Социальная психология | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 159.99

Дата публикации 30.05.2023

Профессиональная аутентичность как основа просоциальных установок личности

Патрикеева Элла Геннадьевна
Канд. психол. наук, доцент кафедры общей и практической психологии психолого-педагогического факультета, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, г. Арзамас, ellapatrik@mail.ru
Беганцова Ирина Серафимовна
Канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой общей и практической психологии психолого-педагогического факультета, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, г. Арзамас, begancz.irina@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема профессиональной аутентичности как основы просоциальных установок личности. Авторами выделены пути формирования просоциальных установок и активизации просоциального поведения обучающегося в процессе развития профессионального самосознания. Основное содержание исследования составляет анализ апробированной системы работы, которая способствует развитию профессиональной аутентичности. Авторами статьи акцентируется внимание на идее, что особенности профессиональной аутентичности обучающихся необходимо изучать через включение студентов в просоциальную деятельность. Особое внимание уделено описанию этапов совместной работы инновационных площадок в сетевом образовательном треке по проблемам психолого-педагогического сопровождения развития профессионального самосознания и профессионального саморазвития студентов.
Ключевые слова: аутентичность, просоциальные установки, профессиональная аутентичность, профессиональное самосознание, профессиональное саморазвитие.

Professional authenticity as the basis of prosocial attitudes of the individual

Patrikeeva Ella Gennadievna
Cand. of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology, Psychological and Pedagogical Faculty, UNN. N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Russia, Arzamas
Begantsova Irina Serafimovna
Cand. of Psychological Sciences, Associate Professor, head of the Department of General and Practical Psychology, Psychological and Pedagogical Faculty, UNN. N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Russia, Arzamas

Abstract: The article deals with the problem of professional authenticity as the basis of prosocial attitudes of the individual. The authors have identified ways to form prosocial attitudes and activate the student's prosocial behavior in the process of developing professional self-awareness. The main content of the study is the analysis of a proven system of work that contributes to the development of professional authenticity. The authors of the article focus on the idea that the features of the professional authenticity of students must be studied through the inclusion of students in pro-social activities. Particular attention is paid to the description of the stages of joint work of innovative platforms in the network educational track on the problems of psychological and pedagogical support for the development of professional self-awareness and professional self-development of students.
Keywords: authenticity, prosocial attitudes, professional authenticity, professional self-awareness, professional self-development.

Правильная ссылка на статью
Патрикеева Э.Г., Беганцова И.С. Профессиональная аутентичность как основа просоциальных установок личности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnaya-autentichnost-kak-osnova-prosotsialnykh-ustanovok-lichnosti.html (Дата обращения: 30.05.2023)

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что ситуация, сложившаяся в настоящее время, свидетельствует о необходимости признания значимости процесса формирования просоциальных установок современной учащейся молодежи. Образовательное учреждение как специфический социальный институт располагает воспитательным педагогическим потенциалом, обусловленным особенностями учебно-профессиональной деятельности будущих выпускников, личностных установок и ценностных ориентаций преподавательского состава [6].

Ценностные установки студентов медицинского колледжа носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему в качестве реально действующих мотивов деятельности, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного профессионального развития. Более того, существуют профессии, к представителям которых обществом предъявляются требования демонстрировать просоциальное поведение – речь идет об обучающихся и выпускниках медицинских учебных заведений [1, 2].

Просоциальные установки являются важнейшими компонентами структуры личности, которые обусловливаются ее жизненным опытом и определяют её социальное поведение, а также отношение к окружающей действительности. Формирование просоциальных установок обучающихся является важнейшей задачей профессионального образования и не теряет актуальности в современном мире.

Цель данной статьи заключается в исследовании ценностного подхода к проблеме развития профессионального самосознания обучающихся через побуждение человека к просоциальному поведению, то есть к поведению, направленному на помощь другому человеку. Авторами статьи предлагается изучать особенности профессиональной аутентичности обучающихся через включение студентов в просоциальную деятельность. Считаем, что через расширение знаний о сущности профессиональной аутентичности, просоциальной мотивации и функциях просоциального поведения, создаются возможности выявлять психолого-педагогические условия, необходимые для реализации профессионального саморазвития медицинских работников.

К понятию «аутентичность личности» обращались ряд зарубежных исследователей: Дж. Бюджентал, С. Мадди, М. Хайдеггер, Ж-П. Сартр, П. Тиллих, Мерло-Понти и др. Понятия «аутентичность» и «аутентичная экзистенция» в последнее время становятся особенно актуальными и часто используемыми в российском психологическом знании. Так в отечественной психологии дефиниция аутентичности развивается как идея человечности (С. Братусь, Ф. Василюк), жизнетворчества (Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), смыслоосуществления (А.Г. Асмолов), самосозидания (Э.Н. Гусинский),искусства жизни (Л.А. Петровская). Д.А. Леонтьев, Е. Осин, Р. Пивоваров) [7].

