников в работу в рамках НИРС, обратить внимание на способы донесения информации о проведении мероприятий в рамках научно-исследовательской работы.


Список литературы

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Изд. центр Академия», 2005. – 128 с.
2. Лубовский В.И Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml дата обращения: 4.01.2023.
3. Матюшкина М.Д. Методы педагогического исследования/ М.Д. Матюшкина: учебное пособие.-СПб.,2012.-178с.
4. Новотворцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб. пособие/ Сост. Н.В. Новоторцева: 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: КАРО, 2006. С. 144.
5. Рузавин Г.И. Методология научного исследования/Г.И. Рузавин:Учеб.пособие для вузов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,1999.-317с.

Расскажите о нас своим друзьям: