Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 378.147.016:811.111

Дата публикации 31.05.2023

Модель SAMR в трансформации проектирования заданий на базе современных цифровых инструментов при обучении английскому языку студентов неязыковых вузов

Федунова Мария Николаевна,
Старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, русского и иностранных языков, Санкт-Петербургская академия Следственного комитета, РФ, г. Санкт-Петербург, e-mail: m.fedunova@list.ru

Аннотация: В статье рассматривается возможность проектирования заданий для одновременного развития коммуникативной и цифровой компетенций при использовании цифровых инструментов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Цель данной работы рассмотреть педагогический потенциал цифровых средств для формирования когнитивных процессов разного порядка. В качестве методической основы для отбора и интеграции в образовательный процесс цифровых средств выступает модель SAMR. Анализируется потенциал ее эффективности в целом и каждого из ее этапов по отдельности. Приводятся примеры проектирования заданий на базе современных цифровых инструментов при обучении английскому языку для каждого из четырех этапов модели: подмены, накопления, модификации и преобразования. Описываются отличия в организации образовательного процесса и роли преподавателя при применении такого рода заданий, по сравнению с традиционным обучением. Делается вывод о том, что мeтoдичecки oбocнoвaнный выбор цифровых инструментов, согласно модели SAMR, не только расширяет дидактические возможности и повышает учебную мотивацию студентов, но и способствует формированию как иноязычной, так и цифровой компетенции у обучающихся.
Ключевые слова: модель SAMR, цифровые инструменты, цифровая компетенция, учебная мотивация, обучение английскому языку.

Transformation of task planning through SAMR model by means of modern digital tools in teaching English students of non-linguistic higher education institutions

Fedunova Maria Nikolayevna
Senior lecturer of the Department of the Humanities, Socio-economic Subjects, Russian and Foreign Languages, St. Petersburg Academy of the Investigative Committee, Russia, St.-Petersburg

Abstract: The article deals with the problem of task planning transformation through SAMR model by means of modern digital tools in teaching English students of non-linguistic higher education institutions. The purpose of the article is to consider pedagogical potential of digital technologies for creation of cognitive processes of various levels. The SAMR model is chosen as theoretical grounds for digital media integration into language learning process. Its effectiveness potential is analyzed through on the whole, and for each of its four levels. The subsequent task planning examples using modern digital media according to each model level are drawn: Substitution, Augmentation, Modification and Redefinition levels. The differences in teaching process and the teacher’s role in it are described, compared to the ones of traditional language learning. The following conclusions are drawn: theoretically grounded choice of digital tools according to the SAMR model not only broadens didactic opportunities and enhances the students’ academic motivation but also contributes both to language communicative and digital competence creation.
Keywords: SAMR model, digital tools, digital competence, academic motivation, teaching English.

Правильная ссылка на статью
Федунова М.Н. Модель SAMR в трансформации проектирования заданий на базе современных цифровых инструментов при обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/model-samr-v-transformatsii-proektirovaniya-zadanij-na-baze-sovremennykh-tsifrovykh-instrumentov-pri-obuchenii-anglijskomu-yazyku-studentov-neyazykovykh-vuzov.htm (Дата обращения: 31.05.2023)

Использование цифровых средств для изучения иностранного языка в последние годы приобрело повсеместное распространение. Это связано не только с объективной необходимостью, возникшей в период пандемии COVID-19, но и с доступностью и разнообразием цифровых инструментов, существующих на данный момент. Умело используемые, такие инструменты повышают учебную мотивацию к изучению иностранного языка, особенно если учебные задания осваиваются с помощью цифровых средств и перекликаются с потребностями и интересами студентов, при этом соответствуя способам цифрового взаимодействия (коммуникации) в условиях обычной жизни.

Важность внедрения цифровых инструментов при проектировании заданий важна также потому, что современные реалии требуют от выпускника любого вуза сформированности не только общих и профессиональных компетенций, но и цифровой грамотности, без которой сегодня невозможно представить каждодневного взаимодействия индивида в социальной среде.

Говоря и цифровой компетентности, Розмари Эрлам с соавторами считают, что цифровая компетентность как преподавателя, так и студента включает в себя творческо-продуктивное и критически-рефлексивное использование цифровых средств [3, C. 137]. А Марк Пегрум пишет о том, что обучающиеся должны стать технически подкованными, что означает «умение пользоваться одними и теми же технологиями для учебных и профессиональных целей, и быть способными рассматривать эти технологии критически» (4, C. 39).

