Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023
УДК 37
Дата публикации 31.05.2023
Проектная деятельность как средство развития социальных навыков младших школьников
Казакова Анна Владимировна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», РФ, г. Абакан, ann4.kaz@yandex.ru
Савченко Владимир Владимирович
преподаватель, учитель начальных классов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», РФ, г. Абакан, vova_savchenco_1995@mail.ru
Аннотация: В данной статье описаны особенности использования проектной деятельности в качестве средства развития социальных навыков младших школьников. Выделены основные особенности и значение проектной деятельности, возможности, которые она предоставляет.
Ключевые слова: социальные навыки, проектная деятельность, младшие школьники.
student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "N.F. Katanov Khakass State University", Russian Federation, Abakan
teacher, primary school teacher, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "N.F. Katanov Khakass State University", Municipal Budgetary Educational Institution "Secondary School No. 5" of the Russian Federation, Abakan
Abstract: This article describes the features of using project activities as a means of developing the social skills of younger schoolchildren. The main features and significance of the project activity, the opportunities that it provides are highlighted.
Keywords: social skills, project activity, junior schoolchildren.
Казакова А.В., Савченко В.В. Проектная деятельность как средство развития социальных навыков младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-sotsialnykh-navykov-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 31.05.2023)
В современном нам быстро меняющимся информационном обществе, где особую роль играют взаимоотношения между личностью и социумом, особое значение приобретают социальные навыки личности. Именно поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет социализации личности ребенка, как платформы для дальнейшего обучения и воспитания, становления сильной и всесторонне развитой личности, в целом.
В рамках реализации государственной образовательной политики, в соответствии с действующих законодательством, учителя начальных классов организуют внеурочную деятельность учащихся первых - четвертых классов с целью социализации и развития социальных навыков учащихся.
В качестве средств развития социальных навыков у младших школьников многие авторы указывают проектную деятельность учащихся. Так, Л.В. Мардахаев, в своих исследованиях указывает на специфику применения технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе, которая заключается в том, что с одной стороны работа над проектами учит учащихся работать в группе, формирует социальные ценности и нормы, погружает в социокультурные пространство [1]. А, с другой стороны, работа над проектами помогает личности не просто постигать и принимать нормы и ценностные установки социума, но и менять это самое социально-культурное пространство, совершенствовать его и культуру, менять ценности.
Проектная деятельность младших школьников может быть разделена на типы [3]:
- проекты учебно-исследовательские;
- творческие проекты.
Также, по периоду реализации проекты делятся на краткосрочные и долгосрочные.
По количеству участников: на коллективные/групповые или индивидуальные.
По мнению Н.В. Савиной, проектная деятельность использовалась еще 20-е годы 20 века и заключалась в изучении объекта и предмета исследования, постановки проблемы, поиске путей решения данной проблемы. И использование этого метода будет актуальным в образовательном процессе при любых условиях и в любой возрастной группе учащихся.
Проектная деятельность является одной из форм выражения, которая
основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина [1].
Так, П.Я. Гальперина, Т.Е. Демидова, С.А. Козлова и др., отмечают, что проектная деятельность имеет больше возможностей, как метод развития социальных навыков, чем ряд других методов: игровой, проблемный и т.д [2].
Кроме того, данный метод активно формирует не только необходимые личности компетенции, но и развивает социальные навыки, что особенно актуально для младших школьников. Так как именно в этот возрастной период личность накапливает тот опыт и знания, которые становятся базисом для дальнейшего ее развития. А при негативном опыте социализации, при недостаточно развитых или деформированных социальных навыках индивид не сможет эффективно и комфортно существовать в социуме, даже в близкой группе, а также, будет причиной социального и коммуникативного дискомфорта других. Ни о какой успешности в будущем речи также быть не может, если у ребенка в младшем школьном возрасте не сформированы социальные навыки [4].
Погрузить младших школьников в процесс изучения материала необходимо таким образом, чтобы они начали самостоятельный поиск информации, разрабатывали приемлемые пути решения проблемы [2]. В процессе поиска данной информации учащиеся обращаются к близким людям, специалистам, библиотечным работникам и т.д. Так формируются коммуникативные навыки.
Работая над проектом в команде, ребенок учится уступать другим, обсуждать те или иные идеи и коллективно принимать решения, нести коллективно ответственность за эти решения. В это время идет активное формирование навыков работы в команде, навыков сотрудничества.
Описываемый метод дает возможность ребенку, если проект индивидуальный или коллективный проект поделен по ролям, из всех существующих путей реализации выбрать тот, который ему больше нравится, интересен. Это процесс формирования навыка осознанного выбора и стремления к осознанию собственных потребностей.
Любой проект, кроме процесса создания, предполагает и его представление общественности (это может быть только педагог или целая комиссия на конкурсе, видео отчет), что позволяет развивать у учащихся опыт публичного выступления, ответственности за свои действия и действия других.
Также, метод проектов открывает для педагога, родителей и самих детей возможности по развитию социальных ценностей, умения определять личностную роль в коллективе и обществе в целом. В процессе активного выполнения проекта учащиеся также учатся решать конфликты мирным путем, договариваться, урегулировать сложные ситуации.
Метод проектов – это метод и обучения, и воспитания, ведь для его реализации задействуются и игровые технологии, и учебно-познавательные, творческие, коммуникационные и др. Учатся не только дети, но и, опосредованно, родители и сам педагог.
В качестве примеров можно назвать проекты учащихся начальных классов по окружающему миру: «Сохраним Ёлочку живой!», «Грибное лукошко», «Игры наших бабушек и дедушек». Все эти проекты подразумевают не только поиск информации, общение, но и активную деятельность по посещению разных мест, сотрудничества со специалистами, выходы в природу [5].
Чаще всего темы работ, которые выбирают ребята или предлагает им педагог, находятся на стыке разных дисциплин. Межпредметная составляющая развивает умение ребенка изучать объект и предмет исследования с разных сторон, учитывая все возможные особенности и условия.
Кроме того, проектная деятельность с младшими школьниками – это эффективная платформа для формирования основных компетенций личности, так необходимых школьникам в среднем и старшем школьном возрасте, и являющихся базисом для дальнейшей успешной деятельности индивида уже в студенчестве и профессиональной деятельности.
Так, проектная деятельность закладывает [5]:
- Умение анализировать, выделять главное из всего объема имеющейся информации – компетентность по работе с литературой и информацией;
- Умение и опыт находить профессионалов или респондентов, которые разбираются в объекте и предмете и могут оказать помощь, правильно задавать вопросы, строить конструктивный разговор – коммуникативная компетентность;
- Умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы самостоятельно, нести ответственность за свои действия и слова, организовывать других для решения проектных задач, неси ответственность и за их действия – лидерские компетенции;
- Умение планировать свою деятельность и деятельность других, если они помогают, работают с проектом, помогая. Это выстраивание поэтапного плана работы, тайм-менеджмент, своевременная коррекция планов, если это не обходимо;
- Умение представлять/презентовать свою работы, результаты исследования. Это не только правильно оформленный документ, но и раздаточный материал, интерактивная презентация с выделением главного и расставленными актуально акцентами.
Проекты могут быть разработаны по любому из школьных предметов, главное, чтобы тема была интересно, и работа над проектом подразумевала продукт. В качестве продукта может выступать: итоговое видео о том, как спасти Ёлочку или накормить птиц; брошюра или книга рецептов мороженого; выставка фотографий «мой семейный альбом» и т.д [1]. Так мы разеваем и социальные навыки и необходимые компетенции.
Таким образом, можно говорить о том, что проектная деятельность наиболее эффективно позволяет в рамках образовательного процесса и реализации программы по любому из школьных предметов или даже в межпредметном направлении развивать социально значимые навыки младших школьников, повышать уровень знаний по направлению исследования, а также развивать социально значимые компетенции, необходимые личности в дальнейшей успешной профессиональной деятельности и жизни в обществе.
Список литературы
1) Андреева, Н.Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавиата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская. - М.: Юрайт, 2017. - 294с. - (Бакалавр. Магистр). - Библиогр. С.200-201.
2) Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобр.организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175с. - (Работаем по новым стандартам)
3) Глухарева, О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева
// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№1. - С.17-24.
4) Коробова О. В. Проектная деятельность как средство социализации младших школьников // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov
5) Петрова А. А. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников / А. А. Петрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 574-577. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35747/
6) Пилипейко, Н. П. Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника / Н. П. Пилипейко. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8227/ (дата обращения: 11.06.2023).
7) Стрюк С. О. Роль проектной деятельности в становлении личности школьников и студентов // Проблемы педагогики. 2018. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proektnoy-deyatelnosti-v-stanovlenii-lichnosti-shkolnikov-i-studentov