Концепции авторов данной работы особенно близок подход Б.С. Братченко, который, анализируя идеи Дж. Бьюдженталя, подчеркивает: «…Если и можно определить «главное дело» жизни человека, то с экзистенциальной точки зрения состоит оно в том, чтобы прожить жизнь именно по-человечески, выбирая в каждый момент свой собственный, аутентичный путь» [5].

Наши теоретические исследования существующих теоретико-методологических концепций аутентичности позволяют предположить, что развитие профессиональной аутентичности обучающегося как системного качества в учебно-воспитательном процессе обеспечивают психологическими ресурсами базовую потребность человека – просоциальность или добровольное намерение личности приносить пользу другим. В нашем случае понятие «профессиональная аутентичность» является более узким по отношению к понятию «просоциальность» и рассматривается нами как: удовлетворение потребности личности самореализоваться в профессии, через способность приносить пользу другим, используя свои профессиональные знания, умения и навыки.

Просоциальность как потребность и как качество обеспечивается такими психологическими основаниями, как личностная, социальная и профессиональная рефлексия, самопознание и саморазвитие, которые позволяют развивать целый комплекс значимых качеств человека, как субъекта деятельности. Соглашаясь с идеями В.А. Лабунской [7, С. 14–32], определяем субъекта незатрудненного общения в сочетании следующих профессиональных просоциальных характеристик: ассертивность, направленность на сотрудничество, признание ценности и уникальности другого, выстраивание своего жизненного мира в контексте существования других.

На основании теоретического анализа научной литературы авторами были выделены пути формирования просоциальных установок и активизации просоциального поведения обучающегося в процессе развития профессионального самосознания:

  • посредством формирования системы знаний, профессиональных компетенций, навыков и опыта оказания помощи и поддержки посредством просоциального поведения;
  • через опору на социальные и личные ценностные нормы и стандарты (поддержание позитивного имиджа, личностной значимости, возможности личностной и профессиональной самореализации, взаимности, социальной активности и ответственности);
  • через развитие эмоциональной сферы личности студента (рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, стрессоустойчивость), способности к эмоционально-волевой саморегуляции;
  • через осознание позитивных последствий просоциального поведения для самого человека и для того, кому оказывается помощь;
  • посредством демонстрации высокой оценки, открытости и признательности в отношении просоциального поведения принимающей стороной.

Далее рабочей экспертной группой на базе психолого-педагогического факультета преподавателями кафедры общей и практической психологии Арзамасского филиала ННГУ в контексте мотивации просоциального поведения обучающихся Арзамасского медицинского колледжа согласно договору о творческом научно-методическом сотрудничестве и совместной инновационной работе, в соответствии с планом работы инновационных площадок по проблемам психолого-педагогического сопровождения развития профессионального самосознания студентов медицинского колледжа первого-второго годов обучения и психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития студентов-выпускников в течение 2021-2022, 2022-2023 учебных годов был разработан план работы, а также определены основные стратегические направления взаимодействия:

  • Обеспечение необходимого научно-методического уровня руководства работой.
  • Оказание руководителям и педагогам методической помощи в организации и проведении инновационной деятельности в образовательном учреждении.
  • Оказание руководителям и педагогам научно-методической помощи в организации и проведении мониторинговых исследований в образовательном учреждении.
  • Осуществление обобщения результатов мониторинга.
  • Осуществление руководства в разработке программ и методик инновационной деятельности.
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам инновационной деятельности.
  • Содействие публикации материалов о наиболее успешном опыте образовательного учреждения.

При планировании инновационной деятельности учитывались потребности и особенности образовательного учреждения с учетом заявленной проблематики.

Так как глобальная цель инновационной деятельности заключается в организации психолого-педагогического сопровождения развития профессионального самосознания студентов медицинского колледжа и их профессионального саморазвития через актуализацию просоциальных установок личности, то данная цель может быть реализована через решение следующих задач: изучение особенностей профессиональной аутентичности обучающихся на протяжении обучения в образовательном учреждении; формирование просоциальных ценностных установок обучающихся; мотивация к профессиональной самореализации,установлению социальных контактов, при условии положительного эмоционального подкрепления; формирование просоциальной активности, стремления принести пользу группе и обществу, направленности на получения социального одобрения, способности к самоподкреплению через осознание правильности выбранного типа поведения; развитие способности к эмоциональному сопереживаниюнуждающимся в помощи[4].

Реализация целей и задач исследования осуществляется в настоящее время в три этапа, каждый из которых имеет свою задачу, содержание, диагностический инструментарий и имеет планируемые результаты.

Первый вводный этап осуществлялся в течение 2021-2022 учебного года. На данном этапе решались задачи, направленные на выявление проблемных зон в развитии профессионального самосознания и профессионального самоопределения у студентов младших и старших курсов.