Таким образом, преподавателям английского языка необходимо, учитывая современные требования, адаптироваться и постараться использовать информационные технологии, которые могут облегчить работу и улучшить образовательный результат в освоении дисциплины.

Целью данной работы является рассмотреть педагогический потенциал цифровых средств для формирования когнитивных процессов разного порядка при решении конкретной образовательной задачи. В качестве методической основы для отбора и интеграции в образовательный процесс цифровых средств выступает модель SAMR.

Успех применения цифровых технологий зависит от соблюдения определенных условий, обозначенных Международной ассоциацией по использованию информационных технологий в образовании [5]. Так, одним из важных условий является целесообразность применения тех или иных технологий и инструментов. «Toлькo дидaктичecки пpoдyмaнныe мepы дaют лyчшиe peзyльтaты для oбyчaющиxcя и пpeпoдaвaтeлeй» [6, С. 218]. Поэтому при выборе из большого числа цифровых инструментов требуется исходить из проблемы, которую предстоит решить.

Преодолеть сложность в выборе того или иного инструмента при проектировании заданий для paзвития кoммyникaтивнoй кoмпeтeнции нa бaзe цифpoвыx тexнoлoгий может помочь модель SAMR (Substitution, Augmentation, Modification and Redefinition) по интеграции технологий в образовательный процесс. Разработанная в 90-е годы XX века Рубеном Пуэнтедуро, данная модель актуальна и в наше время, т.к. позволяет оценивать степень релевантности и эффективности применения цифровых технологий в учебном процессе [7]. Условно 4 этапа модели делятся на нижние (два первых) и верхние (два вторых) уровни, где нижние используются для улучшения эффективности того или иного задания, а верхние – для трансформации задания в иной, ранее непривычный и не использовавшийся вариант, с помощью цифровых инструментов.

Говоря о терминологии при описании четырех этапов интеграции модели SAMR (Substitution, Augmentation, Modification and Redefinition), в отечественной научной литературе наблюдается разнообразие используеумых терминов. Так одни называют эти этапы «заменой, усилением, модификацией и преобразованием» [8], другие - «пoдменой, пepeoпpeдeлeниeм, пepeпpoeктиpoвaниeм и пepeoпpeдeлeниeм» [6], третьи трактуют их как «замена, приращение, модификация и переосмысление» [1], четвертые - как замещение, улучшение, изменение, преобразование - [9], или как (1) Substitution - Подмена, (2) Augmentation - Накопление, (3) Modification - модификация, (4) Redefinition – Преобразование) [10]. В данной статье мы будем придерживаться последнего варианта.

При этом, важно учитывать не только релевантность и эффективность самих цифровых инструментов, исходя из той или иной проблемы, но и иных педагогических задач, таких как формирование мышления студентов, которое также проходит ряд когнитивных процессов.

По Титовой, двум первым трансформационным этапам модели SAMR соответствуют такие когнитивные процессы, как знание, понимание, применение, а третьему и четвертому – когнитивные процессы более высокого порядка: анализ, оценка, создание [8, С. 105].

Рассмотрим такой пример поэтапно.

Проектирование заданий через первые два этапа модели SAMR позволяет развивать в студентах такие когнитивные процессы, как знание, понимание и применение. Соответственно, задания, которые проектируются на данных этапах, связаны с формированием лексических и грамматических знаний, умений и навыков, их отработкой и контролем.

На первом этапе – этапе подмены (Substitution) – цифровые технологии используются лишь в качестве альтернативного способа представления учебной информации. Таким примером в проектировании заданий на занятиях иностранным языком для студентов юридических специальностей, и в частности, будущих следователей, может быть использование электронных словарей при освоении синонимического ряда и новых лексических единиц по таким темам, как Crime или Evidence. Например, можно предложить электронный словарь общего английского языка https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/, или тематический электронный словарь юридических терминов https://dictionary.law.com/. Такие словари могут использоваться как в интернет формате, так и в виде мобильных приложений. Как мы видим, на первом этапе традиционный образовательный процесс остается без изменений, и за преподавателем остается главная роль при обучении.

На этапе накопления (Augmentation) технологическая составляющая претерпевает качественные изменения. Например, при выполнении контрольных заданий, созданных преподавателем заблаговременно в Google-форм, или в Quizlet, обе стороны получают мгновенную возможность оценивать уровень усвоения учебного материала. Стоит отметить потенциальные возможности такого ресурса, как breakingnewsenglish.com. Данный ресурс, благодаря актуальному контенту, уровневой подачи материала как в текстовом, так и в аудио формате, разнообразным упражнениям на отработку лексики, грамматики, навыков аудирования и говорения и интерактивным заданиям по каждой из представленных новостей, способствует развитию всех видов речевой деятельности, а также коммуникативно-когнитивных умений [11]. Поскольку сайт позволяет в рамках каждой новости распечатать двухстраничный раздаточный материал, содержащий разнообразные лексико-грамматические задания, а также два блока вопросов для обсуждения в парах вопросов по проблеме новостной статьи, можно интегрировать такие мини-уроки, подбирая новостные статьи под требуемую тему программы дисциплины на занятии в электронном виде, выводя информацию на экран, или раздавая материал в распечатанном виде. Кроме того, отдельные задания сайта можно использовать в рамках разминки в начале занятия, или добавлять к текущему грамматическому материалу связанные с ним грамматические задания по пройденной новости. Также эффективен сайт может быть и при планировании самостоятельной работы студентов, особенно, в ключе развития аудитивных навыков, поскольку для каждой новости доступны несколько скоростей ее озвучки. Кроме этого, необходимо выполнить задания в виде диктанта и заполнения пропусков на слух.

Здесь происходит незначительное изменение учебного процесса со смещением центральной роли в обучении с преподавателя на обучающегося.

Следует отметить, что в большинстве случаев преподаватели используют два первых этапа модели SAMR при проектировании заданий как базовые, поскольку на следующих двух этапах цифровые технологии предполагается использовать на более продвинутом уровне.

Так на третьем этапе - этапе модификации (Modification) - учебный процесс претерпевает значительные изменения. Например, задания на закрепление знаний и контроль могут быть представлены в форме компьютерного тестирования, или группа может создавать совместный проект в режиме реального времени на платформах, имеющих функцию совместной работы, например, в google docs (https://docs.google.com), meeting words (http://meetingwords.com/). Здесь можно также упомянуть https://www.diigo.com/ - онлайн-сервис и набор программного обеспечения для создания и хранения заметок и интернет-ссылок. Созданный как сообщество по обмену ссылками на интересные сайты, этот ресурс дает возможность увидеть закладки на схожую тематику, тем облегчая процесс подготовки к проектному заданию, а с другой стороны, предоставляет дидактическую возможность, за счет функции комментариев и аннотации к текстам, проверки письменных работ по заранее заданным критериям. Например, при отработке навыков написания делового письма группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа выполняет задание по написанию делового письма своему коллеге из-за рубежа, а в задачу другой подгруппы входит проверить правильность составления представленного письма по пройденным в аудитории критериям.

Последний, четвертый этап модели SAMR (этап Преобразования) требует отбора цифровых средств таким образом, чтобы проектируемое задание приобрело совершенно новую форму.  Здесь цифровые технологии выступают инструментом создания такого типа задания, или даже, скорее, продукта, который не использовался в образовательном процессе ранее. Иными словами, для создания инновационного продукта, который был бы невозможен без использования цифровых технологий. Так, студентам может быть задано представить выполненную работу в форме интерактивного видео (в формате digital story telling). Для этих целей могут быть рекомендованы такие ресурсы, как wevideo (htps://www.wevideo.com, voicethread (https://voicethread.com), prezi (http://prezi.com), и другие. Иным вариантом задания для студентов неязыкового вуза, изучающих английский язык,  на этапе Преобразования (Redefinition) может быть создание своего сайта, блога или цифрового журнала, например, с помощью приложения FlipBuilder (в бесплатном режиме доступны две попытки), или в бесплатном онлайн-конструкторе брошюр Visme Кроме создания непосредственно брошюры как финального продукта, сервис позволяет использовать такие функции, как совместный доступ к онлайн-проекту, создание комментариев и обратная связь на протяжении всего процесса создания проекта, и др. Все это позволяет не только создавать уникальные проекты, совершенствуя навыки цифровой грамотности, но и глубоко понимать учебный материал за счет персонального вклада в общий проект, что способствует развитию коммуникативных навыков.

На данном этапе, как мы видим, преподаватель скорее является технологом и использует Visme или другой подобный ресурс для создания контента интерактивного курса или для распределения учебных задач, а образовательный фокус внимания смещается с преподавателя на студентов и их проектную работу. 

Таким образом, мы видим, что задания, спроектированные с помощью цифровых инструментов согласно трансформационным этапам модификации и преобразования модели SAMR действительно способствуют развитию когнитивных процессов высшего порядка, - анализа (и систематизации полученных иноязычных знаний, а также возможностей представленных цифровых инструментов), оценки (правильности их применения), и создания (финального продукта) - без которых невозможно было выполнение поставленной задачи. Значит, применение новейших технологий для проектирования заданий, предполагающих проектную деятельность, выводит этот вид деятельности на новый уровень развития и позволяет реализовать заложенный в нее педагогический потенциал. В свою очередь, другие цифровые инструменты обеспечивают развитие предшествующих, простых когнитивных процессов - знание, понимание и умение - и соответствуют двум первым, инновационным, этапам модели SAMR.

Отсюда можно сделать вывод о том, что при проектировании заданий на базе современных цифровых инструментов при обучении английскому языку студентов неязыковых вузов, важно делать отбор этих инструментов таким образом, чтобы обеспечивалась последовательность формирования мышления обучающихся - от простых, до более сложных когнитивных процессов.  Мeтoдичecки oбocнoвaнный выбор цифровых инструментов, согласно модели SAMR, не только расширяет дидактические возможности и повышает учебную мотивацию студентов, но и способствует формированию как иноязычной, так и цифровой компетенции у обучающихся. В свою очередь, критерием оценки степени необходимости применения того или иного цифрового инструмента может эффективно выступать модель SAMR.


Список литературы

1. Трутнев, А. Ю. Использование модели SAMR в преподавании иностранных языков / А. Ю. Трутнев, Е. И. Каргалова // Проблемы и вопросы современной науки : Рецензируемый сборник научных трудов, Самара, 01 марта 2019 года. Том 1(2). Часть 2. – Самара: Научно-Издательский Центр Международной Объединенной Академии Наук (НИЦ МОАН), 2019. – С. 77-80.
2. Prensky, M. (2001). Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, 9(5), 1–6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816
3. Erlam, R., Philp, J., & Feick, D. (2021). Digital Media in the Language Classroom. In Teaching Languages to Adolescent Learners: From Theory to Practice Cambridge: Cambridge University Pressб pp. 135-157. doi:10.1017/9781108869812.008
4. Pegrum, M. (2014). Mobile Learning: Languages, Literacies and Cultures. New York: Palgrave Macmillan. 257 p.
5. Международная ассоциация ИТ-образования (МАИТО): Режим доступа: http://iaite.sstu.ru/index.html (Дата обращения: 05.05.2023)
6. Попова, М. В. Информационно-компьютерная компетенция и проектирование заданий на базе интернет-технологий в преподавании иностранных языков / М. В. Попова // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам : Сборник научных статей по итогам IX Международной научно-практической конференции, Брянск, 14–16 октября 2021 года. – Брянск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Брянский государственный инженерно-технологический университет", 2021. – С. 215-222.
7. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars. – URL: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/2012/08/23/SAMR_BackgroundExemplars.pdf (Дата обращения: 05.05.2023)
8. Титова C.В., Коткова И.С. Методические основы разработки мобильного класса для обучения иностранным языкам в старшей школе. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 2, С.103-114
9. Глотова, М. Ю. Цифровая таксономия Блума и модель цифровой трансформации образования в учебном процессе вуза / М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова // Информатика и образование. – 2019. – № 6(305). – С. 42-48. – DOI 10.32517/0234-0453-2019-34-6-42-48.
10. Ковалевич, И.А., Манушкина, М.М., Дьяченко, Л.А. Развитие метакогнитивных процессов у студентов в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metakognitivnyh-protsessov-u-studentov-v-professionalnom-obrazovanii (Дата обращения: 08.05.2023).
11. Абрамова, В. С. Обучение английскому языку студентов нелингвистических специальностей с использованием новостных образовательных сайтов (на примере сайта www.breakingnewsenglish.com) / В. С. Абрамова // MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство : Материалы IV международной научной конференции, Челябинск, 26–27 ноября 2019 года / Составитель А.А. Морозова. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. – С. 259-263.

Расскажите о нас своим друзьям: