Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023
УДК 796.011.1
Дата публикации 31.05.2023
Уровень сформированности мотивации к занятиям физической культурой у школьных учителей и преподавателей вузов
Волкова Галина Александровна
магистрант кафедры медико-биологических дисциплин Вятского государственного университета, РФ, г. Киров, usr22717@vyatsu.ru
Ведерникова Елена Владимировна
канд. биолог. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, РФ, г. Киров, usr11237@vyatsu.ru
Аннотация: Основная проблема нашего общества – снижение двигательной активности в связи с низким уровнем мотивации к занятиям физической культурой. В данной статье представлены результаты изучения отношения и мотивации учителей и преподавателей к занятиям физической культурой. Общеизвестный факт, что многочасовой рабочий процесс у учителей и преподавателей вынуждают их вести сидячий образ жизни. С точки зрения физиологии – это колоссальный стресс для всего организма. Постоянные стрессы, высокая социальная ответственность, не нормированный рабочий день – все это приводит к профессиональному выгоранию, которое влечёт за собой снижение мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.
Ключевые слова: мотивация, физическая культура, учителя, преподаватели.
Student of the Department of Medical and Biological Disciplines, Vyatka State University, Russia, Kirov
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Vyatka State University, Russia, Kirov
Abstract: The main problem of our society is the decrease in physical activity due to the low level of motivation for physical education. This article presents the results of studying the attitude and motivation of teachers and lecturers to physical education. It is a well-known fact that many hours of work for teachers and teachers force them to lead a sedentary lifestyle. From the point of view of physiology, this is a colossal stress for the whole organism. Constant stress, high social responsibility, non-standardized working hours - all this leads to professional burnout, which entails a decrease in motivation for physical education and a healthy lifestyle.
Keywords: motivation, physical culture, teachers, professors.
Волкова Г.А., Ведерникова Е.В. Уровень сформированности мотивации к занятиям физической культурой у школьных учителей и преподавателей вузов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/uroven-sformirovannosti-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoj-kulturoj-u-shkolnykh-uchitelej-i-prepodavatelej-vuzov.html (Дата обращения: 31.05.2023)
Вводная часть.
Особенностью деятельности педагогических работников является преимущественно умственный труд. Мозг, в таких случаях, выполняет не только регулирующую функцию, но и становиться основным работающим органом. Умственная работа учителей и преподавателей заключается в колоссальном объеме перерабатываемой информации, высокой социальной ответственности и эмоциональной насыщенностью рабочего дня. В сочетании с гиподинамией, постоянной нехваткой времени умственный труд приводит к перенапряжению систем регуляции вегетативных функций, что со временем приводит к профессиональному выгоранию. [1]
Одним из последствий профессионального выгорания учителей школы и преподавателей вузов может стать снижение мотивации к занятиям физической культурой, к ведению здорового образа жизни, к демонстрации обучающимся здоровье-ориентированного образа профессиональной деятельности.
Одним из показателей по которому можно разделить учителей и педагогов является опыт работы. Достаточно часто можно наблюдать, что после нескольких лет работы учителя и педагоги испытывают состояние близкое к стрессовому. Показателями данного состояния являются: быстрая утомляемость, головные боли, бессонница, общее ухудшение состояния здоровья, неврозы, ослаблением иммунитета и в связи с эти понижение физической активности [2].
Все вышеизложенные факторы приводят к мысли о том, что может ли школьный учитель или преподаватель вуза с отсутствием мотивации к занятиям физической культурой в полной мере выполнять обязанности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни и здорового поведения обучающихся, согласно статье 48 и 41 Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. [5].
Учителя и преподаватели – это люди, которые играют огромную роль в судьбе каждого человека. Но для того, чтобы стать примером для учеников и студентов им нужно обладать не только хорошей профессиональной подготовкой по предметам, которые он преподает, но и обладать определенным набором человеческих качеств, которые помогут не только замотивировать на изучения преподаваемой дисциплиной, но и собственным примером показать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Основой любой деятельности является мотивация, от нее зависят заинтересованность человека в деятельности, его активность, целенаправленность, нацеленность на удовлетворение своих запросов и потребностей, определение жизненной ориентации. Под мотивацией обычно понимается процесс побуждения к деятельности себя и других для достижения поставленной цели.
У учителей и преподавателей могут быть следующие мотивы, побуждающие их к занятиям физической культурой:
- оздоровительный – укрепление, поддержания иммунитета и здоровья, профилактикой заболеваний, как хронических, так и профессиональных;
- познавательно-развивающий мотивы – изучение функций, потребностей и возможностей своего организма рассматривая не только теоретической аспекты данного вопроса, но и практические;
- воспитательный – позволяет развивать и совершенствовать такие качеств, как самоконтроль, дисциплину и силу воли;
- творческий – разнообразие форм занятий по физической культуре позволяет занимающимся реализовать свой творческий потенциал;
- культурный – влияние информации, предоставляемой по средствам СМИ и модным тенденциям общества;
- психологический – спорт как средство эмоциональной разгрузки психологического состояния, получения удовольствия от достижения поставленный перед собой целей и задач;
- эстетический – стремление к совершенствованию физического состояния тела (телосложение, фигура) для положительного впечатления окружающих;
- соревновательный (конкурентный) – достижению новых результатов, совершенствование, стремление к лидирующим позициям, желание быть лучше, чем окружающие в том или ином виде деятельности;
- коммуникативный – возможность, не только общаться, а искать в ходе коммуникаций людей близких по духу, объединяться в группы по интересам;
- двигательный (деятельностный) – при длительной умственной работе запускается процесс утомления, снижаются функциональные возможности всего организма, что приводит к ухудшению понимания информации. Занятия, направленные на проработку всех групп мышц, повышение двигательной активности способствует восстановлению умственной работоспособности [4].
Таким образом, при формировании положительной мотивации у учителей и преподавателей к занятиям физической культурой можно использовать разные формы и методы деятельности исходя из их доминирующей мотивации.
Экспериментальная часть. Для выяснения уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой у участников образовательного процесса нами проведено анкетирование с помощью опросника Е.М. Ревенко «Диагностика мотивации к реализации двигательной активности» [3], модифицированного нами. Всего в анкетировании приняли участи 115 учителей и преподавателей из 5 регионов Российской Федерации в том числе из Кировской, Костромской и Ярославской областей, Республики Крым, Ямало-Ненецкий автономного округа.
В целом нами показано, что у учителей и педагогов преобладает средний уровень мотивации к занятиям по физической культуре (рис. 1)
Рисунок 1. Уровень сформированности мотивации у учителей и преподавателей
Однако при рассмотрении результатов анкетирование в соответствии с педагогическим стажем мы выявили, что самый высокий уровень мотивации у учителей и педагогов со стажем педагогической деятельности от 5 до 10 лет, в данной группе преобладает высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой – 69,1±0,6%, тогда как в группе, учителей и педагогов со стажем работы более 10 лет высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой выявлен у 41,1±0,57%. У молодых же педагогов и учителей со стажем менее 5 лет не выявлено респондентов с низким уровнем мотивации, у них преобладает средний уровень мотивации (81,6%). В таблице 1 представлены ответы педагогов на вопросы анкеты.
Таблица 1. Результаты анкетирования педагогов
Вопросы | Ответы (n=115) |
Стаж до 5 лет | 33% |
Стаж от 5 до 10 лет | 15,2% |
Стаж более 10 лет | 51,8% |
Предпочитают в свободное время активное времяпрепровождение (часто и периодически) | 68,1% |
Занимаются в какой-либо секции (спортивном клубе) | 65,5% |
Реализуют виды деятельности, требующие больших физических напряжений | 38,1% |
При планировании отдых наличие спортивных сооружений, оборудования является обязательным условием качественного отдыха | 21,2% |
С удовольствием участвуете в спортивно-массовых мероприятиях | 71,7% |
В свободное вечернее время чаще всего предпочитают прогулку на свежем воздухе | 23% |
Считают, что в трудовом коллективе должны организовываться спортивно-массовые мероприятия | 57% |
В семье принято проводить совместный активный отдых | 58,4% |
Обучаясь в вузе с удовольствием посещали занятия по дисциплине «Физическая культура» | 84,9% |
Нравились задания, которые необходимо было выполнять на занятиях по дисциплине «Физическая культура» | 89,4% |
Участвовали в спортивно-массовых мероприятиях помимо обязательных занятий по дисциплине «Физическая культура» | 69,9% |
Были хорошие отношения с преподавателем физической культуры | 70,8% |
Высокая успеваемость по дисциплине «Физическая культура» | 66,4% |
Занятия физическими упражнениями являются важным средством поддержания высокой работоспособности | 34% |
Хотелось бы видеть более развитую физкультурно-спортивная инфраструктуру в микрорайоне где проживают | 49,6% |
Физическое развитие является очень важным | 45,1% |
Для повышения настроения предпочитают занятие любимым видом физкультурной активности | 24,8% |
Для повышения настроения предпочитают прогулку в парке | 43,4% |
Значение занятий физическими упражнениями для формирования и поддержания здоровья одним из главных факторов здоровья | 67,3% |
Мотивируют достижения Ваших коллег к занятиям физической культурой | 75,5% |
Оказывают влияние мотивирующие ролики в социальных сетях | 65,5% |
На основании полученных результатов нами был составлен портрет типичных учителя и педагога по их отношению к двигательной активности и к занятиям физической культурой.
Портрет типичного учителя. Это молодой учитель со стажем работы до 10 лет (59%), свободное время он предпочитает проводить активно – кататься на велосипеде, гулять по парку (73%), заниматься в спортивном клубе (секции) (48%). Ему важен уровень своего физического развития (телосложение, фигура), но он не особо им озадачен (51,6%). При планировании отдыха, типичный учитель обращает незначительное внимание на наличие в местах отдыха спортивных сооружений, оборудования (34%), но при этом активно и с удовольствием участвует в спортивно-массовых мероприятиях (83,5%). Молодой учитель, не только сами активно проводят время, но и прививают любовь к физической культуре и здоровому образу жизни всей семье (71%). Он считает, что физкультурно-спортивная инфраструктура в микрорайоне, где он проживает, достаточно развита (52,7%).
В студенческие годы он с удовольствием посещал занятия по дисциплине «Физическая культура» (89,1%), имел высокую успеваемость (71%), хорошие отношения с педагогом (90,5%) по данной дисциплине и всегда был не прочь поучаствовать в спортивно-массовых мероприятиях во внеурочное время (87%).
Типичного учителя больше мотивируют к занятиям по физической культуре ролики в социальных сетях (54%), чем достижение его коллег (32,7%). Для повышения настроение, после трудового дня он предпочитает скорее прогуляться в парке (34%) или почитать книгу (46,3%), чем заняться любимым видом спорта (19,7%).
Портрет типичного преподавателя. Педагог со стаж работы более 10 лет (68%), в свободное время он предпочтет кататься на велосипеде, гулять по парку (61,9%), а вот занятия в спортивном клубе (секции) (12%) оставит для другого дня. Педагоги уделяет повышенное значение вопросу физическое развития (телосложение, фигура) (48%). При планировании отдыха он обращает внимание на наличие спортивных сооружений, оборудования (50,1%) в местах отдыха. Готов поучаствовать в спортивно-массовых мероприятиях (76,5%) с коллективом и считают, что такие мероприятия должны проводиться в трудовом коллективе (73,9%).
Физкультурно-спортивная инфраструктуру в микрорайоне где проживают, считают недостаточно развитой (63,6%) и был бы рад новым спортивным сооружениям (спортивным площадкам, фитнес-клубам).
Будучи студентом, будущий педагог с удовольствие посещал занятия по дисциплине «Физическая культура» (71%), имел высокую успеваемость (67,2%), хорошие отношения с педагогом (88%). В студенческие годы так же участвовали в спортивно-массовых мероприятиях во внеурочное время (63,1%).
Мотивирующее влияние для занятий по физической культуре на него оказывают успехи и пример коллег (62%), а вот мотивационные ролики в социальных сетях он педагог смотрит редко (26,7%) Для повышения настроение, после трудового дня педагог предпочтет скорее посмотреть телевизор (38%) или почитать книгу (44,7%), чем заняться любимым видом спорта (17,3%).
Заключение.
Таким образом, проанализировав полученные результаты можно сказать, что большой процент учителей и преподавателей обладают средним или высоким уровнем мотивации к занятию физической культурой, но с каждым годом работы мотивация становиться ниже. Мы думаем, что это связанно с нехваткой времени, большой занятостью на работе и профессиональным выгоранием, но тем не менее, мы считаем, что подбор правильных средств и методов позволит повысить интерес к занятиям физической культурой, что приведет не только к оздоровлению педагогического коллектива, но и повысит уровень мотивации к двигательной и социальной активности, и профессиональному долголетию.
Список литературы
1. Ибраев С. А., Жарылкасын Ж. Ж., Отаров Е. Ж., Исмаилов Ч. У. Современные аспекты профессионального риска у лиц умственного труда (обзор литературы) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3(1). С. 62-65.
2. Иванова, Л. А. Профессиональное выгорание педагога // Молодой ученый. 2016. № 1(105). С. 709-711. URL: https://moluch.ru/archive/105/24868/ (дата обращения: 27.05.2023).
3. Ревенко Е. М. Возрастные особенности темпов прироста двигательных способностей обучающихся, различающихся уровнем общего интеллекта // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. 2018. № 2. С. 188-194.
4. Сибагатуллин А. Р., Севодин С. В. Мотивация студенческой молодежи к занятиям спортом в рамках учебных занятий по физической культуре // Актуальные исследования. 2020. № 18(21). С. 115-117.
5. Цибульникова, В. Е. Двигательная активность и соматическое здоровье учителя: нормирование, оценка, мотивация // Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет. 2020. 224 с.