Содержание деятельности заключалось в обосновании актуальности и постановке проблемы исследования; формулировке запроса; теоретико-методологическом обосновании исследования; подборе психодиагностического инструментария; изучении экспериментальных групп студентов; проведении первичной диагностики; разработке и апробации программы психолого-педагогического сопровождения развития профессионального самосознания студентов медицинского колледжа и их профессионального саморазвития.

В течение первого этапа экспериментальной работы были проведены активные семинары с элементами социально-психологического тренинга, направленные на выявление и уточнение проблемы исследования: «Тайм-менеджмент как инструмент профессиональной эффективности: Управляй своей жизнью», «Эмоциональный интеллект как условие жизненной успешности», «Профессиональная ассертивность как условие успешности в профессии» и другие.

На всех этапах работы (первичная, промежуточная, итоговая психодиагностика) использовался следующий психодиагностический инструментарий: «Изучение профессиональной идентичности» (Л.Б. Шнейдер); «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А.А. Реана); С.Р. Пантилеев «Методика исследования самоотношения (МИС)", модифицированный опросник Столина В.В. «Самоотношение».

В качестве ожидаемых результатов пилотажного исследования на первом этапе работы выступила возможность получения и последующего анализа первичных данных для выстраивания программы психолого-педагогического сопровождения учащихся Арзамасского медицинского колледжа в рамках заявленной проблемы.

Второй основной этап экспериментальной деятельности осуществляется в течение 2022-2023 и 2023-2024 учебных годов. Основная задача данного этапа состоит в интенсификации (стимуляции) процессов профессионального самосознания и профессионального самоопределения студентов с использованием методов активного социально-психологического обучения. Данная задача решается посредством следующего содержания деятельности: продолжение лонгитюдного исследования по заявленной проблеме; обработка, анализ и интерпретация результатов промежуточной диагностики; разработка и реализация программы развития профессионального самосознания и профессионального самоопределения через актуализацию просоциальных установок студентов младших и старших курсов медицинского колледжа, включающей в себя методы активного социально-психологического обучения.

Ожидаемыми результатами данного этапа станет разработка учебно-методического комплекса материалов по проблеме развития просоциальных установок, профессионального самосознания и профессионального самоопределения студентов младших и старших курсов медицинского колледжа города Арзамаса.

Третий заключительный этап экспериментальной работы будет осуществлен в 2024-2025 учебном году. На данном этапе будут подведены итоги лонгитюдного исследования продолжительностью в четыре года, осуществлено осмысление результатов, запланировано тиражирование полученного опыта.

На третьем этапе инновационной деятельности запланировано проведение активных семинаров с элементами социально-психологического тренинга, направленных на выявление динамических показателей в формировании просоциальных установок и профессионально-значимых компетенций обучающихся, выступающих как условие успешности в профессии.

В качестве ожидаемых результатов на заключительном этапе эксперимента выступит возможность издания учебно-методического пособия по итогам деятельности инновационных площадок и проведение всероссийской научно-практической конференции по заявленной проблематике.

Таким образом, профессионально аутентичная установка личности определяется внутренней готовностью личности вступать в профессиональный диалог, что влияет на ценностно-смысловое отношение к профессии и преобразует само отношение к ней в превращенные формы жизненных отношений субъекта в контексте профессии. Развивая заявленную тему в рамках деятельности инновационной площадки, перспективы творческого научно-методического сотрудничества и совместной инновационной работы могут заключаться не только в обеспечении психолого-педагогического сопровождения индивидуальных образовательных треков выпускников ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж», но и разработке системы выстраивании непрерывной траектории профессионального саморазвития среднего медицинского персонала.


Список литературы

1. Беганцова И.С., Маркеев А.В. Характеристики социально-психологической адаптации молодых специалистов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69) Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kharakteristiki-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii-molodykh-spetsialistov.html
2. Беганцова И.С., Маркеев А.В. Особенности социально-психологической адаптации будущих специалистов к профессии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii-budushhikh-spetsialistov-k-professii.html
3. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. Вып. 2. - С. 56–66.
4. Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования Научно-методический электронный журнал Концепт. 2020. № 2. - С. 55-68.
5. Лабунская В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. - С. 14–22.
6. Патрикеева Э.Г., Калинина Т.В. Сетевой трек образовательной системы в решении проблемы профессионального саморазвития студентов // Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы. Сборник статей участников V Международной научно-практической конференции. Арзамас: АФ ННГУ. 2021. - С. 454-459.
7. Рагулина М.В. Ценностно-смысловое содержание понятия "аутентичность" как системного качества личности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №296. – С. 206-212. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovoe-soderzhanie-ponyatiya-autentichnost-kak-sistemnogo-kachestva-lichnosti (дата обращения: 09.05.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: